Сделано полароидом
* * * * *
Время свило гнездышко в твоих карманах, устлав их, для уюта, мягкими катышками пыли, табачной крошкой, скомканными автобусными билетами, чешуйками эпидермиса, ворсистыми по краям обрывками воспоминаний, трухой давно истлевших прикосновений.
* * * * *
«В Санкт-Петербурге организовано движение…» - и в голове мгновенно проносится мысль о какой-то очередной мерзости. И лишь секунду спустя, услышав «…ночных автобусов», успокаиваешься. Сто раз в метро попадалось это объявление, и каждый раз – один и тот же эффект. Верно, не вытравить уже никакой кислотой…
* * * * *
Невысказанное скапливается сгустившейся слюной в ротовой полости, отвратительно выступает подсыхающей желтоватой пенкой в уголках губ эпилептика. Непроизвольно, рефлекторно - сглотнуть! И сразу же резкая скарлатинная боль в горле.
* * * * *
О ДУХОВНОСТИ, мать ее
При такой ущербности плоти, когда большинство - так называемые "низы" - безмозгло, "верхи" - бессердечны, а тонкая прослойка между, именуемая то "совестью нации", то "креативным классом" - бесхребетна, только и остается, что "духовность". Вот она и прет из всех щелей, будто вата из прохудившейся телогрейки.
Врачи предупреждают: "духовность" в больших дозах приводит к сонливости, разрушает клетки головного мозга и плохо сказывается на потенции.
Когда слышишь иных борцов за нравственность, духовность и прочие традиционные ценности, начинаешь понимать, почему явление, при котором каловые массы выходят через ротовое отверстие (рвота экскрементами), получило в медицине название "miserere"... По одной из католических молитв. Разумеется, католической - церковнославянский-то у медиков не в ходу.
Как известно, радетели о духовном здоровье любят умерщвлять плоть. По преимуществу - чужую. Желательно - вместе с ее обладателями.
* * * * *
СТРЕМЛЕНИЕ КЛАСТЬ НА.
Ролан Барт:
"Не бывает семиологии, которая в конечном счете не осознала бы себя как семиокластию"(из предисловия ко второму изданию "Мифологии")
Изумительно: "семиокластия"! - так точно выразить сущность моего интереса и к Фуко, и к Лотману, и к Хейзинге (или к Хейзинга? - черт знает, как склоняется эта голландская фамилия). Собственно, я бы пошел дальше, и говорил бы об иконокластии вообще, в широком понимании данного слова.
* * * * *
ИСПОВЕДЬ ПАРАСИТА
Последнее время меня беспокоит один сугубо экзистенциальный вопрос: можно ли паразитировать на самом себе (к примеру, на себе прошлом или себе будущем, my other self - иначе говоря)? Действительно ли это паразитизм, или нечто совсем иное?
* * * * *
Город-призрак. Введенский канал. 2-ой Инженерный мост (вход в подземное царство, пески Египта вместо летийских вод). Палеонтология брандмауэров – тени-трафареты, отброшенные соседними, исчезнувшими домами, как свет погасшей звезды. Собаки Бродского: "на прежнем месте задирают лапу. Ограда снесена давным-давно, но им, должно быть, грезится ограда…"
* * * * *
Бу-бу-бу, детки, послушайте сказку про страшного бабая. Когда-нибудь. Еще, наверно, не скоро. Очень нескоро. Но когда-нибудь – непременно. «Давлат тили – унинг байроги, герби ва гимни каби шу давлатнинг тимсолидир…» - речь нового Петербурга. Бабулька, раздававшая газету бесплатно, возле станции метро «Черная речка», нахваливала:
– Берите, сынки, берите. Не пожалеете. Очень интересная.
Давлат тили, государственный язык. Лингва франка (нова).
Смешит ваш страх, ваше беспомощное раздражение, выплескивающееся приступами агрессивного социал-дарвинизма, ваши апокалипсические грезы, скорбный плач редкого и исчезающего вида. На реках вавилонских плачете вы – на черных речках, на прикладбищенских – красненьких, как Чермное море, на пряжках-монастырках, на славянках-чухонках – иудейская ваша, славянско-чухонская тоска. Мне, стороннему наблюдателю (vom anderen Ufer, говорят о геях немцы – «с другого, противоположного берега») все это – лишь еще один яркий мазок в пестрой картине жизни. Пестрой, как туранский хан-атлас.
Самое странное в этом издании – кириллический шрифт. В Узбекистане-то, кажись, латиница теперь?
* * * * *
АНДРЕЙ-МАРАТ... Ныкаясь где придется – в заброшенных домах, в общественных сортирах, на стройке (когда закончится смена), прямо на улице – под деревом, как собака (к себе ведь не приведешь: снимает комнату с еще несколькими соплеменниками – искателями счастья, для которых он – "натурал", иначе жизни не дадут).
Схожие на зеленоватые сопли следы недолюбви – на розовом, с хрящами, с прожилками, с белыми жировыми вкраплениями кристаллов, холодце гранита. Грустные и непристойные. Словно кто-то плюнул с досады в неаппетитный ужин.
Андрей-Марат, 36-летний гастарбайтер из Туркмении, неудавшийся мой любовник. Звал уехать с ним в Ашхабад. Подобрал меня на остановке, надеявшегося еще поймать последний ночной автобус до дома.
Сколько мне было тогда? Двадцать с чем-то. Сам он мне показался почти стариком (надменный эгоизм юности). Рано, как многие южане, поседевший. Тихо подсел рядом. Предложил пиво. И секс. Без обиняков. Сказался Андреем, но по акценту и внешности сразу было понятно – имя ненастоящее. Купил по бутылке «Балтики», девятке – себе и мне. Потом мы пошли на набережную, где неумело целовались, играя языками как в малобюджетном порнофильме. Он тискал сквозь плотную ткань связку ключей в кармане моих узких джинсов, приняв ее, вероятно, за член, который, «почему-то», все никак не хотел набухнуть и затвердеть (я даже вспомнил сцену из «Улисса», в борделе, с картофелиной Блума). Затем он слегка надавил мне на плечи, и мое лицо оказалось перед его расстегнутой ширинкой. Но дело как-то не заладилось: пиво, неожиданно, возымело на меня странное действие, и я давился… от непреодолимого, почти истерического смеха. Какая уж тут, к дьяволу, "эротика"?!? Так что, несчастному «Андрею» пришлось помогать себе самому, заскорузлой от строительных работ рукой. И – мое извечное проклятье («Что-то из Толстого», рассказ Теннеси Уильямса) – все вдруг перешло в литературную плоскость. Мы (опять «Улисс»!) долго шатались ночным городом, повышая градус (увы, не эмоционального накала) возле каждого попадавшегося на траектории наших несколько хаотических блужданий ларька. И он рассказывал. Не замолкая изблевывал из себя. Всю свою жизнь.
Сюда, в Питер, Марат (так в действительности звали моего нового знакомца, впрочем, думаю, и это имя поддельное) приехал не столько подзаработать, сколько хоть на время избавиться от своей опостылевшей «половины», с которой его свели, согласно старинному туркменскому обычаю, еще в детстве (обоим было по двенадцать) их родители. Прижив вместе двух дочек, они с супружницей так и не стали хоть сколько-то ближе друг другу. Не сильно преувеличу, сказав, что жену свою Марат ненавидел. Да и к дочерям отцовских чувств, насколько я смог понять, не питал. Свою гомосексуальность осознал в четырнадцатилетнем возрасте, еще будучи учеником ашхабадской художественной школы (осваивал хохломскую роспись – такая, вот, отрыжка имперского «плавильного котла», где нации «сливались», точней – слипались, до консистенции «единой советской»). А помог с этим Марату, попутно лишив девственности, его восемнадцатилетний приятель. И (слова Марата) – как «крышу» снесло: потом они занимались любовью каждое свободное мгновение, в – романтика с местным колоритом – поле, среди хлопка, на окраине Ашхабада, куда подросток мотался к возлюбленному на велосипеде. Когда обо всем узнали в училище, его выперли оттуда, по-тихому, дабы не поднимать скандала (нужно отдать должное директору заведения – жизнь ломать парню он не захотел). А потом были какие-то аксакалы и карсакалы, чьи «стальные х**» Марат нахваливал, словно свой собственный. И были нежные славянские мальчики, уже здесь, в Питере. В том числе некий Санек, мой одногодка, собиравшийся вскоре жениться (причем, в избранницу свою, похоже, и впрямь влюбленный, да и вообще, по мнению Марата, вовсе не «голубой», «просто захотелось пацану перед свадьбой погулять, поэкспериментировать»). Что, впрочем, не мешало ему отдаваться с каким-то, даже, остервенением, подставляя все углубления и отверстия своего субтильного (а может, напротив, накаченного или по-дамски пухленького и розового) тела, словно заправская шлюха…
Болтали и болтались мы долго, до самого утра. И вдруг, перед тем как расстаться, почти навзрыд, почти всхлип: поедем, а? Поедем со мной в Ашхабад…
* * * * *
Еще немножко Востока.
Над секретером: пожелтевшая страница из старинного Корана – лазоревая и алая вязь, местами размытая, и какой-то дурацкий вымпел: «ЧАПАЕВ адындакы, 60 йыл (1930-1990)», дурацкостью своей меня и привлекший. Все подобрано на улице.
* * * * *
И тут ему пришел Конец. This is the end, my only friend, the end...
* * * * *
Стиль одежды – эклектика нищеброда переходного периода (из подростков в старики) в межсезонье. Иллюстрация к эпиграмме павловских времен: "низ мраморный (сподобился таки на новые дорогие ботинки), а верх кирпичный". Ранее "кирпичным" был именно низ.
Стиль прически – дотлевающая готика. Перхоть и "первая" седина (на деле первую обнаружил парикмахер, когда отроду было лет восемь) довершают сходство с уже подергивающимся золой пепелищем.
* * * * *
Мне приснился сон, содержание которого я раскрывать не стану. Очень страшный сон. Мне такие время от времени снятся. В нем не было ничего сверхъестественного, ничто не угрожало моей жизни, никто меня не преследовал. В этом сне не было смертей близких. Это все сны пустяковые - стоит открыть глаза, как твой кошмар тут же развеется. Просто-страшные-сны я даже люблю (особенно если они ярки), как иные любят смотреть триллеры и хорроры (тут одно лишь отличие: такие "фильмы", срежиссированные твоим сознанием, обычно намного талантливее, интересней, сложней по образности тех, что произведены в Голливуде, плюс - ты сам становишься героем такого "фильма", более того - тебе, не подвергая даже малейшему сомнению твой талант, твои актерские данные, безо всякого кастинга, доверяют, как правило, главную роль; что называется - чистое удовольствие). Не-ет, это был ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАШНЫЙ СОН, ибо ужас охватывает тебя именно в тот момент, когда ты уже проснулся, и долго еще после этого тебя не отпускает. Ужас и стыд. Да нет, не об эротических снах речь идет. Насколько бы "грязными" и извращенными ни были б мои эротические видения (даже, если бы за иные из них, вздумай я осуществить все это наяву, мне бы полагалась тюремная камера или лагерная зона, без права на досрочное освобождение, а то и - пожизненное пребывание в психиатрической клинике), я ни разу не испытывал по данному поводу каких-либо угрызений совести, прекрасно понимая их природу. Страх и стыд вызывают у меня сны, где я совершаю подлость, проявляю неоправданную жестокость (особенно, если к близким людям или же к абсолютно беззащитным существам - детям, животным), оказываюсь шкурником и трусом, предателем и мерзавцем. Ибо, раз ЭТО живет в тебе, значит ты и вправду таков, значит, случись что, способен проявить себя с этой стороны и в реальной жизни. И вот тут-то и рождается страх и отчаяние. Рождается неприязнь к самому себе. А потом могут полдня торчать в горле комом, который ты не в силах проглотить...
* * * * *
Кстати, Макс Калошин был первым антиглобалистом и предсказал Интернет. Из его парижского поэтического отчета Маргарите Сабашниковой, художнице и будущей супруге:
Есть злая власть в душе предметов,
Рожденных судоргой машин.
В них грех нарушенных запретов,
В них месть рабов, в них бред стремнин.
Для всех людей одне вериги:
Асфальты, рельсы, платья, книги,
И не спасется ни один
От власти липких паутин...
* * * * *
Вся совокупность тебя - образы, люди, тела, лица, предметы, места, действия, мысли, воспоминания (подлинные и ложные, свои и заемные, по преимуществу, конечно, заемные, как у всякого, кто боялся жить) - лишь один моментальный снимок. Сделанный полароидом, и потому обреченный исчезнуть.
* * * * *
КОЛЛАЖ ИЗ ЛЕЖАЛОГО ТОВАРА.
Может еще когда-нибудь...
Свидетельство о публикации №216041300324