Корень жизни Глава вторая

               
             Проснулся я перед обедом. Семья Олега сидела за столом и играла в карты. Спрыгнув с полки, я поздоровался и, посмотрев на часы, удивился:
              - Почти двенадцать часов проспал!
              - Мы уж подумали, что ты в зимнюю спячку залег, - рассмеялся Олег. – Восстановил силы после Москвы?
              - Для себя я уже давно сделал вывод – чем дальше от столицы, тем полезнее для здоровья. А наш поезд уже отстучал от нее более пятисот километров.
              - Тогда промой глаза и на прием к нашему Шерлоку Холмсу, -  кивнув на улыбающегося сына, сказал Олег. В гостях он научился по отпечаткам пальцев отгадывать карты. Нам он уже наморщил лбы  - не можем понять, как он это делает. Теперь с нетерпением ждет тебя.
             Вернувшись из туалета, я шутливо доложил Славе:
             - Подопытный кролик к испытаниям готов!
             - Сначала я возьму у вас отпечатки пальцев, - с хитринкой в глазах произнес Слава и, протянув мне колоду карт, попросил: - Вытяните любую карту и положите на стол
             Я исполнил просьбу.
             - На этой карте остались ваши отпечатки. Она будет эталоном. После чего он накрыл руку с колодой карт шапкой и попросил:
             - А теперь вытащите из колоды карту, запомните ее и положите в колоду. Для усложнения фокуса я разрешу вам под шапкой потасовать колоду. Потом я сравню оставленные на карте отпечатки пальцев с эталоном и по ним отгадаю вытащенную карту.
            Этот фокус мне был известен еще со студенческих времен, но я не подал виду, так как меня занимала его разработка в исполнении Славы, и добросовестно проделал все, что просил фокусник. После этого Слава стал вытаскивать из-под шапки по одной карте и сравнивать с эталоном. Когда он вытащил мою карту, то положил ее рядом с эталоном и, вцепившись в меня папиными глазами, спросил:
           - Она?
           - Удивительно! – к удовольствию Славы воскликнул я и беспомощно развел руками.
          - Вот и мы – пятый раз смотрим, а разгадать не можем! – без притворства признался Олег и вышел покурить.
          Я вышел вслед за ним и в тамбуре признался ему, что тайна фокуса мне известна. 
           - Ты так естественно играл, что я подумал…
           - Раскроет тебе ее сам Слава, в обмен  на фокусы, которые я продемонстрирую с твоей помощью. В одном я буду угадывать карты по запаху, а во втором - по масти. Вникнув в суть фокусов, Олег просмеялся  и только после этого вошел в купе, а через минут пять и я.
            - Ну, фокусник, я тоже могу отгадывать карты. Только по запаху и по масти, - заинтриговал я Славу.
            - Как это?! – не поверил он.
            - Давай колоду, покажу.
             Он протянул мне карты и уставился на меня. Я разложил на столике десять карт и предложил Славе:
             - Когда я отвернусь, ты прикоснись рукой  к одной из карт и запомни ее, а я по запаху ее отгадаю.
              - Хорошо, - рассмеялся мальчик,  не поверив мне.
              - Готово! – крикнул Слава.
            Я повернулся, понюхал Славу, а потом стал поочередно принюхиваться к картам. Когда очередь дошла до карты, к которой прикоснулся Слава, Олег своей ногой слегка нажал на мою, и я уверенно сказал: « Она».
             - Это случайно! – не поверил Слава. – Давайте еще  раз!
            Я повторил и опять угадал. Теперь и Вера  вместе с сыном во все глаза следила за моими действиями, но тоже ничего не заметила.
            - Сдаетесь! – победно спросил я.
            - Такого не может быть, - задумчиво протянула  Вера.
            - Ты же различаешь духи по запаху?
            - Не все, но различаю…
            - Почему же я не смогу распознать по запаху какую-то карту? – прикинулся я.
             - А по масти  как? – пришел в себя Слава.
             - Смотрите, но для его  исполнения нужна очень сильная внутренняя концентрация. Может и не получиться, - заострил я их внимание на сложности фокуса.
            Придерживая одной рукой колоду карт на лбу пальцами, другой я нащупывал карту и с помощью ноги Олега, нажимавшей мою ногу при красной масти, стал  угадывать. 
            - Черная, красная,… -  и к изумлению матери и сына  ни разу не ошибся.
            - Как  это у тебя получается! - удивилась Вера.
            - Я с детства развиваю осязание, - невозмутимо ответил я.
            Олег, с трудом сдерживаясь от распирающего его смеха, поспешно вышел из  купе. Через минуту, сославшись на необходимость подышать свежим воздухом, для снятия сильного напряжения, якобы  возникшего у меня при демонстрации фокусов, я вышел к нему и нашел его хохочущего в тамбуре.
             - Ну, держись! Такого подвоха семья тебе не простит, -  шутливо предостерег я его.
             - Теперь он у меня в руках! Просто так я ему не раскрою секреты, - сквозь смех сказал Олег.
             Посмеявшись, мы с невозмутимым видом вернулись в купе.
             - Дядя, ну скажите правду. Как вы угадывайте?! - стал упрашивать меня Слава.
             - Тебе сейчас надо думать о том, как наверстать допущенное отставание в школе, из-за путешествия в Москву, а не о фокусах, - нравоучительно изрек я. А секреты знает твой папа.
             - Будешь хорошо себя вести, расскажу, -  подтвердил Олег.
             После обеда я спросил у Олега:
             - Как вам живется в Приморье?
             - Скоро вымрем, как тигры. Работы нет, а кто работает честно, так за копейки. К примеру, моя семья: Вера работает в детском саду, я  - в лесничестве и еле держимся наплаву. Если бы не тайга, то тяжело бы пришлось.
             - А чем богата ваша тайга?
             - Ты не слышал про Уссурийскую тайгу?! –  удивленно посмотрел на меня Олег.
            - После фильма «Дерсу Узала», вряд ли кто о ней не слышал. А я еще и книгу прочитал Владимира Арсеньева «В дебрях Уссурийского края», от которой не мог оторваться. Сейчас, наверное, мало что осталось от дарованных нам природой богатств. При нашем-то умелом хозяйствовании,  - усмехнулся я.
             - Ты прав. Разбазаривание тайги идет полным ходом. Особенно сейчас. И все вывозится за бугор. Вырубаются самые ценные породы деревьев, хищнически уничтожается животный мир, а о  разумной заготовке  лекарственных растений говорить не приходится, особенно достается женьшеню…
             - Женьшень еще сохранился! А я  где-то читал, что в дикорастущем виде его уж и не найти, -  с удивлением перебил я Олега.
              - Он занесен в Красную книгу, но и сейчас
выдаются лицензии на его заготовку в небольших количествах.
              - И ты находил?!
              - Иногда и мне везло, - улыбнулся Олег. – В следующем году, в начале августа, опять попытаю счастье. Лицензию мне пообещали.
              - В наше время найти в Уссурийской тайге женьшень – такая удача! Я завидую тебе.
                - Ты не завидуй, а присоединяйся, - вдруг предложил Олег.
                - Неужели это возможно?!
                - Впишу тебя в лицензию и вперед. Но прежде осознай, что я приглашаю не на пикник, а в Уссурийскую тайгу!
               Тут проводник принес заказанный чай. Вера открыла полулитровую банку с белым медом и предложила мне:
              - Отведай нашего медку. Липовый.
              Я попробовал чайной ложечкой мед и восхитился:
               - Какой ароматный! Наверное, он взят не только с цветков липы, но и с других таежных медоносов. И возможно с цветка женьшеня!
                - Ты прав. Липа преобладает, а там еще много чего намешано. Наши пасечники говорят, что могли бы его тоннами отгружать. Только кому? Это ж хлопотное дело и рискованное, -  пояснил Олег
                - У меня идея!  В Чите мой хороший знакомый предприниматель Евгений занимается заготовкой наших таежных даров: кедрового ореха, грибов, брусники и голубики. Предложу-ка я ему с моей и твоей помощью приобрести хотя бы трехтонный контейнер  меда из Уссурийской тайги. Он мужик рисковый и умеет находить покупателя. Думаю, что согласится. Мы с тобой на его деньги закупим и отправим мед, возьмем себе небольшой процент, а потом отправимся в тайгу на поиски женьшеня.
              - Хорошая идея, - одобрил Олег и уверенно добавил: – На меня можешь положиться, - затем закрыл крышкой банку с медом и подал  мне: - Мой первый взнос в  проект - наглядная агитация для твоего предпринимателя.
             Вдохновленные идеей мы обменялись крепким рукопожатием под одобрительные возгласы Веры и Славы.
             - Хоть я и люблю грибы, но даже после твоей аппетитной агитации, грибника из меня не получится, потому что время сбора грибов совпадает со временем поиска женьшеня, а я корневщик со стажем. Что бы тебе была понятна разница между страстью грибника и корневшика, я расскажу тебе о женьшене подробнее, так как я понял, что о нем ты слышал звон, а не знаешь где он, - предложил Олег.
              - Подмечено точно, - сознался я. - Мой интерес к нему, пробужденный фильмом и книгой  Арсеньева, постепенно угас, а современника, который не книжными впечатлениями поделился бы со мной, а своими, выстраданными, я до сих пор не встречал.
              - Тогда слушай. Начну с того, что это многолетнее травянистое растение пришло к нам  из далеких доледниковых времен и уцелело в Приморье лишь потому, что до нас ледник не добрался.
             Некоторые исследователи утверждают, что в тибетской медицине он уже применялся около  пяти тысяч лет назад. Ни одно растение не приковывает к себе столь пристальное внимание человека, как женьшень. О нем уже написаны многотомные книги, но до сих пор многие научные коллективы бьются над  разгадкой его чудесного воздействия на человека. Это реликтовое растение овеяно многочисленными легендами и сказаниями. И, на мой взгляд, из них самая прекрасная та, которая утверждает, что там, где молния ударяет в прозрачный горный источник, зарождается  женьшень, вобрав в себя силу небесного огня.
             По латыни его называют «Панакс» (лекарство от всех болезней). Еще называют корнем жизни, семенем земли, чудом мира, святой травой. Но прижилось -  «женьшень», что с китайского означает человек- корень, так как он и в самом деле похож на обнаженного человека.
           - Какой срок жизни отвела ему природа?
           - Считается, что в среднем женьшень живет около ста лет, но некоторые исследователи утверждают, что он может дожить и до четырехсот. И этому есть подтверждение. В 1905 году в Манчжурии нашли корень в возрасте более двухсот лет, и весил этот долгожитель около 600 граммов! Этот корень имел множественные ответвления и жемчужные наросты, которые делают его особенно ценным.
           При неблагоприятных условиях женьшень впадает в спячку и может находиться в таком состоянии десятки лет. А при нормальных - он всходит как обычная трава.
           Плохо, что его стебли появляются раньше других растений и на пожухлой прошлогодней траве хорошо видны. Этим пользуются браконьеры. А женьшень размножается только семенами, поэтому и разрешается его заготовка осенью, когда они созреют. В этот период, благодаря ярко-красной окраске созревших плодов, поднятых на цветоносе, облегчается поиск корня. Настоящий корневщик никогда не нарушит поверье - «Семечко не посеешь – духов гор и лесов обидишь». Но всходит оно долго - через два, а то и три года.
           Возраст его можно определить по количеству листьев. До сих пор корневщики употребляют китайские названия для возрастной характеристики женьшеня. Однолистные называются «почанцза», двулистные – «альтаза», трехлистные – «тантаза», четырехлистные – «сипие», пятилистные – «упие». Ну, а  шестилистные – «липие» сейчас такая  редкость, что о них уже и забыли.
            Сейчас заготовка  женьшеня весом  менее десяти граммов запрещена, но браконьерам это не указ.
           - 10 и 600! - Это же не рациональное использование такого богатства!
          - В диком виде годовой прирост корня составляет один грамм или немного больше. Так что считай, когда он наберет такой вес.
          - Поскольку в диком виде женьшень встречается все реже и реже, то почему бы его ни культивировать в нужных объемах? -   поинтересовался я. - Ведь его уже научились выращивать на грядках.
           - Научились. Но цена такого корня не велика. Не зря китайцы говорят «легче приручить тигра, чем вырастить женьшень». Вот почему корневщики пока востребованы.
           О них отдельный разговор. В поисках женьшеня они покрывают по нашей тайге десятки километров. Искатель женьшеня должен не только хорошо знать тайгу, быть выносливым и остроглазым, но и  обладать развитой интуицией. Однажды мой знакомый нашел в низине женьшень весом почти двести граммов! Его товарищи отговаривали не терять время на поиск корня в том месте, так как  по всем приметам там его не должно было быть. Но  его будто кто подталкивал сходить туда. Сколько потом было разговоров. Даже в газетах пропечатали.
           А в прошлом году и мне подфартило. Вся неделя прошла в бесплодных поисках. Уже домой возвращался. Один участок пути решил спрямить и попал в такой буреломный лес, что с трудом из него выбрался.  Возле вывороченной березы с большим комом земли меня словно кто придержал. Покрутил головой по сторонам  - ничего. Случайно поднял взгляд на этот ком и обомлел от счастья  - на самом его верху мне сигналил женьшень! Почти тридцать граммов весил.
           - Современные корневщики также суеверны, как их описывает Арсеньев?
           - Сейчас попроще, во всяком случае, среди моих знакомых. Найдя женьшень, мы также кричим: «Панцуй!» и втыкаем в землю панцуйку.
          - А это что такое?
          - Посох или палка, с помощью которой передвигаешься и ищешь корень. Но если ошибся, то прибежавшие на ложный крик товарищи обязаны огреть крикуна по спине своими панцуйками.
          - И это попроще! – рассмеялся я.
          - Силы своих товарищей надо беречь, - поучительно произнес Олег.
          - О поверье втыкать в землю палку, когда находишь женьшень, я читал у Пришвина. Ему рассказал об этом искатель женьшеня Лувен. По мнению Лувена, если не успеешь воткнуть возле найденного корня палку, то женьшень вмиг превращается в какое-нибудь растение или животное. А у Арсеньева описывается другой ритуал. Если  искатель увидит женьшень, то сразу откидывает в сторону палку, бросается ниц на землю и громким голосом начинает  умолять Панцуй не уходить. Он клянется, что у него нет худых помыслов и что он хороший человек, -  напомнил я Олегу о противоречиях.
           - Мои знакомые корневщики взяли на вооружение ритуал, описанный Пришвиным. Он надежнее. Застолбил – значит твой, -  рассмеялся Олег и стал рассказывать об опасностях, подстерегающих в тайге корневщика: - На поиски корня  настоящие искатели выходят без оружия, в одиночку или вдвоем, редко в большем количестве. Во-первых, они убеждены, что только честный, искренний, мирный и добрый человек сможет отыскать волшебный корень, а во-вторых - в такой тайге вряд ли успеешь применить оружие. К тому же все внимание корневщика занято поиском корня. Вот и выходит, что оружие для него -  бесполезный балласт. А хищники там не привязаны. Самые опасные - медведь и  тигр. Осенью медведь сытый, особенно в урожайные годы кедра, и избегает человека. Но бывают такие случайные встречи, когда он вынужден защищать себя или своих медвежат. Например, неожиданная встреча на зверовой тропе. Тут многое зависит от поведения человека.
           - Это точно, - подтвердил я. - Знакомый ягодник рассказывал мне о такой встрече с медведем. За ягодой в тайгу он приспособился ездить на велосипеде. Где он на велосипеде проедет по лесовозным дорогам и хорошим лесным тропам, а в непроезжих местах - велосипед на нем. Но зато собранные дары тайги грузил на велосипед и с его помощью вывозил. Спускаясь по зверовой тропе, он увидел на ней медведя. Медведь встал на дыбы. Ягодник успел соскочить с велосипеда, схватил его и одел хомутом на шею медведя. Пока медведь освобождался от хомута, он успел убежать. Потом с охотником он ходил за велосипедом. В узлы завязал мишка велосипедную раму, снимая ее с шеи.
           - Находчивость спасла ему жизнь, -  рассмеялся Олег. - Особенно опасны встречи с раненным медведем, или  выжившим после ранения. Ему труднее добывать корм, а голод не тетка. Может, читал повесть Федосеева «Злой дух Ямбуя»?
           - Дух захватывало от страха, когда читал. А с тиграми как уживаетесь?
          - Амурские тигры миролюбивы. Очень редки случаи, когда они нападает на человека. Но, если тигр ранен или
человек приблизился к его логову, то вариантов спасения нет.
          Увлеченные поисками корневщики пробираются через такие дебри, что им и не мудрено появиться в логове властелина лесов незваными гостями или же наткнуться на раненного, залегшего в чащобе.
          Цивилизация наступает на тайгу, отбирая у тигра кормовую база. И если  тигр всегда стороной обходил человека, то сейчас на свою погибель  привыкает к нему.
Ворует у него скот, собак, а иногда  и самого  хозяина съедает. Жители таежных поселков боятся тигра и всячески изводят его, а он доверяет человеку.
         Однажды я прочитал в газете такой случай, произошедший в Приморье. Тигрица попала в петлю из стального троса. Долга металась и все же оборвала трос, но он затянулся на шее. Так она пришла в село и  вошла в дом, а там была одна старушка. Хозяин был на сенокосе. Старушка вылезла в окно и позвала односельчан. Они  подперли кольями входную дверь и вызвали специалистов с зообазы. Трос сняли, но тигрица умерла от заражения крови.
         А в селе Крещатик произошел такой забавный случай. Женщина возвращалась вечером из тайги. Вдруг почувствовала сзади чье то мягкое прикосновение и звук: «У- у - фф!», означающий на тигрином языке приветствие. Обернулась - тигр! Она чуть не умерла от страха. А он стоит и смотрит на нее с любопытством. Придя в себя, она осторожно стала уходить от него. А он за ней. Она быстрее и он ускоряет шаг. Она побежала, и он прыгает рядом и будто заигрывает. Добежала до дома, заперлась в избе и смотрит в окно - тигр сидит у калитки и словно ждет, когда его впустят. Посидел, посидел и грустный поплелся в тайгу.
          - Может пора тигров как кошек по домам таежников расселить. Кормить их и пусть гуляют по тайге, а жителям за страх платить, чем тратить огромные деньги на сомнительные мероприятия по их спасению, -  рассмеялся я.
          - В этом есть смысл, - неожиданно серьезно воспринял мою шутку Олег. - Ведь кошки тоже когда-то были дикими, да они и сейчас гуляют сами по себе, хотя и  живут с человеком.
           - Сейчас нападают в тайге на корневщиков, с целью ограбления? - поинтересовался я.
           - Нападения бывают и грабят, но об убийствах я не слышал. Но два года назад один чудак нашел в тайге простреленный человеческий череп  и принес его домой. Милиция узнала, и его арестовали. Только после проведения экспертизы выпустили. Оказалось, что убийство произошло более десяти лет назад, - Олег помолчал, потом с тяжелым вздохом продолжил: - Не мало людей погубил в Уссурийской тайге женьшень. Однако он своей магической силой до сих пор продолжает заманивать романтиков, мечтающих найти в тайге свое счастье. А потом, как царь -кого наградит, кого накажет, а кого-то попугает и отпустит.
          В разговорах, за игрой в карты время до Читы пролетело быстро. Расставаясь с моими новыми знакомыми, я поздравил их с наступающим 1997 годом, который по восточному календарю считался годом Быка, и пожелал им: «Бычьего здоровья, воловьей выносливости и воз денег, подталкиваемый удачей».
           - Будем брать быка за рога, - в ответ жизнерадостно произнес Олег.
           - Если он нас не согнет в бараний рог, - рассмеялся  я, пожимая  на прощанье его крепкую руку.
           - Не позволим! -  уже в тамбуре отходящего поезда прокричал мне Олег.
         С Олегом мы договорились, что как только я найду покупателя меда, то сразу ему сообщу, и он начнет переговоры с пасечниками о приобретении меда и его цене.
         

         Через неделю, после возвращения из командировки, я встретился с Евгением и вручил ему банку с медом.
          - Липовый мед! Откуда? -  удивился он, так как в Забайкалье липы не растут.
          - Презент тебе из Уссурийской тайги. Этот мед не только с цветков липы, но и с цветков женьшеня. Мой родственник, - преподнес я ему Олега, как родственника, - живет в тех местах и готов поставить такого меда сколько угодно. Будешь участвовать в нашем проекте? – решительно спросил я.
            - Попробовать можно? – попросил он.
            - Для этого и передали, чтобы необыкновенным его вкусом и запахом тебя  соблазнить, а ты будущих покупателей.
           Евгению мед понравился, и он заинтересованно спросил:
           - Моя роль в проекте?
           - Если тебя устроит цена, то ты отправляешь к родственнику, для начала трехтонный контейнер с пустыми флягами, даешь мне деньги, а я, выехав к нему, закупаю вместе с ним у пасечников мед и отправляю тебе. Ты продаешь мед и  всю прибыль забираешь себе, за исключением моих посреднических услуг.
          - Мне нужны гарантии, что мед будет качественный и с соответствующими документами.
          - Моя «Нива» устроит, - смело заложил я свой новый автомобиль.
          - Согласен.
         Я позвонил Олегу и попросил сообщить закупочную цену на мед с учетом его услуг. Вскоре он сообщил её мне. Цена устроила предпринимателя, и все закрутилось.
          Евгений купил списанные на молокозаводе фляги и в июле был готов их отправить и профинансировать сделку. Перед отправкой он позвонил мне и поинтересовался:
         - У тебя не валяются дома, какие-нибудь старые вещи: негодный холодильник, кровати и тому подобное?
          - Ты еще сбором металлолома занялся?! – удивился я.
          - Если в контейнере указать фляги, то это будет коммерческий груз. Надо их замаскировать под домашние вещи и тогда стоимость затрат уменьшиться почти в пять раз.
          Я поразился изобретательностью железнодорожников и, не веря, что Евгению удаться притупить их бдительность, предложил старый ковер, две тумбочки и свой большой двухкамерный холодильник, оплавившийся от пожара в квартире, который я не успел выбросить. Однако через день он позвонил мне и с радостью сообщил, что его затея удалась.
         Я тут же сообщил Олегу об отправке на его имя контейнера, и стал готовиться к отъезду сам, так как первого августа мы запланировали поход в тайгу на поиски женьшеня, но прежде, отправив контейнер с медом.
         Когда я брал деньги у Евгения, он посоветовал и нам попытаться обмануть  контролеров при отправке контейнера с медом, хотя деньги на отправку дал, как на коммерческий груз, при этом великодушно сказал:
          - Экономия будет ваша.
          Встретив меня, Олег сразу же отчитал:
         - Что за хлам ты мне отправил?!  Особенно «порадовал» тяжеленным холодильником! Пришлось его на свалку везти.
          - Виноват, что в запарке не предупредил тебя об этом хламе, - извинился я. - А выбросил ты его зря. Нам такой же хлам потребуется при отправлении контейнера, - и рассказал ему о существующих тарифах. Олег  то же удивился, и  обнадежил:
            - Придумаем что-нибудь... Поедем в дом, где я родился и вырос. Я с семьей переехал в благоустроенную квартиру, а там живет моя мать - Мария Степановна. До тайги поживешь в нем.
           Дом  был не большой, с приусадебным участком около десяти соток. Как только мы вошли за ограду, он подвел меня, к какой-то странной теплице, выполненной из реек, шириной около десяти сантиметров, с зазорами между ними сантиметра по два и обтянутой металлической сеткой. Находилась она за домом в тени от высокой яблони и была  вытянута с востока на запад.
           - Странная теплица, - недоуменно произнес я.
          - Посмотри, что в ней растет, - загадочно предложил Олег.
          Увидев травянистые кусты, я воскликнул: - Это женьшень! – и с интересом стал рассматривать легендарное растение, впервые находясь от него на таком малом расстоянии. Часть кустов украшались коронами спелых плодов. Заметив, что на  некоторых они были желтого цвета, я удивился:
          - А разве плоды бывают еще и желтого цвета?
           - С красными – наш и азиатский, а с желтыми – канадский.
           - И зачем тебе тайга?!
           - Только лет через пять они дозреют, -  ответил Олег и проверил меня. - Какой у них возраст?
         Почти у всех кустов было по три листа, и я уверенно
применил свои теоретические познания: «тантаза».
           - Молодец! А чтобы набить глаз, тебе придется почаще посматривать на них. Только после этого в зеленом море тайги ты сможешь разглядеть женьшень.
           - Сетка зачем?
           - Защита от мышей. А грунт для них я привез из тайги, так что они почти у меня лесные.
           - Я думал, что женьшень растет только на Дальнем Востоке, а оказываться еще и в Канаде.
           - И не только в Канаде. Есть еще корейский и японский, но там, в диком виде, их уже не встретишь. Только окультуренные, да и цены за них китайцы давали меньшие.
          В огороде краснели помидоры, росла капуста, огурцы, кабачки, картошка и пряные травы.
          После знакомства с огородом Олег пригласил меня в дом и представил своей матери. На вид ей было около семидесяти, сухощавая, с такими же внимательными серыми глазами, как у Олега. Как только я переступил порог, ко мне подбежал с поднятым хвостом тигровой окраски котяра и, обнюхав, стал тереться об мои ноги.
           - У вас всюду тигры, даже в доме, - пошутил я.
           - Смотри-ка, сразу признал! -  удивилась Мария Степановна, глядя на своего кота. – Не каждого он так обхаживает, -  и рассказала мне такую историю: - Зовем мы его Барсиком. Когда ему было месяца три, Олег привел в дом своего напарника, а тот не любил кошек и пнул Барсика. Через два года он опять к нам заехал. Изменился так, что я его не узнала. Заходит в дом, а Барсик, как прыгнет на него, да с такими воплями, что мне самой стало страшно. Хорошо, что  на нем была брезентовая куртка. Но все равно Барсик ему лицо поцарапал. Выскочил он от нас с криками, и больше я его не видела.
           - Настоящий барс! – восхитился я и, поглаживая его, пояснил: - Котов я люблю. У меня дома есть красавица кошка. Вероятно, он как-то  об этом узнал и в женихи набивается. Если поедешь со мной, то возьму.
          - Без Барсика мне скучно будет, - рассмеялась Мария Степанова. -  Он мой и собеседник и защитник.
           - Я поеду в автохозяйство и закажу на завтра грузовую машину, чтобы вывезти мед с пасеки, - прервал наш разговор Олег. -  Фляги уже там. А ты отдохни с дороги и набивай глаз, - кивнув в сторону теплицы, улыбнулся он. Ужинать будем у тестя. Ему не терпится с земляком поговорить. Как управлюсь, за тобой заеду


Рецензии
Многообразие тем в Вашем повествовании я нахожу, Николай. И это замечательно. Кто-то найдёт здесь историю удивительного уголка нашей Родины и проблемы края, который мог бы стать гордостью и богатством нашим, но пока что подвис, как мне кажется, в очень опасном состоянии. Интересно наблюдать и за предпринимательской находчивостью героев. Но поскольку, как я понял, повесть автобиографическая,то уверен, что всё закончится хорошо.

Николай Николаевич Николаев   05.08.2020 07:26     Заявить о нарушении
Следователь сразу раскусил, что повесть вытоптана мною в Уссурийской тайге. С улыбкой,

Николай Руденец   06.08.2020 08:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.