П. Вяземский и Православие

            Петр Вяземский: от вольтерьянства – к вере

                «Православная жизнь» - июль 2012 года

      12 июля исполняется 220 лет со дня рождения Петра Андреевича Вяземского – известного русского поэта и литературного критика, друга А.С.Пушкина. Пушкин ценил Вяземского как яркого поэта, как мастера остроумных эпиграмм, однажды написав: «Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском колких слов, и шутками богатый...» Литературовед Ю.Лотман определил отношения между Пушкиным и Вяземским понятием «вражда-дружба», имея в виду неоднократную полемику поэтов друг с другом и одновременно взаимное личностное притяжение.
       Поэт происходил из древнего княжеского рода, был очень обеспеченным человеком: в 1807 году отец Вяземского скончался, оставив сыну крупное состояние. (Мать поэта умерла на 5 лет раньше).Ранняя смерть родителей стала для поэта тяжелым ударом.   В молодые годы П.Вяземский очень увлекался радикальной философией Вольтера, либеральными идеями... Л.Гинзбург так писала о самоощущении молодого Вяземского: Он «принадлежал к той общественной прослойке, которая считала себя солью русской земли и с гордой уверенностью смотрела в будущее. Он знатен, и в то же время он просвещенный дворянин, носитель передовых настроений и мыслей». В 1812 году Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. На поле боя он спас раненого генерала, за что был награжден орденом Св. Владимира 4-ой степени.  (В 1855 году, в Лозанне, поэт издаст «Письма русского ветерана 1812 года»). После окончания Отечественной войны П.Вяземский общался с будущими декабристами и был отстранен от службы за оппозиционные радикальные настроения. Сатирическое стихотворение П.Вяземского «Русский бог», направленное против российской бюрократии, было опубликовано А.Герценом в Лондоне. Лишь в 1830 году поэт примирился с правительством и вернулся на службу.  Позднее Вяземский был близок к царскому двору, сделал головокружительную карьеру,  и в 1856-58 гг. даже возглавлял работу цензуры. С 1863 года поэт почти постоянно жил за границей и умер в Баден-Бадене в 1878 году. П.Вяземский был похоронен в Санкт-Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры, около могилы писателя Н.Карамзина. В конце жизни Вяземский в полной мере ощутил социальное и духовное одиночество, пережив и своих сверстников, и почти всех своих детей (семерых!), кроме сына Павла. Иногда в душе поэта возникало неприятие судьбы, даже ропот против Господа. Например, подобные ощущения встречаются в стихотворении «Свой катехизис сплошь прилежно изуча...»: «А я узнал его по собственным страданьям и, где отца искал, там встретил палача». Но когда в начале 1849 года умерла Мария – последняя дочь Вяземского, поэт среагировал на испытание судьбы как истинный христианин: он с супругой Верой Федоровной решил поклониться святым местам. Знаменательно, что их путь в Иерусалим прошел через Константинополь – священную для Православия столицу былой Византии. 12 мая Вяземские заказали на Голгофе обедню за упокой родных и друзей. Впечатления от святых мест отразились в некоторых стихотворениях поэта 1850 года («Палестина», «Иерусалим»).
         Свою литературную деятельность П.Вяземский нередко воспринимал как хобби или как собрание чего-то разрозненного, написав в одном из частных писем 1876 года: «...Я создан как-то поштучно, и вся жизнь моя шла отрывочно. Мне не отыскать себя в этих обрубках...Фасы моей от меня не требуйте. Бог фасы мне не дал, а дал лишь несколько профилей». Несомненно , в литературном становлении П.Вяземского большую роль сыграл известный писатель Н.Карамзин – муж старшей сестры поэта.  Первые стихи Вяземский  опубликовал еще в 1808 году. Нередко он создавал гражданские и сатирические стихи, близкие поэзии декабристов, и печатался в декабристских литературных альманахах. Во второй половине 20-ых гг. П.Вяземский участвовал в издании журнала «Московский телеграф», где, как литературный критик, защищал романтизм и был противником эпигонов классицизма. В конце 1840-ых гг. мировоззрение П.Вяземского  меняется. Он становится критиком любого либерализма и радикализма, а в его поэзию достаточно широко входит православная и монархическая тематика. Поэт начинает идеализировать прошлое, воспевает пушкинскую эпоху как золотой век русской культуры. В течение многих лет Вяземский печатал отрывки из «Старой записной книжки», содержавшие ностальгические воспоминания, зарисовки литературного и политического быта России. 
         П.Вяземский прошел сложную духовную эволюцию, и об этом он откровенно рассказывал архимандриту (впоследствии – епископу) Порфирию (Успенскому): «Я в молодости своей не верил ни в Бога, ни в бытие души, ни в загробную жизнь и даже частенько насмехался над религией и над служителями ее. А теперь я верю и молюсь». Поэзия Вяземского исповедальна: лирический герой часто кается в своих прегрешениях, будто на исповеди. Сам поэт иногда говорил, что он исповедуется своим творчеством. Для поэзии П.Вяземского типичны стихотворения, передающие молитвенный настрой души. Само предназначение поэзии, по мнению поэта, - «любить, молиться, петь». Известный литературовед М.М.Дунаев писал, что стихи Вяземского «нередко узнаются по близости их так хорошо знакомому звучанию храмовых песнопений»:
Чертог Твой вижу, Спасе мой,
Он блещет славою Твоею,
Но я войти в него не смею,
Но я одежды не имею,
Дабы предстать перед Тобой.
         Так Вяземский перелагает великопостный «светилен», который поется на утрени по завершении канона в первые три дня Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
Уже в 1821 году Вяземский создал нехарактерное для своего раннего творчества стихотворение «Молитвенные думы», в котором выразил мысль, что высота русского народа - в его вере: «Он с крестным знаменьем прошел сквозь огнь и воду, возрос и возмужал средь славы и тревог». И так будет всегда:
И грешный наш народ, хоть в искушеньях слаб,
Но помнит, что он сын Креста и Божий раб,
Что Промысла к нему благословеньем явным
В народах он слывет народом православным.
         В своих поздних текстах Вяземский прославляет Православную Церковь как «заботливую мать», подчеркивая, что именно ее покров дает русскому бытию, сознанию и языку истинное смирение. Одно из поздних стихотворений П.Вяземского - «Старая церковь», в котором поэт воспевает, как идеал, православную веру простых русских людей, не мудрствующих лукаво:
Евангелие позолотой
Не блещет в простоте своей,
И только днями и заботой
Богат смиренный иерей.

Но храм и паперть и ограду
Народ усердно обступил,
И пастырь набожному стаду
Мир благодати возвестил.
       В середине 1850-ых гг. Вяземский в одном из писем выразил мысль, что «в Православии выражено право России на бытие; в нем развилась протекшая ее жизнь, и в нем же задатки ее будущности». Уже в пожилом возрасте, в 1856 году, поэт выразил надежду на Божье прощение своих былых заблуждений:
И, может быть, Бог даст, сей лептой богомольной
Искупится мой грех, иль вольный, иль невольный,
И тем зачтется мне в замену добрых дел,
Что к Церкви Божией душой я не хладел.


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий! Всё, что Вы пишите, познавательно и интересно. Такими знаниями, как Вы, я не обладаю, поэтому не смогу написать Вам такой отзыв, какой заслуживает ваш труд. Я просто отправила Вас в избранные, что бы читать и обогащаться знаниями. Спасибо. С уважением, Надежда.

Надежда Комарова 3   20.12.2016 22:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Надежда! Благодарю Вас за отзыв! Со мной можно без церемоний... Статьи православной тематики, выложенные на моей страничке, как правило, были опубликованы в православной прессе Латвии. Возможно,я выложу и с десяток новых подобных статей... В конце недели обязательно постараюсь зайти к Вам в гости и "отозваться". С уважением и самыми добрыми предновогодними пожеланиями, Геннадий.

Марков Геннадий   21.12.2016 00:09   Заявить о нарушении