Ф. Достоевский и Православие-2
«Православная жизнь» - октябрь 2011 года
30 октября исполнится 190 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского – выдающегося писателя, классика русской и мировой литературы.
Достоевский сыграл огромную роль не только в истории литературы, но и в духовной жизни России. Он творил в эпоху нарастающего атеизма и нигилизма, радикализации общества, дошедшей до уровня терроризма. Ф.М.Достоевский пытался достучаться до сознания своих современников, призывая сплотиться вокруг идей «нашего родного Православия». Особенно часто Достоевский писал о православии в «Дневнике писателя». Он советовал: «Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных сил, без которых не живут нации.» Достоевский, как никто другой, понимал опасность революционного радикализма, враждебного религии, уже переболев им и переосмыслив свою жизнь во время пребывания на каторге. Оппонентами писателя, защищавшего православие, были не только атеисты или радикалы, но и либералы-западники, а иногда и представители других конфессий. В конце 19 века творчество Ф.М.Достоевского стало духовной опорой для многих русских интеллигентов, разочаровавшихся в марксизме и радикализме. Например, для Н.Бердяева и С.Булгакова, впоследствии ставших выдающимися религиозными философами.
Достоевский вырос в православной семье и на всю жизнь сохранил светлые воспоминания о впечатлениях от посещения храмов, от обрядов и молитв. Конечно, и в период увлечения социалистическими идеями он не утратил глубинной связи с православием, хотя впоследствии осуждал себя за минуты ошибок и сомнений.1860-ые годы стали для писателя временем осознанного возвращения к православию. Значимо, что в 1865 году Достоевский познакомился со священником И.Д.Янышевым. Ф.М.Достоевский был восхищен глубиной личности этого человека, дав ему такую характеристику: «Это редкое существо: достойное, смиренное, с чувством собственного достоинства, с ангельскою чистотою сердца и страстно верующий.» Янышев был выдающимся деятелем Православной Церкви, являлся видным богословом и проповедником и в течение семнадцати лет (1866-1883) занимал пост ректора Петербургской духовной академии. Конечно, он оказал большое влияние на религиозную жизнь писателя. Но, как в свое время писал известный литературовед А.Долинин, «вопрос о значении Янышева в эволюции религиозных воззрений Достоевского ждет еще своего исследователя.» В жизни Достоевского и раньше важное место занимало перечитывание Библии, но в 1860-ые годы он начинает активно читать и православную литературу. Например, сочинения св. Димитрия Ростовского, св. Тихона Задонского, инока Парфения...
Этот интерес к православной литературе помог Достоевскому уже в процессе работы над знаменитым романом «Преступление и наказание» (1866). Важно, что писатель в записной книжке упомянул православие в связи с идеологией романа: «Идея романа. Православное воззрение; в чем есть православие? Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием (...).» Но в широком смысле «Преступление и наказание» - это роман о победе Божьей правды в грешной душе убийцы (Раскольникова) после совершения преступления. Достоевский в письме М.Каткову писал о своем замысле так: «Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его».
В своем творчестве Достоевский часто вдохновлялся религиозными идеалами святости. В его творчестве положительные герои становятся или воплощением святости, или демонстрируют движение на пути к ней: князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов... Известно, что особые духовные чувства у писателя вызывал св. Алексей – Божий Человек, а также св. Тихон Задонский. Исследователи-литературоведы считают, что многие черты Тихона Задонского писатель передал старцу Зосиме – персонажу романа «Братья Карамазовы». Когда-то Достоевский думал, что напишет роман «Житие великого грешника», в котором Тихону Задонскому будет уделено значительное место: «Авось выведу величавую, положительную, святую фигуру. (...) Почем мы знаем: может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература. (...) Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом. Но я сочту, если удастся, и это для себя уже важным подвигом.» Свое намерение писатель частично осуществил лишь в «Братьях Карамазовых» - своем последнем романе.
Достоевский считал, что интеллигенция должна учиться истинной вере у русского народа. Однажды в частной беседе писатель сказал: «У народа Богу всегда первое место, - передний угол; там у него божница, боговня. Ему надо иметь у себя святыню, видимую, как отображение Божества. Здесь, в этом почитании сказывается трогательная целокупность духа и сердца. Надо веровать, устремляться к невидимому Богу, но и почитать Его на земле простым сродным обычаем. Мне сказать могут, что такая вера слепа и наивна, а я отвечу, что вера такой и быть должна». Ф.М.Достоевского возмущало мнение некоторых его современников, считавших, что русский народ должен идти по пути западноевропейского просвещения, потому что никакой другой альтернативы у него нет. По Достоевскому, просвещение – это духовный свет, озаряющий душу, и такой свет уже давно живет в душе русского народа. Ф.М.Достоевский писал: «Я утверждаю, что наш народ просветился уже давно, приняв в свою суть Христа и Учение Его. Мне скажут: он учения Христова не знает (...) , но это возражение пустое: все знает, все то, что именно нужно знать, хотя и не выдержит экзамена из катехизиса. Научился же в храмах, где веками слышал молитвы и гимны. (..) Повторял и сам, пел эти молитвы еще в лесах, спасаясь от врагов своих, в Батыево нашествие еще, может быть, пел: «Господи сил, с нами буди!» И тогда-то, может быть, и заучил этот гимн, потому что, кроме Христа, у него тогда ничего не оставалось, а в нем, в этом гимне, уже в одном вся правда Христова. (...) Выйдет поп и прочтет: «Господи Владыко живота моего», - а в этой молитве вся суть христианства, весь его катехизис, а народ знает эту молитву наизусть. Знает тоже он наизусть многие из житий святых, пересказывает и слушает их с умилением. Главная же школа христианства, которую прошел он, - это века бесчисленных и бесконечных страданий, им вынесенных в своей истории, когда он, оставленный всеми, работающий на всех и на вся, оставался лишь с одним Христом-Утешителем. (...)»
В одном из писем поэту А.Майкову Достоевский выразил свою мечту: «Всему миру готовится великое обновление через русскую мысль (которая плотно спаяна с православием (...)), и это свершится в какое-нибудь столетие – вот моя страстная вера.»
Свидетельство о публикации №216041300537
С уважением, Виктор.
Виктор Петроченко 14.04.2017 10:55 Заявить о нарушении
Марков Геннадий 14.04.2017 20:19 Заявить о нарушении