Точки соприкосновения всех религий. У. К. Джадж

Г-н Председатель, дамы и господа: позвольте мне прочитать вам несколько стихов из одного древнего священного писания, из древней индийской книги, считающейся священной индуистами Индостана. 1
Есть ли место для сомнений или место для печали у того, кто знает, что все духовные существа одинаковы по форме и только отличаются друг от друга по степени? [Иша-упанишада]
Солнце не светит там, ни луна и звезды, ни молнии и огонь гораздо меньше. Когда Он светит, все светит вслед за Ним; Его светом все освещается. [Мундака-упанишада]
Веди меня от нереального к реальному!
Веди меня от тьмы к свету!
Веди меня от смерти к бессмертию! [Брихад-араньяка-упанишада]
Ища убежища, я иду к тому Богу, Который есть свет Его собственных мыслей; Тот, кто сначала создает Брахман и дает ему Веды; кто без частей, без действий, безмятежный, без падений, самый высокий мост к бессмертию, подобен огню, поглотившему свое топливо. [Шветашватара-упанишада]
Таковы некоторые из многих тысяч стихов, которые бережно хранятся в древних индуистских Ведах любимых теми, кого мы называем "язычниками"; таковы настроения людей, которых мы называем идолопоклонниками.
Как представитель Теософского движения я рад быть здесь и говорить о том, что является точками соприкосновения всех религиях. Я рад, потому что теософию можно найти во всех религиях и во всех науках. Мы, как члены Теософского Общества, в полной мере поддерживаем высказывания, сделанные  председателем на  открытии, когда он сказал, что богословие, которое стоит на одном месте, не двигаясь вперед, не является истинным богословием, и что мы продвинулись до тех пор, где богословие должно рассматривать изучение человека. Такое исследование должно охватить  различные религии, как умершие, так и существующие. Продолжая исследование в этих сферах, мы должны сделать вывод, что человек являясь открывателем самого себя, открыл религию для себя, и потому все религии должны включать в себя и содержать одну истину. Никакая религия не имеет права на получение патента на исключительное обладание истиной или откровением, и не является единственной религией, данной человеку Богом,  или единственным путем, по которому человек может идти к спасению. Если это не так, то ваш религиозный парламент не является парламентом, а только организацией людей, восхищающихся собой и своей религией. Но само существование этого парламента провозглашает то, о чем я сказал, и показывает необходимость того, о чем говорило Теософское общество в течение девятнадцати лет, а именно уважительного, тщательного и братского расследования всех религий мира, с целью выявления фундаментальных истин, на которых строится каждая религия, и первоисточника, из которого они все берут начало.  Мы собрались здесь сегодня ради бережного толерантного исследования, так как Теософское общество стоит и всегда стояло за: веротерпимость, единство, окончательную и бесповоротную смерть всякого догматизма.
Но если вы говорите, что должна быть религия, то, конечно, Бог не заставил себя ждать в течение нескольких миллионов лет, прежде чем дать ее этим бедным существ, называемыми людьми. Он, конечно же, не стал ждать, пока не нашел одного бедного семитского племени, которому он мог бы дать ее в конце жизни этой расы. Следовательно, он должен был дать ее в самом начале, и поэтому все нынешние религии должны были возникнуть из одного источника.
Какие религии являются великими мировыми религиями, и откуда они пришли? Это – христианство, буддизм, индуизм, конфуцианство, иудаизм, зороастризм и ислам. Первую называют самой молодой со всеми ее противоборствующими сектами, с мормонством, как ответвлением, и  католицизмом, смело претендующим на приоритет и исключительное знание истины.
Индуизм является древней седой религией Индии, по-взрослому полностью развитой системой задолго до того, как родились буддизм или христианство. Он простирается назад к ночи времени, и отбрасывает историю религии назад далеко за пределы любого места, куда современные исследователи готовы отнести самое начало религиозной мысли. Почти самая древняя из всех древних религий, она находится в далекой Индии, держа в руках святые Веды, и спокойно ждет, пока молодой Запад найдет время в погоне за материальными благами исследовать сокровища, которые она содержит.
Буддизм, религия Цейлона, некоторых частей Китая, Бирмы, Японии и Тибета, следует за своим родителем индуизмом. Он исторически старше  христианства и содержит ту же этику, что и последний, одни и те же законы и те же примеры, аналогичных святых и идентичные притчи и рассказы, касающиеся Господа Будды, Спасителя людей. Спустя почти две с половиной тысячи лет жизни он охватывает сегодня больше людей, чем любая другая религия, две трети человеческой семьи исповедуют его.
Зороастризм также исчезает в темноте прошлого. Он учит той же этике. Большая часть его ритуалов и философии не понятна, но закон братской любви в нем не забыт; он учит справедливости и истине, милосердию и вере в Бога, а также бессмертию. В этом он совпадает с христианством, но отличается от него тем, что не допускает искупительного спасения, и утверждает, что оно невозможно.
Христианство сегодня является современным иудаизмом, а христианство Иисуса – это нечто иное. Он учил о всепрощении, Моисей учил ответному удару, и таков закон сегодня в христианском государстве и Церкви. "Око за око и зуб за зуб" по-прежнему является признанным правилом, но Иисус учил наоборот. Он полностью согласен с Буддой, который, проповедуя 500 лет до рождения еврейского реформатора, сказал, что мы должны любить друг друга и прощать врагов. Таким образом, современное христианство не является религией Иисуса, а буддизм и религия Иисуса единодушно призывают к милосердию, полной толерантности, совершенному непротивлению и абсолютному самоотречению.
Если мы сравним христианство, буддизм и индуизм по ритуалам, догмам и доктринам, то найдем не только согласие, но и удивительное сходство, которое со стороны молодого христианства похоже на имитацию. Копировала ли более современная религия древнюю? Вполне вероятно. Некоторые из ранних христианских отцов церкви ранее говорили – мы находим это в их трудах – что христианство не принесло чего-то нового в мир, что не существовало прежде.
Если мы обратимся к обрядам, так широко представленным в католической церкви, то найдем те же практики и даже аналогичные одежды и алтарное устройство, что и в буддизме. Многие из установленных обрядов для алтаря, вход и выход, упоминаются в далеких древних правилах для брахмана, совершающего священнические действия. Это сходство было так четко отмечено в правдивом рассказе католического священника аббата Хука, что встревоженная Церковь сначала объяснила, что дьявол, зная о приходе христианства, забежал вперед и придумал все это для буддистов с помощью ante factum* копирования, чтобы так посрамить невинных католиков; а затем они сожгли книгу бедного аббата Хука. Что касается придорожных крестов, ныне хорошо известных нам, или четок, исповедей, монастырей и тому подобного, все это есть в древней религии. Четками издревле пользуются в Японии, где их более ста семидесяти двух видов. При осмотре мумий древнего Египта находят четки, положенные в захоронение, причем разных видов. Некоторые из них я видел. Если бы мы вызвали духи священников Вавилона, то, несомненно, нашли бы те же атрибуты.
Обратимся к учению о спасении по вере, хорошо известной в христианстве. Оно было причиной бурной полемики во  времена Апостола Иакова. Многие христиане удивятся, услышав, что это учение является очень древним брахманским учением. Они называют его "Учением о Мосте", так как оно является великим мостом. Но у них это не означает верование в какую - то  эманацию Бога, но самого Бога. Бог есть средство и путь, и Бог есть цель веры; по совершенной вере в Бога без посредника Бог спасет вас. У них также есть учение о спасении по вере в таких великих сынов Божьих, как Кришна, Рама и другие; совершенная вера в любого из них является для них путем на небо, мостом для переправы через все грехи. Даже те, кто был убит Кришной в великой войне, детально описанной в Рамаяне, взошел прямо на небо, потому что они смотрели на него, как разбойник на кресте смотрел на Иисуса и пошел в рай. В буддизме есть такое же учение о вере. Среди двенадцати больших сект буддизма в Японии одна называется сектой Чистой Земли. Она учит тому, что Амитабха пообещал, что любой, кто призовет его три раза по имени, родится в его чистой земле блаженства. Он считал, что некоторые люди могут быть достаточно сильными, чтобы одолеть врага, но большинство людей не являются такими, и им нужна помощь других. Эта помощь заключена в силе обета Амите Будде, который помогает всем тем, кто призывает его имя. Это учение является видоизмененной формой искупления, но не исключает спасение делами, о котором говорит Апостол Иаков.
Понятие рая и ада есть в христианстве, буддизме и индуизме. Индуист называет его Сварга, буддист Дэвачан, а мы Небо. Его противоположностью является Нарака или Авичи. В отличие от имен, описания одинаковы. Ад у буддистов ужасен по продолжительности и силе. Разница заключается в том, что рай и ад христианина являются вечными, а у других нет. Они заканчиваются, когда силы, действующие в них, исчерпываются. Такое же есть в учении о нескольких небесах, о которых говорил апостол Павел, и на одно из которых он был восхищен. И буддист говорит о многих небесах, причем одно является уровнем выше или ниже другого. Индуист и буддист единодушно говорят, что, когда рай или ад заканчивается для души, она снова спускается в перерождение. Этому учили и евреи. Они считали, что душа изначально чиста, но согрешает и должна проходить перерождения, пока не очистится и не будет готова вернуться к своему источнику.
В священстве и жречестве есть абсолютное сходство во всех религиях, кроме  брахмана, который является священником по рождению, не по рукоположению. В буддизме священничество началось с друзей и учеников Будды. После его смерти они организовали совет старейшин, и впоследствии было много советов, в которых принимали участие священники. Среди них  возникли такие же вопросы, как и у христиан, и происходили аналогичные расколы, так что теперь есть северный и южный буддизм и двенадцать сект Японии. Во время жизни Будды возникал старый вопрос о допущении женщин, который вызывал много дискуссий. Жрецы индуизма и буддизма имеют большую силу и требуют таких же больших привилегий и прав, как и в христианстве.
Следовательно, мы приходим к выводу, что догматически и теологически эти религии похожи. Христианство выделяется, однако, как особенно нетерпимое – употребив слов "нетерпимое" я просто процитировал высказывание одного священника относительно парламента всех религий – так как христианство утверждает, что является единственной истинной религией, которую Бог счел нужным открыть человеку.
Великое учение о Спасителе, который является сыном Божьим, –  самим Богом –  изначально не принадлежит христианству. То же самое учение есть в чрезвычайно древнем индуизме и называется учением об Аватаре. Аватара – это тот, кто спускается на землю, чтобы спасти человека. Он –  воплощенный Бог. Таков был Кришна, и таким был Будда, что признают  даже индусы, потому что он является одним из десяти самых великих аватаров. Очень часто отмечается сходство между Кришной или Кристной и Христом. Кришна пришел 5000 лет назад , чтобы спасти и принести пользу человеку, он родился в Индии, его учение индуизм. Он, как и Иисус, был ненавидим правителями, Камса хотел убить его, как убил других новорожденных сыновей, чтобы достичь своей цели, но это ему не удалось. Кришна сражался с силами тьмы в битвах с Раваной, которого он , наконец , убил. Люди верили, что он был воплощением Бога. Это согласуется с древним учением о том, что периодически Великое Существо принимает человеческую форму для установления справедливости,  добродетели и порядка, а также для наказания нечестивых. Миллионы мужчин и женщин читают каждый день о Кришне в Рамаяне Тулсидаса. Восхваления Ему люди поют каждый день, а также на праздниках. Конечно, предположение, что только одно племя и один народ удостоился появлением в своей среде воплощения Бога, является узким и фанатичным.
Иисус учил тайно своих учеников. Он сказал им, что он учит простых людей притчами, но ученики могут знать тайны. И в раннем христианстве было известно  тайное учение. В буддизме то же самое, так как Будда начал с одной колесницы или доктрины, потом приступил к двум, а затем к трем. Он также учил тайной доктрине, которая, несомненно, совпадает с учением брахманов, училивших его при дворе  отца. Он отказался от мира, а затем отказался от вечного покоя в нирване, чтобы спасти людей. В этом история совпадает с историей Иисуса. Будда также противостоял Маре или дьяволу в пустыне. Иисус учит, что мы должны быть столь же совершенными, как и Отец, и что Царство Небесное внутри нас. Для того чтобы быть совершенными, как Отец, мы должны быть равны Ему, поэтому у нас есть древнее учение брахманов о том, что каждый человек есть Бог или частица Бога. Оно говорит о единстве человечества как духовного целого и является одним из величайших учений еще  до христианства, которому и сейчас верят в индуизме.
То, что вселенная является духовной по своей сути, что человек есть бессмертный дух, и что человек может подняться до совершенства, все это является всеобщим учением. Даже отдельные доктрины являются общими для всех религий. Реинкарнация есть не только в индуизме или буддизме. Евреи в нее тоже верили, а Иисус не только верил, но и учил ей. Он сказал, что Иоанн Креститель был перевоплощением Ильи, «которому должно придти». Будучи евреем, он должен был следовать доктринам евреев, и эта доктрина одна из них. В Откровении мы находим следующее:
«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон…»
Слова " уже не выйдет вон" указывают на время, предшествующее выходу.
Способность к совершенствованию человека разрушает учение о первородном грехе, и этому учил Иисус, как я уже говорил. Реинкарнация  необходима для совершенствования; через нее, в конце концов, и появляются такие спасители расы, как Иисус. Он не считал это своей привилегией, но сказал своим ученикам, что они могли бы делать еще большее, чем он. Итак, мы видим великих мудрецов и спасителей во всех религиях. Есть Моисей, Авраам, Соломон и другие Мудрецы. Нам нужно принять еврейское учение, что Моисей и остальные были перевоплощениями других лиц. Моисей был, по их мнению, Авелем, сыном Адама; и их Мессия должен быть реинкарнацией самого Адама, который уже приходил во второй раз в лице Давида. Мы принимаем Мессию и прослеживаем его до Давида, но не логично отказываемся от принятия остальной часть теории.
Обращаясь к учению  о повседневной жизни, мы находим там учение о карме, на основании которого объясняем и принимаем любое действие. Оно –  великий толкователь  человеческой жизни. О нем учил Иисус, Матфей и Павел. Последний ясно сказал:
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет».
Карма индуиста и буддиста учит о том, что каждая жизнь является результатом прежней жизни или жизней, и что каждому человеку в его перерождениях придется ответить за каждую мысль и получать ту меру, по которой он отмеривал ранее.
По нравственным законам все религии одинаковы, ничего нового в этом плане не принесла ни одна из них. Иисус был таким же, как и его предшественник, Будда, оба учили закону любви и всепрощения. Рассмотрение религий прошлого и сегодняшнего дня с теософской точки зрения опирается на нравственные законы. Поэтому мы не можем ввести новый кодекс, но стремимся, изучая все религии, найти твердую основу не на страхе, пользе или несправедливости, но на нравственных законах единых для всех. Вот, зачем нужна теософия и этим она будет заниматься. Она является реформатором религии, объединителем разнообразных систем, восстановителем справедливой теории нашей Вселенной. Она – наше прошлое, наше настоящее и наше будущее; она – наша жизнь, наша смерть и наше бессмертие.
________________________________________
1. Речь была произнесена 17 апреля 1894 г., перед Парламентом религий в Сан-Франциско, Калифорния, Уильямом К. Джаджем
*лат. до того, как что-нибудь случилось


Рецензии