Зоркая лейка

В углу одной небольшой коробки, выпавшей с антресолей ей на голову, Аглая случайно нащупала круглое стёклышко. Линзу, собственно. Вскоре сообразила - от объектива фотоаппарата...

Сколько она себя помнила, звук фотографического затвора сопровождал практически каждое событие в семье и около неё. Фотографом почти всегда была мама, коей привычка фотографировать досталась от её отца, деда Аглаи Павла, которого А.П. никогда не видела по причине... но это другой лабиринт. А в этом... В этом лабиринте Аглая помнила дедов "Зоркий", подаренный матушке на совершеннолетие. И рассказы о фронтовой "Лейке", архивы снимков с которой, если и хранились, то, увы, уже не в их семье. "Зоркую лейку" (путаница детского восприятия непонятных по малолетству названий) Аглае доверили брать в руки и нажимать на кнопочку года в четыре. Лет с семи ей доверяли брать фотоаппарат с собой на какие-то детские мероприятия.

Едва ли что-либо из тогдашних её снимков сохранилось, но после 12-го дня рождения у А.Ф. появился собственный фотоаппарат - славная "Смена 8М" (матушка к этому времени уже увлекалась киносъёмкой; может, Аглая как-нибудь заглянет и в этот лабиринт...). Много позже будет "Смена 15". А между ними - зачитанная до дыр, затасканная в чемоданах и рюкзаках "Практическая фотография" Бунимовича (где-то ещё лежит), с советами которой Аглая долгое время сверяла свои действия; отданный в детские руки приличный фотоэкспонометр с необходимой к нему на первых порах инструкцией (Аглая понимала текст лучше маминых объяснений); черные рукава - "сама снимаешь - сама перезаряжай"; и наконец - разрешение на использование ванной комнаты в качестве "красной".
 
О, это чудное понятие - фотолаборатория! Сколько прекрасных предметов перетаскивалось туда раза два в месяц на одну ночь (в остальное время это все-таки была ванная)! Бачки для проявки - домики огромных улиток, с первого раза и навсегда впитывавшие в свой чёрный плотный панцирь незабываемый запах проявителя и фиксажа. Мензурки, банки-склянки, бельевые (других не было) прищепки, на которые цеплялись хвосты фотолент, какие-то грузики самодельные - дабы хвосты не скручивались, не склеивались и не умерщвляли безвременно остановленные моменты жизни. Потом важно и аккуратно вносился в ванную, простите - уже лабораторию - жираф-увеличитель. Вокруг возникали и суетились кюветы, пинцеты, пакеты фотобумаги, слышалось щёлканье проявленных в прошлый раз плёнок (в них уже надрезана перфорация - малая ранка выбранного кадра). Наконец одеяло на двери падало. Наступала красная духота священнодействия...

Весь ворох отпечатанных фото едва ли был Аглаей когда-либо систематизирован. Часть этого черно-белого отражения её тогдашних увлечений лежит по другим коробкам. Позже пришло время "Зенит ТТЛ", слайдов и, наконец, цифровых мыльниц. А стёклышко... это линза от фотоаппарата "Зоркий", Аглая разобрала камеру, чтобы увидеть, как это сделано...

Посвящается Юрию Абрамовичу Алейникову, фотографу и художнику большой жизни. 3-го августа он отметил 80-тилетний юбилей.


Рецензии