Благословенный насос

Свою   первую книгу я назвал «Дорога длиною в жизнь». Она в основном носила автобиографический характер. В ней достаточно подробно описаны все этапы моего жизненного пути. Сейчас мне хочется  более подробно описать одну историю, сыгравшую очень серьезную роль в моей жизни.
Я уже писал, что свой трудовой путь в Грузии  мне довелось начать рабочим в одной из военно-ремонтных мастерских, которая была специализирована на ремонт техники и оборудования, применяемого  для переработки и хранения горюче-смазочных материалов(ГСМ).
 Поскольку до этого я занимался совсем другим делом, на производстве не только ничего не умел, но в большинстве случаев и представления о нем не имел, мне было чрезвычайно трудно.
А не работать в то время нельзя было, ибо в этом случае ты лишался хлебной карточки. Меня поставили слесарем.
Вместо того, чтобы попасть молотком по зубилу, я чаще всего попадал по руке.
 Естественно руки были вечно окровавлены и перевязаны. Через время меня перевели на сварочные работы. Стало еще хуже. К травмам прибавились ожоги.
Входил я в профессию очень медленно, потому, что дома ни к чему подобному не был приучен. Я  даже гвоздь не умел забить. Спасибо одна добрая женщина, по старому месту жительства, в благодарность за то, что я занимался с ее сыном математикой,  кое-чему меня научила.
Меня бы давно уволили за проф. непригодность, но защищали иногда Комсомол, иногда Профсоюз, иногда старший брат, бывший в ту пору военным, в той части, которой подчинялась мастерская.
Однажды меня вызвал начальник и сказал: «Ты у нас самый образованный (Я к тому времени закончил два курса пед техникума). К нам на ремонт привезли трофейный насос. Такого никто из нас еще не видел, техдокументов на него нет, все обозначения на иностранном языке, которым никто не владеет. Поскольку ты, на том участке, где сейчас работаешь, решающей роли не играешь, займись этим насосом." Он повел меня в цех и показал. Я от неожиданности просто ахнул. К нам и раньше привозили насосы на ремонт, но все они были по сравнению с этим просто карликами.
Присел я перед этим громадным (по тогдашним понятиям) насосом и стал думать. Что делать? Как он работает, что у него может быть не исправным, понятия не имею.
Решил, что если я не справлюсь, самое плохое, что со мной могут сделать - это уволить . Этого я тогда уже не так боялся, потому, что однажды получил приглашение от соседней организации перейти к ним учетчиком. 
Я решил разобрать насос, посмотреть, что у него внутри, может по ходу что нибудь и пойму.
 Но меня внезапно  обуял страх, а вдруг собрать не сумею. Я взял большой лист бумаги, расчертил его и стал записывать, все что снимаю, и где, С левой стороны - влево, с правой – вправо. Начальник, увидев, что я что-то пишу, публично похвалил меня. “Вот видите, что значит правильный подход»
 Я не знал куда от стыда деваться. Кто-то подарил мне старую книгу «Перекачка жидкостей». Там я впервые наткнулся и понял что такое вакуум, и как его создают в перекачивающих средствах. Короче говоря, я насос разобрал, , загромоздив почти пол цеха, все детали разложил по местам, если надо было, что то поправлял, но почему он не работает, так и не понял.
 И я решил, что буду устранять любой дефект, который увижу. Может заработает. Я начал снимать любые забоины и царапины на рабочих органах насоса, хотя они в принципе и так были в хорошем состоянии.
 Заменил все сломанные шпильки на корпусе насоса, хотя это наверное особой роли не играло, потому что остальные шпильки надежно скрепляли насос.
 Устранил другие, замеченные мною дефекты. Я был очень горд, что ничего не потерял, ничего не забыл и почти уже собрал насос.    
 Наконец дело дошло(как я потом понял) до главного узла, к т.н. вакуумному насосу.
 Несмотря на мою полную безграмотность, судя по его положению на насосе и направленности выходного отверстия прямо на рабочее колесо, я догадался, что именно он фактически запускает насос.
Когда я соединил между собой две половинки этого узла, я увидел, что остается не покрываемый зазор. Может насос где то падал, или подвергался другому силовому воздействию.
Я начал вручную шлифовать  поверхности. Один старый мастер объяснил мне, как это надо делать, и как проверять плоскопаралельность.
Наконец, я вроде закончил эту нудную и капризную работу. На одной из половинок вакуум насоса я увидел остаток старой прокладки. Внимательно осмотрев ее, я понял, что у нас такого материала нет.
 Ставить обычный картон я не решился. Пошел на базар, и на «блошином» рынке нашел что-то похожее. Из него была сделана обложка старого журнала. 
Принес я свое сокровище в цех, очень осторожно вырубил из него прокладку, (это я уже умел) промаслил, намазал краску,  и пока она еще не высохла, собрал насос.
На следующий день назначили испытания. Отнесли насос к бассейну, включили и ничего.
Только хрипит, но не качает. Я не выдержал, и как был в одежде, спрыгнул в  бассейн. Я увидел, что всасывающий шланг не полностью покрыт водой и втягивает воздух.
  Разместив шланг, как надо, я едва успел отпрыгнуть. Насос так страшно втягивал в себя жидкость и такой мощной струей выталкивал, что все оказались облитыми водой, и еле смогли подающий шланг направить обратно в бассейн.
Все были в восторге и так кричали, что даже другие сотрудники сбежались.
 Начальник объявил мне благодарность Но главное было не в этом. Мои ровесники, другие рабочие поняли, что и я что-то могу. Отношение ко мне резко изменилось, хоть я и оставался никудышным слесарем.
Вскоре таких насосов стало поступать на ремонт много. Начальник, кроме меня никому ремонтировать их не давал.
 Через какое то время, я стал даже не успевать, и мне  дали помощника.
Мы вытягивали почти половину плана, и всегда были в почете. Больше на этой службе никто, никогда меня не ругал. Конечно, я благодарил судьбу, что так выстроилась служба, но  думаю, что именно из-за этого я и не стал  хорошим слесарем, оставшись ремонтником, которых, кстати говоря, тоже зовут слесарями. 

Прошло 10 лет. Я уже заканчивал заочное отделение политехнического института. Работал в машиностроительном  министерстве  на должности старшего инженера.
 Однажды меня отправляют в командировку в один из приморских городов, где был расположен  наш завод.
К концу рабочего дня, главный инженер завода, с которым мы очень подружились, предложил, если я не занят, поехать вместе с ним на винный завод. 
Там какое-то оборудование испортилось, остановился конвейер и почти весь завод. Его руководители очень просили приехать посмотреть, потому что других специалистов, связанных с машинами и механизмами в городе не было.
Заодно они приглашали принять участие в дегустации вин.
Я согласился, и мы поехали. Руководители винзавода встретили нас у входа, и повели показывать неисправное оборудование.
По пути они нам объяснили, что речь идет о центральном перекачивающем насосе.
Он заглублен в грунт, и к нему подведены магистральные трубопроводы. Демонтаж и монтаж, довольно трудоемкие процессы. Да еще время на ремонт.
 Они очень озабочены, что в сезон активной работы завод остановится на целую неделю.
 Было лето. Мы все в сорочках. Когда нас подвели к насосной станции, я чуть не вскрикнул от удивления.
Перед нами во всей своей красе в глубоком приямке, предстал мой старый знакомый, мой первый друг и проводник в профессию, с которым в свое время было связано столько поисков и тревог.
До сих пор не знаю, что побудило меня: желание помочь людям, или желание показать столичный класс, а может простое желание помочь старому другу, с которым столько было связано в моей жизни. Не знаю.
 Но я вдруг сказал группе с которой пришел, что в юности был тесно связан с этой техникой. Пусть оставят меня на 30-40 минут, и я либо поправлю насос там, где он стоит, либо скажу, что надо делать.
Они ушли. Я, как был, в белой сорочке, в галстуке, отдав кому-то свою папку, склонился над насосом. Попросил ключи и стал разбирать вакуум насос, в котором в подавляющих случаях находится причина неисправности.
По мере работы, мне нужны были разные инструменты: молоток, отвертка, наждак и т.д.
Не разгибаясь, и не поднимая головы, коротко произносил название нужного предмета и мне его тут же подавали.
Принимая очередной инструмент, я обратил внимание на руку, которая мне все подавала. Она была очень изящной формы и хорошо ухожена.
 Я с удивлением поднял голову, невольно  заинтересовавшись, кому может принадлежать такая рука. И увидел удивительно красивую европейскую девушку, которая, приветливо улыбаясь, помогала мне. 
Вернувшись к работе, я уже думал не о насосе,  а о необычной девушке. Кто она? Откуда сюда попала, что здесь делает?
Старая практика ремонтника не подвела. Неисправность действительно была в вакуум насосе. Мне было не трудно починить насос, и минут через сорок, я разогнул спину, и выровнял ноги, которые успели изрядно затечь. Когда я пошел мыть руки, сливала мне неожиданно встреченная красавица.
 Оказывается, родилась в Польше. Училась в Питере. По направлению попала сюда. Работает главным механиком винного завода.
Свободные от смены сотрудники завода собрались у насосной станции  и наблюдали за происходящим, как за цирковым шоу. Уж все было необычным.
Чужой человек. В белой сорочке и галстуке, что больше всего удивляет, возится у насоса, с которого не снят ни один шланг, ни один щиток.
И менее, чем через час резюме: Насос будет работать. Включить можно завтра. Работа в обычном стиле.
Я присоединился к людям, с которыми пришел. Их тоже очень удивило, что посторонний человек за столь короткий срок избавил их от всяких  хлопот  и от простоя.
К тому времени я еще не читал книгу, как ко Л.Н.Толстому приехала посетительница. Увидев на станции простого мужика в сапогах и с бородой, она решила, что он грузчик и попросила донести чемодан.
 Когда у усадьбы кто-то обратился к «грузчику» «Лев Николаевич», она страшно засмущалась, поняв кто нес ее чемодан, и стала очень сильно извиняться.
Но Толстой сказал: «Не.Не. Сколько положено грузчику за эту работу, извольте заплатить»
Если бы я знал эту историю, я бы тоже должен был потребовать с виноделов плату, равную не понесенным убыткам. 
А здесь дело ограничилось обильным застольем, на котором несколько раз провозгласили тост за насос, и того, кто его исцелил.
Было еще одно обстоятельство.
 Главный механик, которую звали Елена, в чем-то была похожа на Ассоль. Несколько удивленно-наивное восприятие «героя», явившегося, как в сказке, ниоткуда, и так быстро решившего все беды.
Этот флер некоего волшебства и неожиданности, видимо не оставили красавицу равнодушной.
Я не совсем уверен, что если бы мы, как обычные посетители, прошли прямо в кабинет, Лена бы обратила на меня внимание
 Завязалось знакомство, которое продлилось пять лет, пока за столом, связанным с венчанием Елены, с новоиспеченным инженером, вновь не зазвучали тосты, посвященные  насосам, и их ремонтникам.
Должен сказать, что этот эпизод способствовал тому, что на заводе меня стали воспринимать, как своего, что было очень полезно для дела.
В то время у меня в Тбилиси еще не было надлежащего жилья. Заводчане, о которых я говорил, строили жилой дом. Мне предложили квартиру в новом доме на выбор, одну из ведущих должностей на заводе и свадьбу с Еленой, которую они знали, за счет предприятия.
Я склонен был согласиться, но мое руководство решило, что «Такая хорошая корова» нам самим нужна, и вскорости решили мой квартирный вопрос.
Мои дети, когда подрjсли, часто упрекали меня, почему я напрасно потратил 5 лет, не женившись на маме сразу после знакомства.
Я не мог объяснять детям, что в то время я еще учился на заочном отделении.
 Мы все работали, и успевать все в одиночку было трудновато. Стихийно складывались пары, где каждый делал за двоих то, в чем он сильнее, а потом вводил в курс дела партнера.
Официальный курс обучения для заочников был раcсчитан на 6 лет.
Но иногда он затягивался на 10-12 и более лет.
Нередко учебные дела, задевали и учитывали и бытовые вопросы.
Иногда в таких парах складывалась и романтика, которая была совершенно особого рода.
  Вероятно, сюда подходили слова из известного фильма «Всей кровью прорастайте в них».  Все это было крайне сложно и мало понятно со стороны.
Может быть,  когда нибудь, учитывая, что всех действующих лиц того периода уже нет в живых, я более подробно напишу и об этом.
Должен сказать, что после моей женитьбы, и рождения детей, моя бывшая напарница бывала у нас.
Она даже подружилась с Еленой, и продолжала поддерживать добрые отношения со мной, во многом помогая мне создать нормальный очаг.
Я всю жизнь благодарил судьбу, что она сначала научила меня чинить насосы, а в последующем с их помощью найти жену, которую я любил всю жизнь.
Именно благодаря Лене я понял, что любящая жена живет, думает, делает, и существует  для тебя, и ради тебя.
Представьте себе великовозрастного холостяка, который в возрасте Христа, впервые ощущает все это.
 Опуская вопрос о его чувствах, но если он умеет мыслить, то непременно поймет, что ни одна другая женщина выйти на этот уровень не сможет!
Всегда он для нее. Даже в силу объективных причин.
У нас в семье много лет при застольях близких, непременно вспоминали  Великий насос. Кто-то из детей назвал его «благословенным». 
Дети же упрекали меня, что я не выкупил этот насос, который мы поставили бы дома, на пьедестал, как семейный тотем.
 Но мы и так помним его и благословляем уже более 50 лет!


Рецензии
Прелестный рассказ.

Власов Тихон   25.05.2016 15:55     Заявить о нарушении
Большое спасибо!
С уважением

Михаил Шаргородский   25.05.2016 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.