А. Грибоедов и Православие
«Православная жизнь» - декабрь 2014/январь 2015 года
В январе исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова – известного русского драматурга, поэта и дипломата, автора легендарной комедии «Горе от ума».
А.С.Грибоедов родился 4(15) января 1795 (по другим сведениям – 1790) года в Москве, в дворянской семье. Его отец, Сергей Иванович, - был отставным офицером. Мать, Настасья Федоровна, обладала чрезвычайно властным характером. Первоначальное образование Грибоедов получил дома, под руководством ученого-энциклопедиста И.Б.Петрозилиуса и нескольких профессоров. Позднее он учился в Московском университетском благородном пансионе, окончил словесное отделение Московского университета, слушал лекции на этико-политическом отделении. Будущий драматург интересовался не только литературой. Он овладел основными европейскими языками, знал древние, а впоследствии изучил несколько восточных языков. Грибоедов обладал незаурядными музыкальными талантами: был пианистом-импровизатором, пробовал заниматься композиторской деятельностью (сохранились два грибоедовских вальса). Всю жизнь он интересовался философией, историей и археологией.
Грибоедову не довелось участвовать в сражениях Отечественной войны 1812 года, несмотря на огромное желание и зачисление в Московский гусарский полк. После войны он несколько лет служил в армии, параллельно увлекался литературными переводами, а после отставки жил в Санкт-Петербурге и занимал чиновничьи должности. В круг грибоедовского общения входили не только писатели, но и многие будущие декабристы. Не избежал драматург и кратковременного периода увлечений пирушками, актрисами, дуэлями… Но трагический исход одной из дуэлей (гибель В.В.Шереметева), на которой Грибоедов был секундантом, заставил его задуматься о смысле жизни.
А.С.Грибоедов кардинально изменил свою жизнь. Он стал секретарем русской дипломатической миссии в Персии (1818), называл свою работу «дипломатическим монастырем» и прилагал огромные усилия для отправки русских пленных домой. В дневнике Грибоедов писал: «Хлопоты за пленных. Бешенство и печаль… Голову мою положу за несчастных соотечественников». Бегичев, один из грибоедовских друзей, вспоминал: «Он был в полном смысле Христианином и однажды сказал мне, что ему давно входит в голову мысль явиться в Персии пророком и сделать там совершенные преобразования; я улыбнулся и отвечал: «Бред поэта, любезный друг». – «Ты смеешься, - сказал он, - но ты не имеешь понятия о восприимчивости и пламенном воображении азиатцев! Магомет успел, отчего ж я не успею?» И тут заговорил он таким вдохновенным языком, что я начинал верить возможности осуществить эту мысль». В этих непростых условиях Грибоедов находил время и для занятий наукой и литературой. Именно в этот период у него возник замысел комедии «Горя от ума» - классического произведения русской литературы.
А.С.Грибоедов с огромным успехом читал свою комедию в литературных салонах, и ее текст стал распространяться во множестве списков. А.С.Пушкин познакомился с комедией благодаря одному из таких списков и высоко ее оценил: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался…». При жизни автора было лишь несколько театральных постановок с достаточно большими цензурными изъятиями. Полный текст «Горя от ума» издали за границей в 1858 году, а в России – лишь в 1862. В комедии присутствуют некоторые православно-христианские мотивы. Например, вероотступничества, исповеди, милосердия и апокалипсиса… Известный исследователь грибоедовского творчества В.Н.Орлов считал, что Библия и церковно-славянский язык были чрезвычайно важны для писательского стиля А.С.Грибоедова: «Высокие лирические и эпические жанры в русской поэзии были исторически прикреплены к торжественной патетике церковно-славянского языка. Отсюда (…) тяготение к Библии, к разработке библейских тем и сюжетов, к освоению монументального и патетического библейского стиля, разделявшееся всеми поэтами грибоедовского направления». Подобная патетика нередко заметна в монологах Чацкого. Переклички с Библией в грибоедовском тексте иногда связаны с комическим содержанием. Например, Хлестова слышит громогласный возглас Фамусова («Сергей Сергеич Скалозуб») и восклицает: «Творец мой! Оглушил, звончее всяких труб!». Судя по всему, в тексте ассоциативно подразумевается архангельская труба, наиболее громкая и сильная по своему действию, возвещающая начало Страшного Суда. Получается, что Фамусов комически сопоставляется с архангелом… Показательно, что в тексте комедии неоднократно упоминаются и церковные календарные праздники.
Иногда Грибоедов мог задействовать библейские сюжеты, используя их потенциальную связь с современностью, возможность продемонстрировать в несколько завуалированном виде вольнолюбивые взгляды, близкие декабристским. Самый известный пример – стихотворение «Давид», опубликованное в альманахе В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоевского «Мнемозина». Давид в тексте Грибоедова предстает победителем тиранической системы, освободителем человечества от узурпатора власти: «Но я мечом над ним взыграл,/ Сразил его и обезглавил,/ И стыд Отечества отъял,/ Сынов Израиля прославил!».
Последние годы грибоедовской жизни детально отражены в романе известного писателя Ю.Н.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1928). После поражения декабристского восстания Грибоедов был арестован, но вскоре его признали невиновным и освободили. Драматург отправился на Кавказ, где в это время началась война с Персией. Он участвовал в нескольких сражениях, а впоследствии сыграл значительную роль в заключении выгодного для России Туркманчайского мира (1828). По возвращении в Санкт-Петербург А.С.Грибоедову была устроена торжественная встреча: его щедро наградили и возвели в ранг полномочного министра-резидента России в Персии. Несколько месяцев грибоедовского пребывания в Петербурге были наполнены дружеским общением с литераторами и музыкантами: А.Пушкиным, П.Вяземским, И.Крыловым, А.Мицкевичем, М.Глинкой… Грибоедов вернулся на Восток и вскоре женился на Нине Александровне Чавчавадзе – дочери известного грузинского поэта А.Г.Чавчавадзе. В одном из писем знакомой писательнице А.С.Грибоедов с нежностью написал: «Полюбите мою Ниночку… В Malmaison, в Эрмитаже… есть Богородица в виде пастушки Murillo – вот она». Вскоре Грибоедов отправился в Персию, где ему пришлось работать в атмосфере послевоенного фанатичного озлобления населения и провокационных целенаправленных действий части английской миссии – русофобской группировки Уиллоков и Макнила. А.С.Грибоедов погиб в Тегеране 30 января (11 февраля) 1829 года: толпа мусульман ворвалась в здание русской миссии и почти всех перебила. Было убито 37 человек, не считая нападавших. Грибоедов мужественно защищался. Его тело было опознано лишь по кисти левой руки, в свое время простреленной на дуэли.
Тело дипломата и драматурга было доставлено в Тифлис, где вдова Грибоедова княжна Нина Чавчавадзе совершила его погребение на горе Мтацминда в гроте при церкви прп. Давида Гареджийского. Она поставила на могиле памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Свидетельство о публикации №216041300860
Поразительно, что это совпало с вырубкой тополей по всей стране!
Сначала убивают тополя, после чего погибает певец певший о них!
Что самое поразительное, так это вырубки в географических пунктах имени убитого поэта Грибоедова в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге!
Как такое возможно?
Это носит явные признаки планирования и нуждается в квалифицированной экспертной оценке!
Ольга Коваленко 6 12.01.2020 01:33 Заявить о нарушении