И с Катюшей, и с Ванюшей по Европе проходил...

-С хлопцами Гаевцовыми, с Колей Стародубцевым мы вместе росли в хуторе Первомайском Верхневерхоломовского сельского совета, - вспоминает Григорий Семёнович Кислицын из посёлка Красноармейского Ростовской области. – Вместе начинали учёбу в ФЗО, а в самом начале войны вернулись домой. Отцов наших на фронт уже забрали. Мой отец был председателем колхоза в хуторе Русском. И вот: в поле такой урожай созрел, а мужчин почти не осталось. Мы как раз подоспели к уборке…

В 1942 году призвали в армию и Григория с друзьями. Провожали на фронт всем колхозом. Надолго разошлись их пути-дорожки. Рядовой солдат Кислицын попал в восьмую гвардейскую миномётную Ясскую бригаду. Правда, Ясской она стала называться не сразу.

-Под Яссами, в Румынии, было самое страшное. Мы там участвовали в окружении 200 тысяч фашистов! Там потеряли две машины. Самое главное для нас было сделать всё, чтобы фрицы не могли засечь «Катюши». Отстрелялись – и сразу же меняли месторасположение. Двум «Студебекерам» не удалось увернуться.
Всю войну – до Чехословацкой Праги – прошёл Григорий Кислицын с «Ванюшами» и «Катюшами», на «ЗиСах» и «Студебекерах».
-Это только названия ласковые бойцы дали миномётным установкам,  - вспоминает ветеран, - а на самом деле ох какая грозная сила! Когда говорил «Ванюша», горели земля и небо! Жарко было на Курской Дуге, в Румынии, Венгрии, Болгарии.

Григорию, вернувшемуся домой без единого ранения, не раз приходилось видеть смерть друзей-однополчан. Один эпизод до сих пор стоит перед глазами.
В Праге, в мае сорок пятого, во время передышки сидели три друга у колодца. Уже думали, мечтали о том, как они вернутся домой. И вдруг из окна второго этажа стоящего по близости дома раздался выстрел, и капитан, сражённый насмерть, упал. Командир отдал приказ незамедлительно: «Разрушить дом!» Через два часа после этого объявили об окончании войны.

Демобилизовался Григорий Семёнович зимой победного года. В колхоз пошёл работать шофёром. Был и чабаном, и управляющим фермой – шёл туда, где был нужнее.
И на пенсии не успокоился. Более двадцати лет был активным членом совета ветеранов поселения. Весь посёлок исходил с коллегами-активистами: помогал всем, кто нуждался в помощи. Лишь последние два года не ходит дальше скамеечки у калитки. Летом, бывает, отдыхает в тени вишнёвых ветвей. Тоже польза: пасёт курочек. Но всё это – внешнее. Внутри – беспокойная душа. Сейчас ветерана войны волнует то, что неподалёку от не существующего ныне хутора Стародубского, что располагался за хутором Русским и насчитывал около 50 дворов, со времён войны остались две братские могилы.

-Их постоянно поддерживают в порядке, но оставшимся родственникам всё труднее ухаживать за ними. А нельзя допустить, чтобы эти могилы сравнялись с землёй, потерялись! Надо провести перезахоронение, и тогда люди смогут воздавать  почести погибшим.

Ветеран не хочет мириться со своими недугами. И верная спутница Зинаида помогает ему настоями трав и молитвами.
2009 год.


Рецензии
А разве поселковая власть не может посодействовать решению этого вопроса?

Евгения Гундырева   15.07.2016 14:59     Заявить о нарушении
Посодействовали, группа "Поиск" работала, перезахоронили в братскую могилу и на обелиске написали фамилии тех бойцов, чьи имена удалось восстановить по сохранившимся медальонам.

Любовь Архипова-Уральцева   18.07.2016 08:36   Заявить о нарушении