Блуждающая смерть

               



   Судно шло вдоль побережья Северной Африки,  далеко на горизонте угадывались берега Ливии. Эта часть Средиземного моря была абсолютно пустынной, уже несколько дней нам не встречалось ни одного судна. Было такое впечатление , что в море мы одни. Отметка термометра не опускалась ниже сорока шести по Цельсию. Железо раскалилось до такой степени, что задев за него можно было получить ожог. Здесь были только два цвета ярко синий и ярко желтый. Цвет моря и неба  и цвет  солнца  и  пустыни лежавшей в нескольких десятках миль к югу от нас. Спасал небольшой ветер. Он был горячим, но все равно это было лучше, чем при полном безветрии. Небольшая волна , два балла не больше, вот  и весь пейзаж. Капитан со стармехом  расположившись на крышке четвертого трюма играли в шахматы.
 - Ну и видон у них Степаныч, -я глядел на них через  лобовой иллюминатор рубки, -прямо как Вицин, Моргунов и Никулин. Вот бы их сфотографировать сейчас, классный снимок бы вышел.
 Вид у них  был еще тот. Два здоровых мужика возрастом ближе к шестидесяти, естественно склонны к полноте, в одних трусах в цветочек , с серьёзным видом двигали шахматные фигуры.  У «деда», так на судах называют старшего механика, на голове красовалась панама, в каких ходили пионеры в 30-х годах. Капитан , Владимир Васильевич, чтобы избежать солнечного удара, приспособил на голове носовой платок. Полная идиллия.
   - Ты мне зубы здесь не заговаривай, и дисциплину не разлагай,- старпом Андрюха Желязков тоже посмеивался,- Ты иди боцману помогай , а то боцман работает а ты здесь прохлаждаешься.
   -  Степаныч . вот если откровенно, пароход выкрашен полностью, сами себе, работу только выдумываем, а чай пить вы Андрей Степаныч меня сами позвали между прочим.
 - Это точно сам позвал, сам и спишу с судна, как нарушителя дисциплины и человека который уклоняется от судовых работ.
  Старпом был не намного старше меня, и когда мы были в рубке одни. то позволяли себе пошутить. С чувством юмора у нас у обоих было все в порядке.
  - Ладно Степаныч, пойду я к боцману,- я допил чай.
   - Попутного ветра, скатертью дорожка,-  прохаживаясь по рубке ,напутствовал  меня старпом.
   Судно шло на автомате, и рулевой на мостике был не нужен.
  Я спустился на ют. Боцман  не спеша докрашивал кнехты.
- Ну, что напился чаю, - боцман сосредоточенно водил кисточкой по  кипу кнехта.
- Ага,напился,- я присел у шпиля, привалившись спиной к контроллеру подъема якоря. – Ты-то что не пошел?
 -Не хочу,- буркнул боцман.- Вот есть рабочее время должен отработать, а не пассажиром кататься, -боцман все так же водил кисточкой по кнехту.
 - Ну-ну,- подцепил я боцмана,- третий час два кнехта красишь, от безделья мучаешься.
- Вот знаешь боцман, -продолжал я,- я когда на лесоповале, лес валил у меня напарник был дядя Вова,  он еще  в Сталинских лагерях эту науку проходил. Так он говорил мне, бывало, - Садись Женька, посидим, покурим, всех елок не срубишь. Вот так то. Мудрый человек!
  - Ты, что в тюрьме, что ли сидел?,- Серега оторвался наконец-то от кнехта.
  - Ты,что боцман? Ку-ку? Я в экспедиции работал в изыскательской, мы просеки рубили, съемку местности делали. Потом шурфы рыли, пробы грунта брали. Вот так. Так, что посиди , покури , всех елок не срубишь.
   -Твоя правда,- Серега усмехнулся в усы,-  посидим, покурим.
Серега достал сигареты, закурил.
 - А ты чего штурманом не идешь, ты же училище закончил?- Серега затянулся,  выпустил дым.
   - Да знаешь Серега, меня третьим штурманом ведь сразу после училища направили, я даже тогда еще диплом об окончании не получил. Но на внутренний флот. Блата нет, связей нет, ну и пришлось пробиваться на загранфлот рулевым, шансов было больше, вот так.
-Понятно,- Серега снова затянулся.
 Сидели молча. Солнце здесь не пекло, над головой была шлюпочная палуба, прикрывающая нас от солнца. Жара и духота выматывали. Если бы я не взглянул в тот момент на море , то день так бы и прошел без всяких событий.
   Семьдесят- восемьдесят метров по правому борту, уже почти на траверзе.
Капитан играет в шахматы, на баке загорают свободные от вахты, в рубке старпом несет ходовую вахту, в машинном отделении вахтенный механик, судно идет заданным курсом изредка рыская, уклоняясь в сторону и снова самостоятельно выходя на курс под действием автоматики, а с правого борта в семидесяти- восьмидесяти метрах от судна проходит мина.
  Она была не такая какими мы привыкли их видеть в кино , мы знаем их круглыми, черного цвета, с рогами детонаторов.
  Эта была серого шарового цвета, овальной формы,  никаких рогов детонаторов у той мины  не было. С боку  было отчетливо видно приваренный к корпусу мины рым для крепления. Волна, подходя к мине, не приподнимала ее, а перекатывалась через нее. Было видно, что у нее очень большой вес.
   А Серега курил, а я бросил взгляд на море.
 - Боцман, ты когда нибудь мины видел?
 -Где?- Серега моментально подпрыгнул и проследив за моим взлядом, уже несся в рубку к старпому.
- Владимир Васильевич, мина!- старпом выскочил с биноклем на крыло мостика.
 - Где?- капитан оторвался от шахмат.
- Только что прошли, в семидесяти метрах по правому борту ,-доложил старпом. –Что будем делать.? Старпом ждал ответа,, мы тоже ждали.
 - Усилить наблюдение,- Владимир Васильевич снова переключился на шахматы и с невозмутимым видом сделал очередной ход.
  -А мина  надо , же сообщить наверное?- старпом ничего не понимал, мы если честно то же. Я уже готов был действовать, правда как действовать, до конца если честно не представлял, не каждый же день мины встречаются. Мелькнула мысль. Можно спустить шлюпку, привязать к мине,что не будь , поджечь и взорвать. А по приходу в Союз медаль «За отвагу». Вполне приличный вариант.
 Владимир Васильевич все обломал.
 -Желязков,- разозлился он на старпома.-Ты,что не соображаешь совсем? Сейчас мы сообщим, нас заставят  охранять эту мину неизвестно сколько, не дай бог, на ней подорвемся. Придут  Ливийские военные корабли. Нас отконвоируют в Ливию. Там простоим не известно сколько, будем писать объяснительные. Потом нам заявят ,что это мы эту мину поставили. Посадят нас всех в тюрьму. Иди Желязков, иди не мешай играть. Не забивай голову.

- Ну Василич, ну дает. Старпом прохаживался по рубке.
 -Облом Андрей Степаныч нашему подвигу, за что жизнью рисковали. Я  плюхнулся в штурманское кресло.
 - А я ведь предупреждал. Заводил я старпома. -А ты Степаныч не слушаешь умных людей. Старпом помалкивал.
   Дело в том, что на всех судах помимо карт, пособий и мореходных таблиц есть еще и комплект лоций. За все время работы на судах я никогда не видел, что бы кто- то из штурманов открывал лоцию. Исключение составлял только третий штурман, он лоцию открывал, но правда только для того  что бы ее откорректировать.
   Я всегда читал лоцию. В ней есть вся информация о районе плавания, о  странах и портах в которые предстоит зайти, вообще полная информация обо всем. Прочитал я тогда перед рейсом и о районе предстоящего плавания, где в разделе Восточная часть Средиземного моря было написано- « Район плавания, опасный от мин, постановка судов на якорь запрещена. Постановка судов на якорь только в местах якорной стоянки». Именно эти строчки я и зачитал старпому несколько дней назад.
    Зачитал я однажды Андрею Степановичу Желязкову другую информацию из лоции. « Район Балеарских островов считается опасным от пиратов».
- Смотри Степаныч, читай лоцию, а то попадешься пиратам,- пошутил я тогда. Было это в 1992-ом году.
 Кто бы знал, что в 2012-ом, уже будучи на берегу, в программе Время по телевизору я увижу захваченное где то в Нигерии судно капитан которого вел переговоры с захватившими их Нигерийскими военными. Разговор был на английском, но голос я узнал сразу. Андрей постарел. Держался он  уверенно, как и положено капитану.
   А та мина будем надеяться, что выбросило ее где не будь на пустынный Африканский берег и лежит она себе спокойно там затянутая песком.
    В действительности же проскочить от мины в семидесяти метрах не заметив ее вовремя большая удача. А может быть наш теплоход « Павел Мочалов» сам знал, где нужно уклониться от курса, кто знает? Корабль он ведь никогда не подведет.
 
 
 


Рецензии
Очень занимательно написано.Сам сорок пять лет отходил в море.У нас в Северном пароходстве было судно "Капитан Мочалов".Мы из называли "большими поляками",строились в Польше.За всю свою жизнь в морях мин не видел,хотя районы плавания были и такие,как написано в рассказе.Может потому,что был рем.механиком и провел большую часть времени в машинном?Удачи Вам и творческих успехов!

Василий Нестеров -Фиттер   27.02.2023 17:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Василий! Серьёзный у Вас флотский стаж, повидали в морях Вы явно поболее моего. Приятно получить от Вас отзыв.
С уважением!

Евгений Костюра   28.02.2023 16:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.