А. К. Толстой и Православие

                А.К.Толстой – поэт духовных исканий.

                «Православная жизнь» - октябрь 2015 года

        В октябре исполняется 130 лет со дня смерти Алексея Константиновича Толстого (24.08/05.09.1817 – 28.09./10.10.1875) – известного русского поэта и прозаика, троюродного брата Л.Н.Толстого. А.К.Толстой особенно известен несколькими текстами: стихотворением «Средь шумного бала, случайно...», впоследствии  ставшем известным романсом; историческим романом «Князь Серебряный»; творчеством Козьмы Пруткова (выдуманная комическая маска -  несуществующий поэт, созданный усилиями Толстого и братьев Жемчужниковых). Известна и драматическая трилогия А.К.Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В целом поэзия Толстого чрезвычайно мелодична, и около половины толстовских стихотворений были положены на музыку известными русскими композиторами: Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Рубинштейном, Рахманиновым… А.К.Толстой считал, что искусство должно приносить человеку радость и изображать красоты природы, глубину духовных поисков…
         А.К.Толстой по социальному статусу с рождения относился к родовитой аристократии: был сыном графа К.П.Толстого и А.А.Перовской, которая разошлась с мужем сразу же после появления ребенка. Толстой очень любил свою мать, да и с отцом понимание сохранилось до старости Константина Петровича, который к концу жизни стал очень набожным: «(…) Стал тихим, задумчивым, посещал ежедневно церковные службы и молился у себя дома, в крохотной квартирке на Гороховой». В детские годы огромным авторитетом у Алексея пользовался дядя А.А.Перовский, являвшийся в то время известным писателем и публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. Именно дядя сыграл главную воспитательную роль в жизни племянника: учил состраданию, любви к ближнему, бережному отношению к деньгам… Перовский был яркой личностью, и существует авторитетное мнение, что он послужил прототипом образа Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 
         А.К.Толстой впоследствии вспоминал, что «с шести лет начал марать бумагу и писать стихи». У дяди он неоднократно встречал многих известных писателей. К тому же  кругозор ребенка расширяли путешествия: уже с десяти лет А.Толстого регулярно вывозили за границу, начав с поездки в Италию. В 1830 - 1850-ые гг. А.К.Толстой был на дипломатической службе, занимал различные чиновничьи посты и придворные должности. У Толстого была  страсть к охоте: он обладал огромной физической силой и один ходил на медведя. Как светский человек, он часто посещал балы, влюблялся. Но в жизни Алексея Константиновича были и неоднократные пешие паломничества в Оптину Пустынь, общение со старцами. Он трепетно относился к молитве. Сохранились свидетельства, как горячо он молился во время заболевания тифом, когда смерть была рядом. Но больше молился  за близких: мать и супругу Софию. К тому же многие толстовские стихотворения по форме, да и за счет своей исповедальности близки молитвам.
          После отставки Толстой занимался литературной деятельностью и жил преимущественно в своих имениях: Пустынька под Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Он гуманно относился к крестьянам, но рачительным хозяином не был и постепенно разорялся. Усиливались болезни, сопровождавшиеся сильными болями. А.К.Толстой умер в возрасте 58 лет от большой дозы прописанного доктором морфия, введенной по ошибке во время сильнейшего приступа головной боли. 
Толстой нередко посещал имение Лоборж, расположенное в десяти километрах к северо-западу от Режицы (Резекне). Оно принадлежало Александру Жемчужникову – соавтору и родственнику А.К.Толстого. Есть информация, что А.К.Толстой отдыхал еще в одном латгальском имении – Рунторт (Рантор), расположенном неподалеку от Люцина (Лудзы).      
Посмотрим на христианскую тематику толстовского творчества. Лирического героя стихотворений Толстого часто привлекает сакральное пространство, к которому он обращает свой взгляд. («В стране лучей, незримой нашим взорам…» - 1856; «Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…» - 1858). Лирический герой нередко ощущает себя воином Господним («Господь, меня готовя к бою…» - 1857). Тем не менее, он осознает собственную двойственность. («Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…» - 1858). Любовь, согласно художественному сознанию Толстого, возвышает земное до небесного, являясь божественным даром, не прекращающимся со смертью. («О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище» - 1858).
В поэзии А.К.Толстого встречаются стихотворения молитвенного типа – непосредственные обращения лирического героя к Господу («Я задремал, главу понуря» - 1858). Земное пространство, в понимании Толстого, является истинным пространством христианского подвига. Например, в стихотворении «Горними тихо летела душа небесами» (1858) именно поэтому душа просит возвращения на землю: «Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,/ Праведных души не знают ни скорби, ни злобы -/ О, отпусти меня снова, Создатель, на землю,/ Было б о ком пожалеть и утешить кого бы». Христианский мир нередко становится для лирического героя стихотворений А.К.Толстого объектом благоговейного восторга: «Благовест», «Христос». Одно из самых известных стихотворений Толстого, посвященных библейской тематике – «Против течения» (1867), восхваляющее христианскую силу духа, жертвенность христианства.
На А.К.Толстого при создании текстов, связанных с библейской тематикой, нередко могли влиять тексты-посредники. Например, известный шедевр Рафаэля («Мадонна Рафаэля» - 1858) или картина Г.Семирадского «Грешница», давшая поэту импульс для создания одноименной поэмы («Грешница» - 1857). У поэмы «Грешница» -  простой и безыскусный сюжет: события происходят в Иудее, во время правления Понтия Пилата. Некая грешница-блудница цинично говорит, что никто не сможет заставить ее отречься от греха или смутить, но святость Христа становится для нее истинным откровением и вынуждает обратиться к духовным ценностям.  Важное значение в творчестве Толстого имеет поэма «Иоанн Дамаскин» (1858), герой которой скорее является воплощением боговдохновленного творчества и достаточно далек от своего исторического прототипа -   известнейшего византийского богослова.
Как отмечал  один из современных православных священников, «для Алексея Константиновича Толстого, замечательного русского поэта и деятеля (…), библейский идеал был идеалом свободы, борьбы за правду, за человеческое достоинство и справедливость».


Рецензии
Гена(давай перейдём на "ты",если не возражаешь),пишешь ты,конечно,очень хорошо.
Всё это очень интересно в познавательном смысле и на досуге я с удовольствием вернусь к твоим статьям.Однако,мои мозги подобны соковыжималке в том смысле,что выжимают суть из всякой информации,мало заботясь о том от кого она исходит.Это,может быть и печальный факт,но сделать с ним что-либо я не в силах.К слову говоря, буду рад,если и со мной поступят также читающие меня.Важно СЛОВО,а не кто за ним стоит,хотя я и сам сомневаюсь в этом,но так живу.


Николай Каркавин   15.11.2017 06:12     Заявить о нарушении
(Конечно, перейдём на "ты"). Благодарю тебя, Николай, за отзыв и добрые слова! Мне близок используемый тобой принцип "соковыжималки": читаем мы, в зависимости от особенностей того или иного текста, для получения информации или эмоций, а иногда - того и другого одновременно. Поэтому вопросы "что" и "как" гораздо важнее, чем "кто". Вопрос "кто" становится важным, если читаемый текст, например, используется в научной работе: в филологии это один из основополагающих принципов. Поэтому у меня, наверное, в ходу три вида чтения: для получения информации, эмоций, для научных исследований, хотя, конечно, в чистом виде таких видов чтения существовать не может, т.к. иногда всё это переплетаетс явоедино... Надеюсь, что завтра получится заглянуть к тебе в гости. И здесь, и на "Стихире". С уважением, Геннадий.

Марков Геннадий   15.11.2017 19:40   Заявить о нарушении
Сегодня успею написать отзыв только здесь.

Марков Геннадий   16.11.2017 22:48   Заявить о нарушении
Гена!
Разве же я требую от тебя внимания к себе и к моему творчеству? Я не принадлежу к той части участников этого сайта,которые только и делают,что хвалят друг друга и занимаются самолюбованием. Напротив,я спокойно,без эмоций отношусь и к хвале,и к хуле,серьёзно относясь лишь к рецензиям по существу текста и рад,если мои работы кому-то действительно оказались полезны. Так что,понимая твою занятость и желание,как мне показалось,ознакомиться с моим творчеством,не тратить время на пустяковые миниатюрки,а просмотреть работу "Философия всеединства",которая тебе,возможно,и будт интересна.


Николай Каркавин   17.11.2017 07:33   Заявить о нарушении