А. К. Толстой и Православие
«Православная жизнь» - октябрь 2015 года
В октябре исполняется 130 лет со дня смерти Алексея Константиновича Толстого (24.08/05.09.1817 – 28.09./10.10.1875) – известного русского поэта и прозаика, троюродного брата Л.Н.Толстого. А.К.Толстой особенно известен несколькими текстами: стихотворением «Средь шумного бала, случайно...», впоследствии ставшем известным романсом; историческим романом «Князь Серебряный»; творчеством Козьмы Пруткова (выдуманная комическая маска - несуществующий поэт, созданный усилиями Толстого и братьев Жемчужниковых). Известна и драматическая трилогия А.К.Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В целом поэзия Толстого чрезвычайно мелодична, и около половины толстовских стихотворений были положены на музыку известными русскими композиторами: Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Рубинштейном, Рахманиновым… А.К.Толстой считал, что искусство должно приносить человеку радость и изображать красоты природы, глубину духовных поисков…
А.К.Толстой по социальному статусу с рождения относился к родовитой аристократии: был сыном графа К.П.Толстого и А.А.Перовской, которая разошлась с мужем сразу же после появления ребенка. Толстой очень любил свою мать, да и с отцом понимание сохранилось до старости Константина Петровича, который к концу жизни стал очень набожным: «(…) Стал тихим, задумчивым, посещал ежедневно церковные службы и молился у себя дома, в крохотной квартирке на Гороховой». В детские годы огромным авторитетом у Алексея пользовался дядя А.А.Перовский, являвшийся в то время известным писателем и публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. Именно дядя сыграл главную воспитательную роль в жизни племянника: учил состраданию, любви к ближнему, бережному отношению к деньгам… Перовский был яркой личностью, и существует авторитетное мнение, что он послужил прототипом образа Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
А.К.Толстой впоследствии вспоминал, что «с шести лет начал марать бумагу и писать стихи». У дяди он неоднократно встречал многих известных писателей. К тому же кругозор ребенка расширяли путешествия: уже с десяти лет А.Толстого регулярно вывозили за границу, начав с поездки в Италию. В 1830 - 1850-ые гг. А.К.Толстой был на дипломатической службе, занимал различные чиновничьи посты и придворные должности. У Толстого была страсть к охоте: он обладал огромной физической силой и один ходил на медведя. Как светский человек, он часто посещал балы, влюблялся. Но в жизни Алексея Константиновича были и неоднократные пешие паломничества в Оптину Пустынь, общение со старцами. Он трепетно относился к молитве. Сохранились свидетельства, как горячо он молился во время заболевания тифом, когда смерть была рядом. Но больше молился за близких: мать и супругу Софию. К тому же многие толстовские стихотворения по форме, да и за счет своей исповедальности близки молитвам.
После отставки Толстой занимался литературной деятельностью и жил преимущественно в своих имениях: Пустынька под Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Он гуманно относился к крестьянам, но рачительным хозяином не был и постепенно разорялся. Усиливались болезни, сопровождавшиеся сильными болями. А.К.Толстой умер в возрасте 58 лет от большой дозы прописанного доктором морфия, введенной по ошибке во время сильнейшего приступа головной боли.
Толстой нередко посещал имение Лоборж, расположенное в десяти километрах к северо-западу от Режицы (Резекне). Оно принадлежало Александру Жемчужникову – соавтору и родственнику А.К.Толстого. Есть информация, что А.К.Толстой отдыхал еще в одном латгальском имении – Рунторт (Рантор), расположенном неподалеку от Люцина (Лудзы).
Посмотрим на христианскую тематику толстовского творчества. Лирического героя стихотворений Толстого часто привлекает сакральное пространство, к которому он обращает свой взгляд. («В стране лучей, незримой нашим взорам…» - 1856; «Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…» - 1858). Лирический герой нередко ощущает себя воином Господним («Господь, меня готовя к бою…» - 1857). Тем не менее, он осознает собственную двойственность. («Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…» - 1858). Любовь, согласно художественному сознанию Толстого, возвышает земное до небесного, являясь божественным даром, не прекращающимся со смертью. («О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище» - 1858).
В поэзии А.К.Толстого встречаются стихотворения молитвенного типа – непосредственные обращения лирического героя к Господу («Я задремал, главу понуря» - 1858). Земное пространство, в понимании Толстого, является истинным пространством христианского подвига. Например, в стихотворении «Горними тихо летела душа небесами» (1858) именно поэтому душа просит возвращения на землю: «Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,/ Праведных души не знают ни скорби, ни злобы -/ О, отпусти меня снова, Создатель, на землю,/ Было б о ком пожалеть и утешить кого бы». Христианский мир нередко становится для лирического героя стихотворений А.К.Толстого объектом благоговейного восторга: «Благовест», «Христос». Одно из самых известных стихотворений Толстого, посвященных библейской тематике – «Против течения» (1867), восхваляющее христианскую силу духа, жертвенность христианства.
На А.К.Толстого при создании текстов, связанных с библейской тематикой, нередко могли влиять тексты-посредники. Например, известный шедевр Рафаэля («Мадонна Рафаэля» - 1858) или картина Г.Семирадского «Грешница», давшая поэту импульс для создания одноименной поэмы («Грешница» - 1857). У поэмы «Грешница» - простой и безыскусный сюжет: события происходят в Иудее, во время правления Понтия Пилата. Некая грешница-блудница цинично говорит, что никто не сможет заставить ее отречься от греха или смутить, но святость Христа становится для нее истинным откровением и вынуждает обратиться к духовным ценностям. Важное значение в творчестве Толстого имеет поэма «Иоанн Дамаскин» (1858), герой которой скорее является воплощением боговдохновленного творчества и достаточно далек от своего исторического прототипа - известнейшего византийского богослова.
Как отмечал один из современных православных священников, «для Алексея Константиновича Толстого, замечательного русского поэта и деятеля (…), библейский идеал был идеалом свободы, борьбы за правду, за человеческое достоинство и справедливость».
Свидетельство о публикации №216041300870
Всё это очень интересно в познавательном смысле и на досуге я с удовольствием вернусь к твоим статьям.Однако,мои мозги подобны соковыжималке в том смысле,что выжимают суть из всякой информации,мало заботясь о том от кого она исходит.Это,может быть и печальный факт,но сделать с ним что-либо я не в силах.К слову говоря, буду рад,если и со мной поступят также читающие меня.Важно СЛОВО,а не кто за ним стоит,хотя я и сам сомневаюсь в этом,но так живу.
Николай Каркавин 15.11.2017 06:12 Заявить о нарушении
Марков Геннадий 15.11.2017 19:40 Заявить о нарушении
Разве же я требую от тебя внимания к себе и к моему творчеству? Я не принадлежу к той части участников этого сайта,которые только и делают,что хвалят друг друга и занимаются самолюбованием. Напротив,я спокойно,без эмоций отношусь и к хвале,и к хуле,серьёзно относясь лишь к рецензиям по существу текста и рад,если мои работы кому-то действительно оказались полезны. Так что,понимая твою занятость и желание,как мне показалось,ознакомиться с моим творчеством,не тратить время на пустяковые миниатюрки,а просмотреть работу "Философия всеединства",которая тебе,возможно,и будт интересна.
Николай Каркавин 17.11.2017 07:33 Заявить о нарушении