Васса

      Она разрешала звать себя только так: Васса, без всяких там "бабушка" или "Василина Васильевна". Весело говорила:
          - Мне ж в душе шестнадцать!

      Всегда с улыбкой. Анекдоты,поговорки, присказки так и сыпались из нее. Худющая, сморщенная, но с добрым лицом и озорными глазами, Васса была любимицей окрестной детворы. Она могла подолгу сидеть на скамеечке у своего дома в окружении детей и ни ей, ни нам не было скучно.

      Лишь 9 мая она всегда была необычайно строга, серьёзна. Васса пережила блокаду Ленинграда. Поехала в гости к двоюродной сестре и оказалась в блокадном кошмаре. В этот день после парада мы брали с собой торт, конфеты, обязательно ржаной хлеб и шли навестить Вассу.

      Старушка в первую очередь распаковывала хлеб, нюхала, глубоко вдыхая  ржаной дух, отрезАла кусочек, водружала его на рюмку с водой и ставила к иконе. Зажигала свечку.

         - Спасибо, родные мои, что помните об этом.

      А потом мы пили чай, долго беседовали. Васса рассказывала, как она, молодая актриса, стала у заводского станка, работала, как и все по две, а порой и по три смены. А после работы еще дежурила с другими комсомольцами на крыше, тушила зажигательные бомбы. порой заводское начальство давало рабочим часов десять-пятнадцать отдохнуть и отправляло их на рытьё окопов. Это было еще труднее. И самое неприятное, что, набив мозоли, было трудно работать у токарного станка. Профессии токаря она, кстати, осталась верна до конца жизни. Она показала нам на кусочек хлеба у иконы:

          - Вот столько нам давали на сутки. и больше ничего. Однажды я, возвращаясь с работы поздно вечером, "учуяла" запах хлеба. изголодавшийся человек почувствует его издали, хоть в сто свертков заверни. Офицер, идущий впереди меня, нес за пазухой свой недельный паёк: буханку хлеба. Я, как собака, "по нюху" пошла за ним Это было сильнее меня, я не могла оторваться от этого запаха, шла, как привязанная. Офицер обернулся, увидел голодные глаза, всё понял, отдал мне хлеб, только предупредил: "Ты, девонька, на вздумай сразу съесть. Умрёшь". Этой буханки нам с сестрой хватило почти на месяц. Мы ее мелко порезали, насушили сухариков и ели по одному в день. А хотелось съесть всё сразу, набив полный рот.

       Мы слушали еще много ее блокадных историй. Я всегда плакала. После таких "посиделок", Васса говорила:

          - Вот счастье где: поговорю вот так с вами, юными, и снова я молоденькая девчушка. Спасибо, что  помните обо мне и о том, что досталось моему поколению. 
      


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.