Ноги Путина

Творческая встреча с одним известным казахстанским писателем прозы началась в полдень в одном из лекционных залов детской библиотеке. Эта библиотека уже не в первый раз принимала у себя различных творческих людей и их гостей. Встречи проходили неодинаково. На каких-то было больше авторского чтения текстов, на каких-то преобладал конференционный формат «вопрос-ответ». Где-то было больше смешно, где-то познавательно. Но на каждой встрече в той или иной степени поднимался политический вопрос о ситуации в родственной нам России. Упомянуть про своё негативное отношение к Путину считал своим долгом каждый из авторов. Дань ли это какой-то творческой моде, либо Путин действительно не нравился каждому из них – сказать было очень сложно.
На этот раз встреча оказалась монологом писателя о самом себе в контексте «как я не смог сделать то, то и это». По различным причинам у автора сорвалось издание первой книжки, не вышло влиться в литературную российскую тусовку, не удалось стать выскооплачиваемым сценаристом для различны мыльных опер. Монолог был интересный, местами весёлый, местами озадачивающий. Прозаик говорил искренне, не виляя, это чувствовалось, и слушатели к нему прониклись. Аудитория добровольно оказалась под его влиянием.
Очередная история повествовала о литературном форуме под Москвой, куда пригласили выступающего и двух его сотоварищей. Говорилось о том, как российская привычка выпивать не смогла вступить в симбиоз с казахстанской привычкой покурить. О том, как выяснилось, что на форуме для казахстанских писателей зарезервировано всего три места на сто пятьдесят участников. О невероятной алкогольной закалке устроителей этого форума. Наконец, история дошла до описания одного занятного случая. С участниками литературного форума собирался встретиться Путин. Стали собирать списки желающих. Нашему прозаику предложили поучаствовать, как представителю Казахстана.
 - Как вы думаете, - обратился он к нам с вопросом, - пошёл ли я на встречу с этим лживым беспринципным и циничным демагогом?
Меня такая постановка вопроса сильно озадачила. Только что так мило обо всём говоривший писатель вдруг ни с того ни с сего обдал отрицательными эпитетами президента РФ. Между делом. Как будто, так и надо. Как будто, врезать в свою речь, не заморачиваясь подготовкой слушателя, несколько поносящих слов в адрес политика – это вполне нормально и практикуемо. Травка зеленеет, солнышко блестит, Путин – говно, ласточка с весною в сени к нам летит. Но более всего меня поразило то, что этот вопрос большинству слушателей не показался каким-то не тактичным, они даже возмутились такому предложению со стороны организаторов того форума. Встреча с каким-то там Путиным? Бррр. И несколько голосов из аудитории сказало:
- Ну, нет, конечно. Тут и думать нечего.
Писатель продолжил:
- Да, вы правы. Я естественно отказался. Но многие молодые литераторы с большим рвением стремились попасть на эту встречу. Я не мог понять в начале, что ими руководило. Что им нужно от встречи с этим политическим негодяем и выродком? Возможно, они хотели как-то использовать ситуацию для своего карьерного роста. Но после того, как я узнал, с чем они пошли на эту встречу, всё стало на свои места. А по вашему мнению, что нужно на встрече с президентом России молодым начинающим литераторам?
Аудитория пожимала плечами и не могла высказать какого-то определённого предположения. Писатель выдержал паузу и с нарастающей ухмылкой сказал:
- Они брали с собой кастеты, ножи, дубинки. Какие-то бросательно-метательные вещи. Охрана Путина была ошарашена, когда, проходя через металлоискатель, очередной литератор доставал из-за пазухи кастет или нож.
Слушатели одобрительно засмеялись, закивали головами. Читалось в выражении их лиц: «Так ему и надо этому Путину». Но не во всех. Один парень в очках крупного телосложения с твёрдостью и каким-то недовольством в голосе произнёс:
- Я извиняюсь, но откуда у вас сложилось такое негативное отношение к Путину? Просто уже не в первый раз творческая встреча превращается в какой-то политический кружок по обсуждению Путина. Что конкретно вас в Путине не устраивает? Или эта публичная нелюбовь нужна всем начинающим прозаикам и поэтам?
Аудитория с негодованием взглянула на этого парня. Прозаик же, не ожидая такого вопроса, слегка замешался и произнёс:
- Ну, не знаю. Я полагаюсь на свою интуицию. Когда я увидел его по телевизору в первый раз, то сразу всё понял о его недостойности.
- Да, да, - подхватила эту идею одна слушательница, - я тоже, когда услышала в одной из его первых речей фразу «Мочить в сортире», сразу всё о нём поняла. Эта его надменность, эта наглость…
- А вы слышали, кого он собирался мочить в сортире, - прервал её парень в очках.
- Конечно, слышала. Террористов.
- Ну, и в чём тогда проблема?
- Как в чём? – уже несколько других голосов из аудитории стали поддерживать и слушательницу, и писателя, - если для вас это нормально, то мы и не знаем…
- Если надо, то будем мочить в сортирах. А как ещё поступать с террористами?
Аудитория загудела. При этом парня в очках никто не поддерживал. Все пытались вспомнить какие-то свои плохие впечатления от Путина, со всех сторон раздавались негативные оценки путинского поведения. Началось общее эмоциональное нагнетание. Но каких-то конкретных фактов, оправдывающих все эти отрицательные высказывания никто не приводил. Постепенно гул начал спадать, и одна девушка, видимо, решив, что победа над парнем в очках уже одержана, произнесла:
- Давайте уже на другую тему поговорим. У нас же творческая встреча всё-таки.
Писатель выпил водички и снова заговорил с аудиторией:
- Путин закрыл канал НТВ. Прогнал всю их бывшую команду. А мне нравились их острые передачи и сюжеты. Так что у меня какая-то личная к нему обида. Да, и к тому же я всё-таки побывал на встрече с Путиным в другой раз и видел его лично. Он очень отличается от телевизионного образа. Другая картинка. Для экрана, видимо, все кадры с ним очень тщательно отбирают. Вот как бы вам объяснить… Вы видели когда-нибудь ноги Путина?
- Нет, не видели, - раздались отрицания из аудитории.
- Вот. Не показывают их по телевизору. А они вот такие, - прозаик указал на свои ноги и стал ими нервно притопывать по полу, - постоянно в таком вот движении. Видно, что человек психически не здоров, что неадекватен. Нельзя таких людей во главу страны ставить. Нельзя им доверять судьбы целых стран. Ну, ладно, давайте, действительно, сменим тему.
Больше тема Путина на этой творческой встрече не поднималась. Прозаик рассказывал про свои удачи и неудачи на жизненном пути. Спрашивал у аудитории, как бы они повели себя на его месте. Затрагивал тему изданий и публикаций собственного творчества. А у меня из головы никак не выходила фраза «ноги Путина». Как можно было на основе этого потопывающего движения выдвинуть такое серьёзное обвинение в неадекватности? Как можно заочно осудить и заклеймить человека, основываясь на своей интуиции? И как поддалась этому влиянию целая аудитория? А может действительно эти «ноги Путина» так много значат, и можно делать все эти выводы, основываясь на их наблюдении?
Время встречи начинало подходить к завершению. Прозаик взглянул на часы, посмотрел куда-то сквозь аудиторию, вздохнул и сказал:
- Ну, ладно, успею вам рассказать ещё одну историю. Восемь лет назад я стал страдать от постоянных головных болей. У меня обнаружили опухоль головного мозга. Опухоль была доброкачественной, но она уже разрослась на столько, что начинала давить на глазной нерв. Нужно было делать операцию. В одной из алматинских клиник один известный хирург эту операцию мне произвёл. Всё прошло успешно. Однако, через несколько месяцев потребовалась повторная операция. Какая-то жидкость скопилась на месте бывшей опухоли. Жидкость нужно было срочно откачивать. Был канун нового года. Команда анестезиологов хирурга, к которому я уже обращался, разъехалась. К утру обещали быть на операции только несколько из них. Но до утра нужно было ещё дожить. Хирург, оставляя меня на ночь, каким-то отреченным голосом со мной попрощался, как будто и не думал меня застать с утра живым. До утра я дожил. Отсутствие всей команды всё-таки сказалось негативно, и я проснулся во время операции. Такую боль я в своей жизни не испытывал никогда. Операция прошла. А через полгода потребовалась ещё одна. Алматинский хирург сослался на недостаток нужного оборудования и посоветовал обращаться в Германию. В Германии мне сделали последнюю удачную операцию. И когда уже всё закончилось, когда уже врачи обрадовали меня тем, что больше операций не понадобиться. После всех мыслей о смерти и кончине ко мне пришло осознание. Осознание гораздо хуже обычных мыслей. Ужас, кошмар, отреченность, жуть по очереди посещали меня в течении двух дней. Это было очень серьёзное испытание. После него я поменял все свои взгляды на жизнь, на время. Я понял, что у нас просто нет времени на какую-то ерунду. Просто нет времени. Нет времени.
После этих слов он открыл бутылочку с водой и сделал несколько глотков. От его только что прозвучавшей исповеди он сделался ближе и родней всей аудитории. Его искренность заставила почувствовать себя его ближним. Все, включая крепкого парня в очках, прониклись к писателю. А я, случайно опустив взгляд с его лица на ноги, заметил их нервное притопывание по полу. У него в этот момент, момент роднения и духовной близости с аудиторией были те самые «ноги Путина».


Рецензии