Сокровенная империя и виртуальный мир пепси

Поколению «пепси» знать историю незачем.

Поколению «пепси» интересен мир виртуальный.

Там нет истории.

Там сплошное «горе от ума».

Но поколение «пепси» А. Грибоедова тоже не читало.

Однажды я спросил без пяти минут выпускника средней школы, кто такой Грибоедов? Ответ меня… нет, не шокировал – ответ меня просто убил: «Это тот, кто в книге рекордов Гиннесса... пожиратель грибов, что ли?»

«Нет, – ответил я, – пожиратель мозгов».

Выпускник даже не удивился. Он сделал вид, что задумался, и спокойно произнёс: «Ну, да… голова же не безразмерная, всего не запомнишь».

…Великий князь Владимир, царь Николай Второй – на слуху, поэтому о них слышали. И этого достаточно, чтобы считать себя высокообразованными человеками.

О А. Щусеве слышали единицы, так как архитекторы интересны только с точки зрения не типового, но изысканного проекта за умеренную цену.

Ю. Антонов же остается памятен в тесном кругу ретроградов совкового прошлого. Но, оказалось, что в сию категорию попадает большинство родителей и дедуль с бабулями, поэтому где-то там, в подсознании, иногда всплывает «Крыша дома твоего». Туманно, правда, но всплывает.

Вот с последнего мы и начнем.

Юрия Антонова я уважаю за стойкое противостояние пошлятине на эстраде. Когда не было сил сопротивляться, он уходил в тень и спокойно наблюдал, как эстрадные бабушки выходили замуж за внуков, как в ушах «звездюлек» мужского пола сверкали серёжки, голубела кровь, брюки исчезали и появлялись сначала лосины, потом – юбки «a la Scotland», далее – некоторые шибко продвинутые особи становились не то что «Ж», но уже и не «М» – обыкновенными извращенцами третьего пОла. Без роду и племени. А у Юрия Антонова даже кузнечик Кузя стремится попасть в родные места: «Пусть мне твердят, что есть края иные, Что в мире есть иная красота, А я люблю свои места родные – Свои родные милые места!» Вот уж действительно, что под крышей дома твоего «у неба цвет синее, просторнее луга, стволы берёз прямее и стройнее, и разноцветней радуги дуга». Мне скажут, что это слова М. Пляцковского, и я охотно соглашусь, только закавыка в том, что без музыки Антонова о словах Пляцковского мало кто и догадывался бы.

Я родом с Овруча. Есть такой древнейший городок, в центре которого стоит памятный знак князю Олегу Святославичу, сыну Святослава Игоревича. Олег погиб при стычке с дружиной брата Ярополка в 977 году – при отступлении упал в оборонительный ров с навесного моста. Так вот, на глыбе из чёрного габбро выбито: «Се повести временых лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Это известные слова Нестора Летописца. Но я хочу акцентировать внимание вот на чём: все окружные древнерусские города и на мове, и на русском языке не меняют своего написания: Овруч, Малин, Коростень, Житомир… Поэтому, кто бы сие не прочитал, – прочитает правильно, разве только со своим небольшим акцентом.

Мой сокурсник по Киевскому университету заметил, что Овруч для него – таможенный пункт на украинско-белорусской границе. Поэтому, раздвинем не только географические границы, но и границы исторические, и посмотрим, что скрывается за маленькой точкой больших и малых карт под конкретным обозначением "Овруч".

В 997 году Вручай (Овруч) посетил великий князь Владимир. Он заложил основание деревянной церкви во имя святителя Василия Великого. Как известно этим именем его нарекли при крещении. Церковь так и называлась: Васильевская Златоверхая, ибо крыша ее была вызолочена. В таком виде храм просуществовал целое столетие, пока князь Рюрик Ростиславич не поставил на его месте каменный Васильевский Златоверхий собор – в византийском стиле, с пятью куполами. Его возводили под руководством древнерусскогом зодчего Петра Милонега (строителя первого собора Выдубичского монастыря в Киеве). Стены были из плинфы, особого тонкого кирпича. В кладку добавляли глыбы из знаменитой местной породы – красного кварцита.

Потом собор дважды разрушали татары, и каждый раз храм возрождался. Но евроинтеграторы во главе с литовским князем Гедимином разрушили его основательно, и православным овручанам не хватило силёнок отстроить его в прежнем виде. Поэтому на старом фундаменте выросли деревянные стены. Еще дважды церковь горела. Последний раз ее сожгли казаки, ибо после заключения Брестской унии церковь захватили греко-католики. Как феникс из пепла, вскоре храм возродился и в третий раз. Простоял он в таком виде до 1784 года, но из-за ветхости был разобран. Через полвека при раскопке фундамента остаток свода окончательно рухнул, и уцелела только восточная алтарная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь.

23 июня 1860 года последовало Высочайшее повеление, которым разрешено было произвести по всей России сбор средств на поддержание Свято-Васильевского храма. Было собрано 13 тыс. рублей. 2 февраля 1904 года Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием (Храповицким) инициировало восстановление древнейшей святыни в городе Овруче.

В средине июня сего же года в город было направлено коллежского секретаря А. Щусева. Весной следующего года он сделал заключение: храм может быть восстановлен в прежнем византийском стиле и реставрация обойдётся до 100 тыс. рублей. 15 декабря 1906 года царь Николай II дал согласие на проведение работ. Было решено реставрировать существующие развалины храма, и 11 декабря 1906 года проект реставрации был одобрен Императорской Археологической комиссией. С мая 1907 года началась практическая работа по восстановлению храма.

Я не просто излагаю такие подробности, а хочу обратить внимание, на каком высочайшем уровне решался вопрос о восстановлении разрушенной церкви какого-то провинциального городка Российской Империи.

В 1910 году А. Щусеву было присвоено звание академика архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма.

Росписи производил известный русский живописец А. Блазнов, который состоял художником при Кабинете его Величества, преподавателем в Ремесленном училище Цесаревича Алексея. За образец он взял фрески Новгородской Спасо-Нередицкой церкви.

Художник К. Петров-Водкин расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Он изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. После росписи Васильевского собора Петрова-Водкина нарекли замечательным мастером «церковного модерна». Росписи сии я не раз лицезрел, и скажу вам, что они вызывают восхищение. И здесь уместно провести параллели в творчестве Кузьмы Сергеевича. В этом же, 1910 году, он пишет картину «Сон», на которой две обнажённые женщины разглядывают мирно спящего обнажённого мужчину. Полотно вызвало острейшую дискуссию в кругу интеллигенции императорской России. Потом были «Купание красного коня», «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», «Портрет В. И. Ленина».

В А. Щусева среди прочих работ был мавзолей Ленина – два деревянных и нынешний железобетонный с кирпичными стенами и облицованный гранитом (кстати, в строительстве использован уникальный 60-тонный лабрадоритовый монолит с головинского карьера, что недалеко от Житомира), саркофаг, здание НКВД на Лубянской площади. Не маловажно, что первый деревянный мавзолей, как видно, строили поспешно, и вскоре после окончания работ в новом здании случился досадный казус: сломался туалет, и стала фонтанировать фановая труба. По Москве пополз слушок об этом происшествии. Рассказали это и Патриарху Тихону, который отозвался на сообщение кратко и выразительно: «По мощам и миро».

3 сентября 1911 года в Овруч прибыл царь Николай II, чтобы присутствовать на освящении храма святого Василия. Вот как описывает сие событие волынский археолог Иоанн Глаголев в книге «Древнейшая святыня в городе Овруче Волынской губернии» (Житомир, Волынская губернская типография, 1912 г.).

«Ещё пред Пасхой на Волыни стало известно, что Государь Император изъявил милостивое согласие посетить Волынь, чтобы присутствовать на освящении восстановленного храма св. Василия в Овруче. Известие это наполнило сердца волынян необычайной радостью, гражданское и духовное начальство начало готовиться к достойной встрече Державного Гостя.

Всё время до 3 сентября прошло в неустанных заботах: все старались один перед другим, чтобы достойно встретить Своего Венценосного Монарха. Наконец, наступил с нетерпением всеми ожидаемый день 3 сентября.

В 8 ч. 15 м. утра Его Императорское Величество Государь Император в сопровождении лиц свиты отбыли на автомобилях со ст. Коростень по направлению к Овручу. Вблизи Искорости Высочайший поезд остановился у красиво-устроенной арки. Здесь встретило Государя духовенство во главе с благочинным, о. Николаем Захарьевичем, депутации от крестьянских обществ, учащиеся церковных и министерских школ и потешные. Позади арки по направлению к Овручу стояли по обеим сторонам тракта крестные ходы первой части приходов 2-го благочиннического округа Овручского уезда и некоторых приходов Житомирского уезда. Приложившись к св. Кресту и выслушав краткое приветствие, произнесённое о. Н. Захарьевичем, Его Императорское Величество обошёл депутации и ряды учащихся, удостоив их милостивой беседы.

Следующие сёла, чрез которые пролегал Царский путь, были Пашины и Бехи. Оба селения были красиво украшены флагами, у храмов были устроены арки из зелени. Народ был собран у храмов вблизи дороги и с воодушевлением встретил проезд Венценосного Монарха.

Проследовав далее чрез сёла Игнатполь и Потаповичи и восторженно встреченный населением, Царский поезд приблизился к главному пункту народной встречи, к 4-й версте не доезжая Овруча [39-я верста следования]. Здесь была устроена красивая и оригинальная арка. Последняя представляла из себя два гигантских улья, обитых коврами местной работы и крытых соломой. Ульи соединены были соломенной крышей в малороссийском стиле и украшены цветами, малороссийскими рушниками, косами, граблями и серпами. Вверху под крышей из красивых букв было составлено волынское местное приветствие “Слава Богу”. Впереди и позади арки была устроена аллея из флагов, обставленных внизу снопами хлеба.

Для встречи Его Императорского Величества пред аркой собрались: духовенство во главе с епархиальным миссионером архимандритом Митрофаном, представители от крестьян богомольцев, волостные писаря и старшины 2-го участка с мировым посредником С. Н. Пигаревым. Позади арки стояли крестные ходы 36-ти приходов со своими настоятелями и народными охранниками, занявшие обе стороны тракта на протяжении почти двух вёрст. Когда Царский поезд остановился и Государь Император изволил подойти к представлявшимся, приветствовал Его Императорское Величество архимандрит Митрофан. Приложившись к св. кресту и удостоив архимандрита Митрофана милостивой беседы, Государь Император принял св. икону преподобномученика Макария Овручского, поднесённую представителями от духовенства.

Под восторженное пение грандиозного народного хора “Спаси, Господи, люди Твоя” Его Императорское Величество отбыл в г. Овруч».

О том, как встречали Государя Императора в г. Овруче, епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Волынской епархии иерей Феодор Казанский писал: «Ровно в 10 ч. 15 м. вдруг громовое “ура” огласило воздух. Это кричала масса из народа и учащиеся, расположенные от городской арки, встречая проезжающего Государя Императора. К крику и ликованию народному присоединились и колокола, и крик и звон слились в один общий гул. Для нас теперь ясно было, что вот-вот минута или несколько их и Государь будет здесь.

После принятия депутаций – Государь Император, сопровождаемый криками “ура” прошёл к святым воротам, где стоял Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний с св. крестом и св. водою, окружённый духовенством и монахинями. Владыка встретил Государя речью.

Когда речь была закончена, Государь приложился к св. кресту, взял на руку св. воды, окропился, и вместе со свитою вошёл за Владыкою в собор, после чего там сразу начался чин освящения. За свитою прошли и депутаты: часть в собор, а часть в церковную ограду. Учащиеся же и потешные роты окружили собор со всех сторон. За оградой собора с западной стороны была устроена трибуна для почётных гостей, заполненная последними. Несмотря на дождь, весь народ, как на улицах города, так на трибуне и в ограде, всё время стоял с непокрытыми головами, ожидая окончания службы. Самое освящение собора совершалось очень торжественно. На двух клиросах пели певчие – на правом из монахинь Овручского монастыря, а на левом из духовенства епархии под управлением Житомирского кафедрального о. протоиерея К. И. Левитского. Собор был полон молящимися. Государь стоял у правой колонны впереди. Перед ним с левой стороны к солее стояли Волынские дворяне, а с правой стороны и немного впереди, также ближе к солее, монахини. За самым Государем были министры и свита. Государь Император, стоя в храме, мог подать пример своим религиозным настроением всем присутствующим: крестился истово, благоговейно, полагал поклоны в положенное время. Его Величество пред началом службы в новоосвящённом соборе сам возжёг паникадило, к коему была приделана пороховая нитка.

В конце Богослужения Владыка Антоний вышел к Государю с образом св. Василия Великого, а матушка игуменья Павла с просфорою, причём Владыка сказал прочувствованную речь.

После речи Государь облобызал св. икону, принял её от Владыки, а затем взял просфору.

Осмотрев корпус монастыря и внешний вид храма, при криках учащихся “ура”, Государь удостоил продолжительной беседы Высокопреосвященнейшего Владыку Антония, и при криках восторженной массы отбыл из Овруча, поблагодарив Владыку за сердечную и торжественную встречу и проводы».

Следует также сказать, что постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Сам Государь пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. Паникадило и лампада с двуглавым орлом сохранились до сих пор. Также сохранилась риза, вышитая самолично Царицей Александрой для Казанской иконы Божией Матери. Многие свидетельствуют, что икона сия чудотворная.

Не помню где, но я читал высказывание царя Николая II, что города Овруч, Мозырь – это есть исконно русские города, с населением, которое чтит и уважает древнерусские традиции. Об этом свидетельствует и то, что до первой мировой войны в Волынской губернии насчитывалось около миллиона сочувствующих «Союзу русского народа», то есть «чёрносотенцам».

Когда я хотел восстановить свою родословную, и обратился в житомирский областной архив, то мне «по секрету» ответили, что документов почти не сохранилось, потому как большевики свирепствовали особенно здесь, пытаясь под чистую вырубить имперский дух.

Теперь от него не осталось ничего.

Поколение «пепси» рулит.

Рулит в светлое виртуальное будущее.

Будущее, где события прошлого рассыпается, как карточный домик, чтобы потом снова собраться в новой модели, раскрашенной другими красками и с другими героями.

Впрочем, это уже совсем не светлое будущее.

Точнее: совсем не будущее.

Это виртуальный мир с чипизированными субъектами, по форме отдалённо напоминающими людей.


Рецензии
Империализм требует подчинения, а слугам образование незачем. Вот и растят поколение эгоистов.

Андрей Брикс   05.04.2017 23:27     Заявить о нарушении
Тут даже, Андрей, не эгоисты, а, скорее, "иваны не помнящие родства". Такими управлять намного проще, они любую ложь будут воспринимать за истину, если она будет произнесена в подконтрольных СМИ. Пример, – Украина.
Спасибо за отзыв.
С уважением, Анатолий.

Анатолий Кулиш   07.04.2017 21:27   Заявить о нарушении
Тут всё вместе - выращивают эгоизм​ и насаждают тупость, прививают безумную тягу к наслаждениям. Подают всё в одном пакете. Так эффективней действует.

Андрей Брикс   07.04.2017 22:42   Заявить о нарушении
Может быть, Вы и правы.

Анатолий Кулиш   09.04.2017 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.