Замечания к Стратегии новгородской рати Б. Бочаров

Замечания к "Стратегии новгородской рати" Б.Бочарова

Эпиграф: "Так у тебе тактика, а у мене зараз стратегiя" (из советского художественного фильма "Кочубей")

"стратегия" (от греч. stratоs - “ войско, ago – веду) "strategos" - “ искусство полководца“  - а не наоборот?; стратегос - “ полководец, от стратос - “ войско, аго - “ вести, веду; стратегия - “ искусство (умение) стратега, т.е. полководца
«с 882 г., где все земли восточных славян (включая Новгород), находились уже под контролем Киева.» - это не так, ибо в 882 г. вятичи, дреговичи, северяне, бужане и тиверцы либо были под номинальным контролем Киева, либо вообще ему не подчинялись; правильно будет сказать «с 980 г¦.»
«Внешняя политика и стратегия Древней Руси определялись Киевом, которому подчинялись беспрекословно в основном все восточные славяне» - и это не так; полоцкие князья уже при Владимире Красном Солнышке не платили положенное центру; Ярослав Мудрый, посаженный в Новгороде, также отказался платить причитающееся киевскому папане незадолго до смерти последнего; Мстислав оттяпал у Ярослава пол-Руси и хотя Киев номинально был у Ярослава, тот отсиживался в Новгороде до смерти Мстислава (усобицы начались практически при Владимире Святославиче, в эпоху, когда начали отмирать родоплеменные связи)
«Наряду с распространением своей экспансии на Финляндию и Карелию с целью создания постоянного плацдарма для давления на Новгород Швеция...¦» -  а разве новгородцы не распространяли свою экспансию на те же племена?; разве сумь и емь не совершали в 12-13 вв. грабительских набегов на шведские земли (разве племя емь не грабило новгородскую землю? «Приидоша Емь и воеваша область новгородскую»” - такие записи разве не встречаются в русских летописях»? Разве для вразумления беспокойных соседей древнерусские стратеги не стеснялись использовать язык грубой силы?
В 1042 году сын Ярослава Мудрого князь Владимир Ярославич ходил войной на емь; поход окончился победой, емь была обложена данью; весной 1123 года новгородцы во главе с князем Всеволодом вновь воевали с емью и победили её; в 1142 г. и 1149 г. емь, подстрекаемая шведами, в числе, соответственно 500 и до 1000 чел., грабила Приладожье; в обоих случаях захватчики были уничтожены, причем при участии на нашей стороне финского же племени водь). Разве в 1187 г. предки финнов вместе с новгородским войском (и его придуманной «стратегией») не сожгли тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну? Разве на самом деле не столкнулись в борьбе за ижорскую землю шведы и новгородцы - два сильных хищника в этом регионе?
«из 55 шведских судов (шнеков) с многотысячным десантом на борту вошел по Неве в Ладожское озеро» - численность «многотысячного» десанта состояла, по подсчетам нормальных историков, от 3300 до 5000 чел. (всего на шведской «шнеке» - новгородцы так называли любой иноземный корабль; заметьте, слово "шнека" приведено в женском роде, т.е. на «шнеке» - находилось человек 50, максимум 70); заметьте также, что шведский десант пришел в связи с тогдашней смутой в Новгороде, рассчитывая на легкую победу (князь поссорился с одним из посадников). Вот, что говорит нормальный историк: «Надо сказать, что своеобразному политическому устройству средневекового Новгорода, который не был ни республикой, ни монархией в нашем понимании, соотвествовала и его особенная военная организация, где помимо княжеской конной дружины в доспехах главную роль играли таким же образом вооруженные новгородские бояре с их дружинниками-отроками и купцы со своими слугами, то есть основные дворовладельцы города. Именно бояре и купцы со своими конными отрядами составляли основу новгородского войска, его конную ударную силу, сходную в военном отношении с рыцарством, но готовую драться и в пешем строю, и перемещаться водой на ладьях, а зимой на лыжах. Летописцы, говоря о «новгородцах», часто подразумевают именно этот ограниченный круг людей, а не все население города, а тем более земли (и не "народные массы", столь любезные кое-каким историкам-патриотам). Это компактное, не превышавшее нескольких сотен бойцов войско сформировалось всего за несколько десятилетий до шведского нападения."
«новгородцы берут на себя особую ответственность по отстаиванию русских земель от захватчиков с севера и запада» - да какая это стратегия??? Новгородцы банально борются с военными угрозами, которые над ними нависли; им больше делать ничего не остается; кто им поможет? - разве что младший брат Псков, да отчасти Ростово-Суздальская земля.
Поскольку лучшая защита - нападение, постольку в ответ Новогородское полукняжество-полуреспублика предприняло в последней четверти 12 в. контрнаступление: в 1186 г. новгородская рать, руководимая придуманной кое-кем стратегией, еще раз отдуплилась на шведском союзнике - еми, совершив в ее землю победоносный карательный поход, а в 1187 г., повторюсь, вместе с карелами сожгла и до основания разрушила столицу шведов Сигтуну (на озере Меларен в 60 км от моря), попутно прибив местного епископа и отвезя домой в виде трофея сигтунские ворота; шведам пришлось отстроить новую столицу - Стокгольм; интересно, что со времен Ярослава Мудрого возникли матримониальные связи между новгородской верхушкой и королевским домом Швеции: ярл Ренгвальд Ульвссон в начале 11 в. получил пост посадника, его потомки обрусели и стали новгородскими боярами. Сам же Мудрый, бросив живых жену и сестру на произвол судьбы (над ними потом надругался и зверски замучил польский Болеслав), женился, как известно, на шведской принцессе. Он вообще очень любил шведов, видимо, не слишком доверяя "своим".
«В 1242 г. они осели в южно-русских областях и превратили русских князей в своих вассалов» - они осели в северном Прикаспии, где никаких русских областей отродяся не бывало
«князь Александр, показывая образец умелого вождения народных масс, ведения решительных наступательных действий, искусного выбора объекта для нанесения главного удара, 15 июля 1240 г. наголову разбивает шведов на Неве» - никаких народных масс он не вел - это всё псевдопатриотическая болтовня; ничего особенно искусного князь в данном случае не продемонстрировал: он лишь следовал тактике внезапного нападения: именно благодаря фактору внезапности новгородцы взяли Сигтуну, именно так в 1164 г. рать, возглавляемая внуком Владимира Мономаха князем Святославом Ростиславичем, скрытно подобралась к стоянке шведских шнек и уничтожила беспечно расположившихся на суше шведов, заодно захватив 43 из 55 их судов.
«Взамен Сигтуны тот же неугомонный Биргер основал Стокгольм - как оборонительно-наступательную базу против Руси» - ну, да, они, сволочи, даже свои города строили как базы против Руси.
Товарищи, вы все поняли, какую тонкую стратегию проводила новгородская рать? Интересно, а как трактовать еённую стратегию в эпоху домонгольских междоусобиц? Зачем, скажем новгородцы, соединившись в 1216 г. со смоленским войском, разделали под орех силы младших отпрысков Всеволода Большое Гнездо вкупе с муромчанами (или муромцами)? Какая тут стратегия? А очень простая: отбить угрозу со стороны Владимиро-Суздальского княжества, которое в течение полувека стремилось превратить Новгородскую землю в наместничество. А снята угроза была следующим образом: князь Мстислав Удатный, расплевавшись с Новым Городом, освободил место для князя Ярослава Всеволодовича, но и тот с Господином не ужился, захватил Торжок, перекрыл новгородцам подвоз продовольствия из "низовых земель" и заставил их помирать с голоду (неурожай тогда приключился). Новгород, вместо того, чтобы закупить продовольствие по импорту, помирился с Мстиславом, а потом взял да ополчился на Ярослава. Битва (Липицкая) была кровавой - противники новгородцев только убитыми потеряли без малого десять тысяч человек - в основном суздальцев. Зато новгородские бояре отстояли свое право решать, какого князя (т.е. главным образом военспеца) приглашать к себе на княжение, а какого гнать с княжения взашей.
Интересно также проследить, как менялась эта хитрющая стратегия по мере ослабления политических и экономических позиций Новгорода и усиления шведского королевства на северо-западе и Москвы на юго-востоке в 14-16 вв. А менялась она так, что новгородцы в итоге уступили шведам устье Невы, причем московляне казались им почему-то гораздо страшнее, чем "свейские немцы". В итоге негодяи, вредители и просто предатели-бояре решили прогнуться и лечь под шведов, однако могучая длань Ивана под нумером три вовремя пресекла измену и удовлетворила чаяния "народных масс", требовавших воссоединения с братьями по крови и по вере. Кстати, Иван под нумером четыре правильно сделал, когда всех этих толстобрюхих новгородских бояр извел под корень - в интересах "народных масс", конечно.


Рецензии
неоспоримо!

с покл нч!

Ник.Чарус   02.06.2016 22:58     Заявить о нарушении