Четверг 5-й недели Великого поста

            Четверг Великого канона.

    В четверг пятой недели Великого поста служим, по древней традиции, чинопоследование Великого канона. Этот величайший, художественный канон с поразительным искусством сочинил святой Андрей, Архиепископ Критский, которого называют также Иерусалимлянином. Происходил он родом из Дамаска, в четырнадцатилетнем возрасте был отдан учиться словесности. Окончив полный курс, Андрей стал монахом в Иерусалиме, где жил богоугодно в тишине и безмолвии. Он составил множество душеспасительных сочинений, проповедей и канонов, в которых особое место занимают праздничные.

    Между прочих он создал и этот Великий канон, исполненный назидания и сердечного умиления. Он написал это усладительное песнопение, почерпнув поучительный материал в истории Ветхого и Нового Заветов, начиная от жития Адамова до Вознесения Христова и начала апостольской проповеди, премудро и последовательно выстроив их в своём произведении.

    В этом каноне он призывает всякого человека подражать по силе добрым героям повествования, удивляясь их добродетели, стараясь при этом избегать недобрых дел. Всегда обращаться к Богу с покаянием, слезами и исповеданием грехов, творя всякое благо. Канон настолько красноречив и умилителен, что способен смягчить даже жесточайшую душу, встряхнув её от греховного сна. Только бы человек пел его с сокрушённым сердцем и усердным вниманием. Андрей Критский сочинил этот канон в то время, когда великий иерусалимский патриарх Софроний написал житие Марии Египетской. Житие, как и канон, предлагает бесчисленные поводы для умиления, доставляет утешение тем людям, которые много грешили в своей жизни, даже в том случае, если они до сих пор не сумели оставить свои пороки. Ведь стоит им только захотеть перемениться к лучшему, это всегда возможно, нет необратимых грешников.

    Святые отцы именно в этот день утвердили петь Великий канон вот почему. Великий пост приближается к концу, и чтобы люди, изрядно уставшие, не стали нерадивы в отношении духовных подвигов и не утеряли бы целомудренность, Андрей Критский призывается Церковью как, вдохновитель на подвиги. Через повествование Великого канона, в котором рассказывается о добродетели праведников и падении нечестивых, он готовит самоотверженных подвижников, возбуждая в них героическую ревность добродетелям святых.

            Патриарх Софроний своим чудесным повествованием тоже убеждает блюсти целомудрие, и, прибегая к Богу, никогда не опускать руки, не унывать и не отчаиваться. Даже в том случае, если человек совершил тяжкие грехи. Житие Марии Египетской показывает тем, кто от всей души хочет отвратиться от своих грехов, насколько безмерно Божие человеколюбие и милость. Этот канон не случайно называется Великим, он таков не только по количеству прекрасных песен, но и по содержанию и духовной глубине. Его создатель потрудился на славу и создал нечто выдающееся. Обычные каноны имеют порядка 30 тропарей или чуть более, а в данном каноне их число достигает 250, каждый из которых точит неизреченную сладость. Именно потому, что Великий канон имеет свойство выражать великое сокрушение сердца, церковный Устав назначает его пение во дни святой четыредесятницы.

    Этот выдающийся канон, как и житие преподобной Марии Египетской, первым в Константинополь принёс сам Андрей Критский в тот день, когда прибыл на VI Вселенский Собор, будучи на нём одним из представителей иерусалимского патриарха Феодора. Там он, несмотря на то, что был ещё простым монахом, мужественно выступал против ереси монофелитства. После чего Андрей был причислен к клиру Константинопольской церкви, в которой был поставлен диаконом и питателем сирот. А вскоре он стал Архиепископом острова Крит. Однако, служил он здесь недолго, ибо отошёл ко Господу в то время, когда находился в пути в местечко Иерис, расположенное неподалеку от Митилены.

           Молитвами святого Андрея, Боже, помилуй  и спаси нас. Аминь.


Рецензии