Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть II

               

                Уроки жизни.
                И мы стали все одинаковыми…

 Год безмятежной жизни  пролетел быстро. В сентябре меня определили в школу-интернат.
 Огромная территория школы была обнесена узорчатым белёным забором. Прямо от ворот  проходила красивая широкая аллея, по краям которой был зубчатый барьер, сложенный из белых кирпичиков. Всё утопало в зелени. На солнечной стороне были разбиты цветочные  клумбы, за которыми ухаживали воспитанники интерната. А из репродуктора доносилась музыка.
 Меня приняла воспитательница. Когда она улыбалась, у неё появлялись ямочки на щеках, что придавало ей особый шарм.  Здесь я познакомилась со своими одноклассниками. На нас надели  голубые  майки,  мальчишеские чёрные сатиновые трусы – и  мы стали все одинаковыми. Так и потекла наша одинаковая жизнь. Распорядок дня был таков:
1. подъём
2. зарядка
3. завтрак
4. уроки
5. обед
6. тихий час
7. полдник
8. домашняя подготовка
9. ужин
10. подготовка ко сну
По понедельникам нас водили в баню. Перед этим выдавали каждому по полотенцу, в которое заворачивалось чистое нижнее бельё. Надо было пройти целый квартал. Обычно  ходили строем.

Моей первой учительницей была Динара Хисматовна.  Мне нравились её гладкие, цвета спелой пшеницы волосы, уложенные косой  вокруг головы. Глаза у неё были  голубые, а белёсые брови иногда казались зеленовато-серыми, после покраски усьмой. Позже мы тоже с девочками покупали пучок усьмы (это удлиненные листочки, похожие на щавель, но гораздо мельче  со своеобразным резковатым запахом)  у местных бабушек, брали маленькую пиалу, переворачивали и в ямочку дна выдавливали сок. Затем обворачивали спичку тонким слоем ваты и красили брови с ресницами.  Когда  этот сок  попадал в глаза, начинало щипать, но мы мужественно терпели – уж очень  хотелось быть такими же красивыми, как наша учительница. Губы она красила всегда ярко-красной помадой. Одевалась  обычно в  платье, которое подчёркивало её фигуру. Она была невысокого роста, ходила твёрдой походкой на низком каблучке и говорила бархатным голосом. Временами она была очень строгой.
 
Мне запомнился случай, когда я не могла выучить  таблицу умножения. Учительница  грозилась даже оставить меня на второй год. Тогда я поставила перед собой цель: выучить её за лето.
В сентябре я уже легко справлялась с арифметическими задачами. Только теперь у нас сменилась учительница, и стала преподавать «гроза математики» -  Ирина Фёдоровна. У неё были полные губы, и сквозь  толстые линзы очков мы всегда чувствовали её пронзительный взгляд. Ох, и боялись мы её. Милость математички зависела только от нас самих: подготовился –«5», не подготовился –«2», не понял - сиди и думай. Так что с математикой я была на «вы», Зато геометрию  полюбила. Ирина Фёдоровна не делила нас на «отличников» и на «двоечников» -  каждого был шанс подняться.   
Русский язык и литература мне давались легко. Я любила много читать, заучивать наизусть понравившиеся стихи.

Первым серьёзным произведением был для меня роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Жизнь Эсмиральды  казалась мне очень  близкой. Только в романе главную героиню  украли цыгане -  а у меня умерла мама. Особенно меня до глубины души трогали сцены встреч Эсмиральды с её  мамой,  и эта туфелька на груди девочки…  Сцены любви в романе тоже не могли меня оставить равнодушной, потому что мы уже начинали влюбляться.

Девчонкам всегда нравились мальчишки постарше, и я не  стала исключением. Всю свою первую юношескую любовь я обрушила на десятиклассника,  Колю.  Во-первых, он был лучшим футболистом, во-вторых, он казался мне красавцем. И, самое главное, он на меня не обращал никакого внимания. В какой-то степени мне это нравилось – любить незаметно, потому что, если бы он об этом узнал, я бы просто сгорела  от стыда. А  так - люби себе на здоровье -  вздыхай, делись своими искренними чувствами  с самой близкой подругой.
               

               
                Подруга дней моих суровых…

С Ларисой мы как-то сразу подружились. Сначала кровати в палате наши оказались рядом,  потом - общение.  Одному выживать в интернате трудно. Мы понимали, что нас здесь что-то объединило. Души стали родственными.

 Лариса  из многодетной семьи. У неё был старший брат Боря, который занимался борьбой, и сестрёнка с тремя братишками. Тёте Вале, маме Ларисы, тяжело было поднимать детей после смерти мужа. Поэтому Лариса и её младшая сестра оказались в интернате. Тётя Валя  была очень худенькой -  всё казалось, как в ней душа держится.  Зато у неё была огромная сила воли. По рассказам  Ларисы, её мама всегда боролась за справедливость, а это не всем нравилось. И однажды, отстаивая свою идею, тётя Валя даже  положила свой партийный билет председателю на стол. Для меня она стала примером мужества.

Сестра Ларисы, Таня, занималась гимнастикой,  причём добивалась  больших успехов. По характеру, она была очень гордой и немного взбалмошной - может, в силу молодости. Моя подруга, надо отдать ей должное, к выходкам сестры относилась терпимо, и буря гнева сестрёнки сменялась на милость. Нельзя сказать, что Лариса была бесхарактерной. У неё, как и  мамы, огромная сила воли и чувство собственного достоинства. Просто, она добивалась компромисса, благодаря своей мудрости. Мудрости - не по годам, повзрослевшей женщины. Видимо, её предназначение в жизни -  быть   миротворцем.

У нас с подругой  была полная гармония. Мы всегда умели выслушать друг друга, дать полезный совет, старались открыть глаза на правду и не лебезить. Особенно мы любили проводить свободное время  в перерывах между обедом и перед сном. Делились самыми сокровенными чувствами.


               
      Весёлая пора
               
                Чтобы тело и душа были молоды,
                Ты не бойся ни жары и ни холода.
                Закаляйся, как сталь!

Летом мы часто отдыхали в детском оздоровительном лагере «Салют», который располагался в лесопитомнике.
Нас сажали в автобусы, и мы с песнями отправлялись в весёлое лето.
И вот уже  перед нами открываются резные чугунные ворота, и мы буквально утопаем в гуще деревьев.
                Терпкий запах зелени пьянит,
                И легко становится дышать               

     Нас распределили по отрядам, выдали постель. Спальни-веранды с высокими крышами были обнесены полуметровым барьером. По стёртости деревянного  пола можно было судить, сколько отдыхающих он пережил…

Кровати стояли в два ряда. Нас научили их заправлять  по определённым правилам. Сначала надо было  постелить простыню и её края подвернуть  под матрац. Затем  складывалось байковое одеяло в два слоя, которое по краям обрамлялось другой простынёй в виде конвертика. Завершалось всё это действо подушкой. Важно при этом, чтобы на постели не было ни одной морщинки, и чтобы уголки подушек смотрелись в линеечку, то есть равнялись по первой и последней кроватям. Получалось очень красиво.

         По утрам звучал горн, мы даже ему подпевали: «Вставай! Вставай! Постели заправляй!»
         Первое утро, к сожалению, для меня оказалось недобрым – от комариных укусов глаз распух и страшно чесался. Без энтузиазма я поплелась на первую линейку. Отряды сдавали рапорта, получали задания. Но на этом мои неприятности не закончились. В лагере жила маленькая собачка, которая любила гонять ребятню.  Когда очередь дошла  до меня, Рыжуха с громким лаем помчалась за мной, намереваясь, как мне в этот момент показалось, сильно укусить. Такого страха я не ощущала никогда. В панике и с криком стала убегать и, не ожидая от себя такой ловкости,  запрыгнула на невысокий столб. 
Потом мне объяснили, что не надо было бежать. Это теперь-то я знаю, как себя вести в таких ситуациях, а тогда у меня появился дикий страх перед собаками. Через много лет,  подобное произошло с моей средней дочкой. Тогда  я решила: «Клин вышибается клином». К счастью, у одного из учеников ощенилась собака, и он подарил мне беленького пушистенького щенка. Но это будет другая  история.
 
Жизнь в лагере закипела - игры, соревнования, конкурсы, линейки, дежурства по столовой.

Самым любимым занятием для нас было – купание.  Бассейн с невысоким цементным барьером тогда нам казался очень большим.  Мы с подружкой ещё не умели плавать и купались там, где было мелко. А когда замерзали, играли в догонялки, бегая вокруг бассейна.

В  один из таких моментов меня вдруг  схватили мальчишки за руки и ноги, раскачали и бросили как раз там,  где было глубоко. Объяснения о том, что я не умею плавать, остались в воздухе, а я тем временем уже оказалась под водой.  Чтобы выплыть наверх и глотнуть воздуха, я начала усиленно барахтаться и быстро работать всеми возможными частями тела - особенно ногами, как на велосипеде. И, к моему великому изумлению, я поняла, что чудесным образом держусь на поверхности воды и даже плыву. Теперь я уже не боялась глубины и гордо плавала на глубокой стороне бассейна. Только потом  узнала, что многие ребята получили здесь такие же экстремальные уроки плавания, как и я.
       
 Мне нравилось принимать  участие в подготовке  концертов. Помню летний кинотеатр, где нам показывали фильмы. Вот уже собрались ребята со всего лагеря. Я впервые должна была выступить перед такой огромной публикой. Александр Осипович, наш баянист, дал два аккорда, и я начала петь «Санталючию» сначала на английском языке, а потом - на русском. Когда зрители начали аплодировать, я убежала и, спрятавшись, долго ещё приходила в себя от волнения.

Мы много времени проводили с подружкой. Лариса любила с запоем читать  книги, даже во время тихого часа и после отбоя. Иногда, наблюдая  за ней,   я видела, как у неё даже подёргивались веки. Поэтому она широко раскрывала глаза, а потом, чтобы снять напряжение, начинала часто моргать. Страсть к чтению ею овладевала в любое время дня и ночи. В последнем случае она прибегала к помощи фонарика, а утром вставала с красными глазами.  Я тоже любила читать, но так как любила это моя подруга… 
До сих пор помню её и люблю - ведь мы с ней плыли по жизни в одной лодке…
               
                Между нами девочками…

  От старшеклассниц мы узнали, что в определённое время у девочек начинается  период взросления  и что не надо этого бояться. Позже эти периоды мы назвали «плыть по Волге» - не знаю, почему.

Первое моё, так называемое,взросление, началось на уроке математики. Я знала уже, что это такое,  а  когда началось, всё же испугалась. Во-первых, шёл злосчастный урок математики, во-вторых, боялась, что узнают мальчишки  и что делать дальше. Обычно девочки в такие дни получали в медпункте вату с бинтами. А для этого мне надо было добежать до медпункта через два корпуса. Я набралась мужества и отпросилась у «грозы математики» в туалет. Выскочив из класса, я помчалась  к медсестре, которая дала мне всё необходимое. Это был мой первый кошмар.

 В такой же ситуации я оказалась, когда наш класс наградили за сбор металлолома однодневной поездкой в город Душанбе. Но вернуться в этот же день не получилось, так как сломался автобус. Поэтому нам пришлось остаться здесь  до следующего утра. Нас устроили в одном из кабинетов административного  корпуса какого-то музея.  Здесь  лежал большой мягкий ковёр, на котором мы и расположились.  Благо - было лето! Как ни странно, но мы спали, как убитые. Когда я проснулась, поняла, что «поплыла по Волге», чем  прибавила учительнице ещё одну заботу. Вот такие ситуации происходили, между нами девочками говоря.

 Старшеклассницы были для нас примером во всём. Когда мы учились в 7 классе,  произошёл такой случай. Одна из наших девочек, уже не по годам физически сформировавшаяся,  обычно после занятий уходила домой, а когда её мама работала в ночную смену, ей приходилось ночевать в интернате.  Ночью она пошла,  будто в туалет. Нянечка   не заметила,  как эта девочка вышла из корпуса. Потом эти хождения участились. Но шило в мешке не утаишь: от мальчишек мы узнали, что наша девушка загуляла. Для нас это было таким позором, ведь так могли подумать обо всех  И тогда   мы решили подкараулить и  сделать ей  «тёмную».  Мы накинули ей на голову простыню, и каждая должна была  презрительно плюнуть ей в то самое  место и устроить ей бойкот. Вскоре её мама забрала.
Только теперь понимаю, что в какой-то степени  это было жестоко. Но зато  этот случай послужил  нам  хорошим жизненным  уроком.
                Сад безмятежного сна...

 За школой простиралось большое подсобное хозяйство, где выращивались овощи. По пятницам  нас выводили на полевые работы, где мы убирали сорняк, поливали. Около стадиона  располагалось длинное  полуподвальное помещение, в котором и хранился весь урожай,  и  не только – овощи.

     За вторым учебным корпусом находился небольшой сад. Особенно он был красив весной. Яблони  в белом наряде,  похожие на невест,  своим благоуханием будто приглашали всех на свадебное торжество. А гости-пчёлы, облетая каждый цветочек и собирая нектар, в благодарность за угощение, дарили им свои песни.   Сад привлекал  детвору в любое время года. В начале осени мы  частенько  наведывались туда и  собирали яблоки в школьные чёрные фартуки, а потом ели эти ещё не дозревшие плоды  с солью. Это была неописуемая вкуснятина. Сторож, конечно же,  иногда журил нас, но не очень строго - боялся, что у нас заболят животы.
Всё же большая часть фруктов дожидалась своего часа - зрела и попадала к нам на стол в виде компота или с пирогами.

Особенно мы любили Дни Рождения. Их отмечали в  в конце каждого месяца. Виновников торжества сажали за отдельные столы, поздравляли и угощали всякими лакомствами: пирогами, конфетами и даже мороженым.

Часто с уважением вспоминаю всех работников интерната - это были люди необыкновенной доброты. Спасибо им всем за любовь,  проявленную к нам – к таким непростым детям.
Директором школы-интерната был Джума Хаитович, который прошёл войну. Со шрамами от оспы на лице и одним сохранившимся глазом, он не казался нам страшным, потому что у него было золотое сердце.

 Как-то раз со мной произошёл такой  случай. Нам выдали зимнюю обувь. Вскоре на одном из моих ботинок отошла подошва, и мне пришлось его подвязывать бинтиком, чтобы не спотыкаться и не хлюпать по  воде. Это,  конечно,  положение не спасло, ноги всё равно мокли. Вот идём мы как-то с  классом обедать, а у входа стоит директор. Он подозвал  нашего воспитателя и, изменившись в лице, сказал ему что-то строго.  А после обеда мне выдали новые ботинки. 

                Ангелы-хранители

По субботам и  в каникулы меня к себе забирала бабушка. Потом я уже самостоятельно ездила домой в посёлок «Октябрьский». Но в одну из суббот я не смогла поехать, потому что заболела.  Я лежала в палате одна, многие разъехались. Через какое-то время приезжает моя бабушка. Когда она увидела меня в постели, очень расстроилась, привела воспитателя. Тут же разыскали медсестру, замерили  температуру - градусник показал под сорок. Я попала в больницу с воспалением лёгких.

 Моя кровать стояла у окна. Рано утром приходила медсестра со шприцом, ласково будила и старалась не очень больно делать укол, и так -  по четыре раза в день. Рядом лежала мама со своей дочкой. Эта женщина была очень ласковой. В этот же день она настояла на том, чтобы меня переложили от окна, на другую кровать, где не будет дуть. Ко мне в больницу приходили учителя, одноклассники - приносили гостинцы.
Меня всегда окружали добрые люди
                Спасибо, Господи, что ты меня хранил
                И отдавал в заботливые руки!

                Праздники...


К каждому  празднику воспитанники интерната  получали парадно-выходные вещи. Вот и в этот раз девочкам выдали китайские красивые джемпера. Мне достался  мой любимый красный цвет. Я даже в нём красовалась перед больными. После выписки  бабуля забрала меня домой и ухаживала за мной, пока я не окрепла. Лечила она меня народными средствами. Наливала в стакан горячее молоко, затем чайную ложку внутреннего  сала и чайную ложку мёда размешивала и поила меня. До сих пор помню этот приторный запах и вкус. Это дало мне силы. 
               
А тем временем жизнь в интернате продолжала кипеть. Особенно живо шла подготовка к праздничным демонстрациям и парадам. Мы строились по шесть человек в ряды и шагали колоннами, соблюдая интервалы. При движении мы выполняли гимнастические упражнения, поднимая обе руки сначала  вверх, потом - в стороны и - вниз. Когда эти движения выполняла вся колонна, было очень красиво. Мы всегда выступали на демонстрациях лучше всех городских школ.

У нас был свой духовой оркестр.  По  субботам в школьном зале проходили танцы. Здесь собиралась молодёжь со всего города.
Нам тоже очень хотелось посмотреть, и иногда  это даже удавалось при условии, если за неделю ни в чём не провинишься, не нахватаешь двоек. Стимул работал…

                Первые шаги в искусство...   
 
Пришло время рассказать о моей первой встрече с музыкой. В нашей школе появилась новая учительница музыки, Мария Рувимовна. Она начала с того, что всех  нас прослушала - и  я оказалась в числе  отобранных детей для занятий на фортепиано. Сколько было счастья!

Помню, с каким наслаждением я наблюдала, как она касалась клавишей, и  всё вокруг наполнялось волшебными звуками. Но скоро она уехала: её мужа  перевели в Душанбе на должность дирижёра в театр оперы и балета. На этом закончилась моя музыкальная сказка так же неожиданно, как и началась.

Потом я пробовала себя в хореографии. На  Новогодней Ёлке мы с девочками исполняли  танец «Маленьких лебедей». Нас нарядили в белые марлевые накрахмаленные платья, на головы надели короны. Зазвучала музыка и мы, взявшись за руки,  начали танцевать. От сильной тряски моя корона сползла на глаза, и мне пришлось постоянно её поправлять, но танец всё-таки завершили.
 Сколько себя помню -  музыка меня всегда волновала, захватывала и несла в мир крылатых грёз.

           Каждый год в нашем городе проводился смотр художественной самодеятельности, в котором принимали участие все учебные заведения. Готовились к этому серьёзно - это же соревнования! Что только ни придумывали  организаторы?!  Хор звучал обязательно. Песни должны были соответствовать определённой тематике. Учитывалось всё - как вышли, в чём, как спели, что спели. Звучали стихи, басни, монологи. Здесь показывалась и хореография, и акробатика, и многое другое. А однажды наша школа-интернат показала  сюиту на музыку П.И. Чайковского: «Сказки Венского леса». Молодые актёры сорвали гром оваций и получили заслуженное Первое место по городу.
(Продолжение следует)Перейти на http://www.proza.ru/2016/04/15/2094


Рецензии
Людочка, спасибо что рассказываете нам о своем детстве! Читаю с удовольствием, рада, что Вам на жизненном пути всегда встречаются добрые люди!
С Наступающим Днем Победы!!! Мира, счастья, здоровья желаю от души!
До встречи,

Татьяна Самань   04.05.2020 22:57     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Танюша.
Поздравляю вас тоже с Наступающим ДНЁМ ПОБЕДЫ!
ЗДОРОВЬЯ, МИРА И БЛАГОПОЛУЧИЯ!
С теплом души,
Людмила

Людмила Гулькина   04.05.2020 23:14   Заявить о нарушении
Прочитала, Людмила повторно две главы повести, (видно по какой то причине, не дочитала в 2020 году до конца)чтобы вспомнить все, и опять под впечатлением осталась. Буду читать дальше... Спасибо!
До встречи,

Татьяна Самань   10.01.2022 23:16   Заявить о нарушении
Танюша, приятного прочтения.
С теплом,
Людмила

Людмила Гулькина   11.01.2022 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.