На безымянной высоте

     Когда пишут или говорят о войне, часто употребляют это словосочетание: «Дорогами войны. Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян…». Хотелось написать по-другому. Но, оказалось, что по-другому будет не правильно. Дороги, именно дороги войны. Именно там всё и происходило. Беженцы с мешками и сумками, часто с малыми детьми на руках. Страх, грязь, пыль, всёпоглощающая жажда. Воющие самолёты с черными крестами в низком небе, изрыгающие потоки огня и бомбы, бомбы, бомбы… Смерть на каждом шагу. От голода, от пуль от разрывов бомб и снарядов. Как тут вообще можно остаться в живых? Нам молодым и не очень молодым это даже представить себе не возможно.
     «Война - совсем не фейерверк, а просто – трудная работа, когда черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота».
     С течением времени всё так или иначе забывается. Прошло ведь как никак 65 лет. Ушли в прошлое ужасы минувшей войны. Носителями и живой памятью тех героических и неимоверно трудных военных лет сейчас являются наши ветераны. Потому, что они – стержень нации, основа страны, носители самых лучших качеств, свойственных роду человеческому – честь, совесть, доблесть, мужество, патриотизм, справедливость. В них наши корни, наше, если хотите, бессмертие.
    «Оглянись не знакомый прохожий, мне твой взгляд неподкупный знаком. Может я это, только моложе. Не всегда мы себя узнаём».
 Преклонный возраст, болезни. Пенсия уходит на лекарства и хлеб. И даже их дети уже преодолели пенсионныйрубеж. Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в нашей с вами поддержке и внимании. Это не так уж и сложно. Хотя бы поговорите с ними.
     И как бы мы не интегрировались в Европу, и какие бы сверхсовременные проекты не осваивали, мы не должны никогда забывать о наших ветеранах. Несмотря на всю продвинутость западных стран, их высокий уровень жизни, они известны всему миру своим отношением к ветеранам Второй Мировой войны. Их уважают и дейтвительно помогают дожить, как говорится, «по-людски» хотя бы последние их годы на этой земле.
     Совсем мало осталось в живых наших ветеранов. Каждый год в День Победы, несмотря ни на какие болезни и тяготы, они приходят к Братстким  могилам советских воинов. Время и место встречи изменить нельзя.
     Блестят в лучах яркого майского солнца боевые награды. Блестят от нахлынувших воспоминаний и слёз глаза ветеранов. Хочется закурить по-фронтовому, махорки, да здоровье не позволяет. Откурили своё. Выступления руководителей посёлка, поздравления школьников, художественная самодеятельность. Всё о войне. «1418 дней и ночей…» Чтим погибших на войне и безвременно ушедших. Ряды ветеранов неумолимо редеют. Только за последний год ушли из жизни жители нашего городка - участники боевых действий, гвардии полковник Филипп Павлович Невдобенко и гвардии подполковник, доцент кафедры химии ХГЗВА Виктор Степанович Зацепа.
     Учасники войны, ветераны, участники боевых действий –  живая история страны.
     «Лишь только бой угас, летит другой приказ. И почтальон сойдёт с ума, разыскивая нас».
     Вот, к примеру, доцент кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства ХЗВИ, подполковник в отставке Николай Васильевич Бублик. Танки - его слабость. В военные годы он учавствовал в танковых рейдах в тыл противника, о чём тогда писали фронтовые газеты. И сейчас не стареют наши ветераны, поскольку супруги Бублик в октябре собираются справить золотую свадьбу – 50 лет совместной жизни!
     «Нас ждёт огонь смертельный. И, всё ж, бессилен он…»
     Не раз смотрел в лицо смерти через прицел зенитного орудия подполковник в отставке, в военное время боец противовоздушной обороны, доцент кафедры птицеводства ХЗВИ, Иван Михайлович Остривной. Фашистские штурмовики и бомбардировщики – это его «слабость».
     «Переправа, переправа! Берег  левый, берег правый», наверное, часто снится фронтовому понтонёру, ветерану войны, Владимиру Васильевичу Белецкому. Под бомбами и артилерийским огнём приходилось ему наводить переправы через реки России, Белоруссии и Западной Европы и тем самым обеспечивать продвижение наших войск на Запад.
     «Вьётся в тесной печурке огонь. На поленьях смола, как слеза. И поёт мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза».
     В этой песне есть и такие слова «…А до смерти четыре шага». И в этих четырёх шагах от смерти часто приходилось бывать бойцу мотострелкового полка, автоматчику, подполковнику в отставке, доценту кафедры истории Михаилу Петровичу Притуле.
     «Тёмная ночь. Только пули свистят по степи. Только ветер гудит в провода…».
     Нелегко на войне было всем, а тем более, женщинам. И тёмной ночью, и в метели и дожди, приходилось командиру взвода военной правительственной связи, лейтенанту Марии Григорьевне Иванковой выходить на охраняемый обьект. А, провода-то были не простые… Совсем не простые.
     «Ленинград, Ленинград, я совсем не хочу умирать…»
     Во время блокады Ленинграда от голода и артиллерийских обстрелов города осадными орудиями погибли десятки тысяч ленинградцев. Виталий Фёдорович Копиецкий тогда был совсем малым ребёнком, потерял родителей и только чудом остался в живых. Воспитанников Ленинградских детских домов тогда удалось спасти от неминуемой гибели - эвакуировать на кораблях по Ладоге на большую землю. Сегодня доцент Виталий Фёдорович Копиецкий руководит кафедрой философии и истории Украины.
     «В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых. Ну а тем, кому выпало жить, надо помнить о ни х  и дружить».
     Возможно и стала бы Александра Константиновна Афонина боевой лётчицей. Всё у неё для этого было: и возраст подходящий, и здоровье отменное, и характер, и трудолюбие, и сила воли. Но, война поломала все планы. Пришлось Александре Константиновне все четыре военных года служить в аэродромном обеспечении 5-й Воздушной армии. Она готовила повреждённые в бою самолёты к ремонту.  Военный путь сержанта Афониной А.К. -  от Белгорода и до самой западной границы Советского Союза. После войны Александра Константиновна окончила Харьковский ветеринарный институт, стала кандидатом ветеринарных наук, доцентом и много лет преподавала физиологию животных.
     «У  незнакомого посёлка, на безымянной высоте…»
     Подполковник в отставке Степан Лукьянович Гурьев, пожалуй, самый военный человек из всех военных. Спустя много лет после войны он постоянно носил свою военную офицерскую форму. Прошел очень большой и трудный фронтовой путь, учавствовал в самых известных военных сражениях Второй мировой войны. Имеет много правительственных наград.
     «Бери шинель,пошли домой!»
     Иван Герасимович Шевченко стал солдатом в 1943 году. И только через семь лет был демобилизован из армии. После окончания курсов он стал бойцом инженерно-химического полка специального назначения. Ему досталась наиболее опасная военная работа – сапёр. Особенно запомнились разминирования в 1945 году на территориях Западных областей Украины. После войны инженерный полк был расформирован, а Иван Герасимович Шевченко ещё два года служил в Ленинградской области, в батальйоне специального назначения по борьбе с бандитизмом. Кстати, это подразделение милиции обеспечивало порядок в городе во время блокады Ленинграда.
     В канун светлого праздника Великой Победы ректорат и профсоюзный комитет академии, студенты и сотрудники Харьковской государственной зооветеринарной академии желают нашим дорогим ветеранам хорошего здоровья, благополучия и долгих лет жизни! Будьте всегда в строю. Вспоминайте свои молодые годы и свои военные дороги. Держитесь.
         .        (Все, о ком здесь говорилось, ушли из жизни в разное время)


Рецензии