Куракинская богадельня

Куракинская богадельня




Куракинская богадельня (шпиталь, с 1820 г. — Странноприимный дом) — инвалидный дом, устроенный в эпоху Русского Просвещения князьями Куракиными на территории их московской усадьбы. Одно из первых богоугодных заведений в Российской империи.

Здания богадельни представляют собой объект культурного наследия федерального значения. Современный адрес: Москва, Новая Басманная, 4.

Содержание

    1 История
    2 Советское время
    3 Наши дни
    4 Примечания
    5 Литература

История

Князь Борис Иванович Куракин (1676—1727), занимавший с 1724 года пост русского посла в Париже, был настолько впечатлён парижским Домом инвалидов, что задумал создать аналогичное богоугодное заведение в Москве[1]. Воплотить свою задумку при жизни ему не удалось. Построить «шпиталь для призрения заслуженных воинов, не имевших средств к существованию» и церковь в честь иконы Николая Угодника, он завещал своему сыну Александру.

В 1731 году императрица Анна Иоанновна своим указом безвозмездно выделила князю Александру Куракину землевладение в Басманной слободе длиной в 50 и шириной в 40 саженей для строительства шпиталя (госпиталя). Щедрый подарок императрицы был обусловлен не только уважением к заслугам Бориса Ивановича Куракина и его благим намерениям, но и заинтересованностью в развитии территории Басманной слободы[2].

Строительство длилось более 10 лет. В 1742 году состоялось торжественное открытие храма и шпиталя, на котором присутствовала уже новая императрица Елизавета Петровна. Шпиталь стал первым частным благотворительным учреждением в России.

Имя автора архитектурного проекта до наших дней не дошло. Как и завещал Б. И. Куракин, комплекс был построен «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю». Существует предположение, что проект разрабатывался парижскими архитекторами. Первоначально здание госпиталя было одноэтажным и имело П-образную форму. Данный архитектурный памятник относят к стилю «аннинского барокко»[3]. В духовной книге Б. А. Куракина содержался подробный регламент шпиталя, которому следовали его потомки.

Госпиталь вмещал всего лишь двенадцать пациентов и предназначался для бывших офицеров, получивших увечья. Каждому из них была выделена меблированная комната. В шкафах висела одежда на все времена года. К столу подавали мясо и птицу в скоромные дни и рыбу в постные. Бывшим воинам полагалось вино каждый день и мёд по праздникам. За домом был разбит сад для прогулок. Проживающие должны были придерживаться всего двух основных правил — ночевать в госпитале и посещать службы в храме[4].

В центре ансамбля находилась церковь Николая Угодника, соединяющаяся с помещениями госпиталя (снесена в советское время). По мнению одного из исследователей, храм имел общие архитектурные черты со знаменитой церковью Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане в Риме — творением знаменитого итальянского архитектора Франческо Борромини. Главный фасад храма своим изгибом напоминал алтарную апсиду, но был обращен на север и служил притвором. Фасад был украшен портиком, обращенным к воротам. Сохранилась «упрощенная версия» храма Николая Угодника — церковь в подмосковной усадьбе Куракиных Ельдигино.[5]

В 1790-х ансамбль пополнился двухэтажной усадьбой, построенной для своей семьи правнуком Бориса Ивановича Куракина — Степаном Борисовичем. В 1802 году были достроены два служебных корпуса.

В 1820 году «шпиталь» переименовали в Странноприимный дом. В дни праздников в честь Николая Угодника здесь бесплатно кормили до пятисот нищих. Позднее кормление при храме стали заменять выдачей бесплатных билетов в народные столовые[6].

Во время Отечественной войны 1812 г. в Странноприимном доме Наполеон устроил лазарет для французских раненых, а в церкви Николая Угодника обосновал конюшню. После изгнания противника из Москвы Алексей Борисович Куракин (младший брат Степана Борисовича) отреставрировал церковь.

Последним попечителем храма и Странноприимного дома был правнук Алексея Борисовича — Федор Алексеевич Куракин. В 1902 году он реконструировал основное здание — укрепил фундамент, надстроил второй этаж, расширил оконные проёмы для того, чтобы комнаты стали более светлыми и уютными. При этом здание утратило барочные черты и было оформлено в духе неоклассицизма.[6]. Тогда же М. С. Шуцман спроектировал новую уличную ограду.
Советское время

После революции 1917 г. богадельня была закрыта.

В 1935 году была снесена церковь Николая Угодника, прочие помещения Странноприимного дома вплоть до 1980-х годов использовались под жильё.

После расселения коммунальных квартир здание почти 20 лет простояло заброшенным.
Наши дни

В 1998 г. по указу Ю. М. Лужкова в здании бывшего Странноприимного дома было создано госучреждение — Московский дом национальностей.

В 1999—2003 г. была проведена реконструкция бывшего Странноприимного дома, благодаря которой удалось воссоздать облик здания, который оно имело в XVIII веке. В ходе работ была обновлена стенная кладка, укреплены сводчатые потолки, восстановлены разрушенные колонны из белого камня, переложены оконные проемы, восстановлены лестницы. Былую парадность обрела ограда с ажурными воротами. Внутреннее убранство и инженерные системы были приведены в соответствие с требованиями времени и новыми задачами здания[7].

Сегодня здесь проводятся концерты, музыкальные и художественные фестивали, конференции и форумы, отмечаются национальные праздники[8].
Примечания

    ; Князья Куракины.
    ; Достопримечательности Москвы. Ул. Новая Басманная, 4. Куракинская богадельня и Московский дом национальностей..
    ; Куракинская богадельня: мёд по праздникам и вино на каждый день..
    ; Духовная князя Бориса Ивановича Куракина // Русский архив, 1893. – Кн. 1. – Вып. 2. – С. 149-158..
    ; Куракинская богадельня: мёд по праздникам и вино на каждый день.

А.Алиев. О князьях Куракиных и не только.
; Ю.Толстов. Завещание князя Куракина.
; Богадельня Бориса Куракина.


Рецензии