Вместо предисловия
Владислав Лекторский ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА (Вместо предисловия) Многим из тех, кто в нашей стране занимается фи- лософией, известна хотя бы в общих чертах история с тезисами о предмете философии, случившаяся в МГУ в пятидесятые годы. Авторами тех тезисов были Эвальд Ильенков и Валентин Коровиков. Связанная с ними и их произведением история тянулась почти два года и оставила заметный след в истории отечественной философии. Наша книга посвящена подробностям тех событий и восстановлению идей молодого Эвальда Ильенкова о предмете философии. Была весна 1955 года, Коровикова уже не было на факультете, Ильенкова тоже. Но волнения вокруг дискус- сии об их тезисах о предмете философии еще не утихли, наоборот, были в самом, можно сказать, разгаре. Эвальд Васильевич был руководителем моей дипломной работы, и у меня вполне могли возникнуть трудности при защите, потому что в той дискуссии я был активным сторонником авторов тезисов. Э.В. Ильенков мне так и сказал: «Тебя могут завалить на защите» - и посоветовал мне сменить научного руко- водителя. Тогда на факультете после долгого отсутствия вновь появился Михаил Федотович Овсянников. Как мне рассказывал Эвальд Васильевич, его уволили с факультета после дискуссии по проблемам истории философии 1947 года. Сталин тогда высказался в том роде, что немец- кая классическая философия есть аристократическая ре- акция на Французскую революцию. Овсянников же пола- гал, что это неверно, какой Гегель аристократ... В общем, Овсянникова уволили под каким-то предлогом и послали в Областной педагогический институт. И только весной 55-го года он смог вернуться на факультет, на кафедру истории зарубежной философии. Эвальд Васильевич по- звонил Овсянникову и велел мне к нему ехать. Михаил Федотович жил где-то на Студенческой ули- це, в каком-то общежитии, в огромной коммуналке. Там он обретался в захолустной комнатенке. Он согласился стать моим научным руководителем, и я смог защитить диплом. Я поступил на факультет в 50-м году. Отчасти это была случайность. Впрочем, вся жизнь состоит из случай- ностей, а потом оказывается, что все на самом деле не так уж и случайно. В школе я больше интересовался точными науками и литературой. Достоевского стал читать, когда его не преподавали. История мне тоже была интересна. Я вообще собирался поступать на исторический факуль- тет МГУ. Но в последний момент что-то меня остановило. Конечно, повлиял еще и Генрих Батищев. С четвертого класса я с ним учился в одном классе. Его семья перееха- ла в Москву из Казани, а отец был философом, причем со странной судьбой. С одной стороны, вполне благополуч- ный человек, работал в ЦК ВКП(б), и все было бы хорошо, если бы не случайность, которая поломала его карьеру. А дело было так. В начале войны Сталин в докладе об Ок- тябрьской революции, говоря о русской нации, упомянул фамилию Плеханова рядом с именем Ленина. Все решили, что таким образом Сталин высоко оценил Плеханова, все же понимали, что Сталин ничего зря не говорит. Началь- В. Лекторский, [лазами очевидца. (Вместо предисловия) 7 ником управления пропаганды, где работал Батищев, был Г.Ф. Александров. Он вызвал Батищева и поручил ему на- писать статью для журнала «Большевик» с правильной оценкой Плеханова. Ну, Батищев сел и написал эту ста- тью, она была опубликована. Прочитав ее, Сталин вызвал Александрова и спросил: а кто такой этот Батищев? «Он работает в ЦК, в нашем отделе», - ответил Александров. «Вы меня не поняли, тов. Александров. Вы мне скажите: он большевик или меньшевик?». И все. Достаточно было такого вопроса, чтобы стало понятно, что Батищеву нель- зя оставаться работать в ЦК ВКП(б). Возможно, Сталину показалось, что это меньшевистская статья. С. Батищева освободили от должности в аппарате ЦК партии и пере- вели на другую работу. Шла война, мой отец был на фронте, я ходил к Бати- щевым довольно часто, Генрих меня приглашал. Так что я знал его отца. После увольнения из ЦК он все время бо- лел, то в одну больницу ездил, то в другую. Работал он в то время в Плехановском институте, тогда это был Мо- сковский экономический институт. Понятно, что Генрих со временем заинтересовался философией, и, помню, в восьмом или в девятом классе он меня спросил: «А ты чи- тал "Анти-Дюринг?" Я ответил, что не читал. «Образован- ному человеку не читать "Анти-Дюринга" стыдно...». Так он меня пристыдил, и когда мы кончали 10 класс, Генрих сказал, что надо идти на философский факультет. И я по- думал, что, может быть, это как раз мое место и есть. Родители, конечно, слегка удивились, тем более что тогда была памятная дискуссия по «Истории философии» Александрова, и казалось, что заниматься философией - опасное дело. Я кончил школу с золотой медалью, поэтому посту- пил без экзаменов, было только собеседование. А с Ген- рихом Батищевым заминка произошла, хотя он тоже с 8 Страсти по тезисам медалью закончил, только не с золотой, а с серебряной. Его тоже могли бы принять без экзаменов. Но не приняли, возможно, из-за отца. Поэтому Генрих поступил в Эконо- мический институт, где преподавал старший Батищев, и только через год ему удалось перевестись на философ- ский факультет, поэтому он на год от меня отставал, на год позже меня закончил. Вот так я в 1950 году оказался на факультете. И во многом был разочарован. Дело в том, что я учился в очень хорошей школе, где даже во времена расцвета сталиниз- ма нас не очень донимали разговорами о Сталине. Я пом- ню даже такой эпизод. «Основы дарвинизма» - был у нас такой предмет - вел у нас блестящий преподаватель. 1948 год, сессия ВАСХНИЛ, видимо, надо было нам в голо- вы вбивать идеи Лысенко. Но учитель сказал: «Что каса- ется сессии ВАСХНИЛ, возьмите газеты, почитайте, сами все поймете». А в Университете, да, там Сталин был на каждом шагу - в курсах диамата, логики, теории познания, повсю- ду. К тому же только что вышла работа Сталина «Марк- сизм и вопросы языкознания». Единственным светлым пятном была психология. Петр Яковлевич Гальперин у нас читал прекрасные лек- ции, он нам Выготского излагал, и он же вел у нас семина- ры. Но это было, конечно, исключение. И вот 53-й год. Вскоре после смерти Сталина Эвальд Васильевич защитил диссертацию, и через какое-то время начался его спецкурс, на который я записался. То, что он нам рассказывал о диалектике абстрактного и конкрет- ного, для меня было чем-то необычным, я поначалу не мог этого принять. От абстрактного к конкретному - как это? Ведь всем известно, что опыт - это нечто конкретное, а мышление исходит из опыта... Я пошел в Горьковскую библиотеку читать диссертацию Эвальда Васильевича. В. Лекторский, (лазами очевидца. (Вместо предисловия) 9 Постепенно все больше и больше стал понимать, насколь- ко это интересно, насколько это непохоже на тот диамат, который нам втолковывали. Для меня это было событи- ем, даже, я бы сказал, откровением. И не только для меня, пожалуй, для всей нашей группы. Первая дискуссия по тезисам была в 54-м году, я учился на 4-м курсе. Я там даже выступал. Как ни стран- но - хотя прошло уже 60 лет - все основные идеи этих те- зисов я запомнил. Еще помню, что было очень много лю- дей: битком забитая преподавателями и студентами ауди- тория. Не помню, было ли это заседание Ученого совета или просто заседание кафедры. Может быть, и кафедры, но поскольку пригласили массу людей, было настоящее столпотворение, так что это стало событием для всего фа- культета. Эвальда Васильевича знали, у него было немало сторонников, какие-то преподаватели ему сочувствовали. А для нас все происходящее было ново и необычно. Выступал Эвальд Васильевич, выступал Коровиков. Не помню точно, кто вел заседание, наверное, Т.И. Ойзер- ман. В защиту тезисов он не выступал. Хотя мне казалось, что должен был бы, потому что и Коровиков, и Ильенков были преподавателями его кафедры (сегодня я понимаю, что Теодор Ильич никогда не разделял идей Ильенкова относительно предмета философии, хотя ценил Эвальда Васильевича как талантливого человека и считал, что сама проблема, поставленная в тезисах, нуждается в об- суждении). Помню, как выступали некоторые оппонен- ты и некоторые сторонники. Сторонников, тех, кто вы- ступал в защиту тезисов, было, конечно, меньшинство. Среди них был Александр Зиновьев. Потом пути Ильен- кова и Зиновьева разошлись, но тогда их многое объеди- няло. На защите диссертации Зиновьева Ильенков вы- ступал в его поддержку, хотя у них разные позиции были, разное понимание логики «Капитала», но тогда они были 10 Страсти по тезисам союзниками. На обсуждении тезисов с факультета выс- тупал еще Г. Щедровицкий. Пришел П. Копнин, он не ра- ботал на факультете, он тогда стажировался в Институ- те философии. Еще в защиту тезисов выступал А. Арсе- ньев, его выступление я запомнил. Он говорил примерно так: чего вы ссылаетесь на Ленина, теорию отражения, «Эмпириокритицизм». Ведь Ленин после «Эмпириокри- тицизма» написал «Философские тетради», где сказано, что до сих пор марксисты не поняли Маркса, потому что они не читали «Логику» Гегеля, и когда он это писал, он имел в виду и себя самого, раннего Ленина, автора «Ма- териализма и эмпириокритицизма», это работа незрело- го Ленина. На него, конечно, накинулись... Из студентов с защитой тезисов выступал, если мне не изменяет память, один только я. Но в основном, конечно, была ругань в адрес тезисов. Выступали два студента с критикой. И не удивительно, что именно их приняли потом в аспирантуру, а не меня, хотя у меня была рекомендация еще с самого начала пя- того курса. В теоретическом отношении тезисы, особенно по тем временам, выглядели мощно. Основная идея состояла в том, что предмет философии - это теория познания, тео- рия мышления, учение о мышлении... Но с точки зрения того, что было тогда принято, возникало откровенное противоречие. Во-первых, получается, что теория мышле- ния и теория познания - это одно и то же. У Ленина тоже так написано (диалектика, логика и теория познания - это одно и то же). А у нас принято было думать иначе: сначала чувственная ступень познания, потом мышление появля- ется. А в тезисах познание сводится к теории мышления. Кстати, по Гегелю так оно и есть. Это один из пунктов те- зисов, вызвавший шквал критики. Второй - объективная и субъективная диалектика. Для авторов тезисов - нет В. Лекторский, (лазами очевидца. (Вместо предисловия) 11 между ними разницы. А нам же внушали иное, подчер- кивая различие, несовпадение: субъективная диалекти- ка - в голове человека, а объективная диалектика - уче- ние о мире, о процессах, которые в мире происходят. Где у вас это все в тезисах? Пропадает куда-то. А еще учение о формации, о классовой борьбе - ведь это же главное в марксизме. Партийность в философии... Это были пункты демагогические. Но в контексте того, как понималась в то время философия, на подобные обвинения нелегко было отвечать. Так что тезисы были уязвимы. Я помню, как отвечал Эвальд Васильевич на вопрос о соотношении диалектики объективной и субъективной. Смысл тезисов в том, что здесь есть совпадение. Ведь за- коны мышления - это «съемка» законов бытия, именно в мышлении законы бытия выделяются в чистом виде. Изучая мышление, мы тем самым изучаем объективные законы мира. И ведь Эвальд Васильевич на самом деле от этого принципиального пункта тезисов никогда не отка- зывался. Я имею в виду его последующие работы, в част- ности, у него была опубликована замечательная статья о тождестве бытия и мышления. Я в то время уже рабо- тал в Институте философии. Был скандал в связи с этой статьей: как это бытие совпадает с мышлением? На самом же деле идея тождества принципиальна. Бытие, конечно, есть, и оно не зависит от мышления. Но всеобщие харак- теристики бытия и способ мышления совпадают. То, что в мышлении не совпадает с бытием - изучают психология, психопатология, но это уже не предмет философии. Время шло, начался новый учебный год: 1954-1955. Эвальд Васильевич и Валентин Иванович продолжают вести занятия. Новый этап поношения тезисов начался уже с весны 55-го года, когда на факультете появилась ко- миссия ЦК КПСС. Это было следствием партсобрания, на котором выступили с «крамольными» идеями некоторые 12 Страсти по тезисам наши студенты и аспиранты. Об этом партсобрании вы прочитаете в нашей книге, а пока я расскажу об одном из выступавших. Это Андрей Могилев, я его хорошо знал, он был парторг нашего курса. Участник войны, сталинский стипендиат. После выступления на том знаменательном партсобрании его исключили из партии, не допустили до защиты диплома. Он ходил жаловаться к Е. Фурцевой, она тогда была секретарем Московского горкома. До поступ- ления на факультет он некоторое время работал стро- ителем, поставил какие-то рекорды и был представлен Фурцевой. И она ему помогла: его восстановили в партии, правда, с выговором, диплом он с горем пополам защи- тил. Она же его устроила работать на стройку кинотеатра «Стрела», он был сначала строителем, а потом и первым директором этого кинотеатра. Через десять лет с него сняли выговор. В студенческие годы Могилев нам казался таким ортодоксом, ни в какие дискуссии философские он не лез, такой был благополучный и проверенный чело- век, и вот поди ж ты... Когда работала комиссия, она, конечно, и про дискус- сию прознала, про «гносеологов», к которым меня тоже причисляли. «Гносеолог» - это чуть ли не враг народа. Но ведь история с тезисами имела колоссальное влияние на всю нашу философию. Рождалась по-настоящему фило- софская проблематика, противостоящая догматической интерпретации «объективной диалектики», которой нас учили, и которая на деле расшифровывалась как учение Лысенко о видообразовании, учение Павлова о рефлексах, как совокупность примеров из разных областей знаний, а философ должен был доказывать, что все это и есть про- явления объективной диалектики. Но в этом случае не нужна никакая философская деятельность. А Ильенков с Коровиковым своими тезисами открыли такую сферу, такое новое интеллектуальное пространство, где можно В. Лекторский. Глазами очевидца. (Вместо предисловия) 13 работать философам, и по существу сама философская жизнь после этого становилась другой. Когда у нас писали историю советской философии в 70-е годы, один автор представил события 50-х и 60-х го- дов как противостояние двух направлений - онтологиче- ского и гносеологического. На самом же деле это была не дискуссия онтологов с гносеологами, она была совсем о другом. Это было противостояние людей, которые зани- мались настоящей философией, и тех, кто никаких идей не имел, кроме одной - отстоять свое существование, свое положение, продемонстрировать свою ортодоксальность. А что касается Эвальда Васильевича, то, насколько я пред- ставляю его понимание философии, он от принципиаль- ных положений Тезисов не отступал, хотя в некотором от- ношении расширил их понимание.
Рецензии