О внутренней свободе

«Свобода, освобождение – вот что должно быть целью человека. Но он не в  состоянии избавиться от рабства во внешней жизни, пока остается рабом во внутренней».
Г.Гурджиев.

Внутренняя свобода, если говорить о ней в целом, включает в себя несколько элементов.

1.Независимость от наследственных психических свойств характера, способных отрицательно влиять на нашу жизнь. Различные отклонения в психике, психопатии, могут вести к депрессиям, неуравновешенному внутреннему состоянию, неадекватным внешним поступкам.

2.Независимость от привычек, направляющих нашу жизнь по проложенной, укатанной колее и ограничивающих внешнюю свободу.

3.Независимость от интеллектуальных и эстетических увлечений, страстей, ведущих к отождествлению с объектами чувств, утрате осознанности, хаотичной внешней жизни.

4.Независимость от нравственных пороков: корысти, ревности, зависти, тщеславия, гордыни, колкого самолюбия и так далее. Понятно, что эти пороки, определяющие настроение и поведение человека, должны быть, если не побеждены, то поставлены под контроль.

5.Независимость от страхов, коренящихся в наследственной чувствительности, в богатом воображении, в негативном жизненном опыте и т.д. Это могут быть страхи перед смертью, тяжелыми болезнями, потерей близких людей, одиночеством и т.д.

6.Независимость от физического тела, зачастую слабого, хилого, болезненного, или, другими словами, независимость от неприятных ощущений холода, голода, боли и др., способность переносить их терпеливо и спокойно.

7. Независимость от мировоззренческих установок, убеждений религиозных, политических, научных, философских и т.д. «Человек выше субботы» - провозгласил Христос, и наши отношения к людям не должны быть связаны с их принадлежности к той или иной идеологии, тому или иному социуму.

8.Независимость от привязанностей к жилью, вещам, людям, животным. Это самые труднопреодолимые, для обычного, нормального человека зависимости, и от всех них, вряд ли нам стоит избавляться. Только на очень высокой ступени единения с Богом, для человека пропадают различия между чужими и своими, ближними и дальними, родными и неродными людьми.

Возможны и другие зависимости, лишающие нас внутренней свободы, я перечислил лишь основные из них. Очень трудно достигнуть высокой степени внутренней свободы, это удавалось только людям святым, «просветленным». Обычному же человеку можно лишь расширить ее границы.


Рецензии
Если я правильно понял, Вы полагаете, что внутренние зависимости только закабаляют человека. Любого человека.
Однако реальность, по-моему, сложнее и противоречивее.

Многие люди достигают определённой внутренней свободы только благодаря каким-либо зависимостям. Освободившись от них, они утратят и соответствующую свободу.
Например, полёт на крыльях любви или творчества ощущается как свобода, однако влюблённый сплошь и рядом охвачен страстью, неразрывно связывает себя с предметом любви.
Ван Гог доводил себя до экстатического состояния, чтобы писать. Достоевского подстёгивала нужда и страсть к игре.
Трудно представить, как бы они творили, будучи сытыми и спокойными.
Существует даже поговорка, что художник должен быть голодным.

Привычки не только "направляют нашу жизнь по проложенной, укатанной колее", но и освобождают от постоянного самоконтроля. Достаточно представить, что получится, если мы "освободимся" от автоматизма ходьбы и станем следить за каждым шагом.

Ревность, гордыня, самолюбие, зависть могут мотивировать развитие, обучение новым навыкам, то есть расширять внутреннюю свободу.

Учитывая всё это, я бы немного скорректировал Вашу идею об избавлении от зависимостей. Внутренняя свобода достигается тогда, когда человек проявляет свой склад, основные наклонности, самореализуется. Стало быть, освобождаться ему надо только от тех внутренних комплексов и зависимостей, которые этому мешают. А тут всё очень индивидуально.
С уважением,

Томас Твин   24.06.2020 06:48     Заявить о нарушении
По всей видимости, Вы иначе понимаете внутреннюю свободу, из-за чего происходит непонимание между нами. Очевидно, Ваше мировоззрение ближе к материализму, я же идеалист. Внутренняя свобода – это свобода Духа, а не ума и воображения. Об этом известный дзен-буддист Кацуки: «Истинная свобода нашего духа состоит в том, чтобы не быть увлеченным собственным умом».
Такая свобода не имеет ничего общего со свободой самовыражения, свободой творчества.
Страсти (как у Достоевского, Ван Гога) способствуют творчеству, но это не значит, что они дают внутреннюю свободу.
Что до привычек, то они порабощают человека, но в некоторых случаях (соблюдение щадящего распорядка дня) они могут освобождать, помогая упорядочить жизнь, преодолеть ее хаотичность.
Происходящие от гордыни, ревности и т.д. навыки делают человека более практичным, более приспособленным к жизни, что может расширить его внешнюю свободу, но как они могут расширить внутреннюю свободу, мне непонятно.
Любая самореализация (основных наклонностей) может прибавить человеку денег, имущества, повысить его статус, сделать известным, но она не ведет к внутренней свободе.
Замечательно охарактеризовал внутреннюю свободу М.Монтень: «Самая великая вещь на свете – умение принадлежать самому себе». Принадлежать себе! А что мешает принадлежать себе? Это те зависимости, о которых я говорил в своей работе.
Внутренняя свобода, на мой взгляд, не для 30-40летних. Их дело колотиться в страстях, ошибаться, набивать шишки, познавать мир, реализовывать себя в творчестве. Зачем им внутренняя свобода? А уже после 50-60 лет, когда главный труд жизни уже позади, а впереди ожидает встреча с вечностью, внутренняя свобода становится все более важной.
Впрочем, жизнь меняется. В последнее время все большее количество молодежи увлекается эзотерикой. Молодые люди ищут пробуждения, просветления, а для этого стремятся освободиться от зависимости перед «надоедливой словомешалкой» - собственным умом. Хорошо или плохо это, я пока не знаю.
Но все это моя точка зрения, ув. Томас, и боже упаси, чтобы я ее кому-то навязывал.

Евгений Терещенко   25.06.2020 12:12   Заявить о нарушении
Нечасто случается беседовать с таким корректным и деликатным оппонентом.
Вы правы: мы по-разному понимаем внутреннюю свободу, отсюда и разногласия. Для меня тема эта слишком серьёзна, чтобы пытаться раскрывать её в рецензии. Скажу только, что "принадлежать себе" вряд ли получится, если изъять из себя свою генетику, привычки, склонности, ум, воображение, опыт, достоинства и недостатки - ведь всё это и составляет личность. Стерильный Дух (буде такое существует) трудно называть "собой", тем, кому надо бы принадлежать.
Как видите, мы с Вами действительно упираемся в понятие внутренней свободы (сказано же: "Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт"))))
Было приятно с Вами подискутировать, уважаемый Евгений.

Томас Твин   25.06.2020 22:24   Заявить о нарушении
Очень хорошо Вы сказали о том, что стерилизация Духа, если она существует, дело опасное, ведущее к «обезличиванию» человека, особенно в молодом возрасте. Именно по этой причине я скептически отношусь к современным эзотерическим теориям, практикам и школам. Но западные мыслители-классики не шли так далеко. Из задача была проста - расширение границ внутренней свободы, достижение осознанности, уравновешенности, внутреннего покоя и комфорта. Не буду грузить Вас цитатами, уважаемый Томас. Всего Вам доброго.

Евгений Терещенко   26.06.2020 07:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.