Рецензия 14

«Антология средневековой мысли» Петр Абеляр (Petrus Abacelardus, 1079-1142, Глоссы к «Категориям» Аристотеля»).
Появление квантовой физики в двадцатом веке резко сдвинуло точку зрения с атомов на элементарные частицы. Однако, при этом, «логика, как способ рассуждения» (Аристотель, (400)) осталась прежней. Это связано с тем, что логика есть такой способ доказательства, который содержит и утверждения, и значения (как числа?).  аристотель прежде всего исследовал тщательно то, что связано с вещами, то есть, значениями простых переменных (Аристотель, «Об истолковании»)  Здесь  свойство утверждений-предложений прослеживаются Аристотелем еще более усерднее, так как на результат влияют  как условия, так и формулы выводов,: условия могут относиться совсем к другим «вещам» , а формулы выводов могут быть не только истинными, но и ложными. Учение о доказательствах Аристотель
завершает в «Топике» и «Аналитиках».
Абеляр отмечает, что «естественный порядок требовал того, чтобы как части по природе предшествуют своему составу, так и учение о них было бы первым и при обсуждении, и при чтении».  Поэтому, Аристотель начинает обсуждение логики с «первых обозначаемых сказуемых, первых родов вещей относительно того, что эти вещи означают, то есть объяснить их значение по природе субъектных вещей».  Аристотель «рассмотрел  десять имен» и «всеми способами демонстрировал присущие им десять имен в десяти природах всех субъектных вещей… Это десять наиболее общих родов, то есть субстанция, количество, качество и т.д., которые он назвал предикаментами,   потому что … они сказываются о прочем – как родах и видах».
Далее Боэций, в след за Аристотелем, сталкивается с проблемой «двоякого обозначения: а именно, относительно вещей и относительно понятий, вещи по природе предшествуют понятиям;  ведь из природы вещей следует, что прежде должно стоять то, что что мог бы «схватывать2 интеллект, и тот, кто находит какое-либо слово. Рассмаривает вначале природу вещи, ради демонстрации которой он приложил имя».
Но, в сфере квантовой физики нет «вещей». Поэтому те первые причины и другие первые основания, которые стали сущностью философии Аристотеля, лишились своего фундаментального единства. Надо отдать должное Аристотелю, что он принимал переход от вида к роду так же, как и от рода к виду. Как сейчас мы понимаем, этот переход есть свойство сложных иерархических систем. Мы можем считать, что переходы от родов к видам определяют нам законы, а от видов к родам – закономерности.
Эти проблемы требуют отдельного рассмотрения.
14.04.2016


Рецензии