Встреча в горах

Лауреаты Клуба Слава Фонда

Сергей Бессараб - http://www.proza.ru/avtor/scorpion1  - ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО в 5-м Номерном Конкурсе КЛУБА СЛАВА ФОНДА


       Второй раз в жизни отпуск выпал на ноябрь. Не то, что мне не нравится этот месяц, конец осени, но как-то приятней отдыхать летом, весной и в другое время, но не в ноябре и в марте. А тут деваться некуда. Или сейчас, или в следующем году, когда договоришься. Жена отгуляла - в августе, с дочкой в Адлере. Им повезло.
      Отпуск всего две недели, но сидеть тупо дома – это просто ужас. Вот и принял предложение закадычного друга, Дениса Воробьева, вместе отправиться в горы, на охоту, на копытных. Денис, можно сказать, профессиональный охотник, а моя жизнь сложилась так, что и ружья в руках не держал. В Абдыженске, это всего в километре от охотхозяйства в горах нашли друзей. Мой, Олег - заведующий спортивным тиром, а у Дениса, Сергей – егерь этого самого хозяйства. Компания вроде солидная, можно положиться.
      Отмотав восемьсот километров, приехали к вечеру. Ребята встретили, разместили в гостинице на окраине городка, аккурат на склоне горы. Той самой, где  на высоте две двести предстояла охота. Как загадочно произнес Сергей: “Утром определимся - на какого зверя.” И сразу более понятное: “Теперь, дорогие гости, чем бог послал.”
     Ужин выдался на славу. Изобилие мясных деликатесов соревновалось с разнообразием спиртных напитков, и как несколько раз, пока соображал, подчеркивал Олег – все местного производства. Когда после пива, красного, розового, белого вина, коньяка, водки, самогона на столе появились ром и виски, никто уже не смог пояснить принадлежность последних крепких спиртных напитков к производству в Абдыженске или хотя бы в близлежащих регионах. Но и этот алкоголь выпили с удовольствием.
      Конечно были тосты, разговоры о дружбе, о красотах здешних мест, о горах, а предстоящей охоте, об охоте вообще, и в частности на женщин, но больше всего запомнилась головная боль. К ночи побежденная “богатырским” сном, а на утро - абсолютно непоколебимая ни рассолом, ни таблетками, ни даже холодным, теперь уже импортным пивом во всех четырех мужских организмах, собравшихся вроде как на охоту в горы, на отметку две тысячи двести метров над уровнем моря.
      Прислушались к совету бывалых, в смысле Сергея и Олега, и отправились в баню, с купанием в холодной горной речке. То ли речка помогла, то ли шулюм, то ли крепкие напитки, теперь уже импортного производства, но немного полегчало. И Сергей стал всех торопить. Мол пора, пока светло, и что на завтра, в связи с приездом важных гостей, запланированное мероприятие, то есть охоту, перенести невозможно. У бани ждали два вездехода, и мы чистые, пропаренные отправились к месту ее проведения. Там нас уже явно заждалась целая команда егерей, загонщиков на лошадях. В общем, как мне подсказали мои опытные друзья – все как положено.
     Один из егерей, представившийся Анатолием Анатольевичем, провел инструктаж. Подробно поведал, что можно и нельзя, откуда и куда, еще что-то не совсем для меня понятное в силу отсутствия у меня каких-либо знаний и навыков охотника и головной боли, усиливающейся вновь, наверное, с учетом гористой местности. Олег экипировал меня всем необходимым, начиная с заряженного карабина, завершая фонариком и спичками, и передал меня Анатолию Анатольевичу. Тот, развел меня и Дениса, как он выразился по номерам и от него мы услышали главное – охотиться будем на кабана. И еще, пока шли, повторно поведал о технике безопасности, о мокрых, после дождя склонах, горных породах, обрывах, незаметных расщелинах и совершенно неожиданно – о шаровых молниях и снежном человеке. То ли от того, чтобы не спугнуть зверя, то ли от того, чтобы не проявить некомпетентность, а может и от головной боли мы с Денисом лишь махали головами. Завершил свою миссию егерь, оставив нас друг от друга метрах в семидесяти, в укромных местах. Правда, в пределах видимости друг друга и самого Анатолия, который в ста метрах ниже и левее от меня выставился на свой номер, предупредив, что загонщики выгонят зверя именно на него, а наша миссия - радоваться процессом, природой и быть на подхвате.
      Оставшись один, огляделся. Мое место самое высокое. Справа - расщелина, слева – обрыв. Последний по высоте, коварству и прочим характеристикам явно уступал горному образованию справа. Красотища вокруг, листья на деревьях еще зеленые, такие же кустарники. Сзади чарующий вид Абыженского ущелья. Слов нет, описать все это величие…
        Упакован я был капитально: берцы, теплый комбинезон, но свежий горный воздух при пяти градусной температуре давал о себе знать. Тем более, небо заволокли сине черные тучи, заморосил дождь. Минут через десять после оставления на номере посмотрел на часы – половина третьего. Где-то вдали заиграл горн. Подумал - охота началась, но прислушался, кроме пульса и каплей дождя ничего не услышал.
      Моросящий дождь сменил ливень, совсем рядом сверкнула молния. Окрестности погрузились во мрак. “Как здесь можно зверя разглядеть, тем более убить”,- мысли о сложности охоты неожиданно прервались явным и все усиливающимся треском слева. Поворот головы на несколько секунд привел в ступор. По совершенно необъяснимым канонам физики по склону вверх медленно, но очень уверенно и прямо ко мне ползла шаровая молния, в диаметре с полуметра, раздвигая и поджаривая по пути кустарники. “ Вот тебе и шаровая молния, о ком там еще Анатолий Анатольевич предупреждал…”
        Продолжить мысль и вспомнить слова егеря о чудесах здешних мест не успел. Выйдя из ступора, совершенно не соображая, попятился в противоположенном направлении и поскользнулся. Дальше по мокрым камням потащило меня к расщелине. Попытки за что-то ухватиться не увенчались успехом, все вокруг было мокрым и скользким. Последнее, что я запомнил - это удары головой, руками, ногами о камни, вертикальное падение, с подхлестыванием со всех сторон ветками, стволами деревьев, соленый вкус на губах чего-то мокрого и вязкого, сильная боль и темнота…
        Открыл глаза – незнакомое место, тишина, метрах в трех горит небольшой костер, разбавляя ночную мглу слабым светом. Понял, что нахожусь не на улице и рядом никого. Вспомнил произошедшее и боль пронзила все тело. Попробовал пошевелить ногами. Левая слушалась, а правую совсем не чувствовал. Приподнялся, все закружилось, на секунду потерял сознание. Простонал.
        Метрах в пяти за костром кто-то зашевелился и стал подниматься. Его тень была видна на стенке рядом с огнем, который и помог распознать облик какого-то существа. Как показалось – огромного, лохматого, явно направляющегося ко мне.
- Вот тебе и егерь, Анатолий Анатольевич. Сказал про шаровую молнию – на тебе. Сказал про снежного человека – и вот он рядом,- мелькнула не совсем утешительная мысль. А когда это существо около меня нечленораздельно промычало, мои сомнения, кто передо мной, исчезли. – Точно, йети, что будет, ведь я совершенно беззащитен.
- Не трогай меня, пошел, - прокричал как на собаку на приблизившегося ко мне снежного человека. Стал махать руками, дергаться ногами, делая нелепые попытки прогнать чудовище. И тут меня осенило, – Нога то в шине, но кто-то ее наложил. Значит не так уж все и плохо, если кто-то обо мне позаботился. Правда перелом ноги в этой ситуации явно ни в мою пользу.
     Дергаться и кричать перестал, размышляя дальше, - Если здесь больше никого нет, то этот дикарь должен что-то соображать. Значит у меня есть шанс.
- Эй, кто вы, где я, что со мной?
В ответ последовало мычание и протянутая рука. Подумал, что йети приветствует меня и попытался пожать ее. Но в руке нащупал какой- то предмет. Вял его. Рассмотрел – фонарик, и к нему резинкой прикреплен тетрадный листок. Развернул, включил фонарик и погрузился в чтение. Почерк разборчивый и изложено все доходчиво и грамотно. Читая, мелькнула мысль об авторе этой записки:” Кроме этого дикаря здесь кто-то еще есть или был. Написал записку и приставил громилу меня охранять.”
- Если вы читаете записку, то с вами все в порядке. Я нашел вас сутки назад, внизу у реки. Судя по всему, вы охотник и по какой-то причине провалились в расщелину, в километре отсюда. Другой возможности попасть к месту, где вас нашел, нет. При падении вы получили массу травм, порезов, возможно сломали ногу. Всю необходимую помощь, вплоть до антибиотиков я вам оказал. Угроз вашей жизни нет, остальное заживет. Доверьтесь мне, примите таблетку, выпейте чая и поспите. Утром продолжим общение.
    Прочитав, вновь перед собой увидел огромную ладонь с кружкой, в другой протянутой руке была таблетка. Ее проглотил, запил чаем и моментально провалился в темноту. Правда видел сон, какой-то ужастик. Анатолий Анатольевич, стол уставленный спиртными напитками, шаровая молния посреди стола и мычащий с протянутой рукой со стаканом снежный человек…
   Проснулся, вокруг светло. Огляделся и понял, что нахожусь в пещере. Лежу на сооружении из веток, покрытым ватным одеялом. Одежда на мне чужая, но сухая и теплая. Берцы мои. Догорает костер, разложенный в сооруженной у стенки нише. Пещера просторная, у той же стенки подобие стола и стула. На столе тетради, ручки, карандаши, два подсвечника, чайник, тарелки. В пещере я один, охранника не видно и не слышно. Боль во всем теле прошла, только сломанная нога давала о себе знать. Попытался встать, но не получилось. Очень хотелось пить и еще больше, как говорят “до ветру.” Попробовал позвать йети, но никто не откликнулся. Только минуты через три, на входе в пещеру появился знакомый силуэт. В лучах солнца более детально, чем накануне, разглядел своего охранника и почему-то появилась мысль – может быть и спасителя. Мужчина под два метра, лохматый, седой, с такой же бородой, косая сажень в плечах. В белом, по всей видимости маскировочном халате, под ним выгоревший, видавший виды камуфляж, такие же берцы. Сутулый, прихрамывает на левую ногу. В темноте или издалека – точно снежный человек. Но все же это здоровенный, одичавший мужик, без определенного возраста и места жительства. Хотя, с местом его жительства, теперь и моего пристанища, все понятно.
- Эй, вы меня слышите, понимаете?
В ответ лишь кивок. Вошел в пещеру и к костру. Оттуда ко мне с тарелкой и кружкой. Без слов понятно, что хозяин пещеры решил меня накормить. Поел рисовой каши с молоком, попил, воспользовался его могучими руками, плечами для выхода на свежий воздух. И возвратившись, с его же помощью, на место, напрочь отмел принадлежность моего спасителя к мифическим персонажам горных местностей.
       Через некоторое время получил очередное послание.  Дальше, общение происходило с интервалом в пять-семь минут, собеседник излагал свои мысли на тетрадных листах.
- Меня зовут Ильей. Здесь, в горах, три года. Сибиряк, бывший летчик, военный пенсионер, уволился в тридцать восемь лет, подполковник запаса. Осел в соседней области, женился. На гражданке и в браке себя не нашел, пристрастился к спиртному. А в сочетании с профессиональным заболеванием, привело это в сорок лет к обширному инсульту. Выжил, стал инвалидом. Жена ушла. Приехал ко мне помогать мой дядька, мать с отцом давно умерли. Упросил его забросить меня в здешние места, по которым до болезни хорошо побродил и изучил. Решил - выживу, значит мужик, еще для чего-то нужен в этой жизни, умру – так уж лучше здесь, на природе. Но выжил, парализованные руки, ноги восстановились, только с речью ничего сделать не могу. Живу здесь, дядька с моей пенсии оказывает мне необходимую помощь. Тебя спас, откуда ты свалился, ночью рассказал. Речкой тебя снесло вниз по течению на километр.  Хорошо, что она не глубокая, не захлебнулся. В общем, тебе повезло.
- Спасибо. Я, Борис. В отпуске, с друзьями приехал поохотиться. А вчера на номере, вместо кабана, на меня снизу пошла шаровая молния. Испугался и загремел в расщелину.  Ночью, когда очнулся, принял тебя за снежного человека. Егерь, Анатолий Анатольевич при инструктаже рассказал и о шаровой молнии, и об йети. Думал шутка, а тут все на самом деле и все для меня. Как говориться, охота на пять звезд и все ультра включено.
- Да, принимают меня за снежного человека, и хорошо. Но близко меня никто, никогда не видел. Ты первый. И прошу - помогу, расстанемся и забудь. И шаровые молнии, ползающие по склонам здесь не редкость. А так красота, все рядом. Согласен - жизнь и отдых на все пять звезд.
- Я все понял, жизнью тебе обязан. А меня искали?
- Ищут, даже вертолет подняли. Ты еще день отлежишься, а на утро я сделаю так, что тебя здесь найдут. Кто, что – говори, без сомнений, – снежный человек. Пусть эта легенда за здешними местами закрепиться.
- А ты, Илья, куда?
- За меня не переживай, таких мест здесь не мало, а долго находиться в одном и том же рискованно. Не хочу я к людям. Здесь моя стихия, мое место.
- Еще раз тебе спасибо и дай бог тебе удачи и здоровья.
- Я тебя на пару часов покину, за добычей схожу. Потом обед приготовлю. Еще пообщаемся.
    Илья немного отошел от пещеры и вернулся. Протянул мне две добротные ветки в форме костылей и промычал. Смысл звуков был понятен.
     Оставшись один, прилег на свой топчан и на несколько минут провалился в непродолжительный сон. Проснулся, самочувствие получше и сразу на костыли. Оказались удобными. Вышел из пещеры, солнце в зените, ясно, безоблачно, градусов двенадцать. Вокруг тишина, все переливается на солнце. Осмотрелся, вспомнил картину вокруг, когда был на номере, но так и не сориентировался, где нахожусь. Вокруг плотный, высокий бурелом, справа от пещеры пологий спуск. По нему метров двадцать и быстрая, шумная от прошедших дождей речка. “- Наверное около нее и нашел меня Илья. Хотя, как знать,” - мелькнула мысль, и вернулся в пещеру.
     Пещера просторная, по площади не менее ста квадратов, видно, что разрушается, но вполне пригодная для проживания. Подошел к самодельному столу и даже умудрился присесть на плетенный из толстых веток табурет.
      На столе с два десятка общих тетрадей, и новые, и исписанные, и в рисунках. Карандаши – простые и цветные, шариковые ручки. Полистав тетради понял, что Илья пишет и прекрасно рисует иллюстрации к рассказам. Больше – небо, военные самолеты, море, птицы, горы. Есть черно-белые наброски животных, наверняка здешних обитателей. Много портретных зарисовок военных летчиков. Несколько женских портретов.
    В рассказах: будни и праздники военного городка, описание вылетов, судеб летчиков. Есть фэнтези, герои – необычные звери. Пролистал и рассказ про снежного человека. Но с час, пока не вернулся Илья, с интересом читал дневник. 5 августа 2011 года – дата начала его борьбы за жизнь здесь, в горах. Матвей Иванович, старший брат, рано ушедшего из жизни отца парализованного мужчины, привез отставного подполковника в здешний рай, еле живого. Первым пристанищем Ильи и была эта пещера. До нее, от места, где осталась Нива, дядя чуть ли не волоком тащил племянника сутки, с остановкой на ночлег в лесу. Наведывался раз в месяц, ночью, привозил продукты и все необходимое. И месяц от месяца искренне удивлялся силе и мужеству племянника. К Новому году Илья уже охотился, полностью мог самостоятельно себя обеспечить. Писать начал два года назад. Раньше с трудом давались лишь сочинения в школе. А тут, в горах, каждую ночь, голова наводнялась воспоминаниями, фантазией. А когда взялся за ручку, то с трудом удавалось остановиться. Тут же раскрылся и талант художника, строчки, сами собой, дополнялись рисунками. А в записях Ильи за последний месяц, огромное желание играть на гитаре, или, совсем на невероятном для обитания в горах инструменте - фортепиано. Ночами стал слышать музыку, видеть записи нот, о которых никогда не имел никакого понятия.
     Больше других поразила запись недельной давности.  Мое появление в ста метрах вверх по течению речки, протекающей мимо подъема к пещере, он видел во сне: ”Лежит человек, без сознания, раненый охотник, снесенный после падения, с верховья, вниз по течению, зацепившийся за корягу. И я спасаю ему жизнь.” Последние три дня записей в дневнике не было…
  Я слишком увлекся чтением и не заметил появление Ильи. Он остановился при входе и молча наблюдал за моим не совсем праведным занятием – читать чужие дневники. Я встал на костыли и как нашкодивший мальчишка прыжками вернулся на свой топчан.
- Илья, ты извини, что без разрешения у тебя на столе копаюсь. Не удержался.
    Хозяин пещеры махнул рукой и подошел к нише для костра, занялся приготовлением дичи.
- Можно, спросить про твое видение моего полуживого тела. Это было на самом деле?  И ты нашел меня, там, где видел во сне?
      Илья махнул головой и со знанием дела продолжил приготовление обеда. К разговору с трудом вернулись лишь ближе к вечеру.
- У тебя талант, прекрасная проза, замечательные рисунки. Не обижайся на меня. Я должен быть признателен всем твоим открывшимся талантам. Без тебя и твоих способностей, не знаю, смог бы остаться в живых.
Письменный ответ появился быстро и был весьма лаконичным.
- Я не обижаюсь, но хочу, чтобы мое оставалось моим. Все, что здесь есть. А теперь, я покину тебя. Ночь переночуешь один. Рано утром тебя найдут. С голоду не умрешь. Я переберусь в другое место. Удачи тебе.
     Собрал со стола все тетради, сложил в мешок, побросал туда свои вещи и направился к выходу. Остановился, вернулся к столу. Из коробки достал стопку аккуратно сложенной одежды и протянул мне. То была моя охотничья одежда. Совершенно чистая и как мне показалось глаженная. Он протянул руку, улыбнулся, мы попрощались.
- Спасибо, Илья за все, ты настоящий мужик. Я искренне тебе завидую и благодарю бога, что он свел меня с тобой на эти три дня. Удачи.
     Илья махнул рукой и молча вышел. Я же,немного попрыгав по пещере и вокруг нее, вернулся на свой топчан и уснул, хотя не было еще и семи вечера. Проснулся от голосов, света фонариков. Первым в пещеру вошел Анатолий Анатольевич.
- Живой, ну ты напугал нас. Снежный человек спас? – улыбаясь, спросил егерь.
- Да, у меня все хорошо.


Рецензии