Картошка, селёдка и простокваша или Пушкин на даче

         литературный гоголь-моголь
         в форме минипьесы


Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а :

ПУШКИН – поэт на даче.
НАТАЛИ – жена поэта.
ВНЕПЛЮЕВ – сосед по даче.
ВИССАРИОН, по прозвищу Белинский – слуга.
ГОГОЛЬ –  незваный гость.



         СЦЕНА 1.
         Гостиная на даче. Натали вышивает у окна, входит слуга.

ВИССАРИОН.   Барыня, кухарка интересуется, что на ужин-то подавать?
НАТАЛИ.   На ужин? Э... э... подай поваренную книгу!

         Слуга подаёт книгу.

НАТАЛИ (листает).   Где это, где... а – вот! (Читает). «...спуститесь в погреб и возьмите с полки кусок варёной телятины...» Так кухарке и скажи – телятину подавать!
ВИССАРИОН.   Вы и вчера точно так-с приказывали. Телятины нету.
НАТАЛИ.   А что есть?
ВИССАРИОН.   Картошка, селёдка да простокваша.
НАТАЛИ.   Опять! О, моя горькая судьба... (Слуге.) Их и подавай!

         Слуга выходит, сталкиваясь в дверях с входящими Пушкиным и Внеплюевым.

ВИССАРИОН.   Прощения просим! (Исчезает.)
ВНЕПЛЮЕВ.   Занятный какой!
ПУШКИН.   Ещё и  Виссарионом кличут.
ВНЕПЛЮЕВ.   Вискарионом?

         Хохочут.

ПУШКИН.   Да нет, он до висок не охотник, он больше по водочной части: сколько раз ловил его, шельмеца, вечером у буфета. Самогон в людской ему не по вкусу, беленькой ему подавай. Уж мы с Наташей ему и прозвище дали соответственное – Белинский.
НАТАЛИ.   Ну что, нагулялись в парке? (Неуверенно.) Скоро ужин подадут.
ВНЕПЛЮЕВ.   Увольте, Натали, ужинать не останусь. Пора домой, маман заждалась: я по вечерам ей читаю вслух.

         Натали вздыхает с заметным облегчением.
         Входит слуга.

ПУШКИН.   Чего тебе, Белинский?
          (Переглядываются с Натали и хихикают. Внеплюев прыскает в кулак.)
ВИССАРИОН.   Барин, там посетитель к вам.
ПУШКИН.   Проси!

         Входит Гоголь.

ВИССАРИОН.   Господин Гоголь-Яновской! (Исчезает.)
ГОГОЛЬ.   Прошу прощения, что без приглашения! Говорят ведь, что незваный гость хуже татарина...
ПУШКИН (осматривая гостя).   Ну что вы, господин Гоголь! Вы куда лучше – эким гоголем вошли.
ГОГОЛЬ.   Был неподалёку у друзей, прослышал, что рядом вы, солнце русской поэзии, дачу изволите снимать. Не удержался, явился лицезреть.
ПУШКИН.   Чтож, давайте знакомиться – Пушкин, поэт. Наташа, жена. Внеплюев, сосед. А вы чем занимаетесь?
ГОГОЛЬ.   А я тоже... э... пописываю.
ПУШКИН.   Скажите, какое совпадение! И что пишете?
ГОГОЛЬ (шаря по карманам).   Да вот... да где же она... (вынимает пачку бумаг) прозу вот... Небольшой, к примеру, рассказ. Могу и прочесть!
НАТАЛИ.   Ах, будьте любезны, а то жара, скука.
ПУШКИН.   Просим, просим!
ВНЕПЛЮЕВ.   А я по-английски... маман заждалась. (Тихо исчезает.)

         Гоголь откашливается – и начинает читать.

ГОГОЛЬ.  ... ... ...


         СЦЕНА 2.
         Там же. Натали вышивает, опасливо поглядывая на Гоголя, Пушкин ходит из угла в угол.
         Гоголь читает вслух.

ГОГОЛЬ.   ... ... ... И тут конец.
НАТАЛИ.   Прелестно, прелестно!
ПУШКИН (зевая).   А не пора ли нам отужинать?
НАТАЛИ.   О, моя горькая судьба... Александр, неловко! Я не ждала гостей, у нас нынче блюда совсем простые. Опять.
ГОГОЛЬ.   Я привык к простой еде. Заодно и другую историю вам прочту... (Шарит по карманам.) Вот – ещё рассказ, как раз к столу.


         СЦЕНА 3.
         Столовая. Пушкин с аппетитом ест, Натали уныло ковыряет селёдку вилкой.
         Гоголь читает вслух.

ГОГОЛЬ.   ... ... ... И тут конец.
НАТАЛИ.   Прелестно, прелестно!
ПУШКИН.   Спасибо, Гоголь, повеселил. Спасибо, Наташа, ужин отменный. (Зевает). А не пора ли нам спать?
НАТАЛИ.   О, моя горькая судьба... Александр, неловко! У нас же гость.
ГОГОЛЬ.   На мой счёт не беспокойтесь, я могу не спать вовсе. Я так всегда: не сплю – не сплю, а потом как засну мёртвым сном. Вы ложитесь, а я вам для хорошего сна ещё одну историйку прочту... (Шарит по карманам.) Вот – «Вий», небольшая повесть, как раз на ночь хватит.



         СЦЕНА 4.
         Ночь. Спальня.
         Пушкин храпит, Натали ворочается в кровати.
         Гоголь стоит в саду под открытым окном спальни и читает им вслух.


         СЦЕНА 5.
         Утро. Сад.
         Пушкин плавает в пруду, Натали сидит на траве.
         Гоголь читает им вслух.


         СЦЕНА 6.
         Вечер. Гостиная.
         Натали в изнеможении откинулась на спинку дивана, Пушкин подпиливает свои ногти.
         Гоголь читает им вслух.

НАТАЛИ (шёпотом, мужу).   О, моя горькая судьба! Я всю прошлую ночь глаз не сомкнула! Когда же он откланяется?
ПУШКИН.   Терпи, Наташка. Не прогонять же?


         СЦЕНА 7.
         Другая ночь. Спальня.
         Пушкин ворочается в кровати, Натали ворочается.
         Гоголь стоит в саду под открытым окном и читает вслух.


         СЦЕНА 8.
         Другой вечер.
         Гостиная. Натали и Пушкин дремлют, сидя на диване.
         Гоголь читает вслух.
         Входит Внеплюев – и натыкается на Гоголя.

ВНЕПЛЮЕВ.   Как, господин Гоголь? Вы всё читаете?
НАТАЛИ (открывая глаза).   Ах, господин Внеплюев! Наш милый гость читает третий день кряду.
ВНЕПЛЮЕВ.   А поедемте ко мне, господин Гоголь? Моя маман так охоча до чтения. (Натали, шёпотом.) А я просто не выношу читать ей эти чёртовы книжонки!
ГОГОЛЬ.   Я – что, я – охотно.
НАТАЛИ (Внеплюеву, шёпотом).   О, благодарю вас! Наконец-то я высплюсь. Но как же ваша бедная маман?
ВНЕПЛЮЕВ (шёпотом).   А она у меня как раз глуха. (Уводит Гоголя.)
ПУШКИН.   Ура! Ура! Избавились от Гоголя. А то я уж его хотел на дуэль вызывать. Пойду писать.

         Входит слуга.

Чего тебе, Белинский?
ВИССАРИОН.   Новый Гоголь явился*.
НАТАЛИ.   О, моя горькая судьба!
ПУШКИН (падая на диван).   У вас Гоголи-то как грибы растут...


         Занавес.

                14 апреля 2016 г.
                г. Санкт-Петербург



___________________
* От автора.
А потом эту фразу приписали вездесущему поэту Некрасову.
___________________
Автор картинки - художник Дмитрий Ситников.

.


Рецензии