Ускользающая тень грусти

                УСКОЛЬЗАЮЩАЯ  ТЕНЬ  ГРУСТИ

     Помогать стареньким одиноким людям в нашем селе никто никого не заставлял, особо не учил, да в общем-то намеренно и разговор не вели. Такое отношение к пожилым людям сама-собой жизнь подсказывала.
     Просто так ходить (гулять) по улицам села, это просто никому в голову не приходило. Если люди куда-то шли, то по делу. Вот, к примеру, посылает меня мама в магазин, а идти до центра села далеко, обычным шагом минут сорок в один конец. Иду я по дороге, под ноги смотрю, (это ж не асфальт, там и споткнуться можно). Навстречу идущая старушка или стоит человек у калитки, в огороде что-то делает, разогнувшись, чтоб передохнуть, вдруг спросит:
     - Ты чья?
     Я отвечу. А она подойдёт к меже и протянет мне копеечки и, словно я её кровная внучка, велит купить ей спичек, соли или ещё чего-то в хозяйстве необходимого. Да у меня и в мыслях никогда не было отказать пожилому человеку. Всё в точности выполню. О своём могу забыть, а чужой бабушки просьбу уважу. Не я одна, так многие делали. А как не сделать, когда эта старушка спросила из какого я рода? Она же знала моих прадедов, знала и доверяла им. Так как же я бы посмела весь наш род осрамить?.. А мне и всей моей родне, жить потом с этими людьми, да не день, не год, а в расчёте и на следующие поколения нашей фамилии. Даже если я уеду из села, то обо мне будут помнить в селе, родню обо мне выспрашивать. Зачем? Так мы же, как те птицы, что из одного гнезда вылетели, по всему свету летаем, а село своё – Родиной называем. Так кто же после этого посчитает за труд старушке воды из колодца принести или письмо на почту отнести. А уж козу из стада к её калитке пригнать, так об этом и разговора нет.
     Однажды, шла я из магазина и зашла к одной бабушке её покупку отдать. А в её огороде шум, гам. Оказывается, сосед вдоль межи на своих деревьях ветки подрезал и бабушкины подчистил. Его пацанята стаскивали обрезанные ветки на бабушкин двор, а тот мужик плотно укладывал их в дровяную кучу. (На Украине каждой веточкой дорожат и используют, как топливо). А хохотали ребятишки над бабушкиным котом, который запрыгивал на волочившуюся ветку и катался на ней через весь огород.
     Когда работа была сделана, разыгравшегося кота мальчишки закидали опавшими листьями дикого винограда, который рос возле бабушкиного дома и тянулся по подставленным для его поддержки жердям, а потом уже влез на соломенную крышу, чуть ли ни до самого дымохода.
     Я зашла во двор и села возле бабушки на завалинку. Ребята ушли в свой двор, а кот так и сидел под ворохом листвы и, словно из засады, выглядывал в щёлочку. Я засмотрелась на виноградную красноватую листву, на падающие большие листья грецкого ореха. В это время года какая-то невидимая тень грусти нависает над миром, будто тихий упрёк отступающему лету.
     Так мы и сидели с бабушкой в задумчивом молчании и слушали попискивание синичек. Вдруг, словно некая злая сила взорвала ворох осенней листвы. Это сидящий в засаде кот, услышал, как где-то по шуршащей листве мышь пробежала. Спохватился и ринулся за ней. Поймал и, злобно урча, прошествовал мимо наших ног. Я с испугу закрыла лицо ладонями и поджала под себя ступни ног.
     - Вот, шельмец! Листву разворошил… Да и то сказать: где ж она пряталась, когда тут ребятишки бегали?..
     Я же уняв неожиданный испуг, подняла только что упавший листик дикого винограда, простилась с бабушкой и пошла домой, где меня уже ждала моя родная бабушка, Марьяна.
                2015 год.


Рецензии
Спасибо, получила столько удовольствия, такими лучиками доброты светится рассказ, а как о малой Родине сказано!
А как кот катался на ветках - просто смех, а "задумчивое молчание"!!!
Вдохновения, радости жизни, с уважением и теплом,

Ольга Шрейнер   19.05.2016 11:26     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Оленька, за тёплые слова! Детство всегда вспоминается с теплом, хоть и жили мы небогато. Зато радовались малому.
Очень рада гостье! Заходите! ВСЕГО ВАМ САМОГО ДОБРОГО!!!

Анна Боднарук   19.05.2016 13:10   Заявить о нарушении