Путь на Босворт. Действие IV, картина 4

       
        Вечер 22 августа, 1485 года. Молельня в покоях принцессы Иоанны в королевском дворце, в Лиссабоне.. Перед иконами горят свечи на стене висит Распятие. Входит принцесса Иоанна в скромных белых одеждах и в белой кружевной  мантилье, накинутой  поверх распущенных волос.

ИОАННА.
Больше нельзя откладывать решение!
Пора дать Ричарду ответ определённый,
Но как ответить мне, чтобы не сделать
Новой непоправимой, роковой ошибки?
Как поступить, чтобы не вызвать осуждения
И не раскаиваться в выборе своём?
Как мне распорядиться своей жизнью,
Чтоб не навлечь греха на свою душу,
Связав судьбу с ужасным  человеком,
Которого сурово осуждает вся... Нет,
Я не буду повторять того, что говорят
О нём другие... Но как узнать мне
Его истинную сущность?

        Иоанна падает на колени перед Распятием и молитвенно складывает руки.

Господь наш Всемогущий, помоги мне
Принять единственное верное решение,
Которое мои сомнения развеет и в будущем
Мою судьбу определит. И в Милосердии
Твоём Безмерном Твоей Небесной Дланью
Освети мой путь и выведи меня из мрака
Заблуждения! Во имя Милостей Твоих и
Моего Тебе безгрешного служения в этой
Короткой, быстротечной  жизни и в жизни
Будущей, бессмертной, вечной, прошу,
Подай мне Знак, Всемилостивый Боже,
И разреши им все мои сомнения! Во имя
Отца и Сына, и Святого Духа. Амен!

       Перекрестившись, Иоанна склоняется перед Распятием. Сквозь стену молельни проникает луч света, который постепенно расширяется, струясь мощным потоком. В потоке света появляется  Душа короля Ричарда Третьего.

ИОАННА.
Что вижу я?!.. Всемилостивый Боже!..
Кто этот ангел в сверкающих доспехах,
В короне золотой и в ореоле дивного
Сияния?.. Лицом на короля английского
Похож! Что означает это чудное видение?!

ДУША РИЧАРДА.
Мне велено вам сообщить печальное
Известие: сегодня утром в яростном
Сражении на Рэдморской равнине,
Возле селения небольшого, Босворт
Маркет, убит был по вине предателя
Король английский, Ричард Третий...

ИОАННА.
Как так убит?!.. А как же я?..
И что мне теперь делать?!..
 
ДУША РИЧАРДА.
Ваш путь известен вам, принцесса
Иоанна. Благословенны будете вы
В вашем устремлении и Божьей
Милостью прославлены в веках.

       Душа Ричарда подносит руку к её голове, распространяя на неё своё сияние, потом исчезает. Принцесса Иоанна остаётся одна.

ИОАННА.
Невероятно! Нет! Не может быть!..
И это всё?!.. На этом всё закончено
И больше ничего не будет?.. А мои планы?
Мечты о детях, о семье и об английском
Троне, о счастье будущем с английским
Королём, Ричардом Третьим?.. Но ангел
Мне сказал, что он убит... стал жертвою
Измены. Но это значит, что и по моей вине!
Ведь это я к нему на помощь не пришла
И армией своей не поддержала! Мой флот
Не оцепил кордоном прочным скалистых
Берегов его земли и путь не преградил
Его врагам, что беспрепятственно прошли
В его державу, чтобы творить бесчинства,
Разрушать страну, власть захватить, сорвать
С него корону!.. Да! Я и есть тот самый
Ненавистный мне предатель, который стал
Причиной его смерти! Да! Это я изменница,
Виновница его безвременной кончины!
О Господи! Как страшно это сознавать!
Как стыдно признавать себя виновной!
Как больно беспощадной быть к себе!
И как ничтожна эта боль пред
Преступлением подлым и изменой, что
Совершила я, его в беде оставив! Ведь я
Могла женою стать достойнейшего короля,
Героя, праведника, доблестного воина и
Рыцаря, исполненного чести. Теперь уже
Я понимаю это, если явился мне о его
Смерти сообщить не нарочный и не гонец
Случайный, а сам, спустившийся с небес,
Посланник Божий, лучезарный ангел!
Возможно, это был король английский,
Ричард Третий, что ангелом стал после
Своей смерти, на небеса вознёсся и мне
Лично, собственной персоной, это известие
Ужасное принёс. О Господи! Ведь это
Означает, что меня подло и коварно
Обманули французские послы, когда о нём
Злокозненные слухи распускали! Они его
Оклеветали мерзко, изображая деспотом,
Убийцей брата и жены, и двух племянников,
Которых, будто бы, он оттеснил от трона...
Выходит всё это – чудовищная ложь,
Наветы злобные, которые распространяли,
Чтоб опорочить лучшего из королей,
Слишком хорошего для остальных
Правителей Европы, что рядом с ним
Смотрелись бы тиранами, клеветниками,
Интриганами, трусливыми лентяями,
Ничтожными и пошлыми глупцами!
Да, Ричард Третий, не в пример им был
Добрейшим, праведным и безупречным
Королём! Лучшим из лучших! Я это поняла,
Когда ко мне он прикоснулся! Меня словно
Пронзило светом! Я ощутила Благодать
Небесную, безмерное блаженство, которое
Отныне навсегда останется со мной.
И тем больнее я испытываю стыд за подлое
Предательство моё и трусость! Но во сто
Крат сильней я сознаю вину свою перед
Всевышним за то, что я отвергла Его дар
Бесценный, презрела честь великую,
Которую Он Милостью Своей мне оказал
И предоставил редкую возможность стать
Коронованной супругой  достойнейшего
Из монархов, сопутствовать его делам
Великим и рядом с ним успешно управлять
Его прославленной, благословенною державой!
Вот счастье, что даровано мне было,
А я, вместо того, чтобы его принять,
Презрением постыдным отплатила Всевышнему
За милости Его! О Боже Всемогущий,
Помоги мне скорее замолить этот ужасный
Грех и искупить вину молитвою и строгим
Покаянием! Иначе я не вынесу упрёка
И приговора совести моей, что нестерпимой
Мукою меня казнит жестоко! О Боже Милосердный,
Помоги мне смиренно пережить это отчаяние!
Прости меня, о Господи, прости! (Крестится.)
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Амен!

                Перекрестившись, Иоанна, раскинув руки, падает на пол перед Распятием. В комнату бесшумно входит её камеристка.

КАМЕРИСТКА.
Ваше Высочество, простите...

ИОАННА (приподнимается).
О Господи!.. (Замечает камеристку.)
Как вы посмели помешать моей молитве?!

КАМЕРИСТКА.
Простите, госпожа, что я осмелилась
Прервать уединение ваше,  но к Вашему
Высочеству пришёл посол английский,
Дон Дуарте Брамптон. Он утверждает,
Что к нему сейчас какой-то человек
От вас явился и сообщил, что вам его
О чём-то нужно срочно расспросить.

ИОАННА.
Я никого к нему не посылала... Да...
Это странно. А, впрочем, пусть войдёт!..

        Камеристка выходит. Иоанна встаёт и накидывает на себя мантию с капюшоном. Входит Эдуард Брамптон и приветствует принцессу поклоном. Иоанна подаёт ему руку для поцелуя.

ИОАННА.
Мне надо вам задать вопрос, дон Дуарте...

БРАМПТОН (кланяясь).
Я весь к услугам Вашего Высочества...

ИОАННА.
Скажите, есть ли в Англии такое
Место... Ох, как же это называется...
Да, вспомнила! Равнина  Рэдморская
Возле селения небольшого, Босворт
Маркет... Есть  такое?

БРАМПТОН.
Да, это в Лестершире, госпожа. Но чем,
Да будет мне позволено узнать, у Вашего
Высочества, был вызван интерес к этому
Месту?

ИОАННА.
Сегодня вечером молилась я смиренно
Всевышнему, как вдруг, среди молитвы,
Здесь появился рыцарь в сверкающих
Доспехах, в короне золотой и в ореоле
Дивного сияния!.. Лицом, насколько мне
Известно по портрету, на государя вашего
Похож! Он сообщил мне грустное известие:
Сегодня утром, в битве яростной
На Рэдморской равнине, возле селения
Небольшого, Босворт Маркет, предательски
Убит был ваш король английский, Ричард Третий.

БРАМПТОН.
Печальное известие, госпожа...

ИОАННА.
Оно меня так сильно поразило, что я
Тот час же приняла решение гонцов не медля
В Англию, послать, чтобы узнать исход
Решающего боя. И если государь ваш добрый,
Ричард Третий, в нём победил, я предложение
Его почтительно приму и в Англию незамедлительно
Прибуду, чтоб стать его женой и королевой.
Но если я известие получу, что он погиб
В этой ужасной битве, я в монастырь уйду,
Чтобы пожизненно замаливать свою вину
Пред Господом за то, что я отвергла Его
Милость, придав значение подлой клевете,
И отказалась сочетаться браком с вашим
Достойнейшим и славным королём, – с тем,
У кого теперь до самой смерти
Буду вымаливать себе прощение за подлое
Предательство моё, – за то, что
В трудный час его не поддержала и помощи
Ему не оказала военной силою, оружием
И флотом. Вот этого я не могу себе простить!
И утешение хочу найти в молитве. Не буду
Знать ни отдыха, ни сна, пока не искуплю
Пред вашим королём свою вину смиренным
Покаянием. Теперь, когда вы это знаете,
Дон Дуарте, сопроводите меня к подданным
Моим.  Я сообщу им о своём решении.         
               
                Уходят.

 


Рецензии