Казус

                Казус.

                Сегодня мы на лосиной охоте с Петром вдвоём.  В бригаде пять человек, но по различным причинам в эту субботу трое участвовать не смогли. А завтра будет полный сбор. Но не сидеть же нам дома! – решаем с Петром – проведём разведку боем. Да и погода сегодня самая подходящая: пасмурно, минус шесть. Значит, солнце не слепит, снег не скрипит, звуки гасит плотный воздух. К тому же надо успевать пока снег не глубокий и можно обходиться без лыж.
                С утра как-то не везло. Не сказать, чтоб лосей не было – свежие, утренние следы попадались, но никак не удавалось  «закрутить» зверя, то есть,  объехав круг по дорогам и просекам, оставить лося  внутри этого круга.  Получалось так: зашёл бык внутрь квартала, объезжаем вокруг, есть выходной след. Тоже след быка такого же размера, а тот ли это лось один Леший знает! Может вполне быть, что один зашёл, а другой вышел. Вот и чеши затылок. Наконец, добрались до такого места, которое окрутить невозможно – болото не пускает. А внутрь него целых три раздельных захода: два быка и корова с телёнком.
                Устроили совет, на котором решили:  будем тропить!
Машину сгоняем с дороги. Я снимаю телогрейку и шапку, надеваю белый костюм с капюшоном, зная, что уже даже в нём через десяток минут будет жарко, потому как мне идти по следам и распутывать наброды. Петр идет в толстой куртке и вязаной шапочке. Его задача идти несколько впереди и в стороне, не теряя меня из виду. Таким тандемом мы работали не раз, и довольно удачно. У меня двустволка, у него карабин. Выбрали след рогача и – вперёд! Действительно, вскоре стало жарко. Откинул капюшон, перчатки в карман.  Смотрю, Пётр уже расстегнулся. Пока тропили по сосняку, след шёл ровной прямой цепочкой и хорошо просматривался далеко впереди, но вот показались ивовые кусты и лось принялся кормиться, петляя между ними и обкусывая тонкие веточки. Сейчас наестся вдоволь и ляжет в снег где-нибудь неподалёку.
                Посмотрел на Петра. Ага, он машет поднятой рукой. Это знак внимания. Увидев, что я заметил этот жест, показывает рукой себе под ноги, потом показывает один палец, затем растопыренные пальцы прикладывает к голове и машет рукой вперёд, тычет пальцем в грудь и показывает полукруг. Прекрасно понимаю его.  Подошёл ещё один лось-рогач и тоже направился в ивняк, а он будет обходить кусты справа. Подождал, пока охотник скроется и уже осторожно двинулся по следу сквозь ивовые заросли. Кусты закачиваются, выхожу на широкую и вытянутую вперёд сенокосную поляну с одинокой берёзой посредине. По её периметру тянется ивняк. Лосиный след уходил правой от меня кромкой поляны. Видимо зверь шёл обочиной покоса, попутно обкусывая тонкие ветки.
                Я сделал всего несколько осторожных шагов по поляне, как вдруг, чуть ли не из-под ног взвились несколько снежных фонтанов, от которых отделились чёрные и буро-пёстрые птицы. Фу ты, напугали! Какой Лешак их сюда принёс – мелькнула мысль, и я удивлённо посмотрел на ружьё, которое прикладом упиралось в плечо, держа на мушке улетающих птиц. Реакция не подвела, как это я ещё не надавил на спуск? Интересно, сравнительно тепло, снег не глубокий, а тетерева зарылись на днёвку после утренней кормёжки. Причём нырнули они в снег уже после прохода лося. Наверное, будет похолодание.  Тетерева ещё летели над поляной, когда в кустах послышался треск, и между стволов и веток замелькала бурая масса.  Лось мчался по кустам параллельно поляне. Попасть в него было трудно, но оставался шанс завернуть его на друга. Я выстрелил, лось исчез, но треск продолжался. «Кажется, завернул» -- с удовольствием подумал я.  Ожидая выстрела, опустил ружьё, переломил, и принялся вынимать из ствола стрелянную гильзу, чтобы перезарядить оружие. И не поверил своим глазам: на поляну выскочил рогач и галопом понёсся через неё. Я было растерялся, но быстро пришёл в себя, выбросил гильзу, захлопнул стволы, передёрнул предохранитель.  Лось уже добежал до середины покоса, когда я вскинул ружьё, сделал небольшое упреждение и нажал на спуск. После выстрела лось продолжал бежать тем же аллюром и в мгновенье ока скрылся в лесу. Я не мог промахнуться! На чистом месте, с расстояния в каких-нибудь шестьдесят— семьдесят метров?!
                Зарядил ружьё, пошёл смотреть след. Когда подходил к следу,  из ивняка по следу этого лося вышел Пётр. Подошёл ко мне. Вместе прошли по следу метров пятьдесят от того места в котором я стрелял в лося. Ни высечки, ни кровинки, ни шерстинки. На снегу следа от пули тоже нет.
                -- Должно быть завысил – неуверенно сказал друг.
                -- Не может, никак, спокойно целился!
                Пётр огляделся, как-то неопределённо хмыкнул и пошёл к одинокой берёзе. Обошёл её вокруг, засмеялся и позвал меня. Уже подходя, увидел на свежем снегу кусочки коры. В голове зашевелились нехорошие мысли. По центру ствола, на высоте подбородка виднелось  свежее входное отверстие пули.
                -- Ну, ты Кузьмич, снайпер! Единственное дерево на поляне, и ты умудрился влупить ему в самый центр. Ведь специально не попадёшь так вот. Как же ты исхитрился?
                -- Как, как! – я–то уже понял, в чём дело – лось бежал по чистому месту. Я вскинул ружьё, прицелился в грудь, вёл его стволом и в момент  выстрела плавно вынес вперёд, то есть сделал необходимое упреждение. Берёзу я, конечно, не видел, а он, паразит, пробежал за ней.
                -- А первую пулю ты куда всадил?
                -- Первый раз я стрелял в другого лося, чтобы повернуть его на тебя. Там такая чащоба!
                -- Да ты что? Я не видел, чтобы лось выбегал из тальника. Треск слышал, но самого не видел, поди завалил ты его! Пойдём смотреть.
                Пошли по следу первого. Вскоре наткнулись на лёжку. Лось прямо с лёжки пошёл рысью. Почти тут же увидели засечки. Сбитые пулей ветки, расщеплённый стволик ивы… далее  рикошетом пуля ушла влево от следа. А лось оказался хитрее нас. Он не кинулся вправо, а продолжал бежать сквозь кусты, только перешёл на галоп.
                -- Возвращаемся – заявил Пётр – преследовать бесполезно, они оба уже несколько километров отмахали. Да и темнеть скоро начнёт.
                Декабрьский день короток. До машины добрели в сумерках. Зато на обратном пути встретили несколько свежих следов, пересекших след машины, и определили направление их движения. Значит, завтра не будет долгих поисков.


Рецензии
Добрый день, Вадим!Что ж, бывает и неудачная охота, которая учит не повторять ошибок.
Всего наилучшего!

Людмила Каштанова   03.12.2022 06:26     Заявить о нарушении
Cпасибо, Люда!

Вадим Светашов   03.12.2022 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.