Рывок вперёд

Александр Колупаев - http://www.proza.ru/avtor/kf1950

  Вот, не могу отделаться от какого-то липко-суетливого и немного пакостного чувства, что осталось от перестройки! Как только началась, она родимая, так и закрутила, завертела, словно нитки в пеньковой верёвке. А как же: всем захотелось денег, много и сразу!
  Ну а я, что лысый?!
Вовсе нет, очень даже курчавенький! Кинулся, как и все в торговлю. Чем только не торговал….
 Да всем торговал. Луком, шприцами, селёдкой…. Потом «устаканился» сляпал киоск-будочку и посадил в неё дамочку - продавщицу и стал снабжать её всем тем, за что платили деньги.
   Деньги, деньги…. Затягивают, заразы!  Сидишь вечерком, считаешь, мечтаешь – вот бы получилась пачка десяток! Потом – пачка из сотенных бумажек.
 Да ладно, не о том я! Сейчас, когда переболел этой заразой наживы и стяжательства, когда с улыбкой вспоминаю  все свои грёзы и мечтания о бо-ольшом богатстве. Да если бы я один мечтал об этом, хотели все – получили единицы. Не-ет, случаев хапнуть и у меня было немало, или пристроится там к хлебному месту, так что-то уберегло. Вот  и не лежу я теперь под шикарной мраморной плитой, а дышу спокойно.  Любуюсь красками осени и до душевных слез нюхаю и целую первые весенние цветы. А все дело в том, что, оказалось -  есть у меня совесть, да ещё и умею ею пользоваться. Наверное, отдельные, мелкие эпизоды моей бурной предпринимательской деятельности  будили мою совесть, бодрили и не дали умереть.  Один из них я расскажу вам.
    Объехал я с утра парочку оптовых баз, а к обеду приткнул свой обшарпанный «Москвич» на стоянке  вино – водочного завода.  Пятница: на субботу и воскресение  их товар ходко расходился.
   Так неудачно подъехал! Обед только-только  начался. Минут сорок придется подождать.  Да и ладно – вздремну немного. Вставал  рано утром: в пять уже на ногах, а до постели добирался к двенадцати. Спать всегда хотелось. Только я щёлкнул замком дверцы, да крутанул стеклоподъемник,  оставляя небольшую щель для свежей струи воздуха, как в противоположную дверь автомобиля осторожно постучали.
  Мужичок, среднего роста, в расстегнутой штормовке, что-то мне говорил.
 - Что друг надобно?  - выйдя из автомобиля поприветствовал я его.
 - Простите великодушно, - расплылся он в улыбке, - Не подскажите - когда у них обед закончится?
- Минут через тридцать. Подождать придется.
 Он потоптался на месте,  собираясь уходить. Не знаю, что заставило меня предложить ему переждать в моём автомобиле? Веяло от него какой-то добротой и домашним уютом. Чем-то напоминал он киноартиста Леонова.
- Спасибо вам – улыбнулся он мне доброй улыбкой – Тут у них и сесть негде, разве что вон на бетонные плиты. А вы за спиртным?
 - Да надо взять немного, у меня торговая точка….
 - Пьют! Пьет народ, без удержу и без разбору. И пьют, порой что попало!  Жаль народ - спивается и умирает потихоньку…. Да ещё вот все торговать ударились.… Ой, я не про вас! – смутился он.
 - Как вас мне называть?  - потрогал он свой рюкзак, в котором что-то гулко брякнуло.
- Да зовите Николаем.
- А по батюшке? – он снова поправил свой рюкзак.
 - Да ничего пойдет и так, я моложе вас. А мне как вас называть?
 - Тимофей Ильич я. Бывший архитектор. Между прочим, центральная гостиница построена по моему проекту! – оживился он. – Канистра у меня тут – он поймал мой взгляд, брошенный на его рюкзак. – Спирту хочу прикупить. Да не для себя -  неловко стал оправдываться он.  – Я тут тоже немножко коммерцию развёл, хотя какой из меня коммерсант!
  «И этот туда же! Архитектор – спиртонос!»  - наверное, что-то мелькнуло в моих глазах,  и толстячок стал оправдываться:
 - Мне литров пятьдесят надо, а канистра только на пятнадцать, раза три сюда придется смотаться!
 - Так купите сразу, тут автобус, вон, рядом останавливается – посоветовал я ему.
 - Купить-то не проблема, а донести то как? Мне ведь в Ольховку надо, да не в саму, а на обкомовские дачи! Это версты три будет. Не донесу – подвёл он черту под  мой совет.
 - Слушай, мил человек, а подбрось ты меня на дачи! А тебе заплачу! – он стал рыться во внутреннем  кармане штормовки.
 - Вы что?! Это мне крюк почти в сорок километров. Да в сторону! – стал отнекиваться я.
 - Да ты погоди отказываться! Ты куда сейчас направляешься?
- Загружусь и сразу в Луговое – я не сомневался, что расстояние до моего села перечеркнёт его просьбу. Однако он сразу оживился:
 - Так это здорово! Вам покажется, что это совсем в сторону, а если полями, на Винное, там - на Ольховку.  Оттуда, снова по полям, до вашего села, километров семь будет! Кроме того – вот – он протянул мне пятисотенную купюру.
 «Пятихатку за крюк в пятнадцать километров, это щедро!» - мысленно согласился я.
- Так там, у Ольховки, мост завалился! Не проеду!
 - А вот и нет! Наши вчера по грибы ездили, мост лесники восстановили да ещё перила приладили! Дорога – как карта! Выручай, земляк! Мне бы дела свернуть к ноябрю, да в Россию-матушку перебираться надо!
 - Ладно, уговорили, тем более на бензин щедро отваливаете. Закупайте, что надо и едем.
  Помог я ему погрузить пять ящиков спирта. Да еле-еле рассовали по свободным закоулкам мои бутылки и тронулись в путь. Тимофей Ильич, заметно повеселел и разговорился:
 - Вот ты думаешь – бодяжит спирт и продает алкашам! Как бы не так! Моя продукция
  качественная, вкусная и кто пил хоть раз, тот оценит её! Хошь – расскажу, с чего всё началось?
 Я кивнул головой. Пусть говорит, всё веселей в дороге будет.
- Работал я в городском отделе архитектуры. Не, до главного не дослужился, а вот ведущим специалистом был. Зарплата? А что зарплата? Денег их всегда не хватает. Супруга работала – заведующей столовой – он хмыкнул, словно что-то вспоминая. - Тут перестройка – будь она не ладна! Кто строится будет? Кому нужны проекты да чертежи? Так вот и остался я без работы, на мель сел как старый корабль…  Тут жене бы и поддержать так нет – она поедом стала меня есть – и слабак ты и рохля, другие вон… - архитектор вздохнул и почесал лоб, словно успокаивая свои мысли.
- Да пусть её…. Она развернулась, с помощью какого-то знакомого приватизировала столовую, перестроила её под ресторан. Короче стала денежной да знатной дамой.  Нет, я тоже не сидел, сложа руки, да кому нужен архитектор? Сторожа, да рэкетиры – вот кто мог хоть что-то заработать…, вы не курите? – обратился он ко мне.
 - Нет, не курю.
 - Правильно!  Тоже не курю! А вот знаете, как работу потерял, да дома упреки да укоры, так пристрастился к спиртному. Выпьешь – вроде полегчает. Протрезвеешь – мрак, а не жизнь. Прихожу я как-то домой, а в спальне, жена моя с другим… ну, эт самое кувыркается… Я вроде как отношения выяснять, на место её значит поставить хотел. А она вскочила, халатик на себя накинула, да и чемодан мне в руки суёт. Не успел опомниться, как она меня на лестничную площадку выставила….  Вот так-то!
  Мой попутчик помолчал, видно было, он ещё тяжело переживает этот момент.
 - Месяц я жил хуже бродячего пса! Да что там, вспоминать и то страшно. Весь мой дом состоял из пары больших картонных коробок пристроенных между гаражами. Питался я … Тимофей Ильич горестно и безнадежно махнул рукой. Помолчал.
 - Катился я вниз по наклонной и даже дна не видел. В начале сентября, ночи стали холоднее, тряпье, которое я собрал по дворам да помойкам, не спасало от свежего ночного воздуха.  Однажды утром, что бы согреться я вылез из своей картонной берлоги, махал руками, топал ногами – гимнастика одним словом. Какой-то мужик, в трико, пузыри на коленях, курточка потёртая, выбросил мусор, да и уставился на меня. Я людей уже не стеснялся, чего там, привык что ли…. Помню – даже помахал ему рукой. Тут он окликнул меня по имени и отчеству. Вгляделся я повнимательней – бог ты мой! Это же Тарасов!  Третий секретарь обкома! Он курировал строительство, вот мы с ним и встречались где-то.
   Он меня понял с пары слов. «Ты – говорит, - Ильич, не уходи отсюда никуда, часиком к десяти я подъеду и заберу тебя. Жить будешь на моей даче. Вроде сторожа и садовника, так сказать - два в одном флаконе»  Вот так я и оказался на обкомовских дачах.
   Обязанностей у меня немного – сад на даче, так, одно название – четыре яблони, да десять кустов смородины. Из огородины он ничего почти не выращивал. Я на второй год расстарался картошку, капусту там, посадил. Да больше мне это надо было. Я зиму и лето там был. Из трудностей проживания всего-то было: как позвонит шеф, так баньку протопить, да мангал для шашлычка раскочегарить.  Ты знаешь! – он заметно оживился, видно воспоминания были приятными, - Я даже массаж научился делать! После баньки, да горячего веничка, само-то! А в начале третьего года, я и говорю: «Слушай, Семёныч, у тебя сбоку, овражек он чей? - Да ничей, а тебе он зачем? – Хочу на солнцепёке смородину посадить, знатно расти будет!»  Семёнович, хмыкнул,  зачем тебе столько ягоды?  А у меня задумка одна была – я с хозяйской смородины варенья наварю, свежей ягоды отправлю, так ещё и остается. Вот мне одна знакомая и подсказала – на спирту настоять, что-то типа портвешка получается. Если соблюсти правильную пропорцию, да выдержать нужное время…. М-мм, вкусная вещь получается! Я презентую вам парочку бутылок, попробуйте сами оцените, и градус и вкус.
 - Николай, вон там, поосторожнее, асфальт разбит, яма на яме!
- Посадил я еще полсотни кустов – продолжил свою речь бывший архитектор.  - На второй год урожай конечно не очень, а вот прошлый год ягоды рясно на ветках висело! Конечно одному мне не собрать, тут как – промедлил и осыплется или заплесневеет. Так я приспособился – в Ольховку клич кину, бабоньки набегут – мне два ведра, себе одно. Я смородину обработаю, да когда стихнет горячка сбора, в спирт её, потом кое-что добавляю, разбавляю.
 - Знаешь – неожиданный попутчик повернулся ко мне, - Я даже заказал специальные этикетки, ну красиво что бы было.  Наловчился распихивать свою продукцию по киоскам. Сначала морщились, так пару, тройку бутылок на пробу возьмут.… А как распробовали  – так хоть двадцать ящиков вези!  Деньги у меня появились, так тут случай случился.  Развёз я свой товар по точкам, да и зашел в ресторан покушать. Там, днем, такие комплексные обеды, сижу, обедаю. Гляжу, а через два столика моя бывшая с каким-то хмырём сидит. Углядела, подошла: «Что, нищета задавила? Вижу, ты в потрепанной курточке всё ходишь, может заплатить мне за твой обед? Эй, девочки!» - зовет, значит официанток. Подходит одна: «Что желаете, Тамара Васильевна?» - во как, по отчеству, мою бывшую величают!  Вынимает она тысячную: «Вот за этого, - презрительно так скривилась, - Клиента, возьмите! Сам он не в состоянии заплатить!»  Тут меня прорвало: я из кармана штормовки пачку купюр на стол – хлоп! Беру пару тысяч, это за обед говорю, а это – вот за дамочку, ей всегда было мало денег!  Моя бывшая аж зашипела от злости! А я, из второго кармана, ещё деньги на стол бряк, смешал обе стопки, да и в карман. У неё аж глаза округлились! Понимаю – пижонство всё это, но раз у человека глаза деньгами застило, может так хоть чуток прозреет!
 - Вот почти подъехали. Вон там, за мостком, поворот вправо и аккурат в ворота упрёмся.
 - В этом году у меня знатный урожай ягоды удался. Распределю вино по бутылкам, реализую и уеду. Сестра в Россию зовёт. Домик купила, я ей денег на это выслал. Всё, приехали, счас, я ворота открою там и развернётесь.
   Вот о чём сожалею – так только о том, что мало взял его смородиновой настойки! Всего десять бутылок! Какое там на продажу! Друзья вечером нагрянули, я ради интереса одну бутылочку открыл. Ну, архитектор! Ну, молодец! Такую настоечку спроектировал! Вот тебе и тюфяк, вот тебе и мямля!
    Впрочем, рывок вперёд изредка является следствием пинка под зад!


Рецензии