От Гребешков по Долгому Лугу

     В окрестностях села Кын находится множество живописных мест на реке Чусовой.
     Предлагаю читателям совершить прогулку к скалам Гребешки и бывшей деревне Долгий Луг. Мы не только полюбуемся на красоту Великой Реки Теснин, лугов и величественных скал, но и немного узнаем историю людей, которые здесь когда-то жили. Когда Чусовая не скована льдом, можно договориться с местными жителями о прогулке на лодке от Кыновской пристани до бойца Стенового. Зимой, если планируете идти на лыжах по Чусовой, уточните у кыновлян, рыбаков особенности маршрута по льду. Даже в лютые морозы кое-где Чусовая не замерзает из-за мощного пульсирования течения на переборах, могут быть полыньи либо тонкий лёд.
В Кын можно будет вернуться пешком через потрясающий Долгий Луг, живописные Гребешки и хутор Бабенки, потому что это лучше пройти и увидеть, чем проехать мимо. Пеший поход на Гребешки и Стеновой даже в ноябре принесёт вам радость открытий и чудесных видов.

     *** СКАЛЫ ГРЕБЕШКИ ***

     Настоящим украшением Чусовой являются скалы Гребешки, расположенные в километре от Кыновской пристани ниже по течению, к северо-востоку на окраине села Кын.
     Чтобы к ним попасть, нужно пойти вдоль Чусовой через хутор Бабенки. От окраины Бабенок, если нижняя дорога не подтоплена, можно пройтись прямо под Гребешками по берегу "курьи" – старицы (старого русла) Чусовой. Каменные гребни возвышаются над островком в форме ушка, сердечка между Чусовой и старицей.

     Разветвления реки звали криушами, "кривыми ушами", здесь Криушинский перебор Чусовой. Гребешки похожи на больших подземных ящеров, крепко стоящих на мощных лапах, с которыми когда-то встречалась чудь в своих копях. Тонкие горные пласты, вышедшие из земли вертикально, интересно изогнуты. На Чусовой такие останцы обычно называют не только "гребешками", но и "пёрышками", а то и "рёбрами".

     Под Гребешками дорога "слегка" скрывается под водой. Можно, конечно, карабкаться по подножью скал. А можно "ходить" по Чусовой там, где неглубоко, по бродам и перекатам в межень. Открою маленький секрет, как это просто делать, учитывая, что дно красавицы-реки отнюдь не ласковое, с каменными ершами.

     Для "водохода" мы переобуваемся в обычные летние сандалии с плотной подошвой и крепкими ремешками, чтобы течением не сорвало их с ноги. Это "непромокаемая" обувь – сколько залилось, столько и вылилось, зато Ваши ноги сбросят усталость после освежающей процедуры. Туристы, "вооружённые" водоступами, расширяют свои возможности для путешествий по уральским рекам вдоль и поперёк.

     Когда идёшь вдоль старицы, интересно наблюдать за старым руслом, как над ним по дуге пролетают цапли. Кружат высоко над рекой коршуны, выжидая появление крупной рыбины на Криушинском переборе. Примечательно, что утки осенью над Чусовой на высокой скорости старательно повторяют на предельно бреющем полёте все её изгибы, не сокращая напрямик и помня об охотниках при перелётах. Эскадрильи уток и вертикальное пике коршуна в атаке - зрелище, достойное любого авиашоу. Камни на переборе о чём-то шепчут и бухтят. Ночью слышно, будто рядом водяные переговариваются между собой.

     За крайней скалой Гребешков вы найдёте памятник, белый обелиск в память об одиннадцати сельчанах, расстрелянных в Гражданскую войну белыми за помощь красным. К сожалению, памятник неухожен, надписи на нём не сохранились.  Земля кое-где в рытвинах, "язвах" от "чёрных копателей" (чёрт бы их побрал вместе с лопатками, простите).

     В бурное вешнее половодье, да и в июне, вода в Чусовой вЫсоко, как говорят кыновляне, от луговины на окраине Бабенок к Гребешкам будет пробраться сложно.

     В этом случае советую подняться на верхние улочки и по старинной дороге, ведущей к Ослянской пристани, начать подъём в гору. Вы увидите старинное здание бывшего заводского госпиталя с флигелем для врача и "фершала" тех времён, когда аристократы Строгановы строили в сёлах больницы, аптеки и театры, чтобы "трудовому народу" лучше жилось. Дорога выходит на склон Плакун-Горы над камнем Гребешки.

     Вершина Гребешков – излюбленное место отдыха кыновлян и просто находка для любителей фотографии. Когда стоишь на каменных гребнях, село Кын видно, как игрушечное. Далеко-далеко по логам и склонам гор раскинулось легендарное село. Видна колокольня  Троицкого храма и пристань.

     Вниз по течению Чусовая уходит к Долгому Лугу. По правому берегу Чусовой высоко взметнулись кручи хребта царь-бойца Высокого, находящегося по ту сторону перешейка. Гребешки окружены красивым ельником, красавица Чуоси в этом месте совершенно неповторима. А в ноябре она и вовсе особенная, переливается то малахитом, то бирюзой под скудными лучами солнца. Скалы становятся ещё больше похожи на больших живых игуан с детёнышами. Изгиб горных пластов даёт удивительный оптический эффект!

     Вот только казалось, что огромная ящерица повернула могучую шею вправо и смотрит в сторону Кыновской пристани. Ан нет! Стоит чуть сместиться по гребню и… древняя игуана уже повернула голову влево и разглядывает Долгий Луг! Поразительно, но на фотографиях эффект не исчезает. Любители тайн и мистики, вам сюда!
     А нам дальше – в редкостное по красоте и необъятности место, на волшебный Долгий Луг!

     *** ЛУГ ДОЛГИЙ ***

     Долгий Луг – действительно долгий. Горный луг на восточном склоне Плакун-Горы раскинулся в длину на два километра вдоль Чусовой и на километр в ширину, с перелеском посредине в урочище со смешным названием Петушата.

     Название луга старинное, например, есть Долгий Луг на Волге в Ярославской области. Вообще, названия на Чусовой красивые и вместе с тем простые, лаконичные. Например, первопоселенцы напротив камня Максимова на Чусовой думали-думали, как деревню-то новую назвать? И ведь как назвали – Родина!

     И вправду, когда поднимаешься по необъятному Долгому Лугу, от высоты, красоты и просторов дух захватывает!
     Здесь будто воедино собрано всё, чем сильна и прекрасна наша Россия! До неба – рукой подать, облака плывут рядом, небосклон простирается до горизонта над синеющими хребтами гор. Внизу – бежит река Чусовая, серебрясь водой на ветру, она видна от Кына и до излучины бойца Стенового. Правый берег украшен торжественными стройными елями и обрывается живописным белокаменным отрогом.

     Луг невероятной ширины переливается всеми красками цветов и уходит куда-то высоко и далеко, сливаясь с голубеющим куполом небес. Известная заставка Windows просто бледнеет по сравнению с жёлтым штормом на волнах лютика.   
     Глядены, одним словом.

     Здесь впору заняться "созерцательным туризмом", есть и такой. Грибы ведь тоже на скорости не ищут. Немного осмотревшись, Вы заметите, как чья-то корова одиноко пасётся повыше на лугу, там где он ещё не зарос лютиком. Вот будто небольшая серая лошадка незаметно для неё перебегает через луг в ближайший перелесок. Это не "лошадка", а обычный кыновский волк.

     По рассказам Валентины Ефимовны, которая поблизости живёт и работает на Кыновской метеостанции, в одну из лютых зим волки атаковали дома на окраине. Её мужу пришлось отстреливаться, убив в упор вожака стаи, уже летевшего в прыжке. Валентина Ефимовна была потрясена великолепием и размером громадного волка. На открытом пространстве, если только не в голодную зиму, Вы можете идти спокойно.

     *** ДЕРЕВНЯ ДОЛГИЙ ЛУГ ***

     Оказалось, что Долгий Луг – не просто красивое место. Пройдя по луговой дороге, я заметил столб от ворот и почерневшие брёвна избы. Рядом в крапиве случайно нашёл старинную чугунную гирю с клеймом, отлитую когда-то на Кыновском заводе. В 1770 году здесь появилась деревня Долгий Луг.

     Здесь обосновались староверы, в том числе тот самый "… кержак Авдейка Арапов, хозяйство у него было большое, богатое…", который, по воспоминаниям Тамары Ивановны Клячиной (Лежневой), так и не понял в 1918 году, к какой ещё лучшей жизни его поведут большевики.

     В целях "перевоспитания" изощренные умы творцов ГУЛАГа придумали массово "знакомить" крепких крестьян и горожан-интеллигентов и с красотами Соловецких островов, и с красотами Чусовой. Так в 1930 году на месте деревни Верхняя Чизма возник посёлок Москвичи (вот куда их занесло!), а в село Сулём привезли 80 семей кубанских казаков и т.д. В том же году возник посёлок спецпереселенцев и на Долгом Лугу. Бесправные полузэки работали на лесоповале, выживали в холодных бараках без печей, "исправлялись".

     Деревни нет с 1950-х годов, а дорога, которую её жители старательно вымостили камнем, до сих пор есть и ведёт с Гребешков вниз к берегу Чусовой, будто к пристани. На ровном берегу одиноко стоит дом с банькой последнего здешнего жителя – деда Щукаря. В последние годы по здоровью он наезжал сюда только летом, пускал сплавщиков переночевать в баньке (что редкость в кержацких краях – пустить чужака в дом на постой). Щук ловил, конечно, да и фамилия его подходящая была – Щукин. Недавно я с горечью узнал, что знаменитого деда не стало.

     Была ли и здесь пристань? Да, там могли быть причалы Бабенской пристани Кыновского завода. Жители Долгого Луга были заняты в Кыновском заводе на строительстве судов-коломенок и на доставке руды. Чтобы руду погрузить на Бабенской пристани в коломенки, её приходилось везти с Баранчинских рудников 120 вёрст на лошадях по Гороблагодатскому тракту до Ослянки и дальше до Кыновского завода. В Кыну держали целый конный двор!

     *** ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЕРЕВНИ ***

     Скорее всего, в 1770 году на Долгий Луг к Бабенской пристани Строгановы переселили приписных людей из деревни Бабенки (Заречной), основанной в 1694 году в устье одноимённой речки, ниже камня Мултык. Интересно, что крестьяне сохранили прежние названия, ведь и в тех, первоначальных Бабенках тоже есть свой Долгий Луг, да не меньших размеров, чем наш кыновский!

     Сплавщица А.Н. Долматова, 1895 г.р., в своём рассказе, записанном филологами Уральского госуниверситета в д. Ёква, упоминала о крушении плота у бойца Мултык:
"Я и поплыла на этих бревнышках-то, до самого Долгого Лугу доплыла, это у Бабенок" (книга "Предания и легенды Урала", Свердловск, 1991 год). Разумеется, не вверх же по течению брёвнышки-то плыли.

     Вот так, от деревни Бабенки с Долгим Лугом близ Ослянки позже появились близнецы: Бабенская пристань да деревня Долгий Луг - в Кыновском заводе.
Не запутались, чай, в Бабенках?
     От Ослянской пристани до села Кын и далее до города Кунгура идёт старинный Кунгурский тракт в обход камня Мултык, через вершину Плакун-Горы. Обратно до Ослянки от деревни Долгий Луг можно добраться и по нижней дороге, идущей по берегу Чусовой.

     Подходя с Долгого Луга по дороге к ельнику на левом берегу Чусовой, вы не сможете не заметить, как вдалеке по правому берегу вырастает громадная и длинная каменная стена. Её камни сначала выглядывают тут и там за вершинами деревьев у самой вершины хребта, затем окончательно сливаются в могучий крейсер полукилометровой длины – боец Стеновой.
На стоянке напротив бойца можно отдохнуть перед возвращением назад.

     Напоследок сосчитаем ВСЕ пристани на Чусовой, включая Бабенскую близ Долгого Луга.

     *** ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ – КОЛИЧЕСТВО ПРИСТАНЕЙ НА ЧУСОВОЙ ***

     Во многих источниках говорится, что всего на Чусовой было семнадцать пристаней. Как божественную мантру, повторяют друг за другом число "Семнадцать" книги и путеводители, да и мы, "дикие интернет-краеведы". Модно обсуждать, где же была таинственная Семнадцатая пристань. А ведь начинать исследования надо, как в математике, с определения!

     Какие пристани считаем?
     В известном перечне чусовских пристаней без той самой под №17 учитываются только те, которые были под надзором Горного Управления и принадлежали либо заводчикам (Строгановым, Демидовым и другим) либо государству, т.е. казённые пристани.
Они были нужны для великого ежегодного железного каравана барок, летящих по "караванному валу" на Каму с железом и чугуном, пушками и ядрами.

     Наряду с горнозаводскими и рудничными пристанями на Чусовой были ещё пристани купеческие. Купцы отправляли вниз по Чусовой, к Каме и Москве сибирские меха, фарфор и чай из Китая, прочие "редкости". Везли зерно, урожай и товары на ярмарки. В XVIII-XIX веках река Чусовая была оборонной дорогой для снабжения России полосовым железом, ядрами и пушками уральских заводов. Это Вам не XXI век, торгашам на Чусовой тогда было последнее место. Купцам разрешали пристраивать свои барки в конце караванов. Торговые пристани позволяли строить вдалеке или ниже по течению от горнозаводских.

     Известно о купеческой пристани, которая с XVIII века была у камня Нижний Зайчик близ деревни Крылосовой. Такой была и купеческая пристань у камня Сенькина с XVIII века, располагавшаяся ниже по Чусовой от Нижнего Села. Вместе с "купеческими" количество чусовских пристаней будет больше! Исключим их из счёта. Что останется, когда "А - упало, Б – пропало"?

КАКОЙ ПРИСТАНИ МЫ СКАЖЕМ ЗНАМЕНИТУЮ ФРАЗУ: "ТВОЙ НОМЕР – СЕМНАДЦАТЫЙ"?

     Семнадцатой обычно считают таинственную Усть-Долговскую пристань.
По мнению авторов сайта "Река Чусовая", именно в Кыну, на Долгом Лугу "… была Усть-Долговская пристань, которая принадлежала Лысьвенскому заводу П.П. Шувалова". Так ли это? В книге "Уральская железная промышленность" (1899 г.) Д. Менделеев, и его спутник С. Вуколов говорят о ней: "Выработанное железо везётся на ст. Лысьва или на Усть-Долговскую пристань на р. Чусовой, для дальнейшего сплава весной".

     Алексей Иванов почему-то не берёт в расчёт факт существования Усть-Долговской пристани, называя её "малоизвестной пристанью в низовьях Чусовой". Он полагает, что "… семнадцатая пристань находилась в деревне Усть-Койва, где на кордоне железо Кусье-Александровского и Бисерского заводов перегружали на барки. Для этой пристани в деревне Рассольной за 6 вёрст до Усть-Койвы на плотбище при пильной мельнице строили суда".

     В довершение, в очерке "Бойцы" Д.Н. Мамин-Сибиряк упоминает пристань в Камасино.
И где же тогда истина?

     Во-первых, Усть-Долговская пристань – не миф. Она действительно была построена в середине XIX века для Лысьвенского завода графа П.П. Шувалова. Олег Ананьин в "Исторических сведениях о Лысьвенских заводах" приводит данные И.И. Спехова. Вот о чём сообщал краевед ещё в 1959 году в "Очерках по истории Лысьвенского завода":

     "Сплав металла по реке Лысьва до Усть-Лысьвенской пристани признали недостаточным, пристань Усть-Лысьва была перенесена ниже по р. Чусовой на устье речки Долгой. Увеличившийся грузооборот потребовал прокладки грунтовой дороги (начата 28 августа 1833 г.) до Усть-Долговской пристани, расстояние 25 вёрст".
(Примечание: Дорога в направлении Кухтанка, Пономарёв мост, Макариха, Калино.)

     "Экономически невыгодной была признана перевозка железной руды зимой гужом с Койвенских рудников по реке Чусовой через село Камасино, и здесь вместо 70-75 верст, проложили (начата 20 марта 1840 г.) дорогу вполовину короче, с ответвлением на рудники Куртым и Кусье-Александровский завод".
(Примечание О.Ананьина: Кусьинский тракт в направлении - Обманка I, плотинка через Вашкор, Поныш, Усть-Койва.)

     Ниже устья Лысьвы действительно есть устье реки Долгой, где была пристань Долгое Устье близ Калино. Усть-Долговская пристань – бывшая Усть-Лысьва для Лысьвенского завода, перенесённая ниже по течению в 1833 году.

     Во-вторых, пристань с кордоном для Кусьинского завода в устье реки Койвы тоже была, но она построена гораздо раньше – в середине XVIII века. Поскольку Лысьвенский завод основан позднее, 19 августа 1785 года, то пусть номер Усть-Койвинской пристани будет Шестнадцать, а Усть-Долговской – Семнадцать.

     В-третьих, о Долгом Лугу. Там могла быть Бабенская пристань Кыновского завода, но уж точно она не была Усть-Долговской, ведь устья реки никакого там нет, нет поблизости и речек с названием Долгая или Долговка.
Не было резона Шуваловым запускать барки Лысьвенского завода в длинный и опасный путь через бойцы Горчак и Разбойник, когда есть возможность более короткого пути с отправкой каравана от устья Лысьвы и ниже.

     Судя по всему, пристань в селе Камасино, упоминаемая Маминым-Сибиряком, тоже могла быть, поскольку Шуваловы производили в этом месте перекладку руды Койвинских рудников, зимой доставляли руду на лошадях по льду, летом – на шитиках (малых судах с парусом).

     Более того, выше Усть-Койвы в устье речки Рассольная, ниже Рудного Лога действительно была пристань-судоверфь Рассольная с плотиной и плотбищем, устроенная в середине XVIII века на нужды Кусьинского завода. Она была нужна для снабжения Усть-Койвы барками и для отправки руды.

 СКОЛЬКО ЖЕ ВСЕГО БЫЛО ПРИСТАНЕЙ НА ЧУСОВОЙ, ВКЛЮЧАЯ "МАЛОИЗВЕСТНЫЕ"?

     На самом деле, "дьявол весь в деталях"! В число пристаней для отправки железа и чугуна не стоит включать купеческие пристани и рудничные пристани для отправки руды.
     Всего,  вместе с забытой А. Ивановым Нижнедеревенской пристанью в Нижнем Селе, у меня получилось 23 пристани (см. Перечень ниже). Из них две купеческие и четыре рудничных.
23 – 2 – 4 = 17

     Из списка 16 пристаней, опубликованного А. Ивановым в книге "Message: Чусовая", следует убрать Каменскую пристань, поскольку в деревне Каменке была только пильная мельница, а пристани никакой не было. Если добавить туда Усть-Койвинскую и Усть-Долговскую пристани, то получится, действительно, семнадцать пристаней!

     *** ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ ИЗВЕСТНЫХ ПРИСТАНЕЙ НА ЧУСОВОЙ ***

     По данным И. Спехова, Краеведческой энциклопедии Свердловской области, Путеводителя-лоции "Река Чусовая" и А. Иванова:

1. Пристань Ревда, которая с 1734 года обслуживала Ревдинский горный округ

2. Пристань Шайтанка, которая с 1731 года обслуживала Шайтанские заводы

3. Пристань Билимбаиха, построенная в 1734 году Строгановыми для Билимбаевского завода

4. Первая на Чусовой казённая пристань Утка в селе Уткинская Слобода. Уткинская пристань построена в 1703 году. Обслуживала монетный двор, механическую и гранильную фабрики Екатеринбурга, также Каменский, Сысертский и Верх-Исетский горные округа.

5. Пристань Трёка с плотбищем (перед устьем реки Трёки у камня Корчаги). Построена у деревни Трёки в 1776 году в помощь Уткинской пристани.

6. Курьинская пристань с плотбищем (деревня Курья ниже бойца Винокуренного) с 1720 года помогала разгрузить Уткинскую пристань, с 1729 года обслуживала Староуткинский завод, с 1740 года - Суксунский горный округ

7. Пристань-судоверфь Утка Демидова (п. Староуткинск) обслуживала Уткинский завод с 1862 года

8. Пристань Старая Шайтанка (село Чусовое) в 1727 году построена у Старо-Шайтанского завода в устье Шайтанки для нужд Суксунского, Режевского и Невьянского горных округов

9. Плешаковская казённая пристань-судоверфь (деревня Мартьянова) построена в XVIII веке. Обслуживала Невьянский, Староуткинский и Висимский заводы.

10. Илимская каменная пристань-судоверфь с плотбищем (бывшее село Илим) возведена в 1743 году. С Илимской судоверфи отправлялись порожние барки на Ослянскую пристань.

11. Сулёмская пристань (село Сулём) построена в 1735 году для Невьянского горного округа

12. Пристань-судоверфь Усть-Утка с плотиной и гаванью в устье реки Межевая Утка близ деревни Баронской построена в 1771 году для Нижнетагильского горного округа

13. Деревня-пристань Кашка с середины XVIII века обслуживала Алапаевский горный округ

14. Кыновская каменная пристань-судоверфь (село Кын) построена в 1760 году для Кыновского завода Строгановых

15. Ослянская пристань (выше деревни Верхняя Ослянка, напротив Кровяного Берега) построена в 1735 году для Гороблагодатского горного округа. Снабжалась барками с Илимской судоверфи.

ДОПОЛНИМ ИЗВЕСТНЫЙ СПИСОК ДВУМЯ ГОРНОЗАВОДСКИМИ ПРИСТАНЯМИ:

16. Деревня-пристань Усть-Койва с кордоном в устье реки Койвы, построена в середине XVIII века. Обслуживала  Кусье-Александровский и Бисерский заводы

17. Усть-Долговская пристань (бывшая Усть-Лысьва) в устье реки Долгой (деревня Долгое Устье близ ст. Калино). Перенесена в 1833 году с устья Лысьвы для Лысьвенского завода Шуваловых

ОТДЕЛЬНО УЧТЁМ РУДНИЧНЫЕ И КУПЕЧЕСКИЕ ПРИСТАНИ:

18. Бабенская рудничная пристань ниже села Кын, существовала в 1788-1817 гг. для отправки чугуна на Елизавето-Нердвинский завод и руды Баранчинских рудников на Екатерино-Сюзьвенский завод. Располагалась, предположительно, на хуторе Бабенки, а также ниже у деревни Долгий Луг в Кыновском заводе.

19. Рудничная пристань-судоверфь Рассольная с плотиной и плотбищем (в устье реки Рассольной, ниже Рудного Лога) устроена в середине XVIII века на нужды Кусьинского завода, для снабжения пристани Усть-Койвы барками и для отправки руды.

20. Крылосовская купеческая пристань, построена в XVIII веке у камня Нижний Зайчик близ деревни Крылосовой

21. Нижнедеревенская рудничная пристань (Нижнее Село), построена в XVIII веке напротив камня Шайтан. Использовалась Демидовыми для отправки леса и древесного угля, руды с Тетеринских рудников на Уткинский и Старо-Шайтанский заводы.

22. Купеческая пристань, построена в XVIII веке у камня Сенькин, ниже от Нижнедеревенской

23. Рудничная пристань в селе Камасино у Закурья (г. Чусовой) для перекладки руды с Койвинских рудников Шуваловых

©Михаил Латышев

В статье были использованы следующие материалы:

1. Материалы Кыновского музея

2. А.В. Иванов "Мessage: Чусовая", 2007 г.

3. Путеводитель-лоция "Река Чусовая". Уральская Картографическая Компания, 2010 год

4. О. Ананьин. Исторические сведения о Лысьвенских заводах, 2010 год

5. И.И. Спехов. Очерки по истории Лысьвенского завода, 1959 год

6. Книга "Предания и легенды Урала", Свердловск, 1991 год

7. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия, 2009 год
http://quist.pro/books/sverdlovskaya_oblast_obl.php

8. Материалы интернет-сайта http://rekachusovaya.ru


Рецензии