Белая земля Романова

     Есть на Чусовой одно красивое и безлюдное место – урочище Романово на правом берегу Чусовой. Оно расположено ниже старинного села Сулём, у большого Романовского Камня. Напротив урочища в Чусовую впадает речка Романовка. Когда-то здесь с конца XVII века стояла деревня Романова, которая исчезла в 1967 году.

     Деревня Романова – настоящее "белое пятно" на карте Чусовой!
     Кроме утверждений, что деревню будто бы назвали так из-за речки Романовки, Вы вряд ли найдёте в путеводителях о ней что-либо ещё. Да и это утверждение весьма спорное. В здешней округе преобладают топонимы тюркоязычных племён – Илим, Сулим (Сулём), Висим.

     Это русское название появилось явно позже них. Личные имена в названиях часто говорят о том, кем или по чьей воле были поставлены первые дома, о первых поселенцах либо о волостных людях, землевладельцах. Скорее всего, наоборот, ту гору и речку назвали по имени деревни. В XIX веке речка называлась иначе – Романов Лог.

     Место для выбора деревни слегка нетипичное. Люди на Чусовой обычно предпочитали селиться в устьях рек-притоков, куда заходила рыба на нерест, и по которым они отыскивали пути либо к Уральскому хребту (как по Сулёму и Межевой Утке, на восток) либо в сторону Кунгура (как по Илиму, на запад). Сведений о деревне почти нет. Кто был такой Романов и почему здесь появилась деревня? Попробуем поискать следы в истории Урала.

     *** РОМАНОВСКАЯ НОЧЬ ***

     Сутки можно разделить на две простые части – день и ночь. Но если сложить обратно?
     Возьмите раннее утро, когда на велосипеде мчишься к вокзалу по сонному городу, томительные часы под перестук колёс электрички и поезда на Чусовую.
     Добавьте безумный день, когда преодолеваешь от деревни Колпаковки по старым дорогам, горным болотам и бездорожью тридцать километров. В устье речки Илимки успеваешь посетить часовню на месте бывшего села Илим, Илимский камень и под ним каменную пристань на Чусовой. Затем гора Головашки и мост близ Веркиного камня.
     К вечеру попадаешь в старинное село на устье реки Сулём, бродишь по необычному Музею под открытым небом, творению деда Гилёва.
     Если к этому прибавить волшебную и невероятную ночь на месте деревни XVII века – то получатся не сутки, а целый кусочек жизни!

     Выезжая на мост через Сулём, я любовался заходящим за лес солнцем и понимал, что скоро наступит темень. В конце сентября день не такой длинный. Последние силы ушли на четырёхкилометровый подъём по Висимской дороге к высоте 349 м.

     С вершины горы на запад вела вдрызг разбитая колея дороги к деревне Романовой. Не без труда удалось выбраться на окраину бывшей деревни. Я стоял на вершине необъятного горного луга, спускающегося к Чусовой.
Какие просторы и вольный ветер! И дышится легко, и ощущение счастья, свободы.

     Небо было ещё светлым после захода Солнца, отсветы заката полыхали над горбом могучей горы Старухи. Внизу, в двух километрах на краю луга поблёскивала река. Я впервые очутился на месте деревни Романовой и в наступающей темноте доверился лесной дороге.

     Она привела меня через перелесок у старого кладбища к Романовой горе и устремилась куда-то вниз. Железный конь летел почти отвесно, уже не разбирая дороги, и вдруг, совершенно неожиданно, передо мной раскинулась красавица Чусовая.

     Я очутился на поляне под камнем Романовым. Стояла оглушительная тишина! Только изредка священная Чуоси тихо плескалась. Над высокими островерхими елями медленно поднималась полная луна. В багрово-голубых волнах играли краски ушедшего дня. Небо становилось пронзительно чистым, на берег опускался холод.
     Торжественно наступила Романовская Ночь!

     Соорудив завалинку у костра, я наслаждался этим зрелищем, влажным речным воздухом, тишиной в дремучем лесу, силуэтами горы Старухи и Романова Камня, язычками догоревшего вечернего зарева на воде.
     "Преславное чудо, небо украшено звёздами!"

     И кто придумал по ночам спать, когда лес только просыпается?
     Мимо проносились еле заметные тени рукокрылых, где-то ухнула сова, старые осины ожили и заскрипели старческими голосами во тьме…

     *** КАМЕНЬ РОМАНОВ ***

     Перед камнем Романовым Чусовая совершает плавный изгиб, чтобы потом пройти плёсом до Шитиковых островов.
     Здесь, на луговом склоне у излучины стояли дома старинной деревни. С крутых берегов к реке ведёт съезд, через брод с левого берега была дорога к селу Илим. Она шла вверх, к истокам маленькой речки Романовки, бегущей к Чусовой по Романову Логу.

     Камень Романов зарос лесом, на его вершинах сохранились колонии доледниковой степной флоры. Тут можно встретить редкую бабочку  - аполлона обыкновенного, внесенную в Красную книгу России. Вдоль реки под камнем идёт дорога, с которой интересно рассматривать его утёсы.
 
     Романов камень протянулся в длину примерно на триста метров. Скалы украшены яркими красными лишайниками. На обрывах встречается бурелом. Огромная высохшая сосна, каким-то чудом уцепившись, до сих пор висит вертикально, корнями вверх. Рядом с тропой вздымаются каменные плиты-лещади, выше которых причудливо наслоились пласты горных пород. Красотой своих дуг они не уступают ни бойцу Дужному, ни Охониным Бровям.

     С геологической точки зрения камень Романов – пример древнего горообразования. Его образуют два пласта пород разного возраста с разницей в тысячелетия! После движений земной коры над молодыми пластами каменноугольного периода надвинулись более древние известняки.

     Высота скал достигает тридцати метров. С вершины виден весь Романовский плёс, как на ладони. На горизонте к западу высится хребет горы Старухи. В золотую осень он особенно хорош, золотые берёзовые шапки перемежаются с тёмно-зелёным ельником. У подножия камня из земли бьют родники с вкуснейшей водой.
     Удивительно живописное место!

     Осталось узнать, кто и когда здесь впервые поселился.

     *** РУССКАЯ ДОРОГА ***

     Во второй половине XVII века на восточный склон Урала и в Сибирь пошёл стихийный поток "сходцев". Люди бежали от неподъёмных податей из центральной части России, с Поморья. Русские переселенцы в Верхотурском уезде строят новые деревни на реке Тагил, с 1653 года появляется Краснопольская слобода.
     В 1670 году  "проехало мимо Верхотурья из русских городов... поголовно всех, з женами и з детьми и с маленькими робяты 1533 человека, а на Тюмень... 518 человек" – и это только легальным образом.

     На ясак, обложение "стрелецкими деньгами" на Урале жаловались чусовские вогуличи и остяки, марийцы и чуваши, коми-пермяки и татары, которые бросали свои жилища и "брели розно". Башкиры взбунтовались и подняли восстание в 1662-1664 годах. Весной 1670 года на Волге вспыхнула Крестьянская война. Степан Разин каждого перешедшего на его сторону объявлял свободным человеком.

     Воеводы усиливали караулы на дорогах, ставили заставы для поимки беглых и мятежников.
     В июне 1671 года приказчик Краснопольской слободы Иван Романов доложил верхотурскому воеводе, что прошли "человек со сто с ружьем и сказывались, что Тобольского уезду слобод без подорожных". Они "отбилися" от людей Романова, но "на Верхотурье они не пошли, а пошли прямою дорогою на Чюсовую".
     Романов до этого жаловался воеводе на то, что "беломесных козаков" не хватает, их всего 5 человек; что заставы караулить некому, а "кресьян … караулить без указу Великих государей заставить не смею".

     Воеводой в Верхотурье был тогда Фёдор Григорьевич Хрущов. "Хрущёвские времена"!
     Он решает прикрыть заставами и Русскую дорогу – так тогда называли Старо-Шайтанский тракт из Верхотурья "в Русь".
     В том же 1671 году возникает деревня в устье реки Сулём на Чусовой, куда выходила Русская дорога с Краснопольской слободы.

     Осенью 1673 года Евсей Степанович, дядя Фотея Гаева – основателя деревни в черте будущего Нижнего Тагила, обращается с челобитной к верхотурскому воеводе с "затеей" заселить Русскую дорогу по Сулёму и Утке Межевой деревнями новой слободы:
     "Есть, государи, в Верхотурском уезде за Каменем, межевая Утка река, да в ту ж речку пали две речки Шайтанка да Яшка, а третья река Сулим пала в Чюсовую реку выше Утки. И по тем рекам … есть чистые дубровные порозжие места на Руской дороге от Чюсовской слободы к Краснопольской слободе. И на тех местах пристойно построить вновь вам Великим государем слобода и поселить крестьян мочно на ваш государев денежной оброк семей с тритцать и больши".

     На Русской дороге возникает деревня Большие Галашки. Примерно в то же время приказчик Иван Романов ставит ещё один форпост для прикрытия с севера сулёмских земель, на правом берегу Чусовой. В его записках упоминается новое, доселе неизвестное воинство – "беломесные козаки".

     *** БЕЛОМЕСТНЫЕ КАЗАКИ – АТАМАНЫ ВОЛЬНОЙ ЗЕМЛИ ***

     Появление беломестных казаков исследовал Василий Никитич Татищев, автор первого всеобъемлющего труда по русской истории, "Истории Российской".
     По его записям, первые "беломестные" служивые люди появились на Юге России, во второй половине XVI века, "сих беломестных перво царь Иоанн Васильевич из салдат и других военных на Украине, а более царь Алексей после польской войны, не хотя салдатства на жаловании содержать, полками населил".

     Оказывается, "белые казаки" появились задолго до Гражданской войны.
     По свидетельству Владимира Пузанова, символика белого цвета особенно укоренилась на востоке России, в Сибири, куда переселялись люди с центра и юга России и Поморья от барщины и "тягла".
    
     Белые земли – это земли, "радость и щастие приносящие". На "белой земле" и жить будешь как "белый человек", т.е. "никому не подвластный, свободный от должностей и податей".
     И.Е. Фишер писал об этом так: "козаки в Сибири, получающие вместо жалования землю, называются потому беломестными…, понеже они не платят с них никаких податей в казну".

     Белая, свободная от налогов земля - мечта крестьянина XVII века.
     В.Н. Татищев уточнял, что беломестными казаками "называются те, которые имеют земли наследственные, но никаких податей не платят, токмо служат. Они своих земель продавать не могут, разве между собою".

     Когда появились на Урале и в Сибири первые беломестные казаки?
     В 1634 году приказчику Нижней Ницынской слободы Тобольского уезда П. Перхурову было приказано набрать из "гулящих людей" десять человек в конные казаки, и в 1635 году там уже имелся свой гарнизон (по данным П.Н. Буцинского).

     ВЕРНЁМСЯ НА РУССКУЮ ДОРОГУ К ЧУСОВОЙ

     Предполагаю, что деревня Романова и была той самой заставой, которую поставил приказчик Краснопольской слободы Иван Романов на правом берегу Чусовой. Непосредственно близ устья Сулёма на берегах Чусовой нет высоких скал или гор. Здесь с вершины Романова камня обеспечен хороший обзор, кто и откуда идёт по Чусовой.

     С противоположного берега был путь до села Илим и на Кунгур. У излучины реки место, удобное для брода. Выше правого берега, в лесу находится узкий горный кряж, зажатый между реками Сулём и Чусовая. По нему идёт дорога, по которой до деревни Сулём можно добраться от реки Утки Межевой, с Висимо-Шайтанска или с деревни Баронской, Усть-Утки. Обойти дорогу здесь сложно.

     Если нужно перерезать кому-то путь из села Сулём "в Русь" или обратно к Верх-Тагильской слободе, то с военной точки зрения место идеальное. Вот почему, по моему мнению, именно эти земли выделил приказчик беломестным казакам.

     Крестьянские и башкирские бунты тогда шли вовсю и заставу ставили срочно. Первые дома, по легенде, были срублены одним топором, без единого гвоздя. В казачьей заставе Романовой была построена деревянная церковь в честь Георгия Победоносца, особо почитаемого служивыми людьми.

     Для защиты от набегов башкир в 1681 году в тех местах был оборудован острог. И всё же в 1709 году башкиры почти стёрли сулёмские деревни с лица земли, поубивали людей, сожгли дома и церкви.

     Первые уральские таможни, в их числе заставы на Русской дороге, просуществовали до 1763 года, они собирали с проезжих внутренние таможенные пошлины. Речка, впадающая поблизости в реку Сулём, до сих пор называется Таможенка, а проще – Таможка (Тамошка).

     "Затея" Евсея Гаева насчёт новой слободы по Русской дороге провалилась. Набирала популярность и впоследствии была узаконена "Казанская Тропа" на Арамиль и Горный Щит и далее до Катайского острога на Исети (основан в 1655 г. на пересечении с Калмацкой дорогой в Казахстан).

     Пути на Верхотурье через Чусовую, Сулём и Межевую Утку превратились в уездные дороги Верх-Тагильской слободы. К 1680 году в деревне Сулём было только четырнадцать дворов, никак не "тритцать".

     Годом позже из-за "ябеды" вогуличей в защиту своих охотничьих угодий воевода Хрущов дальнейшее строительство деревень и вовсе запретил: "… на усть Сулёма речки вновь слобод не заводить и крестьян не селить".

     Но ещё долго в Сулёме было в ходу занятное "имячко" – Затей.

     *** ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ РОМАНОВОЙ ДО РЕВОЛЮЦИИ ***

     Война со Швецией заставила Россию обеспечить оружейную промышленность в короткий срок металлом для русской армии. По наставлению Петра I на Урал отправился тульский кузнец Никита Демидович Антуфьев (Демидов).

     Первые пять заводов на Урале построила казна. В 1701 году чугун выдала домна на реке Каменке. Каменский завод в 1702 году приготовил 182 орудия, а в следующем году – 572. В 1704 году свой первый чугун дала домна Невьянского завода, который через год отошёл Никите Демидову.
     Заводчиками становятся Строгановы, Шуваловы, Яковлевы.

     Акинфий Демидов в 1735 году строит в устье реки Сулём пристань для Невьянского завода. Для работы печей требовался древесный уголь, для сплава железа по Чусовой – барки.

     Жители деревни Романовой вели крестьянские хозяйства на пожалованных за службу землях. В эти времена, как и сулёмцы, они могли заниматься промыслом углежогов. Сдавали уголь в Висимо-Шайтанске и "… в конце XVIII века сулёмским мужикам за один короб угля (емкостью 2 м.куб.) платили 3-4 рубля", – пишет П.И. Гилёв.

     Те, кто владел плотницким делом, брались за более оплачиваемый труд, строили барки. Это была работа почти на год с хорошим заработком.
     По словам Павла Гилёва, "… за постройку барки, как правило, брались 4 семьи. Строили барку примерно 10 месяцев. Платили за барку по 28 пудов черной муки и по 8 рублей на сахар и чай ежемесячно".

     Старинная деревня Романова относилась к селу Илим (волостному центру) вместе с окрестными деревнями Кашка, Мартьянова, Волегова и Сулём.
     В Илиме была крупная казённая судоверфь, отправляющая по сто и более барок в Ослянскую пристань для погрузки металла с заводов Гороблагодатского горного округа.

     Всё время своего существования деревня Романова была небольшой.
     По переписи 1860 года в ней было 20 дворов, работных людей – 99 человек.
     В 1904 году в тех же 20 дворах в Романовой проживали 81 мужчина и 92 женщины.

     В начале ХХ века местные мужики продавали лес со своих земель и получали неплохие деньги, которые откладывали в банк.

     В 1912 году по реке Чусовой вверх на двух аэроглиссерах поднялась экспедиция С.М. Прокудина-Горского с целью исследования Камско-Тобольского водного пути. На первых в России цветных снимках оказалась и деревня Романова!
     И сейчас на камне Романовом сохранились наклонные сосны, только луг по левому берегу зарос.

     Жизнь в деревне текла размеренно.

     Тогда никто и подозревать не мог, что всех ждёт пламя Первой мировой войны, революций и переворотов, в котором "сгорят" не только деньги в банке за проданный лес – сгорит вся прежняя жизнь.

     *** ОТ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ ДО ЭПОХИ ЗАБВЕНИЯ ***

     В 1918 году на Урал пришла Гражданская война.
     Летом на Сулём наступал Первый Сибирский стрелковый полк красных, полк Шаронова с Коноваловки.
     Ему нужно было успеть в сжатые сроки зайти вверх по Чусовой в тыл белым и отрезать участок железной дороги Чусовой – Екатеринбург.

     Шароновцы уже дошли до деревни Баронской и пристани Усть-Утки, взяли их с боем. До Илима, Сулёма и Романовой донеслись дурные вести о насилии, разбоях, грабежах.

     Местные мужики решили сообща дать отпор целому красному полку, их не пугала верная смерть. Потомки беломестных казаков, которые раз и навсегда дали присягу России, защищали свою землю.

     Для обороны в селе Илим мужики организовали отряд. Сулёмцы тоже организовались в отряд, всего из 28 человек, под командованием бывшего поручика Гилёва Филарета Демидовича.
     Так солдаты, вернувшись с Первой мировой войны, стали "белыми" и дали бой, задержав "красных" на целые сутки.

     За деревней Романовой, на мосту через реку Сулём была устроена засада, завал из брёвен и камней. В другом месте эту реку проехать трудно. Смельчаки отчаянно обороняли своё село.  Но силы были явно неравными.

     Красноармейцы Шаронова огнём из пушек и пулемётов взломали оборону и взяли Сулём. Свой штаб красные расположили у Гилёва Михаила Абрамовича, в лучшем деревенском доме.
     Строители "новой жизни" безнаказанно расправлялись над деревенскими, поддерживающими белых.

     По записям П.И. Гилёва от старожилов-очевидцев, "солдаты устраивали самосуд над мирным населением, резали скот, забирали хорошую одежду, насиловали молодых девок и женщин. Сам Шаронов взял в прислуги Пелагею – молодую, красивую женщину, жену Гилёва  Петра Дмитриевича (из отряда белогвардейцев), и 19-летнюю девушку Елену. Ранее Шаронов из деревни Баронской увез 18-летнюю дочь лесника".

     В боях с Чехо-Словацким корпусом Шароновский полк был уничтожен. Жители деревень Романовой и Волеговой, Илима и Сулёма воевали кто за белых, а кто и за красных.
    
     Позже, после разгрома Сибирской армии Колчака и других соединений Белой Армии, на всём Урале установилась Советская власть.
     Крепкие хозяйства "раскулачили", провели "коллективизацию".

     В 1926 году в деревне Романовой стояло 47 дворов, в которых проживало 115 мужчин и 119 женщин. Был колхоз, работала школа.

     В 1941-ом грянула Великая Отечественная война. Не все сельчане вернулись домой с фронта. 
     В послевоенные годы фронтовики и те, кто работал в тылу, восстанавливали хозяйство в сёлах Илиме, Сулёме, в деревнях Романовой и Волеговой - всем миром.

     В 1958 году "решением партии" колхозные хозяйства переводят в Висимский совхоз.
     В Пригородный район из Сулёма увезли весь крупный рогатый скот, свиней, овец, кур, пчельник – тем и закончилась эпоха коллективизации для местных крестьян!
     В 1960-х годах жителям деревень Романовой и Волеговой пришлось разъехаться по более крупным поселениям и эти деревни окончательно исчезли.
    
     Так закончилась история деревни Романовой, заставы беломестных казаков перед Русской дорогой.

     P.S.
     Если вновь появится возможность отправиться на Чусовую – даже думать не буду, куда.
     Конечно, к деревне Романовой.
     На Белые земли.

     ©Михаил Латышев

Материалы, использованные при подготовке статьи
1. П.И. Гилёв. "История моего края" (в ред. Е. Чепкасова от 1971 г.). Проза.Ру, http:// proza.ru/2013/05/31/421
2. Путеводитель-лоция "Река Чусовая". УКК, 2010 год
3. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru
4. Владимир Пузанов, д.и.н. "Беломестные казаки и русская колонизация Сибири", 2013, http://pereformat.ru/
5. Ю.В. Коновалов. "Предыстория Нижнего Тагила". Тагильский краевед, http://historyntagil.ru/
6. Материалы по теме "Освоение Урала в XVII веке", сайт http://volgota.com


Рецензии