Святочный и рождественский рассказ
«Православная жизнь» -декабрь 2014/январь 2015 года
Рождественский рассказ играет важную роль в истории русской литературы. Иногда литературоведы называют его «святочным» и считают эти понятия абсолютно идентичными. Например, известный исследователь Х.Баран пишет: «Рассказы, приуроченные к празднованию Рождества Христова, обычно назывались «святочными», хотя для их обозначения иногда употреблялся и другой термин – «рождественский рассказ»». На мой взгляд, это разные жанры, хотя и сильно переплетенные друг с другом. Так, основным содержанием рождественского рассказа становятся христианские заповеди и добродетели, а святочного – испытание человека Злым Духом: чаще – из-за каких-либо прегрешений.
Итак, святочный рассказ… Время Святок – 12 дней, от рождественского до крещенского сочельников. В это время игрались свадьбы, проводились вечеринки, девушки гадали на суженого… По народным поверьям, в период Святок нечистая сила проявляет себя особенно активно: Господь якобы настолько обрадовался воплощению Своего Сына, что на святочный период попустил приобщение нижнего мира к этой радости и позволил его силам свободно перемещаться по земле. В крестьянских семьях было принято рассказывать в святочные зимние вечера истории-былички – о встречах человека с нечистой силой. Начиная с 18 века, русские писатели стали создавать литературные святочные рассказы. Они нередко иронизировали над народными предрассудками. Сюжеты, характерные для святочных рассказов, присутствовали не только в прозе, но и в драматургии, поэзии… Можно вспомнить легендарную балладу В.А.Жуковского «Светлана» или пятую главу пушкинского «Евгения Онегина» - о Святках и сне Татьяны. Понятие «святочный рассказ» возникло благодаря писателю и журналисту Н.А.Полевому, издавшему в 1826 году сборник под названием «Святочные рассказы». Здесь он написал о компании московских стариков, в которой было принято рассказывать сверхъестественные истории. Многие тексты русской литературы связаны со святочной тематикой: «Суженый» и «Васильев вечер» М.П.Погодина, «Испытание» и «Страшное гадание» А.А.Марлинского, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, «Святочные вечера, или Рассказы моей тетушки» Н.И.Билевича, «Святочные вечера» Г.П.Данилевского, «Святочные рассказы» Ф.Д.Нефедова… Достаточно большое количество святочных рассказов было создано Н.С.Лесковым и А.П.Чеховым.
Интересно вспомнить некоторые святочные рассказы совершенно забытых авторов 1880-ых гг. В рассказе И.А.Купчинского «Гадание. Недавний случай» речь идет о святочных гаданиях в доме помещицы Гончаровой. Ее дочь Варвара Андреевна была равнодушна к девичьим гаданиям и ожидала своего жениха Володина, возвращавшегося с русско-турецкой войны. Горничная уговорила Варвару Андреевну погадать на зеркале в девичьей, а в это время приехавший Володин вошел в комнату и тихо окликнул невесту по имени. Девушка умерла от страха. Безутешный Володин вновь отправился на войну и погиб в одном из сражений. Рассказ В.Чаушанского «В ночь под Новый год» также связан с гаданиями. Девушка не поехала с семьей на новогодний маскарад, стала гадать дома на жениха, но увидела в зеркале смерть своей семьи во время возвращения с маскарада. Героиня решила, что это пророческое видение, и послала слуг, чтобы они предупредили родственников. Слуги опоздали, и вся семья утонула в омуте. Старая нянька посетовала, что бесовское ряженье не довело до добра.
Европейский рождественский рассказ появился благодаря классику английской и мировой литературы Чарльзу Диккенсу. В 1843 году Диккенс выпустил книгу «Рождественская песнь в прозе», а в последующие годы – еще несколько подобных сборников. Рассказы Ч.Диккенса почти сразу же стали известными в России и вызвали множество подражаний. Следует заметить, что местом действия диккенсовских рождественских рассказов является преимущественно город, а атмосфера добра распространена исключительно среди бедняков. Для русского рождественского рассказа такие ограничения неактуальны, и рождественское чудо в них может ожидаться, но не состояться. Некоторые русские рождественские рассказы являются иллюстрацией нравов. Так, рассказ Н.А.Лейкина «В Рождество» - о том, как купец Бокалов не разрешает никому трогать еду с накрытого рождественского стола, чтобы не испортить его вида до того момента, пока не придут самые значительные гости. Он сосредоточенно подсчитывает свои рождественские затраты.
Приведу примеры типичных рождественских рассказов. В 1888 году Е.Масловой был создан текст «Часовня». В нем рассказывалось, как возвращающийся под Рождество в родную деревню порожний обоз попадает в буран и сбивается с дороги. Все ждут гибели, а один мужик предлагает сотворить молитву. В результате молитвы явился образ «с светозарным челом, в длинной одежде, блистающей белее снега», усмиривший буран. Спасенные односельчане на свои пожертвования построили часовню во имя Христа Спасителя и ежегодно на второй день Рождества стали служить в ней благодарственные молебны. В известном рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» изображена жизнь материально бедствующей семьи бывшего управляющего домом Мерцалова: нет возможности отпраздновать Рождество и купить лекарства для больной дочери. Никто не дал в долг, и Мерцалов отправился просить милостыню. В саду он разговорился с прохожим – доктором Пироговым. Доктор посетил семью Мерцалова, оказал врачебную помощь и тайком оставил деньги. После этого визита жизнь в доме Мерцаловых изменилась к лучшему.
В 1840-ые годы в русской литературе появляются отдельные тексты о рождественских елках. Это связано с тем, что елка стала использоваться в России при праздновании Рождества, а еще в 1830-ые годы эта традиция популяризировалась преимущественно санкт-петербургскими немцами. Елка начинает упоминаться в текстах рождественских рассказов как важная деталь празднования Рождества, а иногда даже является центром повествования, подобно известной андерсеновской сказке «Елка». В середине 19 века русские писатели начинают создавать специальные рождественские тексты для детей. Такие произведения чаще публиковались в праздничных номерах детских журналов «Звездочка», «Детский отдых», «Семейное чтение», «Задушевное слово»… Также к Рождеству издавалось большое количество красочных, адресованных детям книг, - для рождественских подарков. И взрослые читатели ожидали новых рождественских рассказов, приносящих светлую радость. И эти ожидания, как правило, сбывались…
Свидетельство о публикации №216041501400
Надежда Комарова 3 19.02.2017 09:16 Заявить о нарушении
Марков Геннадий 19.02.2017 19:30 Заявить о нарушении
Надежда Комарова 3 19.02.2017 19:57 Заявить о нарушении