Время смыслов. Глава 87

1. В предшествующей 86й главе, говоря о противоречии между преобладавшей на Севере парадигмой идентичности аллономикой ADH и противоположной ей ведущей парадигмой идентичности на рабовладельческом Юге домашней, и патриархально аристократической проксимономикой BHC,я начал рассказывать моим читателям о столкновении между южным защитником рабовладения сенатором Эндрю Батлером и северным аболиционистом сенатором Чарльзом Самнером. В своей атаке (май 1856 г.) на Батлера, сторонника рабовладения в Канзасе, Самнер затронул одну из болевых точек проксимономной идентичности,а именно конфликт между южными понятиями о чести и верности и фактическим существованием рабских гаремов на многих южных плантациях, кроме того он оскорбил пославший Батлера в сенат рабовладельческий штат Южную Каролину.

2. Конгрессмен из Южной Каролины и двоюродный брат Батлера Престон Брукс решил что именно он должен был ответить на это оскорбление его родственника и его штата (у самого Батлера незадолго до этого был инсульт,последствия которого еще давали себя знать в виде речевого недостатка,что впрочем не мешало ему в свою очередь издеваться над аболиционистом Самнером незадолго до этой речи).

3. Брукс сообщил другому конгрессмену из Южной Каролины Лоуренсу Кейту о своем намерении вызвать Самнера на дуэль. Кейт высказал мнение, что Самнер не джентльмен и дуэли недостоин. К тому же он возможно полагал, что Самнер может в принципе отвергнуть дуэль как способ разрешения этого конфликта. Многие северяне в это время считали дуэли варварским пережитком средневековья и демонстративно отказывались в них участвовать.

4. В этом отношении к дуэли также обозначается глубокое противоречие между аллономикой и проксимономикой. Ведущая линия аллономики референциальная линия НА,связывавшая ценности Н и абстрактные принципы А, предполагала постепенное реформирование человеческого поведения в смысле его все большего приближения к рациональным, выработанным на основе абстрактных принципов правилам, она стремилась сделать это поведение максимально предсказуемым. Ведущая линия южной проксимономики дифференциальная линия НВ, связывающая ценности Н с конкретными совершенными жизненными формами была ориентирована не на правила, а на непредсказуемые исключения, не на рациональное обыденное, а на героическое исключительное поведение, где человек готов сознательно считаться с риском для жизни и чрезвычайными непредсказуемыми ситуациями. Дифференциальная линия и вся проксимономика была поэтому вполне совместима с дуэлями и даже оправдывала их.

5. Здесь мы можем отметить взаимодополнительность этих типов идентичности и связанных с ними моделей поведения. В человеческой жизни одинаково необходимы и дисциплина, способность придерживаться правил, там где эти правила разумны и оправданы и героизм, способность пренебрегать правилами в условиях непредсказуемой чрезвычайной ситуации. Противопоставление аллономики и проксимономики, их поляризация и одностороннее абсолютизирование,приводит к их вырождению в нечто вроде "рыцарского" насильственного деспотизма и рационализированной "мещанской" банальности,превращение чести и героизма в жестокое своевольное насилие, а дисциплины и чувства долга в слепое, не рассуждающее повиновение.

6. Итак Брукс и Кейт, отказавшись от идеи дуэли,выбрали другой план. В следующей главе мы посмотрим, как они его осуществили и к чему это привело.

Конец главы.


Рецензии