Охонины Брови

     Люблю путешествовать по реке Чусовой и придумывать новые маршруты. Однажды я оказался у камня Романова. Была пора золотой осени, в которую мне посчастливилось посетить старинное село Сулём. В семи верстах от устья одноимённой реки на Чусовой находится место бывшей деревни Романовой.

     Эта деревня стояла на правом берегу священной Чуоси у камня Романова с конца XVII века. Мне хотелось пройти по старой дороге, которая соединяла деревню Романову с пристанью Усть-Уткой и деревней Баронской, увидеть своими глазами чудо природы – камень Афонины Брови.

     *** ШИТИКОВЫ ОСТРОВА ***

     Деревня Романова, возможно, была одной из застав, которые приказчик Краснопольской слободы Иван Романов ставил для защиты Русской дороги в 1670-1680 годах. Русская дорога, она же Старо-Шайтанский тракт, была проложена из Верхотурья по рекам Утка Межевая и Сулём до Чусовой.

     Дальше лежал путь "в Русь", к полноводной Каме. От деревни Романовой через брод уходила ещё одна дорога в село Илим и на Кунгур. По правому берегу от села Сулём через деревню Романову шла дорога до деревни Баронской (Утка-Городок), основанной Строгановыми в 1574 году на Утке Межевой.

     Сейчас эта дорога заброшена, изредка на ней встретишь разве что рыбаков или охотников. Вместо неё проложен просёлочный тракт до шоссе Нижний Тагил - Усть-Утка.

     Утром, поднявшись от стоянки к старой дороге, я оглянулся. Чусовая в низине была не видна, но угадывалась по белому молоку тумана, который кто-то пролил на склоны горы Старухи.

     Дорога пошла по кромке леса и вскоре пересекла маленькую и чистую речку Голёвку или Галёвку. Назвали её так или из-за галечного дна или оттого, что водился в ней гольян. А может, здесь бродила голь перекатная, поджидая купеческие телеги у брода. Кто знает…

     К концу сентября травы побурели и сникли рыжей гривой. На их фоне ярко выделялась изумрудная трава-мурава, росшая прямо на дороге. Это помогало найти путь на луговинах, когда казалось, что вот-вот след древнего тракта потеряется из виду.

     По бокам от зеленой "ковровой дорожки" краснели сочные и спелые ягоды шиповника. Шиповник – друг туриста, который не раз спасал меня от жажды, голода и усталости в многодневных переходах.

     Петляя по наклонному лугу, дорога вышла на берега красавицы Чусовой. В этом дождливом году до осени стояла большая вода, летом уровень и течение воды напоминали вешнее половодье, чего на Чусовой не случалось очень давно. Справа от дороги чернели зияющими дырами небольшие лесные озёра. Возможно, это следы старого русла либо затопленные древние "копанки" рудознатцев.

     Чусовая прекрасна в любое время года. Она особенной красоты суровой зимой и удивительна летом. А в золотую осень ей можно любоваться даже в ненастье. Передо мной раскинулся широкий плёс. Вдалеке виднелись макушки травы на Шитиковых островах, которые делят здесь мелкое русло реки на три части.

      Для прохождения гружёных металлом 180-тонных барок мелководье было чревато посадкой на мель. На мелких речках грузы издавна догадались перевозить на небольших беспалубных судёнышках – шитиках. Например, железо с Кусьинского и Бисерского заводов сплавляли на шитиках по Койве до устья на Чусовой, где потом его перегружали на чусовские барки.
     Так и здесь, у островов барки частично разгружали для снижения осадки, перевозя железо по мелководью шитиками. Название Шитиковых островов сплавщицкое, с подсказкой лоцманам.

     До чего же были изобретательны наши предки, умевшие сделать и "сшить" всё, что надо из прутьев ли, лыка, иль сыромятных ремней. Хоть корзины, мебель, хоть лапти связать – всё вперед. Так и лодки-шитики "вязали", сшивая части корпуса ремнями. Если не было ремней, тогда сшивали борты "виней" - прутьями можжевельника и ели.

     Получались лёгкие лодки длиной до 10 метров, шириной до 4 метров. Что-то общее было у них с вязаными бортами и крышами на лодках-илимках. Поэтому, наверное, личинки ручейника до сих пор зовут шитиками за их способность строить из подручного материала самые разные "домики", которые потом дают жизнь луговой бабочке.

     *** ЗИМНЯЯ ДЕРЕВНЯ ***

     По левому берегу Чусовой близ Шитиковых островов виднеются склоны горных кряжей. По логу меж гор к реке сбегает горный ручей, который так и прозвали – Ручей. Через километр от островов плёс заканчивается широкой галечной косой на правом берегу. Отличное место для отдыха, настоящий чусовской "пляж"!

     За ним Река Теснин входит в крутой перебор под склоном горы, нависшим над левым берегом. Там у воды заметен небольшой утёс, сложенный из наклонных пластов горных пород – камень Зимняк (Зимник). Интересное название, притом русское. Откуда оно?

     Река Чусовая своими глухоманями, в которых леший "водит", а компас бешено крутит стрелку на вершинах камней, где деревья и коряги охают, стонут и поют жалобные песни, у любого туриста неизбежно развивает как "соображение", так и воображение.

     В камне Зимняк я увидел хищную птицу с крючкастым клювом, которая сидела боком ко мне, сложив могучие крылья-пласты. Есть такая птица зимняк - мохноногий канюк, обитающий в тундрах и лесотундрах, который гнездится на уступах скал, возвышенных участках.

     Многие камни Чусовой зовутся птичьими именами – Балабан, Журавлики и Воробьи, Лебяжий, Кукушкин. Правда, канюки-зимняки встречаются, в основном, в горах Охотского побережья и Камчатки. Поэтому есть более весомые версии.

     На Чусовой остались названия-топонимы от древних хозяев – предков коми и тюркоязычных племён, позже – от пришедших племён манси (вогулов). Но есть и русские названия, которые давали первые поселенцы и сплавщики. Например, камень могли назвать так из-за зимнего санного пути (зимника).

     В этом месте другая часть Романовской дороги, по правой развилке у островов, приводит к ещё одной переправе на левый берег Чусовой.
     Это место вряд ли подходит для брода, но для зимнего переезда по льду – вполне. Именно сюда, к съезду с крутого берега, ранее была прорублена в лесу большая дорога, которая после переправы шла до камня Могильного и деревни Баронской. Теперь от неё остался большой прогал, поросший лесом.

     Может и так. Но всё же зимняк (зимник) – старое русское слово, означающее изначально зимовку людей. Первыми русскими поселенцами на Чусовой были люди, пришедшие с Северной Руси и Поморья. В костромских говорах избушку-землянку, служащую поселенцам первым жилищем, называли "зименкой".

Интересно, что Зимняк было именем другой, уже исчезнувшей деревни, основанной в 1770 году близ Кына на Бабенском плёсе. Зимняками названы и несколько деревень в Вологодской области.
    
     Не факт, что в этом месте было именно русское поселение, возможно, что и вогульское. Ведь иногда "зимниками" русские звали зимние становища "инородцев". Перед камнем Зимник, на горных склонах левого берега есть обширная луговина. Такие обычно остаются там, где жили люди.

     Окрестные виды у Зимняка просто божественные. В тот день на синеющем осеннем небосклоне появились хлопья небольших белых облачков – и чудно было, будто вправду снег летит! Ощущение холодного дыхания зимы было явное.    
     Заглядевшись на эту красоту, я и не заметил, как дошёл до цели – загадочного камушка Афонины Брови.

     *** А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК? ***

     Меня давно "терзали смутные сомненья" в том, что в эпоху составления карт для массового туризма по Чусовой и "великого переименования" её бойцов название этого камня указали верно.

     Легенда о неизвестном сплавщике Афоне и его бровях выглядит несостоятельной. Династии чусовских сплавщиков известны. За этим камнем после острова Толстик высится камень Васькина Гора, и про Ваську Балабурду я знаю – про Афоню ничего не знаю. А ведь народное признание надо чем-то заслужить.
     Чем?

     Сплавщики могли отойти от традиции прагматичных лоцманских названий и отметить красоту и необычность камня. Представьте себе караван из трёхсот барок, да по сорок мужиков в каждой, который дни и ночи напролёт идёт по Чусовой вниз, от родного дома к Каме.

     Вряд ли ватаги рослых подгубщиков мечтали в суровом походе о мужской красоте. Скорее, о женской. Её недоставало. "Бровями" на барках называли даже специальный изогнутый брус, по которому скользил якорный канат.
Чьи изогнутые брови будоражили воображение одичавших мужиков?
     Девичьи, конечно.

     Да и деревенские девушки были неравнодушны к сплавщикам. Караванный вал в чусовских селениях был настоящей феерией, сказкой! На огромных водяных гребнях неслись красавицы-барки.

     Первыми пролетали "черноносые" с Ревдинского завода, за ними летели по волнам остальные – под сине-зелёными флагами с Полевского завода, под зелёно-жёлтыми флагами шли барки Сысертского завода, под жёлтыми флагами - с Шайтанского завода…

     На палубах стояли подгубщики, уральские чудо-богатыри. В подгубщики брали ребят гренадёрского сложения, чтобы они могли управляться с тяжеленными поносными и потесями. Рост Василия Балабурды, например, был с русскую сажень (2 метра 16 см).
     По сравнению с обычными пареньками это были инопланетяне, могучие аватары!

     Девушки встречали караваны судов на берегах у пристаней, махая сплавщикам платочками. Барки останавливались на короткий отдых и тогда:
"… очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор" (А.С. Пушкин)

     Девушки в надежде провожали барки в дальний путь. А вдруг кто приметит да по возвращению найдёт.
     Как звали "приметных" девушек?

     *** ОХОНЯ, ОХОНЮШКА ***

     Было на Урале старинное девичье "имячко", упоминаемое в сказах и повестях тех времён - Охоня. Оно было нарицательным для пригожих да ладных красавиц, на ком парням "женица охота".
     Охонями называли и девушек, которые были приметны красотой "нездешней", у которых "…волосы как ночь, а глаза зелёные" (П.П. Бажов).

     Павел Бажов в "Малахитовой шкатулке" так обрисовал Танюшку-Памятку, дочь Данилы-Мастера: "Сама чёрненька да басенька, а глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит".

     Уральские девушки могут заворожить и станом, и длинной косой, и своими очами. А взгляд из-под дивных чёрных бровей и вовсе не оставит никого равнодушным. Улыбнётся "черноброва" – рублём подарит, а "зыркнет" – как огнём обожгёт.
     Видные-то девоньки часто были с характером, "бедовые". Тогда держись.

     В журнале "Русская мысль" в 1892 году вышла в свет повесть Д.Н. Мамина-Сибиряка "Охонины брови". В ней наш уральский писатель запечатлел одну из таких бедовых охонюшек, боевую "отецкую дочь":

     "Охоня присела к окошечку на корточки и тоже всплакнула, когда увидела исхудалое и пожелтевшее лицо старика отца. Это была среднего роста девушка с загорелым и румяным лицом. Туго заплетенная чёрная коса ползла по спине змеёй. На скуластом лице Охони … всего замечательнее были густые, чёрные, сросшиеся брови - союзные, как говорили в старину. Такие брови росли, по народному поверью, только у счастливых людей. Одета она была во всё домашнее, как простая деревенская девка".

     Осталось поглядеть на наш чусовской камень – так ли похож на брови Охонюшки?

     *** КАМЕНЬ АФОНИНЫ БРОВИ НА ЧУСОВОЙ ***

     Бросив Романовскую дорогу, я забрался на вершины невысоких, но длинных скал. Меня встретил девственный Царь-Лес.
     Перебираясь от лога к логу через буреломы, я ступал по мягчайшему ковру из мхов, украшенному увядшими нитями хвоща. Там и сям попадались пеньки и поваленные деревья со следами пиршества бобров. Один из веломаршрутов Природного Парка "Река Чусовая" так и называется – "В гости к бобру".
     На Чусовой вообще "гостишь" у всего Леса. Я осторожно спустился под каменные дуги, поросшие багровыми соцветиями кровохлёбки. Над рекой пролетела серая цапля.

     Добравшись по узкой береговой кромке до последних утёсов каменной гряды, я увидел Брови – мелкие синклинальные складки, которые образовали множество причудливо изогнутых дуг, "расчёсанных" от пятнадцатиметровой "переносицы".

     Река подмыла основание камня и вогнутая полусфера только усиливала сходство. "Союзные" дуги шли под разными углами, расходясь под большой аркой. Над ней, будто попавшая в глаз ресничка, свисала поваленная ветром пихта.
Афонины Брови – ботанический и геологический памятник природы.

     Геолог Б.П. Марковский в 1946 году на этих скалах выделил и описал мировой эталон осадочных пород среднего девона. Слои осадочных пород такого же возраста и периода сравнивают и на Урале и во всём мире именно со слоями и дугами Афониных Бровей!

     Я был поражён, насколько порой тонкими и длинными оказались каменные "девичьи бровки". Они столь же уникальны своими дугами горных пластов, как и боец Дужной, камень Романов. Попадались меж дугами и пустоты, в которых могли селиться береговушки.
     Последние сомнения отпали – они точно не "Афонины". Это брови Охони!

     Но что теперь поделаешь, если в XX веке во все карты и путеводители внесли новое название – Афонины Брови. Привязка образца пород среднего девона сделана именно к такому географическому названию, и "поменять его обратно" уже не получится.
     Так же и камень Кукушкин навсегда останется теперь Каменским, а Воробьёв – Слободским, Коньи Уши останутся Кораблями и т.д. Это Вам не улицы переименовывать!

     За официальным названием на карте на память для меня останется образ девушки красоты "нездешней".
     И взгляд Охони, готовый вспыхнуть огнём из-под чёрных "союзных" бровей.

     Название камня Охонины Брови редкостное и тем удивительней, что оно на Урале не одно.

     *** КАМЕНЬ ОХОНИНЫ БРОВИ НА РЕКЕ ИСЕТИ ***

     У села Никитинского, недалеко от слияния Исети с рекой Синарой, есть высокий береговой мыс. Два смыкающихся изгиба коренного берега реки Синара зовут …  тоже Охонины Брови!
     Это простое совпадение с "Охоней" Мамина-Сибиряка или нет?

     Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк часто бывал на реке Исети. Настоящая фамилия уральского писателя – Мамин, и она довольно распространена в тех местах. Историк Ю.В. Коновалов сообщает, что первым из Маминых переселился с берегов Режа на берега Исети арамашевский крестьянин Никита Терентьевич. Там, где дорога в Багарякскую слободу поворачивала от Исети к деревне Истокской, появилась потом деревня Маминская.

     В селе Троицком (бывшая деревня Истокская) начинали свою карьеру священнослужители Мамины – предки писателя. В переписи церковнослужителей 1737 года упоминается один из них:
     "Той же Багарятской слободы Истотского села Троицкой церкви поп Василей Игнатиев Мамин. Сказал от роду ему пятдесят четыре года. Во иерея посвящен к той церкви на место збежавшаго попа Петра Никифорова в 712-м году ис пономарей той же слободы". Мамины переселились с Режа на юг, получается до 1712 года.

     Рядом, в селе Покровском жил родной дед писателя - Матвей Петрович Мамин. В повести "Охонины Брови" Дмитрий Наркисович передал историю исетской степной девушки. Эта реальная история, полагаю, была известна предкам писателя. История Охони и отразилась в названии камня близ устья Синары.

     А как же Охонины Брови "перенеслись" с реки Исеть на Чусовую?

     Семья священника Наркиса Матвеевича Мамина в свое время переехала на жительство в посёлок Висимо-Шайтанского завода. Дмитрий Наркисович родился 6 ноября 1852 года в Висиме. Он много путешествовал по его окрестностям и по реке Чусовой.
     Известность начинающему писателю принес, в том числе, очерк "В Камнях", где он описал своё путешествие по Чусовой, которое начиналось от пристани в устье Межевой Утки.

     От Усть-Утки вверх по Чусовой до Васькиной Горы и Зимняка – рукой подать. Тогда "камушки", скалы с высотой до 15 метров, как правило, были безымянными.
     Не исключаю, что красивое имя Охонины Брови небольшим скалам с каменными дугами дал никто иной, как Мамин-Сибиряк.

     Так история степной девушки с Исети воплотилась в камне на Чусовой.

     P.S.

     Чуоси несла свои воды дальше, к острову Толстик. На золотые шапки леса опускался вечер. Но уходить из этого волшебного места не хотелось. На прощанье Лес сделал мне воистину царский подарок. На одной из темно-синих каменных глыб, поросших пушистым мхом, я обнаружил редкостное и шикарное соцветие гриба Пельтигеры.

     Чусовая не перестаёт удивлять.

©Михаил Латышев

Материалы, использованные при подготовке статьи

1. Путеводитель Природного Парка "Река Чусовая". Под ред. М.Ю. Фёдорова и др., 2014 год
2. Коновалов Ю.В. "Мамин-Сибиряк и село Маминское", сайт Оксаны Корневой http://okorneva.ru/
3. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru
4. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007 год
5. П.П. Бажов. "Малахитовая шкатулка. Уральские сказы". Свердловск, 1967 год
6. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Повесть "Охонины брови" в сборнике "Повести и рассказы разных лет". М., 1983 год


Рецензии
в1978-79годах посчастливилось принять участие в экспедиции по маркировке скал на реке Чусовой. руководителем экспедиции был Юрий Постоногов. а непосредственным руководителем скалолазов был Евгений Постоногов. табличку с названием скалы "Афонины брови " вешал я . я знал только такую легенду - был такой сплавщик Афоня с бровями кудлатыми вот и прозвали скалы на его брови похожие. а про девчину ничего слышно не было. сейчас можно всего многого нагородить. в ту пору и писанины то никакой не было. так что никаких подтверждённых документов да и прочих бумаг как говорится нэма. а наговорить можно многого чего. скал на реке много и историй про эти скалы напридумывать можно множество. думай голова -шляпу куплю.... Зубарев Василий Петрович . участник экспедиции.

Алексей Васильев 5   25.02.2024 08:30     Заявить о нарушении