Жрец
Меня зовут Кен. Мой отец из захудалого, но несомненно самурайского рода. Мать кореянка-католичка. В детстве я не увлекался спортом и играми. Правда, я много лет занимался в школьной секции карате, меня влекла мистически-интеллектуальная сторона этого искусства, а не отточенность движений. Особых успехов в карате я не добился. Зато учеба давалась мне легко, я был неизменно первым в классе, а затем и на всевозможных конкурсах - сначала в нашей области, а затем в самом Токио. Таким образом мне достался грант для учебы в одном из лучших западных университетов.
Покинув свой провинциальный городок, я обосновался в университетском кампусе и записался на философский факультет - меня всегда волновали неразрешимые, мутные вопросы жизни и смерти. Скоро я с головой ушел в европейскую цивилизацию, от Фалеса и "все из воды" до "Логико-философского трактата" Витгенштейна и от облупленных фресок на стенах христианских храмов до сладких фальцетов ансамбля "Битлз".
Стипендии хватало в обрез, на жилье, учебники, скромную еду. Чашечка саке вечером после занятий или пригласить свою девушку (официантку из студенческого кафетерия) на танцульки - и думать забудь. Я начал подрабатывать мытьем посуды в ресторане. Дни я проводил в обществе (воображаемом) Канта и Спинозы, погруженный в возможность синтетического априори и выводимость этических максим, по вечерам - душный пар, горячая вода в громадных раковинах, горы тарелок всех сортов и размеров с объедками бифштексов, непрожеванной осетриной, обломками лобстеров и раздавленными пирожными эклер. Сначала я начал терять аппетит, потом сон, в конце концов в моей голове воцарился хаос - Витгенштейн мог с грехом пополам соседствовать с Энгельсом и Камю, с остатками спагетти - никак. Меня загрызла тоска.
Три года просвистели мимо, не получив даже степени бакалавра, я взял академический отпуск и вернулся домой. Я пытался получить место учителя социологии в школе или репортера в местной газетке. Бесполезно. Поселившись со своими родителями, я уединился с компьютером, не выходя из дома целыми неделями и даже месяцами. Мать приносила мне еду на подносе, я ставил его рядом с клавиатурой и поедал пищу, не чувствуя вкуса и не отрывая взгляда от монитора. Я играл в бесконечные игры, просматривал новости, знакомился с женщинами - и не являлся на свидания.
Однажды мать, желая развлечь меня, принесла мне местную газету и сказала, "Посмотри, какое объявление - требуются кандидаты в буддийские монахи", полагая, что искать монахов через газету смешно. Но я записал телефон, позвонил, пошел на собеседование и прошел его с легкостью. После двухнедельного обучения я стал, не знаю, как назвать этот сан по-русски, скажем, младшим монахом. Я получил право выполнять всякие мелкие обряды, например проводить похороны домашних животных, освящать вновь купленные автомобили а также разъяснять мирянам самые элементарные вещи, вроде того, что есть Бог или отговаривать их от самоубийства. Мне показалась такая деятельность любопытной, я немного воспрял духом, меня вновь стали занимать вечные вопросы бытия. В общем, я захотел стать настоящим буддийским монахом.
Дело очень и очень непростое. Я направился в один монастырь в северной части страны, согласно традиции, бросился ниц перед тамошним аббатом и попросил принять меня в стажеры. Аббат, повинуясь той же традиции, с визгом обругал меня последними словами и приказал убираться восвояси. С традицией не спорят. После нескольких дней падания ниц и униженных просьб с моей стороны и площадной брани со стороны аббата я был зачислен в послушники.
Что сказать вам, друзья, о жизни буддийского монаха-стажера? Можно было бы сравнить ее с жизнью раба на плантации. Но плантатор заинтересован в урожае, ему безразлично, страдают рабы или нет. Тогда как старшие монахи в монастыре имеют целью именно заставить послушников страдать, заставив их таким образом забыть свое прежнее я и обрести небывалую свободу. У монаха нет желаний, сомнений, колебаний: ничто не стоит между его волей и его действиями. Обычно мне доводилось спать не более четырех часов в сутки, все прочее время уходило на уборку территории, заготовку топлива, приготовление пищи, мытье полов и прочие возвышающие душу занятия. Нас не били, но стоило замешкаться на секунду или сделать что-либо не по правилам, как сразу обрушивались потоки визгливой брани старшего монаха. Еда - рис и маринованные водоросли, ни рыбы, ни мяса, ничего свежего. В качестве наставника мне был назначен старший монах Арата и, поверьте мне, браниться он умел. Несколько минут, а чаще несколько секунд в день он посвящал моему духовному развитию. Задав накануне мне каверзный вопрос, он выслушивал мой ответ, обычно хмыкал и лишь изредка снисходил до презрительных комментариев.
Приближался крупный праздник, я отвечал за выпечку особых хлебцев и засолку цветной капусты. Нагрузка была столь велика, что я не спал более недели. Наконец, настал великий день. Я не принимал участия в церемониях, но должен был подать старшим монахам громадный чан с рисом. Обессиленному бессонницей и недоеданием ноша была мне не по силам. Я шел по трапезной, ноги подгибались, в глазах круги - я терял сознание. Упасть и рассыпать рис значит испортить всю церемонию, осквернить праздник. Сознание отключилось. И в этот момент произошло чудо, то, о чем мечтают мистики. Мое прежнее я исчезло, яркой вспышкой родилось новое сознание - момент просветления. Я с размаху швырнул чан с рисом под ноги аббату и почтенным старцам, повернулся, и не говоря ни слова, ушел из монастыря.
До шоссе километров пять, вышел на дорогу, поднял руку и первый же "Ниссан" подобрал меня. Через час я был в порядочном городке, административном центре округа. В довольно крупной таверне меня приняли с почетом, хотя я не имел ни цента денег, не то что кредитных карт. Все же бритая голова и монашеская одежда чего-то да стоят. На следующий день расплатиться за ночлег мне было нечем, я предложил управляющему отработать долг. Очевидно он решил, что я выполняю некий монашеский искус и почтительно согласился. Но как я мог отработать, что я умел? Проводить церемонии на похоронах домашних животных (никто не умер); рассуждать о Спинозе (вряд ли это уместно в мотеле); и мыть посуду. Именно это я предложил, после чего меня вежливо проводили на кухню. Очевидно, предполагалось, что я притронусь к раковине, пробормочу мантру и удалюсь. Но вспомнив свое знакомство с западной цивилизацией, я встал к раковине, к удушливому пару, брызгам и недоеденным бифштексам на замасленных тарелках, и отработал смену, двенадцать часов. Как хорошо! Никто не орал на меня как старший монах, наоборот, повара спрашивали, не жарко ли мне и предлагали минеральную воду в бокале, официантки, преодолев начальное удивление и стеснение, одобрительно улыбались. На обед были свежие овощи, рыба, курица, не то что постылый монастырский рис. По окончании смены сам управляющий поднес чашечку саке.
Опускаю подробности - на следующий день я вновь встал у раковины-мойки, никто меня не прогнал, и я провел еще один счастливый день. Моя бритая голова понемногу обросла, монашескую одежду я сменил на джинсы и майку, был зачислен в штат таверны и пять дней в неделю по двенадцать часов с увлечением и радостью мыл посуду. Этого не могли понять мои коллеги, посудомои и официанты. Они тяготились работой. Понемногу я стал им рассказывать о жизни в монастыре, объяснял, как мог, причины своей радости. Это их забавляло. Пару раз в неделю я спал с учительницей английского языка местного колледжа. После работы я не отказывался от выполнения простых церемоний, на проведение которых имел право, в конце концов, у людей умирают домашние животные, и им нужны достойные похоронные церемонии; люди покупают Хонды и Ниссаны, и освящение машины никак ее не испортит. Не отказывался и ответить на простейшие вопросы, вроде того, что есть Бог и следует ли делать харакири, если жизнь надоела. Директор таверны не раз предлагал перевести меня в кассиры или администраторы. Я отвечал уклончиво. Я был счастлив.
Три часа дня. В работе затишье. Ленч прошел, обед еще не начался. Я на кухне читаю газету. Акико-официанточка подбегает, глаза вытаращенные, "Тебя какой-то господин спрашивает!" Появляется Арата, старший монах и мой бывший наставник. Без ругани на сей раз, но тем же визгливым голосом, "Кен! Что вы здесь прохлаждаетесь! В храме таком-то старший жрец умер, подходящих кандидатов, кроме вас, нет. Соглашaйтесь и едем, иначе придется закрывать."
Свидетельство о публикации №216041500170
Меня всегда привлекала невозмутимость их поведения в любых ситуациях жизни и очень хотелось научиться этому самоОбладанию у них. Но истоки этого учения - терпение и терпимость к любым непредвиденным обстоятельствам, готовность принять их такими, какими они являются на данный момент времени.
Особенно интересен момент просветления. Многие люди интересуются этими понятиями, но... не все люди могут этого достигнуть.
Благодарю за рассказ - в малом объёме отразили большое понимание этого процесса!
С уважением, Галина.
Галина Ефатерова 17.05.2024 00:37 Заявить о нарушении
Как вы полагаете, остался Кен официантом или отправился настоятелем в монастырь?
Николай Петрович Мосин 17.05.2024 20:33 Заявить о нарушении
Для Кена - деятельность значения не имеет, душой он уже там,
куда стремился, хотя телом - пока ещё на земле.
Благости!!!
Галина Ефатерова 18.05.2024 15:24 Заявить о нарушении
Николай Петрович Мосин 18.05.2024 20:07 Заявить о нарушении
Когда в пустоте Ума - услышите голос Творца,
Который Вам расскажет всё о мироЗдании,
Кто, как не Он ВСЁ знает о человекам и земле!
Но это моё мнение и не все его разделяют!
А Вам - получить в жизни то, о чём просит душа.
Всего Вам доброго, Галина.
Галина Ефатерова 18.05.2024 22:18 Заявить о нарушении