Павлушка

                П А В Л У Ш К А

     В селе, что ни двор, то отдельное государство со своим правителем, законами и порядками. Именно поэтому мне в детстве так хотелось стать, хоть на время невидимкой, чтоб затаиться где-то в уголочке и подсмотреть, как люди живут, о чём говорят, что думают. Не для злого умысла, а чтоб что-то доброе себе перенять, научиться или хотя бы добрая мысль в голове зародилась. Подражая невидимке, я в гостях сидела тихонечко, ни во что не вмешивалась, но старалась подметить всякую мелочь.
     На этой улице, со стороны кладбища, я за все свои восемнадцать лет, прожитых в селе, была всего-то два раза. Первый раз мы с мамой ходили к какому-то приезжему мужику, мастеровитому человеку, который искусно делал кухонные тумбочки на продажу. Тумбочку мы тогда курили самую большую. Еле потом донесли её до дому, но она того стоила. А в другой раз, уже с бабушкой, нас на эту улицу случайно позвали. Я даже не могу вспомнить по какой такой причине. Помню только маленькую хатёнку, чисто выбеленную, окошки крестиком по старинному укладу, а вместо калитки – перелаз.  Я тогда ещё осмелилась спросить хозяйку дома: как она воду на коромысле носит, не расплёскивая, и как перелазит через перелаз? Она ответила, что к колодцу она ходит тропинкой наискосок, через свой огород.
     Но самым главным, что меня интересовало на тот момент в бабушкином дворе – это необычная парочка: лохматый пёсик, чуть больше кошки (в селе таких собак не держали) и прямо таки снежно-белый гусь, очень гордый и величавый. Мне даже тогда показалось, что у этой парочки верховодит именно он, а не пёсик. Но что-то же держало их вместе…
     В сельском дворе всякая живность должна пользу приносить, а тут два «бесполезных» нахлебника. Собак держали на цепи, понятное дело, чтоб двор охраняли, а тут добродушная маленькая собачонка, которая начинала подвывать тоненьким голоском, когда хозяйка нечаянно загрустит, а того хуже – заплачет. Гусь один на хозяйстве и, через перелаз, когда хозяйки во дворе нет, никого не пропустит.  О-о-о, с этой птицей лучше не связываться… Конечно же многие спрашивали хозяйку, дескать, зачем она их держит? Об этом имела неосторожность спросить и моя бабушка. На что бедная женщина ответила не сразу, а только после того, как выплакалась и немного успокоилась.
     - А вот, они ходят, а мне кажется, что мой Павлушка и Проша сейчас придут… Это же они их в наш двор принесли. Проша, муж мой покойный, с базара домой шёл. Вот этого щенка у бродячих собак отбил. Они ж чуть было не загрызли бедолагу… Принёс мне его в соломенной шляпе. Я подумала шерсти клок. Руку протянула, а оно шевелится. Думали – вырастет, а он оказался из тех, кого городские барышни на руках носят и на поводке с ними гулять ходят. Видать не углядели, щенок на улицу выбежал и увязался за собаками. А те не пожелали его в свою компанию принимать… Гуся же Павлушка принёс. Параска Столбиха ему дала. Вот ведь какая штука получилась. Посадила она курицу на утиные яйца. Как уж там получилось, но одно яйцо оказалось гусиное. Вывелись малыши, всё хорошо, только курица невзлюбила гусёнка. Долбит и долбит его. А мой Павлушка это непотребство увидел и от жалости заплакал. Параска словила и отдала того гусёнка калеке. Мол, всё едино заклюёт его наседка, раз не по-сердцу ей пришёлся. А и то сказать, не свои же дети у курицы, утята… а гусёнок помешал. Вот, принёс Павлик его маленького домой. А куда его? Выпустил посреди хаты, а он к Тузику пошёл и лёг ему под тёплый бочок. Вот так они и сдружились. Едят – вместе, ходят – вместе. Петух всё на Тузика наскакивал, а гусь как подрос, тут уже никого к нему не подпускает. Вот оно как обернулось.
     - А куда это они пошли?
     - А это они пошли Павлушку проведать… Каждый день ходят.
     И затряслась от горького плача эта, уже немолодая женщина. Оказалось, что пёс с гусем, через огород на кладбище, к могиле сына её, Павлушки, пошли…

                2013 год.


Рецензии