Рыцари неба -2. Летчик испытатель

Дорогие коллеги!
   Это мой блок о людях, с которыми работал в авиации, встречался и кому я обязан своим становлением.  Такова жизнь. Мы учимся на опыте других и передаем этот опыт. Обычная  диалектика  жизни. В него я буду включать документальные рассказы, эссе о реальных людях с реальными фамилиями.
 
Летчик - испытатель Щербаков. Герой Советского Союза
        Каждый самолет,  планер, как и любой летательный аппарат, учат летать. А до этого работа многих наземных служб, аэродинамические продувки, и, наконец, программа летных испытаний. Именно с этой программой для планера КАИ-14 меня командировал Главный конструктор  ОКБ Спортивной авиации М.П.Симонов в г. Жуковский, а именно, Летно  – испытательный  институт. Председателем  методического совета в то время был заслуженный летчик – испытатель Александр Александрович Щербаков.
  Мне показали его издали.  Навстречу по длинному коридору  института шел летчик в гермокостюме со шлемом и перчатками в руке. Я  робко шагнул ему навстречу.
И в эти несколько метров до встречи,   я вдруг вспомнил все, что знал о нем.
Меня всегда поражают и удивляют люди, которые становятся Личностями. Когда это случается? Нужны для этого какие-то обстоятельства, случай? Или  протеже, - поддерживающая «волосатая» рука? А возможно  ответ надо искать в генах?
Я подумал, как паренек, родившийся в районном поселке, вдруг оказывается знаменитым?
Нет, совсем не вдруг. Шла война, и, как у большинства молодых людей у Александра была неутолимая жажда встать на защиту Родины. Но ведь не секрет, некоторые из молодых  проявляли не только героизм, а и удаль, граничащую с бесшабашностью. Бывало, проявляли даже трусость.
        А в чем разница, где та граница, отличающая в небе трусость от мужества? Халатность от ответственности?
  Существует природное состояние каждого человека думать о своей безопасности. То, что принято называть страхом. Страх,   по словам многих летчиков-испытателей, бывал и в их жизни. Но одних он парализует, а других стимулирует к мгновенному анализу и действию. Для тех, кто связал свою жизнь с небом, свойственно последнее. Много на моей памяти таких случаев, о которых я хочу рассказать позднее.
В 18 лет Александр окончил военную авиационную школу лётчиков, а в 1944 году он до самой Победы уже на фронте. Воевал в гвардейском истребительном авиационном полку. Участвовал в боевых вылетах, в воздушных  боях.
…Заслуженный летчик – испытатель шел навстречу мне спокойной и уверенной походкой. А я делаю шаг за шагом, в которых чередуются  обстоятельства его биографии и мои ощущения в сознании его недосягаемости и величия. Благоговение юности перед  Личностью. А вдруг он прикрикнет и обзовет, мол куда ты со свиным рылом, да в калашный ряд?
Ноги путаются, приходится следить, чтоб не пошатнуться. Не каждый день встречаешься с Героями Советского Союза. Ноги будто налиты свинцом. Отчего-то подумалось, что так напряженно идут на эшафот или в боевую  атаку. Это не было страхом. Скорее – глубокая дань уважения перед Личностью.
Голосом «блеющего ягненка» обращаюсь к нему и излагаю свою просьбу, понимая, что не к месту и не ко времени. Жду, кажется, вечность. Я знаю,  летчику Щербакову в испытательных полетах не раз приходилось  принимать решения в доли секунды, которые потом на земле по впечатлению растягивались в минуты. Мои секунды ожиданий сейчас тоже растягиваются в сознании. На самом деле, почти мгновенный спокойный ответ летчика, уходящего в ответственный непредсказуемый по обстоятельствам, полет:
- Хорошо, после полета  мы обсудим.
        Напряжение спадает и ноги теперь вялые. А в сознании  - легкая оторопь прошедшей напряженности. Присаживаюсь на стоявший в коридоре стул. Анализирую, смог бы я так уверенно вести себя перед сложным  испытанием  самолета на штопор?  Это его не первый и не последний полет по такой программе. За всю его долгую карьеру он испытал много самолетов разных модификаций. А испытание каждого самолета длилось месяцами, а иногда и годами. Но уверен, что не без внутреннего волнения сядет он в кабину. Равнодушие  испытателя также неестественно, как и страх.
На большой высоте потом  он сознательно введет самолет в штопор: ручка управления на себя, правая или левая нога вперед. И последующий полет самолета со снижением, когда все земное начинает кругами будоражить сознание.
       «А самолёт  падает к земле со скоростью 100 метров в секунду.  В условиях крайнего дефицита высоты и времени я стал импровизировать. Применил отклонение элеронов и так же отклонил руль направления и руль высоты в такт колебаниям самолета. И, наконец, самолёт вышел  из штопора»
Так рассказывал после очередного полета летчик Щербаков  конструкторам. А сколько было разных ситуаций и неисправностей, которые надо было устранить конструкторам, прежде чем передать  опытные самолеты в воинские части.
       А я задумываюсь и не могу даже мысленно представить удивительные цифры. Щербаковым, специализировавшимся в одной из наиболее сложных, ответственных и опасных испытательных работах и получившим неофициальный титул «профессора штопора», было испытано на штопор 22 типа самолетов-истребителей. Конечно, это уникальное явление.
А каждый самолет имеет свой характер в полете вообще, а при выходе из штопора в особенности.
      Я нигде не слышал, чтобы кто  из летчиков – испытателей во всем мире повторил это достижение. «Профессор штопора»   доказал это. За проявленный героизм летчику- испытателю Щербакову присвоено звание Героя Советского Союза.
      Мое сложившееся мнение – Личности не появляются вдруг, они прорастают в самом человеке, благодаря постоянной работе над собой, поставленной цели и мужеству в ее достижении. Таким и стал за  35 лет испытательной работы Заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник, кандидат технических наук Щербаков.
      А что касается моего отношения  к Личности сегодня? Так  прежняя юношеская робость со временем прошла. Каждый гражданин, если  даже он не достиг выдающихся успехов, то в определенном смысле тоже – Личность. Со своим мировоззрением и своим участием в жизни страны.
А такие, как Щербаков, относятся к уникальным героическим личностям, сроднившимися с воздушными просторами неба.

Виктор


Рецензии
Спасибо Виктор за визит! Подправьте пожалуйста:"...АК именно, Летно – испытательный институт."
Ещё почитаю и тогда... Может быть?

Всего Вам доброго! С уважением!

Владимир Сысолятин   15.11.2016 17:25     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за интерес к авиационной теме.Буду продолжать. Только мой принцип - больше эмоциональных составляющих, и меньше технических подробностей.
Единственно, где я показал "теорию полетов", так в рассказе "Небо -ее стихия". Это о полете голубя, голубки. За ошибку спасибо, исправил. Кстати, упомянутый здесь Михаил Петрович Симонов, это позже Генеральный конструктор КБ Сухого. Самолеты марки "СУ", начиная с "СУ-27" и далее выполнялись под его руководством

Виктор Як Чернявский   15.11.2016 19:29   Заявить о нарушении
Спасибо Виктор за добрые слова! Я Вам потом напишу... Зайдите вот сюда: http://www.proza.ru/2014/05/24/802 Читать вовсе не обязательно, но?.. Я пришпандорил к миниатюре Ваше фото самолёта. Я его немного отрихтовал! То, что он не настоящий это ещё полдела, но там были пояснения на фоне неба,-я их убрал. Если хотите сохраните себе куда-нибудь? Как только я это пойму (сохранение)-удалю. А, то как-то не в тему самолёт??? Мне завтра рано вставать... Оставим на потом... Всего доброго! Спокойной ночи!

Владимир Сысолятин   15.11.2016 21:58   Заявить о нарушении