Партизаны

    Это слово известно любому взрослому жителю нашей страны. Но в моём рассказе речь пойдёт не о партизанах 1812 года или Великой Отечественной войны. У этого слова есть ещё одно значение, известное немногим.

В советское время, военные комиссариаты, согласно своим мобилизационным планам, периодически призывали на военные сборы уволенных из вооружённых сил граждан на переподготовку! А как  же иначе? Все должны быть начеку! Порох надо держать сухим! И  если кто к нам с мечом, то так ему  и надо… Обычно это были 30 – 40-летние мужчины, как Карлсон – в полном расцвете сил! Отягощённые семейным бытом и детьми. Призывались они обычно на 2 месяца, с сохранением заработной платы на их предприятиях.

В начале это им совершенно не нравилось. А что хорошего в том,  что тебя срывают с насиженного привычного места и в принудительном порядке заставляют вспоминать военную профессию, которую ты осваивал в молодые годы? Но мужчины, известно, животные стадные, а порой даже и стайные, это уж зависит от того, какие мужики подберутся… Коллектив сплачивался мгновенно, на основе всеобщих тягот и лишений.

Этакий мужской клуб по интересам. Заставить подстричься эту публику было практически невозможно.  И на зло УВС – уставу внутренней службы, многие начинали отпускать бороды, хотя щетинистая небритость присутствовала почти у каждого. Для придания, этой категории наших советских граждан, военного вида, им со складов выдавалась военная форма, часто старых образцов. Мятая, лежалая, ещё страшнее теперешнего секонд-хенда и естественно уже и не новая.

Вот и представьте себе, эту публику полу-уголовного вида, в военных обносках, а порой и нетрезвых… Представили? Так вот это и были партизаны!
Командование прекрасно понимало, что этих партизан прислали им в виде наказания за былые прегрешения. Обычно в общении с этой категорией горе-военнослужащих командование шло на компромисс.

Партизаны при проведении показательных учений соревновались с солдатами или матросами срочной службы. И если победителями выходили партизаны, то в награду - командование их больше не трогало, а даже раньше отпускало к семьям и писало нормальный отзыв о прохождении переподготовки. Обычно так и получалось, в пользу опыта, а не молодости.

Однажды в Прибалтике я был свидетелем интересной бытовой сценки. В наш автобус ввалилась группа партизан, явно навеселе… В грязных бескозырках, бушлатах, на которых не хватало пуговиц, с полосатыми тельняшками на груди… Эта публика в полный голос обсуждала какие-то свои вопросы, не особенно заморачиваясь на лексику. Одна маленькая девочка испуганно спросила у бабушки – кто это? К гордости этой бабушки скажу, что она не растерявшись ответила – Леночка, это партизаны… Двое иностранцев, сидевших рядом, загалдели – Partizanen?  Только тогда до них наверное дошло, почему их Гитлер не смог нас победить, а они сами продвинулись на шаг ближе к разгадке Великой Русской Души!


Рецензии