Илимская Осень

     Тот, кто читал книгу А. Иванова "Message: Чусовая", обратил внимание на то, чем "прославились" чусовские селения в Наговоре старого чусовлянина:

     "Преславное чудо, небо украшено звёздами, земля цветами, …, Утка косыми лаптями, Пермяки грязными местами, Шайтанка хвастунами, Мартьянова зипунами, Волегова токунами, Илимка колдунами, Кын бражниками".

     В Кыну был – бражников не видал, а вот что за Илимка была такая с колдунами?
     Илимка – это старое название реки Илим, левого притока Чусовой. Небольшая горная речка начинает свой бег с водораздела рек Чусовой и Сылвы близ деревни Пермяки. Недалеко от станции Илим речка пересекает дорогу Первоуральск-Шаля и после небольшой запруды пробивается на север по глухим логам, к Чусовой.   
     Неужели здесь были колдуны?

     На берегах Чусовой первыми хозяевами были древние предки коми. За диковинные обряды и шаманские верования русские люди их называли "чудью", а за знание природы рек и лесов, силы трав – считали колдунами, побаивались. Может и сейчас где-то в чусовских лесах лесные чародеи готовят таинственное зелье?

     Считалось, что колдуны добавляли в кипящее варево разные составы, увеличивая силу заклинаний: змеиные языки, жуков-светляков, железный порошок.  Одной из колдовских приправ была истолченная кора горного ильма.

     Ильмов (вязов) на берегах Чусовой Вы не найдёте. Поэтому название речки Илимки, увы, вовсе не от слова "ильм", как об этом часто повествуют в путеводителях. Тогда от чего?

     *** ДОРОГА К ИЛИМСКОМУ УРОЧИЩУ ***

     Чтобы познакомиться с этим загадочным местом, я отправился на велосипеде от деревни Колпаковки (станция Харёнки). Проехав мост над рекой Кашкой, я свернул на северо-восток по старой чусовской дороге.
     Над Чусовой бушевали жёлтые сполохи сентября из лиственниц и опадающих берёз.

     Давно хотелось побывать на месте бывшего села Илим! До мечты оставалось пятнадцать вёрст, и мой железный конь упрямо врезался раз за разом в раскисшие колеи. Преодолев речку Засуху, я спустился в долину Илима и попал во владения Природного парка "Река Чусовая".

     Чудное место! Илимку я сначала не увидел, а услышал - как она шумит и журчит на каменных перекатах. Дорога вышла в урочище, слева опускались отвесные склоны горы Головашки. Справа от реки на границе с ельником виднелись небольшие красивые прибрежные скалы. Илимка нешироким потоком прорезала урочище, солнце играло на бурунах воды.

     За свой путь в 33 версты Илимка успевает принять воды рек Мостовой, Ленёвки, Талицы и Засухи и является самой чистой рекой в Природном Парке!
     Илимка известна тем, что в ней водился хариус. Я попробовал её ледяную воду голубоватого цвета – нет вкуснее напитка на свете! Из речки Илимки можете смело пить просто так, без кипячения и фильтров. Это редкость в наши дни.

     Снимается запрет из далекого детства, когда впервые начинаешь помнить себя, свои первые попытки осознать этот мир. На улице жарко и солнечно, ты стоишь по колено в луже и недоумеваешь – почему нельзя пить из неё, ведь пить хочется?

     В высоких земляных берегах Илимки любят устраивать свои норы семьи бобров. Специалисты Природного Парка так и назвали веломаршрут до реки Илимки – "В гости к бобру".
     Они советуют остановиться в этом месте и подождать до вечера, укрывшись незаметно для пугливых животных где-нибудь поблизости от норы. Время, проведённое в ожидании, окупится интересным зрелищем. По словам экологов, с наступлением сумерек бобры "вылезают из убежища и отправляются кормиться вдоль по руслу Илима".

     Дальше по пути открывается во всей красе Илимский Камень, под которым находится устье реки Илимки. Он нависает над Чусовой стеной 700-метровой длины и обрывается утёсом, украшенным шапкой леса.
     Утёсы Илимского Камня прерывают Илимский плёс, длинный двухкилометровый "тягун" от камня Кумашного, преграждая путь красавице Чусовой. Река Теснин вынуждена разворачиваться в этом месте почти на 180 градусов к северу, делая крутую петлю.

     Илимское урочище – одно из красивейших и живописных мест на Чусовой. На противоположном берегу раскинулся горный луг. По левому берегу вдаль уходят просторы бывшего села Илим, над которыми высится луговая копна горы Головашки.

     Здесь, судя по цветным фотоснимкам С.М. Прокудина-Горского из экспедиции 1912 года, в устье горной речки на левом берегу Чусовой когда-то располагалось село и пристань с тем же названием – Илимка.

     *** ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СЕЛА ИЛИМ ***

     Первое, что Вы заметите – скромную часовенку, установленную на месте Троицкой церкви села. Табличка в часовне указывает на возможный год, когда здесь появились первые дома - 1636.

     Село Илим когда-то было волостным центром, к которому относились окрестные деревни: Романова, Волегова, Мартьянова, Сулём и Кашка.
     Его история началась с того, что в конце 30-х годов XVIII века Акинфий Демидов хотел построить завод на речке Илим. Но горное управление не уступило Демидову эти места, поскольку Уткинское плотбище снабжалось лесом с государевой Илимской "лесной дачи".

     Вместо завода на Илиме было решено возвести плотину с прудом для пильной мельницы, которая поставляла бы древесину казённым пристаням, Сулёму и Ослянке.
     В 1743 году горный инженер Никифор Герасимович Клеопин при посещении стройки заключил: "… речка Илимка явилась для строения пильной мельницы весьма угодна".
     Для работы пильной мельницы с 1743 года деревню заселили крепостными крестьянами из Подмосковья и Поволжья. По рассказам П.М. Попова 1902 г.р., сюда же отправляли беглых и ссыльных, "политических".

     Затем выяснилось, что проще сразу строить на Илиме готовые барки и порожними сплавлять их к казённым пристаням, чем отправлять к ним лес.
     Так деревня Илимка превратилась в настоящую судоверфь! Плотбище организовали на правом берегу Чусовой, напротив Илимского камня. После вырубки леса там осталась большая луговина.

В начале 1774 года Илимская пристань была захвачена отрядами пугачёвцев. Очаг бунта возник в селе Медянка Кунгурского уезда. В январе того года там восстали две сотни крестьян, которые поверили Пугачёву, новому и справедливому "царю". Восставшие выбрали атаманом отставного 33-летнего артиллериста Ивана Белобородова. Пользуясь эффектом внезапности, отряд повстанцев под его руководством разгромил три сылвенских завода.

Успех окрыляет, и войско пугачёвского атамана достигло нескольких тысяч человек. Полк Белобородова отправился к берегам Чусовой и занял Илимскую пристань. Пугачёвцы за пару недель взяли штурмом Старо-Шайтанский и Уткинский заводы (ныне село Чусовое и посёлок Староуткинск), захватили золотые прииски в чусовских верховьях.

Однако в марте царские войска разбили атамана под Уткой и в Старой Шайтанке. Иван Белобородов с повстанцами был вынужден отступать на юг, чтобы соединиться с силами Пугачёва под Оренбургом.

     Пристанская деревня в 1775 году стала волостным селом Илим, когда была возведена первая церковь Святой Живоначальной Троицы. В 1833 году взамен обветшавшего здания был построен новый  деревянный однопрестольный храм. На фотографии С.М. Прокудина-Горского он обнесён оградой, рядом стоял дом управляющего. Рядом с судоверфью воды Илимки по деревянному водосбросу обрушивались в Чусовую.

     Стоя перед часовней и её старым деревянным куполом, лежащим рядом, невольно снимаешь шапку. Здесь когда-то была и скрылась в Реке Времени маленькая часть горноуральской цивилизации. Её следы остались в чусовских пристанях, зданиях бывших заводов и дорогах.

     Главной, сплавной дорогой была сама Чусовая, которая зимой превращалась в санный путь. Для зимних обозников казна содержала "ямы" – постоялые дворы в деревнях через каждые 20 вёрст, на расстоянии дневного перехода. Три больших чусовских тракта объединяли кровеносную систему первых уральских заводов.

     Вдоль реки Межевая Утка от Нижнего Тагила к чусовской пристани Усть-Утка шёл Горнозаводский тракт, устроенный в 1725 году. От Кушвы к Ослянской пристани в 1738 году проложили Гороблагодатский тракт. Вогулом Петром Шахманаевым в том же году от Ослянки был проложен Кунгурский тракт до города Кунгура. За Кунгуром тракт продолжили к реке Каме, к будущему губернскому городу Перми.
     От чусовских пристаней Усть-Утки, Кашки и Илима дороги тоже вели на запад - в Кунгур.
     По одной из них я и добрался в Илим. Осталось разыскать Илимскую пристань.

     *** ИЛИМСКАЯ ПРИСТАНЬ ***

     Известно, что для отправки барок в устье Илима была построена уникальная каменная пристань, таких на Чусовой всего две! Вторая находится в Кыну. Выйдя на стрелку Илимки и Чусовой, я в растерянности озирался, потому что не увидел пристани, которая была где-то совсем рядом.…

     Шумела Илимка, входя своей быстрой струёй в плавные воды Чусовой. Правый берег Илимки зарос настоящей урёмой. И в этом густом кустарнике неожиданно для меня вдруг явно обозначилась древняя каменная кладка, поросшая зелёным мхом.
     Удача!

     Но как же туда пробраться? От дороги, ведущей к часовне, виднелся старинный "фунтовый съезд", спускающийся к руслу Илимки. Путь уходил вброд и дальше, за Илимским камнем, продолжался старой дорогой до деревни Волеговой.
     Делать нечего, пришлось войти в ледяные воды Илимки. Холод необычайно ломил ноги, душа при "крещении" рвалась наружу.

     И вот я стою прямо под Илимским Камнем. На меня смотрят красноватые плоские стены Илимской пристани, сохранившие гул прошедших веков. Вечернее солнце прячется за лесом. Ладони чувствуют оставшееся тепло в шершавых старинных плитах.
     Эти плиты для пристани вырубались тут же, из массива Илимского Камня. В результате получился настоящий "форт" высотой около трёх метров и длиной около двадцати.

     Пристань получила форму скошенной буквы "П" с симметрией правильного пятиугольника. Форт-крепость был внутри утрамбован глиной и землёй, его стены врезались в береговые склоны. Пристань построена в стороне от берега Чусовой, чтобы по весне быть затопленной караванным валом только на две трети.

     А. Дмитриев в книге "Экскурсия учеников Нижне-Тагильского горнозаводского училища по реке Чусовой в 1908 г." пишет об Илимке так:

     "Илимка, или Илимская пристань. Здесь строят суда, сплавляемые за 82 версты вниз к Ослянской пристани, где и грузят продукцией гороблагодатских заводов. Илим — это не пристань, а плотбище, или судоверфь. В Илимке видели судно — барку, приготовленную для прогулки горного начальника Гороблагодатского округа генерала Левицкого. Судно с полной обстановкой: мягкой мебелью, пружинными матрацами, кушетками, кухней".

     С Илимской верфи ежегодно отправляли 100-112 порожних барок вниз по Чусовой до Ослянской пристани для загрузки железом с заводов Кушвы. Теперь бойницы каменной пристани взирают на бывшее плотбище по правому берегу.

     Я поднялся на вершину Илимского Камня и огляделся. Какая красота вокруг!
Вдалеке видна маленькая шапочка леса, которая осталась нетронутой на ближней вершине горы Головашки. Там до сих пор находится сельское кладбище и раньше стояла часовня. По логу между вершинами Головашек к берегу Чусовой пробирается речушка Мулянка.

     Поблизости есть три небольшие пещеры. Приятно бродить по склонам, покрытым настоящим моховым ковром.
     Я нашёл старую выработку в скале, из которой в XVIII веке вырубался материал для пристани. Ощущение, будто работа кипела здесь совсем недавно. Казалось, только-только улеглась пыль, когда рабочие ухали киркой и долотом по горной породе и тащили к телегам ровные камни.

     За часовней с Илимского камня хорошо виден плёс, на берегу которого заметны памятники селу Илим. Вернёмся к ним, чтобы узнать, что же случилось с селом?

     *** КАК ИСЧЕЗЛО СЕЛО ИЛИМ ***

     К концу XIX века Илим был уже большим селом с тремя тысячами жителей. Но в 1888 году почти всё село уничтожил сильнейший пожар, из четырёх сотен домов  спасли всего три избы! Но Илим смог отстроиться. В начале XX века село вместе со всей Россией пережило революцию и Гражданскую войну.
     В 1918 году прошёл последний сплав железных караванов по Чусовой.
     К сожалению, в 1932 году Троицкий храм снесли большевики в разгар "войны с религией".
     Илимцы работали на механизированном лесопункте, по 9-километровой узкоколейке они подвозили брёвна к Чусовой и спускали их в реку на молевой сплав.

     И снова Илим настигает пожар - 30 мая 1939 года сгорело почти всё село. История этой трагедии рассказана в книге "Предания и легенды Урала" (Свердловск, 1991). От искры паровоза загорелся лес между станциями Харёнки и Илим. Сильный ветер пригнал верховой огонь к селу.

     Камень Илимский полыхал так, что головёшки летели через Чусовую. Днём в домах оставались женщины, дети и старики, которым пришлось спасаться в реке, настолько сильным был жар. Минут за сорок всё было кончено. Два десятка домов смогли отстоять, в том числе благодаря насосу, с помощью которого качали воду из Чусовой.

     Хоть и давали потом жителям ссуды на строительство или покупку домов, село уже не оправилось от удара. В 60-70 годах прошлого века Илим стал вымирать. Окончательно добило село прекращение молевого сплава в 1974 году. До начала 1990-х здесь, на правом берегу Чусовой, жила одна из последних жительниц - Антонида Алексеевна.

     Гостили у неё рыбаки и охотники, сплавщики. По её рассказам, однажды в избу зашел волк, но баба Тоня не испугалась и выпроводила "гостя" за ушко со словами: "Иди, батюшко, иди!" (по книге "Предания и легенды Урала").

     На берегу Чусовой в память о селе сооружён оригинальный памятник. Вершину железной треноги венчает модель чусовской барки, а на цепях висят багор, пила и прочие приспособления. Судя по "харизме" и стилю сооружения, похоже, что его соорудил знаменитый "сулёмский дед" Павел Иванович Гилёв.
     Для любознательных туристов кто-то аккуратно повесил листочки с напечатанной историей села Илим, бережно уложенные в файлики. Почитайте.

     Рядом установлен новый памятник с надписью "Вечная слава илимцам – защитникам Отечества! Помним…"
     На нём изображен Георгиевский Крест с датами 1914-1923 и рядом - орден Великой Отечественной войны с датами 1941-1945 на фоне Георгиевской ленты. Как верно сделано!
     Важно не противопоставлять память защитников Родины, России в разные исторические времена, а объединять её.

     На прощание, перед отъездом в Сулём, я поднялся на гору Головашки. Между её вершин видны следы выработок, ведь ещё в XIX веке в толще горы обнаружили угленосные слои. Тропинка к вершине с лесочком на самом деле ведёт к старому илимскому погосту с покосившимися деревянными восьмиконечными крестами.

     Я осторожно пошёл по ней. Кладбищенская часовня не сохранилась. К таким местам туристам следует относиться бережно и не рыскать там ради любопытства.   
     За некоторыми могилами ещё ухаживают. Здесь упокоились старинные фамилии Волеговых, Поповых, Романовых.…

     Ниже кладбища, на холмах левого берега Чусовой видны руины фундаментов домов. Всё, что осталось. Грустно.

     Осень – это всегда какое-то пронзительное время года, когда небо становится прозрачнее.
     Когда природа грустит в предзимнюю пору – и ты отчего-то вместе с ней.
     По синему небу налетели облака, и воинство елового леса ощетинилось золотыми шеломами лиственниц. Чусовая, как и тысячи лет назад, серебрилась в лучах солнца и убегала вдаль, к Журавлиному Горлу.
     Прощай, Илим!

     P.S.
     По возвращению домой из Илимской Осени меня "осенило" – не случайно раньше реку и село Илим звали иначе – Илимкой! Неужели к древним лодкам ведёт ниточка?

     *** ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ ИЛИМ ***

     Река Илим на Чусовой упоминается на языке манси в описании историографа Г.Ф. Миллера как "Jalym ja". Что значит слово Илим?

     Илим, илым – так исстари называлась у донских казаков приволочка, небольшой невод. Такая рыболовная сеть состоит из "матни" (мотни, кошеля) и двух "крыльев"; она пускается во всю глубину. Оказывается, слово "илим" (рыболовная сеть либо то, что тянут волоком) заимствовано из тюркского.

     Сравните: татарское jalym, jylym; казахское, татарское z'уlуm; тюменское, башкирское Jylym (йылым); чувашское sil'еm.

     Так что южноуральская река Зилим – тёзка нашего Илима! При "обрусении" слово преобразовалось в "илимку".

     Однако это слово встречается и в Сибири. В книге Максимилиана Кравкова "За сокровищами реки Тунгуски" упоминается большая лодка:
     "Пока экспедиция разгружалась, профессор с Николаем пошел в местный РИК.
Проходя по берегу, Коля заметил невиданные ещё им большие лодки с высоко задранными носами, с мачтой и досчатой постройкой, прикрывающей всю середину лодки.
 - Это илимка,  - объяснил профессор.  - В такой вот мы и поедем".

     Кеты (енисейские остяки) для передвижения по воде использовали большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до 4 тонн, длина до 15 метров) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой.

     Ч.М. Таксами в книге "Нивхи" сообщает, что во время летних кочевок кетские охотники сооружали на илимке жилище типа шалаша в форме рассеченного цилиндра. Каркас его делался из черемуховых прутьев. На него уходило 10—14 пар, которые попарно связывались вверху. По верху и боковым сторонам крепились горизонтально идущие черемуховые ветки, к ним и вязали бересту. Лодочный шалаш в холод и ненастье укрывали шкурами.
     Илимка была и последним домом, археологам встречались захоронения в перевернутой лодке.

     Плавали илимки так: шли друг за другом на расстоянии около сотни метров. При низком уровне воды на перекатах илимки садились на мель - это называлось "поймать бурундука". Снять их оттуда можно было только совместными усилиями, с помощью лошадей с другой илимки. Длинный высокий нос лодки позволял высаживаться на берег, не подходя к мелководью.

     Интересно, что в кетском языке лодка-илимка называется "асель", а "илимками" их стали называть пришлые русские поселенцы, потому что лодку-илимку приходилось тащить волоком, бурлачить.

     Известный Ленский волок в Сибири проходил как раз от Илима, правого притока Ангары, к притокам Лены. В среднем течении реки стоял город Илимск, который после завершения строительства гидроэлектростанции был затоплен Усть-Илимским водохранилищем.

     Устье нашей реки Илим на Чусовой, когда-то богатой хариусом, издавна заприметили древние люди. Рыбное это место и названо оно не случайно. Так его могли назвать тюркоязычные племена, которые ловили неводом рыбу в этих местах.

     Но мне по душе "корабельная версия". Возможно, приходилось "илымить", тащить лодки волоком на Илимском плёсе. Наводнение 1862 года на Чусовой в этом месте и вовсе привело к выносу большого количества камня и песка. В русле образовалась большая коса-лещадь.

     Кроме того, идея строить крытые плоскодонные вместительные лодки встречалась у многих народов. Русские, перед тем как попасть в Сибирь, впервые пошли с Ермаком туда по Чусовой и Серебрянке. Не исключено, что они переняли название лодки, которую тянут волоком, у местных племён.

     Чусовские барки и коломенки имеют сходство с лодкой-илимкой. Символично, что целая судоверфь и одна из двух каменных пристаней на Чусовой была именно здесь, в устье Илима.

©Михаил Латышев

Материалы, использованные при подготовке статьи
1. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007
2. Путеводитель Природного Парка "Река Чусовая". Екатеринбург, 2014 год
3. Ч.М. Таксами. "Нивхи" Л., 1967.
4. Максимилиан Кравков.  "За сокровищами реки Тунгуски"
5. Кругляшова В.П. (сост.) "Предания и легенды Урала", Свердловск, 1991
6. "История илимочного флота", http://sovrudnik.ru/museum/istorija-ilimochnogo-flota/
7. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru
8. Материалы сайта о кетах, http:// my.krskstate.ru


Рецензии