У самого Белого моря

Было это на самом севере Карелии, в большом поселке, где даже размещалось рудоуправление – правда, в деревянном доме; да там почти все было из дерева. Директор рудоуправления в те времена воспринимался как сюзерен, жители – как скромнейшие вассалы. Впрочем, о директоре ходила длинная стихотворная и, между прочим, весьма остроумная баллада: знать, любили его в народе. Частенько по поселку разболтанной походкой хаживал его светловолосый, хипповатого вида сын со своей светловолосой же подругой. Говорили, что сын директора то машину пьяным разобьет, то зеркальную витрину ресторана… Однажды я покупала неизменное сало (только оно и было в убогоньком сельпо напротив нашей деревянной двухэтажки), как вдруг в торговую точку ступил красивый насупленный директор, кивнул мне, быстро купил бутылку водки и ушел. Спустя час-другой все мы узнали, что, выпив водки, он повесился на трубе то ли водопровода, то ли отопления. Говорили, из-за художеств светловолосого.

Как же мы, две учительницы и одна вожатая, мерзли в квартирке, хоть и вычищенной, и выкрашенной заботами погибшего директора! Нет, нам (для нашей голландки) завезли машину прекрасных, толстых сосновых бревен, но их разворовали, оставив безнадежную, негодную для топки осину. И это при том, что дров у поселковых было в избытке, иные их поленницы в силу ненадобности покрывались со временем слоем зеленого мха. Кражу дров, а также неприятные сплетни о нас объясняли атавистической ненавистью потомков сосланных сюда, на север Карелии, кулаков ко всему, от чего исходит дух «красных избачей».

Иногда, когда стемнеет, мы прокрадывались в дровяники соседей и воровали пять-шесть березовых полешек: тогда легче было дожить до утра. Добрые наши соседи знали об этом грехе, но молчали.

Ночами, кроме холода, сильно донимали шустрые, крепкие карельские клопы; удивительно было слышать, как безмятежно за стеной храпят добрые соседи наши вместе со своими маленькими детьми.

Природная красота кругом была самая невообразимая. По искристому, синему-синему заливу Белого моря там и сям рассеивались кудрявые островки (у всякой поселковой семьи – свой именной островок) с неизменной красной гранитной скалой, песчаным пляжем, веселым сосняком, а иной раз – и со звонким ручьем, где водилась рыба кумжа. Вокруг поселка – темно-изумрудная, зимой – узорно-билибинская тайга, внутри – речки и ручьи цвета густого чая, а еще – рудники, откуда мои ученики приносили в подарок сверкающие камни с вкраплениями кварца, черные и красные слюдяные бруски.

В кочкарниках на окраине поселка весело резвились разномастные псы. Меланхолично-романтический характер поселковых подтверждали ненужные в огороде, но просто красивые, а потому оставляемые на приволье горки валунов, подрастающие сосны, пышные брусничные кочки.

Ранним-ранним утром доводилось наблюдать потрясающее деление неба – на темно-синее со звездами и розовато-сиреневое с занимающейся зарей. Зимой во весь небосвод полыхало северное сияние, и остро желалось, чтобы космический свет взял бы да и зазвучал настоящей «музыкой сфер».

Поселковый люд, наломавшись в рудниках и на лесосеках, довольно сильно зашибал; частенько пьяные мужики гоняли полуобнаженных жен по морозным улицам. Однако эти же мужики (и только мужики, женщины – никогда) полоскали белье в студеном ручье, а дома ходили в чистейших ручной вязки белых носках по чистейшим домотканым половикам, и все пили не чай, но кофе: сказывалось влияние Скандинавии. Впрочем, вразрез с финской языковой традицией поселковые говорили «воспитателя» с ударением на последнем слоге. Для заболевших соседей находилось пугающее выражение – «повалили в больницу».

Все эти мои наблюдения, впрочем, были (и остаются) самыми поверхностными. Даже и на морском заливе я была всего-то дважды. Мне предложили чудовищную нагрузку в три школьные смены: один шестой класс, три девятых и вся вечерняя школа. Я уходила на работу к восьми утра, торчала в школе до десяти вечера, придя домой, тотчас садилась писать планы и проверять тетради, очень часто встречая рассветы за своим письменным столом. От шестого класса (первая смена) через полгода я отказалась, но и с остальными было непросто. В девятых классах надо было изучать Толстого и Достоевского, а там сидело немало ребят, у кого не было даже элементарного навыка чтения и кто принципиально никогда не выполнял письменных работ.

В университете методику преподавания нам преподносили до изумления, как потом выяснилось, формально-схоластически. Приходилось действовать по наитию, фантастически-нахально, почти партизанскими методами. Если дети хорошо работали на уроке, то в оставшееся время я рассказывала им романы Кафки, Ромена Роллана, Генриха Белля, Кобо Абе и бог еще знает кого. Выставляла «педагогические» пятерки за одну-единственную стоящую мысль – даже при вопиющей безграмотности изложения. На свой страх и риск ввела дифференциацию: предлагала отдельные задания детям с математически складом ума и детям-гуманитариям. Отстающих разделила на три группы, занималась с ними в выходные, обучая писать, сочинять, истребляя все их грамматические и прочие пробелы. Открыла клуб старшеклассников (девяносто членов) и школьный театр. По воскресеньям зазывала ребят к себе: играли, делали смешные домашние стенгазеты. Детей было просто жаль: в поселке царила несусветная скука. Нередко сидишь у окна – хорошо, если появится белая мама-коза с козлятами, забавляешься, глядя, как они взбираются прямо по веткам к лакомым молодым листочкам. Иной раз тревожишься вместе с соседками: что-то сегодня припоздал за хлебом в сельпо старичок во всепогодной ушанке, с драной синей клеенчатой сумкой в руке… Больше за целый день – никаких событий вовсе.

Ну, и что же в итоге? Да, жала мне руку невзлюбившая меня когда-то заврайоно, говоря, что в жизни не читала таких прекрасных выпускных сочинений (моих учеников). Но это все пустое. Были другие, куда более ценные для меня подарки. К примеру, проверяю классное сочинение одного парня, который прежде вообще ничего не писал, и вдруг из его тетради выпадает промокашка, на которой накарябано: «Два часа ночи! Что же она со мной делает!..». «Она» - это, понятно, я. Еще один парняга-бывший двоечник повстречался летом в автобусе с такой кипой библиотечных книг, что еле удерживал ее и руками, и подбородком. Ура, удалось! Помогли-таки все мои Кафки-Джойсы-Прусты, сочинения-миниатюры, стимулы в виде нежданных пятерок, газеты-театры, бессонные ночи и всякое другое приохотить самых, казалось, безнадежных к чтению любушки-мировой литературы.

Всего два года на самом севере Карелии в незапамятные уже теперь времена. Нас с моими учениками давно разбросало по разным землям. Но нет-нет, да приходят письма, с иными мы перезваниваемся. И все же дело не в этом, и не о том я хочу сказать всем вышеизложенным. Возьмите мои строки, сожмите в руке у самого их основания, и вы поймете, что это – пышный, многоцветный, благоуханный, праздничный букет МОИМ дорогим учителям. Перечислять их – не хватит места, рассказывать – будут целые книги. Это люди всей моей жизни. Они – в моем сердце, я неустанно беседую с ними, прошу прощения и молюсь о них.


Рецензии
Спасибо. Обрадовался за Вас. Удачно получилось - И один в поле воин, и дело мастера боится, и цель оправдывает средства.
С приветом,

Василий Заяц   15.04.2016 22:17     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!

Ольга Крячко   15.04.2016 23:52   Заявить о нарушении
Прежде всего обращает на себя внимание язык. Яркий и точный. Чувствуется хорошее образование автора, что сегодня не так уж часто встречается, большой словарный запас.Темы интересные, многие на злобу дня.В мемуарных зарисовках подкупает умение подмечать детали, казалось бы,и не очень существенные, но, собранные вместе,как пазлы, представляют собой картинки прошлого, врезывающиеся в память, именно благодаря деталям. Предельная искренность, отсутствие самолюбования, даже скрытого, чем грешат обычно мемуары. Наконец, самое главное - понимание силы слова и способность его к материализации.воздействию на умы и сердца.Недостатки. Их по сути нет. Углублять и совершенствовать можно до бесконечности,но лучше поблагодарить за удовольствие прочитать написанное умно.

Галина Жигло   16.08.2016 10:22   Заявить о нарушении