Нить времени. Глава 4. Финистерре

 
    Я не впечатлительный человек, но, моментами, когда думаешь о том, что происходило в недалеком прошлом на этих водных пространствах, из века в век катящих бесконечные валы с пенными гребнями, которые одинаково равнодушно отправляли на океанское дно и мирных тружеников моря, и безжалостных корсаров, и военные корабли воюющих держав, и галионы, груженные золотом и драгоценностями, то становится не по себе от мыслей о тщетности усилий человека бороться с водной стихией. Построив очередное “непотопляемое” судно, будь то “Титаник” или чудо военной техники - атомную подводную лодку, человек начинает верить, что победил водную стихию – тут-то и приходит расплата за самонадеянность. Не смотря на все достижения науки и техники, глубины океана – самое малоизученное из того, что нас окружает. Нам остается только догадываться о том, что может происходить в океане на глубине в несколько километров, что скрыто от нас на океанском дне, какие нас ждут открытия при изучении океана, и ждут ли они нас вообще!

   После мыса Уэсан наш путь лежал к мысу Финистерре через не любимый  моряками Бискайский залив, имеющий дурную славу из-за частых штормов. Мы прошли совсем недалеко от того места, где 12 апреля 1970 года ушла на дно кормой вперед, высоко задрав нос, охваченная пожаром наша атомная подводная лодка “К-8”. Она унесла с собой на океанское дно 22 человека из экипажа во главе с командиром лодки. Почему-то вспомнилось, что 12-го же апреля, но только 1961 года, в космос стартовала ракета с Юрием Гагариным   Связь чисто мистическая.

   А вообще-то всё атлантическое побережье Европы, представленное фасадной частью Англии-Франции-Испании-Португалии – это сплошная арена не прекращавшихся столкновений этих стран в борьбе за контроль над судоходными путями, по которым из колоний доставляли в метрополию награбленные богатства. Чтобы действовать наверняка, страны заключали временные союзы, и в войне за Испанское наследство флоты Англии и Голландии совместно действовали против объединенного флота Франции и Испании.

   Самое известное сражение произошло 12 октября 1702 года в бухте Виго. Здесь франко-испанская флотилия кораблей, на которых в метрополию из колоний перевозилось 3400 тонн серебра, 200 тонн золота, шелка, фарфор, жемчуг и пряности была разбита объединенным флотом англичан и голландцев и часть груза, который не успели переправить на берег, досталась победителям. Тем не менее, прошел слух, что на дне бухты покоятся несметные сокровища и эти богатства ещё долгое время не давали покоя кладоискателям. Этот эпизод Жюль Верн использовал в своём романе “20 тысяч лье под водой”: капитан Немо добыл скрытые под водой в бухте Виго сокровища и на них построил свой “Наутиулус.” 
 
   Мы благополучно пересекли Бискайский залив и в 16.00 судового времени вышли в точку 50 миль западнее мыса Финистерре. Погода, наконец-то стала меняться к лучшему: небо наполовину очистилось от сплошной облачности и лишь на западе тучи не собирались сдавать свои позиции, как бы угрожая вернуться при первой возможности. Волнение тоже стало вполне комфортным, превратившись в океанскую зыбь с высотой волн 4 - 6 метров. После поворота на курс 180 градусов волны стали разбиваться о правую раковину «Елабуги» и качка перестала быть утомительной.

   Весь день меня мучило какое-то тревожное предчувствие, и я не находил этому объяснения. Сергей Петрович, видимо, почувствовал, что со мной происходит что-то не то, и поинтересовался моим самочувствием. Я успокоил его, сославшись на то, что не выспался. У себя в каюте, чтобы отвлечься, стал дочитывать “Корсаров Гитлера”, и незаметно задремал. Качка перестала  ощущаться. Мысли потекли сами по себе, а я вдруг ощутил себя лежащим на своей домашней кровати, но в то же время понимал, что нахожусь в каюте на “Елабуге”, идущей в океане.

- Как хорошо,- думал я, - что повернули на юг. Волны теперь ударяются в корму, нас перестало качать, и скоро конец рейса… Может взять отпуск и съездить куда-нибудь в глухое место, где ни людей, ни машин?...А что, я давно мечтал о рыбалке… Можно с берега, в тихой заводи, окруженной камышами и осокой, половить удочкой рыбу, а поплавок сделать из тростника, как в детстве, а потом сидеть до ночи у костра и смотреть на звезды, на искры поднимающиеся от горящих сучьев, и варить уху…
    Легко приоткрылась дверь…. В каюту вошла Галина. Первая мысль – как она очутилась здесь, на судне, посреди океана, но спрашивать почему-то не хотелось. Она даже не удивилась тому, что я завалился на кровать не раздеваясь. Вместо того, чтобы сделать мне замечание, она молча села на стул рядом с кроватью и положила мне свою прохладную ладонь на лоб. Стало совсем хорошо. Куда-то ушло тревожное состояние, ощущавшееся даже в дремотном забытьи, и захотелось что-то спросить у неё, но что – я никак не мог сформулировать вопрос. Может спросить, почему на ней, не смотря на жару, её любимая вязаная кофта?  Вместо этого я только смотрел на нее и думал, что наконец-то можно забыть все тревоги и просто лежать, ощущая осторожные прикосновения Галины к моим волосам. Она тоже сидела молча и не делала попыток заговорить, но глаза у неё были грустные и смотрела она так, будто знала, что я сделал что-то не то, что следовало, о чем ещё не догадываюсь, а она это уже знает и жалеет меня. Внезапно раздался стук в дверь и Галина исчезла.   
               
- Да, войдите! – сказал я просыпаясь.  Вошел Сергей Петрович.  Он пытливо посмотрел на меня и объяснил, что его беспокоит мой вид, что нужно пойти к нему, что он уже приготовил крепкий чай, после которого я быстро приду в норму. Я медленно приходил в себя и вид у меня, видимо, был такой, что капитан спросил:
- С тобой все в порядке? Ты выглядишь как-то странно…
- Жена сейчас приходила…
- Удивил! Заскучал по жене – вот она тебе и приснилась, авторитетно объяснил Сергей Петрович.
- Она сидела вот на этом стуле и гладила мои волосы…
- Значит, и она скучает по тебе.
- Она умерла пять лет назад…
- А ты же сказал, что женат,…- капитан начал понимать ситуацию.
- Это я так сказал, чтобы не было лишних вопросов.
Помолчали.
- Ладно, - сказал Сергей Петрович, - надо жить… Пойдем ко мне, я налью тебе рюмку, а потом чай. Так надо. Я знаю, что говорю.

  В жизни бывают моменты, когда человек остро нуждается в собеседнике, чтобы в разговоре высказать все то, что накопилось на душе и хочется поделиться этим с человеком, в котором ты ощущаешь родственную душу. Видимо, такой момент настал для Сергея Петровича, хотя внешне он оставался, как всегда, спокойным и невозмутимым, но, иногда, задумавшись, уходил в себя, и по глазам было видно, что какая-то тревога сидит в нем и не дает ему покоя.

  Мы сидели с капитаном в его каюте и пили чай, разговаривая на отвлеченные темы. Вдруг, он замолчал и в разговоре наступила затяжная пауза.
- Ты спросил меня, как я отношусь к мистике. Так вот – это очень непростой для меня вопрос. – неожиданно начал он.  Мне самому хотелось бы знать, как нужно относиться ко всем этим разговорам о мистике, о чудесах в нашей жизни. Раньше я как-то даже не задумывался об этом, а вот сейчас, когда большая часть жизни осталась за кормой, вдруг мысли разные стали приходить в голову и не дают покоя. А как ты сам относишься к мистике?

  Мне стало понятно, о чем пойдет разговор, но захотелось разговорить капитана, узнать чуть больше о том, что гложет его и не дает ему покоя.
- Беспокоит что-то конкретное?

- Сейчас мы идем Бискаем и приближаемся к тому месту, где в 1972 году чуть было не кувыркнулись. Тогда я плавал вторым штурманом на лесовозе “Ладогалес”. Это головное судно новой серии лесовозов финской постройки, как “Игаркалес”, но с промежуточным размещением машинного отделения и надстройки. Шли с лесом на Касабланку и здесь, в Бискае, попали в сильный  шторм. Высота волн доходила до 8 – 10 метров. Начал греться двигатель. Ход упал до трёх узлов. Когда стало понятно, что такой шторм нам не выдержать, с большим трудом развернулись на обратный курс, но при этом караван ушел за борт. Почти все стензельные стойки правого борта, удерживающие караван на палубе, были сломаны и караван повис на тросах. Судно почти легло на правый борт.  Дали “SOS”.  Чудом, удалось освободиться от каравана и тогда всё обошлось. Правда, потеряли двух человек – их смыло волной: третий штурман Володя Романов и матрос палубной команды Алик Прыгунов. Произошло это 13 января. В последнее время, когда приходится идти Бискаем, мне снится Володя Романов. Всё такой же молодой. Снится: поднимаюсь ночью на мостик, а он - на вахте, за прокладочным столом или у пеленгатора. Не по себе становится от всего этого.  А тебе странные сны не снятся?               
- Странные сны? Иногда снятся.

Мне,  действительно, иногда снятся странные сны. Теперь уже реже, а вот после смерти Галины, когда переживал тяжелый период, они снились довольно часто. Вообще-то сны – это глубоко  личное дело и я не люблю пускать сюда посторонних. Сейчас обстановка располагала к откровенности и я рассказал один сон из того сложного для меня периода:
               
        - Снится, иду по берегу, кажется, реки... У воды стоит молодая женщина с девочкой примерно трех лет. Девочка – очаровательная, светловолосая, в белом платьице, в руке – воздушный шарик на ниточке. Порыв ветра и шарик, вырвавшись из рук девочки, летит в воду. Желая поймать его и вернуть девочке, шагаю в воду. Оказывается, у берега очень глубоко и я в воде по шею. Шарик поймал, выхожу на берег, но на плече какая-то водоросль. Рукой снимаю её через голову, чтобы бросить в воду, а она превращается в длинную, как угорь, рыбу. В эти дни умирает моя Галина, а она “рыба” по гороскопу. Я долго ходил под впечатлением от этого сна. Мне всё казалось, что избавившись от водоросли-рыбы, я расстался с Галиной, вроде бы бросил её.

- Сон как сон, - сказал Сергей Петрович, - ничего особенного, а у меня – наваждение какое-то. Недавно читал биографию Гоголя и узнал, что он страдал маниакально-депрессивным психозом. Может быть и у меня начинает крыша подъезжать?  Ведь не зря же Володя Романов ко мне приходит?  Может быть он с “того света” какой-то знак мне подает?

  Мне стало понятно, что ему хочется понять: происходящее – это плод воображения или болезненное изменение психики. Моряки, наверное, чаще других людей сталкиваются со всякого рода аномальщиной, поэтому в их среде бытует так много суеверий и всякого рода примет.  Я понял, что тема “Того света” очень волнует капитана и решил успокоить его пародоксальным способом – не отвергать её, а объяснить, что “тот свет” – это нормальная версия наряду с теорией существования параллельных миров, и контакт с ним вполне возможен.
            
- Мне тоже приходилось сталкиваться с чертовщиной. Произошло это в период моей службы в Питере. В то время я поддерживал хорошие приятельские отношения с полковником С., служившим тогда Белоруссии в танковой армии. В один из его приездов в Питер, мы решили помянуть недавно умершего нашего общего знакомого генерала Н.  Взяли бутылку коньяка, приехали на Богословское кладбище, нашли могилу генерала и расположились на скамейке. Не успели мы помянуть покойного, как видим, мимо проходит бомжистого вида гражданин с двумя вёдрами песка.
   
- Вам красный песок нужен? – спрашивает он.
- А что это за песок и для чего он?- поинтересовался С.
- Им посыпают могилку, для красоты, ответил бомж.
- Давай, высыпай песок на могилку, - решил С.
Он расплатился с мужиком и мы остались одни. Посидели, помянули хорошего человека, допили коньяк и распрощались. А через пару недель, случайно, встретил на улице жену покойного генерала Н. Разговорились, и она пожаловалась, что почти каждую ночь ей снится покойный супруг, в парадном кителе, чем-то недовольный, а на него сверху сыпется какой-то песок. Он отряхивает песок, но тот продолжает сыпаться. Тут я и рассказал ей о нашем посещении могилы и про красный песок.
               
- Значит, что-то всё-таки существует, - как-то непонятно подытожил капитан, - выходит потусторонний мир - это не выдумка.

- Наталья Петровна Бехтерева, руководитель института мозга человека, в своей книге “Магия мозга и лабиринты жизни”, описывает несколько случаев своих контактов наяву и во сне с умершими родственниками. Она делает это как ученый, подробно описывая только то, что пережила сама и свои ощущения. Она тоже приходит к выводу о существовании иного мира, и с ним, при каких-то условиях, возможен контакт.  Теперь о Ваших снах, Сергей Петрович: примерять на себя диагноз Гоголя – дело бесперспективное. В Вашем случае, правильнее будет говорить об “эффекте плацебо”. Вы сами себе внушили чувство вины за гибель в шторм Володи Романова и это нашло своё отражение в повторяющихся Ваших снах. Так что здесь нет никакой мистики.

- Может быть оно и так, - сказал капитан, - только вот здесь же, в Бискае, тоже 13 января, в результате смещения груза, перевернулся и утонул сухогруз “Умань” Черноморского пароходства. Погибло 14 моряков.

В разговоре возникла пауза. Через открытые иллюминаторы светило солнце, доносился сдержанный гул двигателей. Свежий ветер, напоенный прохладой океанских волн, шевелил занавески на открытых иллюминаторах и вся эта обстановка никак не вязалась с темой разговора.  Я чувствовал, что не смог развеять мрачные мысли Сергея Петровича, и мне вдруг захотелось поделиться с ним своим видением проблемы мистики. 
                                                
– А, вообще-то, всё, что связано с мистикой, - это очень не простой вопрос. Он связан с темой моих исследований, хотя я предпочитаю избегать разговоров об этом. Вот мы говорим “Тот свет”, имея ввиду загробный мир, а есть теория о существовании параллельных миров, но дальше догадок и предположений дело не идет. Всё чудесное и необъяснимое, что встречается  в нашей жизни может быть отнесено к контактам с этими мирами, и их воздействию на нашу жизнь. Ну взять хотя бы в качестве примера проблему “Титаника”:
 
   В 1898 году малоизвестный писатель Морган Робертсон написал роман “Тщетность или Гибель Титана”. В нем он описал  гибель трансатлантического лайнера “Титан”, столкнувшегося во время своего первого рейса с плавающим айсбергом.  В рейсе, на “Титане” было 3 000 пассажиров.
   Через 14 лет в свой первый рейс через Атлантику вышел непотопляемый лайнер “Титаник”, имевший почти аналогичные параметры, вот только количество пассажиров было несколько меньшим. Холодной апрельской ночью он сталкивается с айсбергом и тонет. На первый взгляд – случайное совпадение.               
   В 1944 году, за несколько дней до высадки союзников в Нормандии, в лондонской еженедельной газете Daily Telegraph был опубликован очередной кроссворд. Ответами на него были зашифрованные коды предстоящей военной операции, вплоть до названия самой операции “Overlord”. Сотрудники MI 5 выяснили, что невинный кроссворд составил обычный школьный учитель.

-  Да, на простую случайность это мало похоже, - сказал капитан.
 
   Швейцарские ученые Вольфганг Паули и психолог Густав Юнг опубликовали совместную работу “Синхронность, или Принцип случайной связи”. Речь в ней идет об одновременном существовании двух разных психических состояний: одно из них нормальное, когда происходящему может быть дано причинное объяснение, а второе – критическое состояние, причинно никак не связанное с первым. В работе утверждается, что человеческой душе присуща способность изменять вещи, особенно когда она испытывает сильные чувства – большую любовь или ненависть, или что-то в этом роде. Поэтому, когда душу человека охватывает сильная страсть любого рода, то она магическим образом подчиняет себе вещи и меняет их так, как ей угодно.
          
    В жизни мы сталкиваемся с действием неизвестного процесса, пересекающего пространство-время и ставящего нас перед порой неразрешимыми загадками. Короче говоря, всё то, что мы творим в своей повседневной жизни, имеет перспективу вернуться к нам в той или иной форме. В первую очередь, я имею в виду романы писателей-фантастов, а если допустить, что работа Юнга-Паули справедлива хотя бы на половину, то “звездные войны” и фантазии писателей и киношников ещё аукнутся нам в недалеком будущем. Морган Робертсон и его роман “Тщетность или Гибель Титана” – яркое тому подтверждение.

-  Ну, а как же быть с “загробным миром”, ты так и не ответил, - упрекнул Сергей Петрович.
 -   Я допускаю возможность контакта с параллельными мирами, или, как у нас говорят, с “тем светом”, а вот кто населяет эти параллельные миры – этот вопрос остается открытым.  И вот ещё что, на снимках со спутников мне удалось обнаружить в этом районе какие-то непонятные погодные аномалии, что-то похожее на локальные зарождающиеся циклоны или тайфуны, захватывающие очень ограниченный участок океана, а продолжительность их существования 10-15 часов, иногда и того меньше. Нам непонятно, что провоцирует их возникновение, а также почему они так быстро исчезают. Похоже на то, что это – не природные явления.  У меня сохраняется чувство тревоги, и я уже сожалею, что втянул тебя, Сергей Петрович в этот эксперимент, - сказал я и впервые перешел с ним на “Ты”, - Может, пока не поздно, вернёмся в привычный судопоток, каким вы ходите к Гибралтару?  - предложил я, но он сказал, что уже поздно что-либо менять.   

 






Продолжение    http://www.proza.ru/2017/02/09/2197
















   


Рецензии
Хорошая проза. Читается легко и интересно.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.06.2020 22:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.