Уже пора прозреть!

Уже пора прозреть!

Мы познаем реальную действительность более или менее правильно, но познаем не всякую действительность, а развитую и развернувшую свои свойства и проявившую внутреннюю сущность. Ибо, как говорил Маркс, развитое тело легче изучать, чем неразвитое, и низшие формы правильно осмысливаются только с точки зрения более высших форм. Ведь феодальные общества мы правильно понимаем с точки зрения капиталистического способа производства. Точно так же, мы должны обнаружить противоречия, чтобы их осознать. И мы находимся на более высоком этапе не с точки зрения экономики, а исторической перспективы, устремленной к разрешению противоречия развития личности. И для того, чтобы понять это положение, необходимо осмыслить сущность нашей эпохи и то, что движет ею и к чему в силу этого устремлен исторический процесс. Ведь те преобразования, которые сегодня совершаются в мире, нам сами по себе ничего не говорят о том, куда идет наш мир, и всем остается только догадываться, к краху или к некоему чудному возрождению. Во всяком случае, оно не оставляет желать лучшего, и поэтому мы в гораздо большей степени склонны к пессимистическим выводам относительно будущего человеческого общества в силу того обстоятельства, что мы еще не знаем, как все произойдет дальше. Кризис – это просто обострение названных противоречий, которые были неожиданными именно потому, что мы всегда ожидаем другого исхода, но приходим к неожиданным последствиям именно вследствие не знания объективного положения вещей и что о них всегда имеем иллюзорные представления, которые раскрываются и преодолеваются лишь реальным ходом развития действительности.

 Поэтому социалистическое движение не могло быть осмыслено в его истинном свете, пока оно не развилось и не проявило свою внутреннюю сущность. Лишь когда социализм развился и в силу своих внутренних противоречий распадался, могло быть установлено его историческое значение, а не раньше и тем более в начале. Поэтому социалистическая теория на всем протяжении развития социализма не могла быть не чем иным, как идеологическим отражением реального социалистического движения.

 Но то же самое можно сказать и о теперешнем периоде истории. Пока «рыночное общество», возникшее как результат распада капитализма (развития и распада социализма), находилось в процессе становления, и речи быть не могло о том, чтобы исследовать его объективно, с точки зрения будущего. И это общество, еще не осознавшее себя и свои возможности, не нуждалось в философах и критически мыслящих людях, а только в оправдании и обосновании этого движения как необходимого. И это наиболее отчетливо отразилось именно в развитии постсоветского общества, которое и встало перед выбором: по какому пути пойти? Теперь, с момента преодоления противостояния между двумя системами — социализмом и капитализмом, обстановка коренным образом изменилась во всем мире, и это общество полностью раскрыло свою сущность и развернуло внутреннюю природу, тем более «рыночная экономика» втягивала в свою орбиту многие страны. Стало быть, уже накоплен материал для выводов и установления его исторического назначения с точки зрения развития будущего. Ведь если исходить из мнения отдельных людей, то ничего не стоит и рыночное общество объявить «роковой ошибкой истории». Такой взгляд на историю никогда не исключался. Разве сегодня мы не прислушиваемся к мнению тех, кто предрекает конец человеческому существованию, приводя для этого доводы из самых различных областей жизни, включая и демографическую проблему. И в то же время, совершенно не понимая, в силу каких причин в мире происходят глобальные изменения, действительно угрожающие человеческому существованию и которые именно в силу этого настоятельно требуют изменения самих людей, их стереотипов понимания и образа жизни.  Поэтому объективное понимание общественного развития всегда есть проблема, которая возникала на каждом этапе и каждой эпохой решается по-своему.


Рецензии