Как Николай Рубцов сводил меня с людьми и вещами

Есть в жизни вещи, дату и время появления которых помнишь, а есть те, что будто всегда были и будто ты всегда был при них или в них самих. Поэзия Рубцова из разряда вторых. Но кое-что вспомнить можно. И я попробую.

Прежде всего это песни. «В горнице моей светло» на музыку Морозова и «Букет» на музыку Барыкина услышал в возрасте девяти лет. Впрочем, «Букет» и тогда, и сейчас больше ассоциируется с Александром Барыкиным, чем с Николаем Рубцовым.

Потом пошёл вал разных публикаций и пересудов по поводу жизни Рубцова. Книг Рубцова у нас дома не было. Самый необычный сборник стихов Николая Рубцова в домашней библиотеке появился не тривиально.

Я всю жизнь живу в Шексне, а бабушка с дедом жили в Соколе. Мы с родителями ездили к ним в гости. И ездили тогда через Вологду. Иногда заезжая на рынок или в магазины.

В одну из таких поездок мы всей семьёй решили сходить в музей «домик Петра». Экскурсовод рассказала нам о его истории. Мне там понравилось. Уже перед выходом из музея остановились у экспозиции книг-малышек. Они похожи на обычные книги, но только маленького размера.
«Представляешь, какой там шрифт»– сказал мне отец, показывая на книжки.
«Шрифт вполне читабельный»– сказала экскурсовод и предложила купить одну из книжек.

Мама купила книжку Рубцова. Экскурсовод рассказала о том, что эти книжки на досуге делает один пожарный. Я тогда не мог знать, что «тот пожарный», которого звали Юрием Малозёмовым, через несколько лет напечатает мою первую книжку стихов.

Я был на встречах с разными «рубцоведами», но встреча с критиком Вячеславом Белковым запомнилась особо. И не только тем, что он рассказывал о жизни Рубцова светло и легко, и не только тем, что сам писал неплохие стихи и даже хокку. Надо сказать, что и я пишу формы похожие на хокку. А ещё Вячеслав Сергеевич был одним из издателей журнала «Автограф». С момента встречи с Белковым и до его смерти я сотрудничал с «Автографом» и читал журнал.

О книге Михаила Сурова «Рубцов» я и читал и слышал много, но даже не думал о её приобретении. Такой фолиант должен стоить дорого. Но как-то раз мама зашла по какому-то другому, никак не связанному с Рубцовым, поводу в местный музей и увидела там эту книгу в продаже. К тому же, цена была приемлемая. Оторваться от неё она уже не могла и потому купила.

В моей библиотеке есть и другие фолианты, главным образом, это словари. Но я шучу по поводу того, что самая большая книга в библиотеке имеет общее с самой маленькой книгой. Их объединяет Рубцов.

Полгода назад я смотрел одно из музыкальных телешоу. Одна песня зацепила меня. Я до того её не слышал. Посмотрев её в интернете, я увидел, что написана она Александром Градским на стихи Николая Рубцова. Я решил послушать её в исполнении самого Градского. И вот тогда я узнал, что это часть сюиты в стиле рок. Нашёл в интернете и её. Не думаю, что Рубцову она бы понравилась, но мне понравилась.

Вот так Рубцов «сводил» меня с разными людьми и вещами.
13.04.16


Рецензии