Так рождаются легенды...

               
                Одиссей, Одиссей! Сидел бы этот         
                мелкий феодал на своей Итаке, как 
                нормальному царю положено, и 
                ничего бы не было. И Троя до сих пор 
                бы  на месте стояла…
                Василий Звягинцев «Фазовый переход»


… - Ты слышал какие-нибудь городские легенды? 
- …А что это?
        - Ну… это вид городского фольклора. Фольклор — это часть народного творчества. Чаще всего устная.... Байка, короче.
- …  ……………………………………………………………………………
-  Гм... Ты в школьных лагерях был когда-нибудь?
- Нет.
- М-да. Хорошо. Во дворе там или в школе вы друг другу истории какие-нибудь рассказывали?..
- ………………………………………………………………………………
- Ну, там «Гроб на колёсиках», «Чёрная рука» и тому подобное?.. Это – «страшилки». В общем-то, тоже разновидность городского фольклора….
- ...Не помню.               
- А какие истории вы друг другу рассказываете?
- Понятненько. В общем, в докладе надо привести примеры каких-то историй, связанных с городскими скульптурами.
          Занимаюсь своими делами и краем уха слушаю этот любопытный разговор. Моя коллега беседует со своим студентом по вопросу его выступления с докладом на конференции. Тема   «Скульптура в городском фольклоре». Лично у меня классический пример такой городской байки  возникает мгновенно — «Каменный гость». А вот юноша явно «тормозит».
- Миша, а ты местный? - продолжает интересоваться Ангелина Александровна.
- Нет.
- А-а.... Ну, тогда понятно.
Не знаю, что понятно Ангелине Александровне, а мне совершенно ясно: мальчику совершенно «по барабану»  данная тематика. Ему просто необходима очередная запись в его «портфолио». Ангелина Александровна тоже имеет свой практический интерес. Но, по крайней мере, ей и суть подобных вопросов небезразлична....
- Так ты, Михаил, в общежитии живёшь?
- Ну да.
- Ага. Знаешь что....  Давай составим анкеточку... вопроса на четыре.... Я размножу пару десятков — раздашь в общежитии. Ну и сам порасспрашивай.... Ну, например, там студенческие приметы всякие.... перед экзаменами.
- Не...
- Что «не»?
- Не катит. Ой! Извините, Ангелина Александровна....  Не получится.
- Почему?
- Никто ничё писать не будет.
- А что так?
- Это  сейчас не актуально.
- А что актуально?
- Ничего не делать — сберегать энергию.
Каково?!.. Что ж, по крайней мере, честно. Наверно я старею. Всё чаще начинаю бурчать (пока что ещё про себя!) насчёт «нынешней молодёжи» и «нашего времени». Смотрю на мальчика: вроде бы и деловой и умненький (рационализма у него не отнять!), а в глазах пустота.... Грустно, девушки!.. Так и подмывает спросить: а для чего тебе  сберегать эту самую энергию?.. На какие такие нужды?.. Но сдерживаюсь: вмешиваться в «учебно-педагогический процесс» неэтично....
- М-да. Ну ладно, - вздыхает Ангелина Александровна, - Приведём примеры. На Садовой — скульптура: бронзовый коробейник с котом. Видел?
- Видел.
- Обратил внимание — спина у кота блестит?
- Ну да. От того, что гладят.
- Правильно. Умничка! А зачем гладят?
- Объясняю. Примета такая — чтоб деньги были.  Там на коробе надпись - «Торгуй Праведно - В Барышах Будешь!" Так вот, говорят, что эта скульптура может исполнять желания! Жители придумали целый ритуал: необходимо потереть нос купца, положить в его сумку-короб монетку, погладить кошку и, наконец, загадать желание, взявшись за большой палец левой руки фигуры.... Понятно, что большей частью желания  загадываются меркантильного характера. Вот тебе, Миша,  можно сказать, классический пример городской легенды.
Я не выдерживаю («Остапа  несло»):
- Простите, Ангелина Александровна, что вмешиваюсь, но предмет вашей учёной беседы настолько интересен, что... «не могу молчать»!
- А что такое? - удивлённо вскидывает прорисованные брови коллега.
- Я понимаю, конечно, что в наш век всеобщей коммерциализации....  Ещё раз извините, коллега, но... стоит ли всё сводить к меркантильному фактору?.. Не проще ли предположить, что монетки бросают туристы, желающие ещё раз вернуться в наш прекрасный город?.. Как в фонтаны во многих городах. Местные-то, исходя из наших городских традиций,  деньги уж скорее забирают, нежели кладут. Так что, на мой взгляд, ваш «классический пример “городской легенды» несколько....
- Хорошо!.. Допустим, - вежливо улыбается Ангелина Александровна. Ей не в новинку подобные «пассажи» с моей стороны. Невинные «пикировки» несколько расцвечивают наше рабочее время. - С монетами — ясно. А как быть с... «поглаживаниями»?..  Изложите ваши гипотезы, коллега!  Уверенна, что они у вас есть.
  - Пара-тройка... - скромно соглашаюсь я. - По поводу кота.... Тут думаю всё просто.... Ну, как не погладить такого симпатягу?.. Так что деньги здесь, думаю, не причём. Что касается носа.... Можно, конечно, предположить, что за нос хватают из чисто хулиганских побуждений.... Что, в общем-то, тоже соответствует... имиджу нашего города.... Но... хочется всё таки думать лучше  о земляках.... В общем, есть предположение, что делается это   из эстетических соображений. Для кр-расоты!
- Шутить изволите? - продолжает скептически улыбаться ко всему уже привычная коллега.  «Бурсак» же следит за нашим разговором, приоткрывши рот....
- Отнюдь, - возражаю я. - Данное предположение высказано по аналогии. Отец мой покойный, будучи в своё время в Питере гардемарином (курсантом - поясняю я  для удивлённо вытаращившегося студента) принимал участие, как он сам рассказывал, в традиционной проказе. В ночь перед выпуском курса, он  «со товарищи»,  взобравшись на постамент, «надраивали», как он выражался, до блеска гениталии  коня на памятнике Петру Великому....
Ангелина Александровна заливисто смеётся. Студент, слегка покраснев, неуверенно улыбается....
- Ну и зачем, они, по-вашему, это делали? - отсмеявшись осведомляется коллега.
- Традиции — третье столетие!.. - пожимаю я плечами, - Но осмелюсь предположить, что первоначально всё-таки это делалось из чисто эстетических соображений. Блестит — краси-иво!..
Ангелина Александровна опять смеётся...
- Ну вас!..  Георгий Игоревич... смахнувши слезу, отмахивается она, -  ...Ну а если серьёзно... может быть, у вас есть какой-либо пример «городской легенды»?.. Вы же видите, - кивает в сторону «бурсака», - мы, некоторым образом, в затруднении. Я ведь тоже, можно сказать, «не местная». Во всяком случае — не коренная, как вы.
Я делаю вид, что задумываюсь....
- ...Гм... Как я понимаю, вам нужна легенда связанная с местной скульптурой?
- Да!— в унисон кивают преподаватель и студент.
- ...Что ж, извольте. Только, пожалуйста, без ссылок на источник, впоследствии....
- Конечно, конечно!.. - соглашается с условиями игры Ангелина Александровна. - Городская легенда, как фольклорный жанр, собственно, и не предполагает конкретного источника.... Я уж не говорю об авторстве — народное творчество!
В свою очередь, согласно кивнув, обращаюсь к студенту:
- Молодой человек, вы в сквере Строителей когда-нибудь были?. - получив подтверждение, продолжаю, - Там, на входе, скульптура стоит.., помните?
- Ага! Мужик бородатый в фартуке... лестницу строит.
- Правильно, молодец! Мужик  - это «Зодчий».  А лестница эта... куда ведёт?
- ...Да... никуда. Она ж не достроена. И это... ни к чему не приставлена.
- Умничка!.. Как говорит, - киваю на Ангелину Александровну, - ваш преподаватель.... Итак.., что у нас получается?.. «Лестница ведущая в никуда».... Так вот, как говорили раньше, «есть мнение», что эта самая лестница всё таки куда-то ведёт.
- То есть?.. -  заинтересованно осведомляется коллега.
- Говорят.., - я ещё раз акцентирую голосом.  - Говорят, лестница эта не просто провисает в воздухе, а продолжается....
- Как это? -   ошарашенно вопрошает студент.
- Просто её не видно. Она скрыта от глаз посторонних.
- И куда же ведёт эта таинственная невидимая лестница? - спрашивает Ангелина Александровна.
  Я пожимаю плечами:
- Не знаю. Но есть подсказочка. Там на фронтоне пьедестала надпись «Строителям-созидателям, покоряющим время»... Так вот, говорят, что это не просто лестница, а своего рода «портал»....
- Портал?!.. - эмоционально реагирует, моя «романтическая»  коллега, -   То есть вход в иное измерение?.. Или в «параллельный мир»?
Студент при этом недоверчиво хмыкает.
...Может быть, и в мир.... Может быть, и в измерение...- продолжаю интриговать я. - Но если измерение, то, скорее всего, временнОе. Есть некоторые моменты, позволяющие предположить, что Портал может вести в прошлое... или будущее.
- Своего рода - «машина времени», что ли?..
 Я молча пожимаю плечами, а коллега, подумав, вновь интересуется:
- ...Георгий Игоревич.... Откуда такие сведения?
Я развожу руками:
- Побойтесь Бога, Ангелина Александровна!.. Вы же сами говорили - «народное творчество». А значит — «от народа». Ссылок на персоналии не будет. Так что просто - «говорят»....
- Согласна, -  с пониманием кивает Ангелина Александровна. - А что ещё об этом говорят?
- Говорят, что время от времени по ночам по этой лестнице спускаются и поднимаются какие-то люди…. Якобы, кто-то наблюдал, как прямо в воздухе неожиданно возникали фигуры, спускающиеся по невидимой лестнице, заканчивающейся ступенями памятника «Зодчему».... Также видели, что какие-то люди, всходили (или даже взбегали!) по ступеням  «Зодчего» и исчезали прямо в воздухе!..
Студент опять недоверчиво хмыкает, а  моя коллега озвучивает их  общие, в общем-то, понятные, сомнения:
- Ну, это похоже из серии ОБС - «одна бабка сказала».
Я вновь развожу руками:
- А что вы хотели?..  «За что купил....» Хотя... знаете как говорят — «Бог кроется в деталях, дьявол кроется в мелочах».... Так вот, говорят,.. - я вновь подчёркиваю это слово, - что фигуры, появляющиеся на лестнице иногда странно одеты.... Причём, нельзя сказать, что эта одежда так уж необычна, просто - «сейчас это уже давно не носят». В общем, «старинная» одежда....
- Очень интересно!.. А что ещё известно об этом...  «феномене»?
- ...Говорят, что «Зодчий» не просто статуя.... Говорят, что это Страж Времени. Он защищает Портал и... «То, что за ним»  от незваных  гостей....
- Б-р-р!.. - зябко передёргивает плечами коллега. - Жуть какая!.. Статуя командора, что-ли?
- Ну-у... не совсем так, наверно. Во всяком случае, не было замечено, чтобы он кого-либо душил в своих объятьях. Видимо, у него какие-то иные  методы воздействия....
- Ага, - неожиданно вклинивается в разговор «бурсак», - у него ж в руках ступенька! Наверно, этой самой каменюкой по голове и шарашит!
- Страсти-то какие! - всплескивает  руками Ангелина Александровна.
- У вас очень живое воображение, молодой человек, - замечаю я. - Но... не исключено, не исключено.... Хотя, опять же, не замечено. Скорее,  функции  Стража заключаются в определении степени опасности  той или иной особи для «Того, что за Порталом».... И, соответственно, в принятии решения об открытии или закрытии Портала.
- ...Любопытно... Весьма любопытно, - констатирует коллега. - Что же выходит?.. А выходит следующее.... Если я, допустим, захочу пройти через Портал... и Страж, так сказать, не найдёт причин для препятствия этому..., то могу попасть в прошлое или будущее... Так?
         - ...Если я захочу... -  скептически повторяю я, недоуменно пожав плечами. - Даже таки и не знаю... много ли зависит от вашего или моего «хотения»?.. Есть, насколько я слышал,  определённые ограничения.... В частности, точно известно, что Портал не постоянно действующий. Он работает только ночью, да и то в определённые краткосрочные отрезки времени.... Ну, к примеру, скажем, с ноля тридцати трёх до ноля тридцати семи.... Таких отрезков может быть за ночь несколько.... И, наверное, эти временные отрезки могут меняться в зависимости от, скажем, числа месяца или дня недели. А может, и по какой-то другой системе.... Можно, конечно, пробовать пройти Портал «на удачу».., но лучше бы время доступа знать точно.... Ну и кроме того есть  препятствия  и чисто психологического характера.... Вот вы, например, Ангелина Александровна.... Скажите, пожалуйста: способны ли вы... «опереться  о воздух»?..
Ангелина Александровна в затруднении делает «большие глаза»:
-  Э-э....
- Поясняю. В состоянии ли вы решительно поставить свою ножку на невидимую ступеньку лестницы с тем, чтобы сделать шаг... вверх?.. Причём, не нащупать ногой предварительно, а именно «шагнуть»?.. И, более того, идти дальше, видя под ногами пустоту.... Представляете?
- ...С трудом. - констатирует коллега.
- О то ж, - с удовлетворением резюмирую я, - Здесь, если хотите - «вопрос веры». Если вы всё-таки решитесь сделать шаг — не имея достаточной веры в успех, то... дело может кончиться печально. Если, конечно, вы не обладаете определённой  спортивной подготовкой.... Техникой падения, например. Понимаете?..
- ...Ясненько, - несколько удручённо соглашается Ангелина Александровна.
- Как бы то ни было, - резюмирую я, - Портал надёжно защищён от… недружественного проникновения. Вот вы, молодой человек,  - обращаюсь к «недорослю», - решились бы сделать «шаг в неизвестное»?
- ...Не понял....
- Осмелились бы вы, говорю, пройти по невидимой лестнице?
- Не.... Чё я дурак, что-ли?
- Разумно, - соглашаюсь я  и  обращаюсь к Ангелине Александровне:
- Ну, так как, коллега?.. Подходит ли вам мой пример «городской легенды»?
- Безусловно. Спасибо, Георгий Игоревич! - благодарит Ангелина Александровна, - Мы обязательно включим этот пример в доклад на конференции.... Так ведь, Миша?
Угу, - кивает «бурсак».
- ...Представляю, какие вопросы будет задавать председатель конкурсной комиссии, -  мечтательно закатывает глаза коллега....
- А что так? - интересуюсь я.
- Он у нас - человек рационально мыслящий....
- Что ж... «Есть много, друг Горацио, на свете...».... Так ведь, коллега? -  неожиданно адресуюсь я к студенту.
«Бурсак» недоуменно таращится, и вместо него согласно кивает его преподаватель:
- Пожалуй....
Далее разговор между преподавателем и студентом переходит в практическую плоскость подготовки доклада, а я углубляюсь в свои мысли....
Вот так и рождаются легенды.... Особенно, городские. Процесс мифотворчества, оказывается, может быть вполне адресным.... «Мне скучно, бес...»  И, вот вам, пожалуйста! Я вливаю в информационное поле Города шикарную «дезу»!
Конечно же, вся эта «история с Порталом» выдумана мною от начала до конца. Каюсь!.. Мне почти стыдно. Но слишком велик был соблазн.., и я не мог удержаться!..
...Ещё несколько лет назад, когда я впервые увидел эту скульптуру — эти ступени «лестницы,  ведущей в никуда», мне  в голову пришла идея рассказа о Портале.... Но идея и сюжет — отнюдь, ни одно и тоже. Сколько не «гулял» я вокруг памятника  - сюжет не выкристаллизовывался. К сожалению, не разработан он и до сих пор.... Но! Тех намёток в моей голове, которых для полноценного сюжета явно не хватало, оказалось вполне достаточно для создания «городской легенды»!..  Почему нет?.. Тоже, своего рода, творчество.... Народное творчество!.. И кто скажет, что я не народ, пусть первый.... Нет! Тот - «враг народа».
Ну да, запустил «дезу», сказал неправду....  В конце концов, «городская легенда» по своей природе и не подразумевает истинности за ней стоящего.... Да и... одной легендой больше, одной меньше: какая разница?.. Зато оказал помощь коллеге  в подготовке доклада на студенческой научно-практической конференции!.. Смех,  да и только! Любопытно, кстати, как отреагируют на эту «информацию» «учёные мужи» из конкурсной комиссии?..
Что действительно интересно, так это обретение мною опыта  создания....  Нет, не то!..  Участия в создании «произведения устного народного творчества».... Запущенная мной легенда начинает жить своей собственной, не зависящей от меня,  жизнью.... И я уже в предвкушении момента, когда эта легенда вернётся ко мне — преображённая, обросшая деталями и свидетельствами «очевидцев».   А  таковые, я уверен, найдутся! Более того, эти самые «очевидцы» будут свято уверены в истинности своих «видений». И, конечно же, найдутся люди,  которые будут верить тому, что им рассказывают.... В этом, собственно, и прелесть «городских легенд» -  литературный вымысел, характерный для «художественных произведений», в них, как бы, изначально отрицается....
Надо бы, эдак, через месяцок, начать отслеживать публикации на сайтах, посвящённых городской эзотерике....  Впрочем, есть и другие способы мониторинга! Надо будет вечерком позвонить Олегу....
         
…Олег — мой однокурсник, но в отличие от меня, он реализовал полученные в универе знания   в  области юриспруденции. Попросту говоря, он - «мент». Уже в подполковничьем чине. В силу своих служебных обязанностей он «мониторит» ситуацию в городе. И не только чисто криминогенного характера. В целях «профилактики», разумеется... Вот ему-то мы и позвоним — «совместим приятное и полезное»....
- ...Здравствуй, Олежек.
- Здорово, кабан! - радостно откликается Олег. - Представляешь, только что думал о тебе!
- Вот видишь! И я тебе сразу звоню. Недаром же говорят, что мысли материализуются.
- А то! А ещё сказано: берегитесь собственных желаний!
- Ну да. Особенно мечт. Им порой свойственно сбываться. А что может быть хуже сбывшейся мечты?
- Вопрос, конечно... риторический.  Но, наверное, только нереализованная мечта....  Сам-то как, Гоша? Жив-здоров?
- Твоими молитвами! Не могу сказать, что всё идеально, но.... Всё вполне терпимо. Сам знаешь, в нашем с тобой почтенном возрасте.... Как ты?
- Аналогично. Отлежал недавно в госпитале — давление.
- Ну, а счас-то как?
- Как — как.... Кверху каком!.. Работаю.... Проверял вот своих «дебилов»....  Блин! С кем приходится работать, Гоша!.. Вот поверь, будь моя власть -  перестрелял бы всех!
- Верю. И именно потому ты сейчас подполковник полиции, а не министр унутренних дел. Ты думаешь у меня лучше?.. «Племя младое, незнакомое...».... Был тут в отделе намедни разговор....   Одна моя коллега поинтересовалась у своего студента: что же актуально сейчас у молодёжи? Он «просветил» - дословно: ничего не делать — сберегать энергию.
- ...М-да.... А ты у него, случаем, не поинтересовался: а для чего ему, собственно,  эта самая энергия?.. Для каких надобностей?..
-  Жутко  хотелось поинтересоваться (видишь, мысли у нас сходятся - точно дураки мы с тобою!), но...  вмешиваться в «учебно-педагогический процесс» коллеги — моветон.... Кстати, в глазах этого мальчика, мы с тобой и нам подобные - если  и не дураки,  то придурки точно. Ты знаешь, смотрю  в глаза этому «недорослю» — абсолютная пустота.... И ведь, поверь, это один из лучших. Голый прагматизм и не грамма романтики!.. Время Санек Григорьевых прошло безвозвратно - вокруг сплошные "Ромашки".  Помнишь ведь Каверина?
- А то! "К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин..."
           - Как же! - подхватываю я, - "Вошёл: и пробки в потолок,
Вина кометы брызнул ток..." Блин! Как приятно с тобой беседовать, Олежек, всё-то ты знаешь, везде-то ты побывал... ни то, что нынешнее племя!
- Да, романтизьму в нонешнем поколении нету, - соглашается Олег, -  Ей Богу, мне жаль этих ребят!.. Какие-то «картонные» они, что-ли.... Мы с тобой последние рОмантики.... Кстати, «романтический мастер», как там твои успехи на литературном поприще?.. Небось, очередной опус настрочил, потому и звонишь. Я ведь у тебя — личный цензор.... Ну, как Николай Палкин у Пушкина.
- М-да, однако ж, и амбиции у тебя! - фыркаю я. - Согласился хотя бы на Бенкендорфа, что ли?.. По крайней мере, вы с ним из одного ведомства. А то сразу: Мы, Олег II - «Вещий»!
- На том стоим! - смеётся Олег.
- Впрочем... так и быть! - я скромно понижаю голос, - Меня вполне устраивает сравнение  со мной Пушкина.
Хохочем оба.... Отсмеявшись, продолжаю:
- Нет, Олежек, на этот раз ничего я не «настрочил», но как художник художнику....
- Дай угадаю! - перебивает Олег, - Неужто, живопИсью занялся?.. Счас это модно.
- Не угадал. Решил я себя попробовать в народном творчестве.... А кто скажет, что я не народ, тот....
- Ты хуже народа! - вновь перебивает Олег. - Ты из лучших людей Города!
- Пусть так, - соглашаюсь я, - Тем более не вижу причин, не позволяющих  мне заняться... мифотворчеством!
- Мифотворчеством?.. - переспрашивает Олег. - Любопытно. И что же за миф ты сочинил?
- Скорее, легенду. Городскую легенду. Короче. Тот самый студентик, о котором я давеча упоминал, под чутким руководством моей коллеги готовит доклад на научно-практической конференции. Тема: «Скульптура в городском фольклоре».... Послушал я малость тот бред, что они несли, да и взыграло ретивое!..  Им нужны были примеры городских легенд, связанных с какими-нибудь памятниками или скульптурами Города. Ну, я и выдал в качестве  легенды нереализованную идею  новеллы....
- Забавно. - хмыкает Олег.- Ну и чё ты им там наплёл?
- Если в двух словах.... Памятник Зодчему в парке строителей....
- Знаю.
- Так вот. Шоб ты знал - не памятник это, а временной Портал....
- ...Ага... - соображает Олег, - "лестница в небо"?..
- Бинго. Угадал.
- Забавно... - повторяет Олег. - Ну а в чём "фишка"?.. Твой интерес-то в чём?
- Никакого меркантильного интересу,  разумеется, нет.... Можно, конечно, сказать, что сбрехал "из любви к искусству", но... это не совсем так. Интересно мне, когда моя "деза" возвратиться ко мне уже в виде полноценной городской легенды. Если хочешь, здесь -   амбиции чисто творческого порядка: любой автор хочет, чтобы его произведение прочитали…. Хотя; здесь, конечно, «услышали».
- Это понятно. Ну, а спод меня чё ты хочешь?
- Олежек, разумеется, чуть погодя я буду отслеживать городские сайты на предмет публикаций.... Но у тебя ведь возможностей на порядок больше. Будь добр, помониторь ситуацию вокруг этой скульптуры: вдруг, чё-нибудь интересное и всплывёт....
- ...Конечно не факт, что твоя "деза" сработает.... Ну, ладно, попробуем... С тебя причитается, кабан.
- Ни вопрос. Как только так сразу.
- Ладно, кабан, покедова. Здоровья тебе.
- Аналогично, Олежек.
…Вот такой разговор. Я сделал всё что мог, кто может.... Осталось только ждать....

Однако первые известия о "продвижении" моей "дезы" пришли буквально через два дня....
... - Георгий Игоревич! Поздравьте меня: мой доклад занял на конференции второе место!
- Ваш доклад?.. Да ладно!.. Поздравляю.
- Ну-у... Не совсем мой.., - несколько смущается Ангелина Александровна, - Наш общий с Мишей - моим студентом, помните?
- Как же, как же.... Харизматичный молодой человек!
- Вы вот смеётесь, Георгий Игоревич, а ведь он и вправду очень харизматичный. Хоть он своими словами  и пересказывал с пятого на десятое,   всё, что я ему подготовила, но....  Знаете, как он начал свой доклад?.. Коллеги, говорит, сегодня у меня первое публичное выступление, и поэтому, прошу вас, поддержать меня... аплодисментами!
- Молодца! - уважительно цокаю языком. - И поддержали?
- Ещё как! - воодушевляется коллега.
- И, наверное, девяносто процентов присутствующих в зале - девушки?
- Разумеется, - опять несколько смущённо соглашается Ангелина Александровна. - Что поделаешь?.. В отличие от мальчиков - они более социально активны и мотивированны.
- Что ж, их можно понять, - соглашаюсь и я, - Мальчик, действительно, красивый.... Да и мужская наглость для женской аудитории  - качество вполне приветствуемое.... в плепорции, разумеется. 
- Решительность! - корректирует меня улыбающаяся коллега.  - Решительность и обаяние. Это и есть, собственно, харизма!
- Кто б спорил... - пожимаю я плечами. - Скажите лучше, как эта самая аудитория (вместе с конкурсной комиссией) отреагировали на мой пример городской легенды?
- Да-а.., в общем-то, никак. – в свою очередь пожимает плечами Ангелина Александровна - No comment.
- Понятно... - бормочу я  и  вновь интересуюсь.  - Ну а кто же занял первое место?
- Одна армяночка.... Её доклад был посвящён национальным блюдам народов, населяющих наш край.
- Что ж, всё по Марксу: сначала материальное, а затем уж духовное. - резюмирую я.
Агелина Александровна неопределённо хмыкает и закатывает глаза....
...Что ж,  на нет и суда нет.  Поживём - увидим....

...Не видеть бы мне этого во век.... Но...
...Ночной звонок будит меня.... На экране мобильника вызов от Олега.  Третий час.... Однако!.. В желудке противный холодок страха. 
- Привет, Олег. Случилось что?
  - Привет. Случилось. - Голос Олега не сулит ничего хорошего. - Ты шибко не переживай. Процессуально тебя это не касается..., но я тебе обещал.... Думаю, что тебе будет не без интересно взглянуть....
- А в чём, дело-то?
- Если коротко, памятник Зодчему.... Бери машину и приезжай в сквер Строителей. Немедленно. Сам всё увидишь. Всё. Жду тебя. .
Гудки «отбоя» колоколом в пустой голове.... Им вторит тревожно бьющееся    сердце .  «На автомате» одеваюсь и вызываю такси....
...Уже на подъезде к скверу, увидев мельтешащие огни полицейских «мигалок», прошу водителя остановиться, не доезжая....
…Площадка перед скульптурой огорожена полосатыми лентами, периодически там вспыхивают блицы фотовспышек... В паре метров от ограждения меня окриком останавливает сержант, но тотчас же слышу голос Олега:
- Пропустите!.. Это ко мне....
- Ещё раз здравствуй.... Так что случи....
- Пойдём, - перебивает меня Олег. - Ты должен это видеть.
Зрелище малоприятное....  Женский силуэт, уже очерченный мелом  на асфальте, распростёрт подобием свастики.... Линии изломанной птицы.... Из под прикрывающих  лицо,  рыжих,  длинных, рассыпавшихся веером,  волос,  маслянисто поблескивающие, почти чёрные подтёки..... Запах крови — запах смерти...  Меня слегка мутит…  Я порываюсь отойти в сторону, но Олег удерживает меня:
- Погоди. Чем чёрт не шутит.... - он осторожно убирает пряди с лица покойницы. - Взгляни-ка... может ты её знаешь?..
(На краешке сознания мелькает мысль: «Мент есть мент.») ...Правая сторона лица не повреждена.... Вглядываюсь в профиль юной эльфийки.... (что ж тебе не сиделось ровно, девонька?..):
- …Нет, не знаю.
Я вновь порываюсь уйти, и  вновь Олег удерживает меня:
- Да постой же! Обрати внимание на её «снарягу»....
...На девушке длинное кожаное пальто с капюшоном (мелькает мысль: «Такие уже не носят...») и кожаным  рюкзачком за плечами. Олег  откидывает в сторону полу.... Под пальто у покойной высокие кожаные ботфорты на низком каблуке, черные лосины и чёрный, нарочито грубой вязки,  свободный длинный свитер с воротом-капюшоном....
- Не слишком ли плотно  одета для июня месяца?.. - вопрошает  Олег.
Неопределённо пожимаю плечами.
- Это ещё не всё... - Олег задирает край свитера.... На бёдрах покойницы старый «офицерский» ремень с широким охотничьим ножом в кожаных ножнах.... Из-под левого, прижатого к асфальту бедра виден край какого-то кожаного чехла, пристёгнутого к ремню.... Непроизвольно отмечаю: для мобильника слишком велик и грубоват....
- Что это?..
- Топорик, - отвечает Олег, - Старый «туристский» топорик.... Случаем, нет мыслей — куда она собралась с такой «справой»?..
Вновь пожимаю плечами. В голове почему-то мелькает дурацкая фраза – «Нет, хорошая у нас, всё-таки, молодёжь!»
- …Слушай, давай отойдём в сторону.... Мутит меня что-то....
- Понятно, - кивает Олег, - Пойдём посидим на лавочке в сквере....
Переступив ленту ограждения, углубляемся в  сквер и присаживаемся на ближайшую скамью....
- …Сигарета есть?
- Ты ж не куришь! - удивляется Олег.
- Закуришь тут....
Затягиваясь табачным дымом, гляжу на фигуру «Зодчего».... «Страж времени»?.. Чушь какая-то.... Спрашиваю:
- Отчего она умерла?
- Вскрытие покажет, - философски отвечает Олег. - Впрочем.... Я тебе и без заключения патологоанатома скажу: сложная сочетанная политравма головы и тела. Предположительная причина — падение с высоты.
- ...Ты считаешь....
- Да, я считаю, что девочка взобралась по ступеням памятника и... одно из двух: либо шагнула вперёд, либо прыгнула.
- Прыгнула....
- Да, я тоже заметил: тело расположено далековато от скульптуры.... Есть, конечно, варианты.... Девушку могли сильно толкнуть со ступеньки.... Девушка могла взобраться на одну из близстоящих сосен и спрыгнуть оттуда... Или сорвалась…  Хотя, визуально следы от подобного «восхождения» на одежде не просматриваются. А они должны быть, если таковое имело место.... Есть ещё вариант.... На мой взгляд, ещё более неправдоподобный: девушку очень сильно  (до множественных переломов) избили каким-то  тупым твёрдым предметом (например,  бейсбольной битой). То, что это произошло здесь – маловероятно» слишком открытое место. Обязательно бы нашлись свидетели  избиения.  Возможно, её избили (или, скажем, сбросили с высоты)  в каком-то другом  месте. А уже сюда привезли на машине....  На мой взгляд,  также, маловероятно. Некоторые детали указывают на то, что травмы были получены именно здесь, перед скульптурой. В частности, отсутствие трупного окоченения, характерные подтёки крови... Ну и ещё кое-какие мелочи. В любом случае, придётся ждать заключение судебно-медицинской экспертизы.... Ты то сам, как считаешь?.. Мысли есть?
- ...Мысли?.. Надо подумать....
- Что ж, думай! - хлопает себя по колену Олег и поднимается со скамьи. - А  мне делом  надо заниматься. Да и начальство скоро подъедет....
- Личность девушки установили? - спрашиваю я, в свою очередь, поднимаясь со скамьи.                - Нет. — огорчённо цокает Олег, - Какие-либо документы отсутствуют....
         - А свидетели? -  напоследок интересуюсь я.
- Шансов мало, - пожимает плечами Олегэ. - Примерное время смерти — около двух ночи.... Разве что, у кого-то бессонница.... На этот предмет сейчас идёт опрос жителей дома напротив....
- А кто обнаружил тело?
- Загулявшая компания.... Но вряд ли они причастны — люди уже в возрасте: возвращались с банкета - «обмывали» защиту докторской. Сейчас их тоже опрашивают.... Может тебя подбросить на «дежурке»?
- Спасибо, нет, - благодарю я. - Пройдусь пешком. Скоро будет светать.... Когда бы я ещё встретил рассвет?..
- Ну, ну... - скупо улыбается Олег. - Смотри не нарвись на кого-нибудь.., романтик.
Я беспечно машу рукой:
- В это время не спят только алкаши.... Ты держи меня в курсе, лады?
- Лады. Ну и ты там, поразмышляй на досуге.... Может, что и подскажешь.... Уж больно мутное дело.
- Да, тут есть о чём подумать....

…Восход солнца я встречаю на набережной, благо до неё от сквера двадцать минут хода.... Отрешённо смотрю, как малиновый рассвет окрашивает серое зеркало Реки....
...Что же это получается?.. А получается следующее.
Жила-была девочка.... Росла, училась, книжки читала..., наверное, радовала родителей.... Возможно, любила кого-то..., мечтала.... «Мечтала» -, ключевое слово.... Мечтала, жаждала новизны, пыталась убежать от действительности.... Ведь многие пытаются убежать в её возрасте  - в наркотики, алкоголь, секс.... В виртуальное пространство Инета, наконец!.. И, вот, скажем, будучи на студенческой научно-практической конференции слышит из уст смазливого юнца бред собачий. Бред, который, скуки ради, выдумал вполне взрослый дядя. И не только выдумал, а мало-мальски посодействовал тому, чтобы этот бред, обрёл некое подобие правды. Старому придурку показалось забавным, что, возможно, кто-то примет его выдумки за чистую монету. Ему было мало того, что он периодически засоряет Сеть никому ненужными виршами. Ему захотелось  «скорректировать реальность». И, похоже, у него это получилось....
Как «дежа вю»,  в памяти всплывает «Барьер» Вежинова.... Барьер.... Наша девочка тоже умела летать — подниматься над обыденностью.... И преодолела свой барьер.... Её ли вина, что этот барьер оказался барьером между жизнью и смертью?.. И кто виноват?.. - вопрошаю я багряную гладь воды....

К вечеру третьего дня звонок от Олега....
- Здоров, Гоша. Как ты там?
- Терпимо. С Божьей помощью.  Ты знаешь, я думал о  произошедшем....   У меня чувство вины....
- Да погоди ты! - с досадой восклицает Олег. - Похоже, здесь всё гораздо   сложнее....            
                - Что,  есть новости?
- Есть-то есть.... - в голосе Олега слышу некую неопределённость.
- Что, так всё плохо?.. Хотя, о чём я.... Самое плохое уже случилось: девочка погибла....
- Да, девочка... - рассеяно отвечает Олег, - О ней-то и речь.... Личность идентифицировать, так и не удалось…. В рюкзаке дикая смесь из «набора юного скаута» и  женских прибамбасов… По базам…. Есть совпадение  ряда физических  параметров с одной из «потеряшек»…
- «Потеряшек»?  - переспрашиваю я.
- По базе пропавших без вести. – поясняет Олег, - Но вряд ли, вряд ли…. Похожа – да. Но возраст разнится сильно…. «Потеряшка» сейчас была бы лет на десять старше…. И родственников в живых уже нет….  Опознавать, по факту, не кому.
- …А причина смерти?
- ...Ну, в общем, судебно-медицинская экспертиза показала: полученные травмы, приведшие к летальному исходу, характерны для падения с высоты.... То есть это не было избиением — это был единый удар. Более того, исследование места происшествия приводит к выводу, что данное падение произошло именно там. То есть, тело не было привезено от куда-то.... Кроме того.... Есть у нас одна программка.... Используется она, в основном, для  баллистических и трасологических исследований, но можно и для других целей.... Короче, получается следующее: даже если бы девочка была олимпийским чемпионом по прыжкам в длину с места, то даже тогда   она бы не допрыгнула с верхней ступени скульптуры до места обнаружения тела.... Физически невозможно!.. Опять-таки, падение с любой из  близрастущих сосен, привело бы к иному месту расположения тела..... Да и исследование одежды и кожных покровов погибшей не подтверждает возможности её подъёма на дерево.... Ну и самое главное: компьютерное моделирование показало.... В общем, если виртуально продолжить лестницу от крайней ступеньки.., то месту падения примерно соответствует  высота порядка семи метров. Что, собственно, и  соответствует характеру полученных травм.... Вот такая ерунда получается.... Что скажешь?
- ...Та даже и не знаю, что сказать!.. - я и в самом деле не знаю, но на душе у меня некое облегчение....
- Вот и я не знаю... - вздыхает Олег, - Как говорится: «Не верь глазам своим!». Тут есть о чём подумать.... Да только думать почему-то страшновато.... А приходится.
-. Понимаю. А самое главное непонятно: что с этим делать?..               
- Ладно, кабан, у меня тут звонок по другой линии! - прерывает разговор Олег. -  Пока-пока!.. До созвона....

...Июньская ночь.... Я вновь у памятника.... Место падения девочки вымыто, но кое-где, едва видимым редким пунктиром угадывается меловой обрис.... Незнающий вовек не догадается....  Но я-то знаю.... И что же я знаю? - вопрошаю я вслух «Зодчего».... Единственный свидетель не отвечает: уста его запечатаны тайной....
Неужели я «счАстливо» угадал?.. И тогда выходит — Портал существовал задолго до моего информационного «вброса».... А девочка?.. Что случилось с девочкой?.. Вглядываюсь в лицо «Зодчего», словно пытаясь обрести ответ.... «Страж времени» счёл её persona non grata и предпринял по отношению к ней свои методы воздействия?.. Или это просто несчастный случай: скажем,  отказала аппаратура, поддерживающая временной Портал? Почему нет?.. А может, девочка просто испугалась?.. Нет ответа.
Холодком в желудке отзывается ещё одна мысль: а если девочка узнала о Портале всё-таки из моей «дезы»?.. Хотя, какая она в таком случае «деза».... И тогда я всё равно виноват....Сказано ведь: «Горе тому кто соблазнит единого из малых сих...».
И вдруг.... Как озарение вспыхивают в памяти  гумилёвские строчки:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

Вот оно! В гордыне своей,  примерил я к себе роль бога.       Изменение реальности.... Бог создал нас по своему Образу и Подобию.          И кто знает - до каких пределов распространяется его дар?..      Когда-то люди знали о силе слова и относились к нему с должной осторожностью:

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

А что же мы?..

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Господь дал нам наивысший дар — свободу воли и выбора. А что же мы?.. А в благодарность -

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

И вот уже у нас  -  слово высказанное есть ложь.... Всё так, если  за спиной — отец лжи....
И что же мне делать?.. - вновь спрашиваю я «Зодчего». Взгляд мой падает на ступени, ведущие «в никуда».... А может мне туда и надо?.. Может быть, это и есть мой Путь?.. Моя «Лествица»?.. Вот и посмотрим, смогу ли я преодолеть свой Барьер...
Я делаю шаг к постаменту.... Звук мобильника останавливает меня: Чайковский  «Лебединое озеро» - это сигнал Олега. «Символично!» - грустно усмехаюсь я....
- Кому не спиться в ночь глухую?! - вместо приветствия осведомляется Олег.
- Тебе, понятно... - на автомате отвечаю я.
- Что, друг ситцевый, на место преступления тянет?.. Ты  случаем не по лестнице вознамерился прогуляться?..
- А-а... как это?
- Не парься! Чудеса техники и никакого мошенничества. Сейчас видеокамер в городе понавесили, как собак нерезанных.... А может и по боле.... Я сейчас на дежурстве, а о выводе этого «пяточка» мне на монитор заранее озаботился. Мало ли....  И, как я вижу, не зря….  Ты, хрен с бугра! – повышает голос Олег. - Ты чё о себе вообразил?!.. «Вершитель времени  и судеб», блин!.. Хренопутешественник, мать твою!..
- Ну чё ты разоряешься? - не выдерживаю я.
- Через плечо! - уже чисто по инерции орёт Олег, и, сбавляя тон, объявляет, - Всё. Лавочка закрыта. И, похоже, навсегда….
- Что ты имеешь в виду?
- Сдаётся мне, что больше никаких происшествий, связанных с этой скульптурой, не будет…. Тут одна деталька всплыла.... Внимания сперва  не обратили.
- ... - Поясни.
- А ты, Гоша, глаза-то разуй.... Проверь, «Повелитель времени и пространства», всё ли на месте в твоём «хозяйстве»?..
- Погоди-ка....
...Вглядываюсь в скульптуру.... Действительно, кажется, чего-то не достаёт.... «Строителям-созидателям...» Вот  оно!!! Бронзовая пластинка на левой стороне постамента с надписью  «Строителям-созидателям...» в наличии. А где же пластина с фронтона - «Покоряющим время»?.. Поразительно! Как языком корова слезала!.. Никаких следов крепления -  гладкий гранит! Как будто, её никогда там и не было! Фантастика какая-то....
- Ну что, узрел? - слышу я голос в трубке.
- Ага.... А.....
- Накануне происшествия, как утверждают свидетели, пластина имела место быть, - перебивает меня Олег
Я шумно выдыхаю....
- Так ты считаешь....
- Я, Гоша, считаю, что не хрен лезть, куда не просят. Нам явно дают понять, что «кинА  не будет - кинщик спился»....   И  мне очень хочется, чтобы эта тема была закрыта. Слишком много «непоняток».... И докапываться до их сути мне как-то.... Ну, ты понимаешь!
- Понимаю, - соглашаюсь я, - Одно дело читать фантастику, а другое....
- Вот именно. - подтверждает Олег, - Приключения — они хороши в книжках, а когда их находишь на одно место.... Так что разворачивай оглобли и дуй-ка домой — баиньки....
...Всё так. Всё правильно.... Но я вглядываюсь в скульптуру с каким-то  разочарованием... и обидой.... Как будто игрушку  отобрали... - усмехаюсь я.... Сказка кончилась.... Но.... Родилась легенда. А любое рождение предполагает кровь и муки.... Так что всё правильно.  Занавес. Пора домой....
Ночную тишь сквера нарушают приближающиеся шаги…. Я оглядываюсь.., но вокруг никого….  Отражённый невидимым сводом отзвук, сопровождается явственным  звоном…. В памяти всплывают строчки из так и недописанного мною в юности «романа в стихах»:
И вдруг…
              в потёмках гулких коридора
          Раздался звук   -
                стучит каблук
                и  шпора 
                звякает сеньора….


Рецензии
Спасибо, Игорь, прочитала с интересом.
Прочитав, пришла к выводу, что не всякой легенде нужно верить.
Спасибо. Понравилось.
Всего Вам самого доброго.
С уважением, Людмила.

Людмилочка   12.12.2022 02:38     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.
С уважением

Игорь Сахно   12.12.2022 09:47   Заявить о нарушении