Фарли Моуэт. Уводящий по снегу

   

             Фарли Макгилл Моуэт  (Farley McGill Mowat)

                1921- 2014.


       Канадский прозаик, биолог, защитник окружающей среды.





  Доктор юридических наук и почетный доктор литературы, Фарли Моуэт родился в 1921 году в небольшом городе Бельвиль (провинция Онтарио). Впервые на Север его взял с собой дядя-орнитолог в 1935 году. С тех пор он объездил весь канадский Север, бывал на Аляске и у нас в Сибири. Долгое время жил на острове Ньюфаундленд. В 1949 году, после окончания второй мировой войны, закончил биологический факультет Торонтского университета. Во всем его творчестве отразилось глубокое знание природы и людей родного каря и желание улучшить их «взаимоотношения». В 1953 году за выдающиеся заслуги «в области укрепления межнациональных отношений» ему была присуждена премия Анисфилда-Вулфа. Перу Моуэта принадлежит более двадцати книг. Среди них есть и большие документальные труды «Канадский Север» (1967) и «Канадский Север сегодня» (1976), основанные на материалах и впечатлениях от поездок по северу страны в 60-е и 70-е годы. Примерно в то же время сложился замысел книги «Уводящий по снегу», которая должна была не только показать факты жизни эскимосов, но и помочь читателю понять и оценить внутренний мир этих коренных жителей просторов тундры.
Моуэт не ограничивается исследованием сегодняшнего дня родного края. Его интересует история открытия и освоения Северной Америки, и в частности Канады. Об истории путешествий викингов в Гренландию и Северную Америку в Х веке он написал книгу «Уэствикинг» (1965), а в книге «Путешествие на Коппермайн» поместил в обработанном виде дневники английского путешественника XVIII века Сэмюэла Хирна, составившего карту северо-запада Канады от побережья Гудзонова залива до реки Коппермайн. Советскому читателю эти дневники откроют малоизвестные факты истории освоения севера Американского континента, причем Моуэт подчеркивает растлевающее влияние «белых» колонизаторов на некогда многочисленные племена индейцев атапасков и эскимосов, а также неприглядную роль торговых компаний, подобных Компании Гудзонова залива, которые мало интересовались судьбами аборигенов, пока те приносили меха, а когда они прекращали их доставлять, то совсем переставали существовать для белых торговцев. В этом смысле положение не изменилось и сегодня, как показывают новеллы сборника «Уводящий по снегу».
В восьми новеллах о давнем и недавнем прошлом эскимосского народа Моуэт передает тесную взаимосвязь миросозерцания эскимосов и их сурового края, где властвует «пятый первоэлемент материи» – снег. Моуэту удается эмоционально приблизить восприятие читателя к реалиям жизни далекого народа. Повествование проникнуто истинным сочувствием к судьбам героев, в ком суровость природы воспитала самые гуманные черты: стремление понять другого, а затем уже действовать; помочь умирающему, а потом уже судить его поступки. Большинство новелл имеет документальную основу. А завершающая книгу «Мрачная одиссея Сузи» – по существу гневный документ, обвиняющий официальные круги Канады в преступном небрежении к судьбам малых народов.
Не оставляя надежды на возрождение индейцев, Фарли Моуэт неустанно выступает с публикациями в периодической печати Канады, привлекая всеобщее внимание к их насущным нуждам. А в наши дни, когда все народы Земли должны научиться жить в мире друг с другом, культура человеческих взаимоотношений, выработанная эскимосами за долгие века, обретает особо высокую ценность. Поэтому книга «Следы на снегу» не просто интересна в частном, специально-географическом или этнографическом смысле, но и важна для воспитания новых отношений между людьми.

   Канадская прогрессивная общественность, в том числе и студенческая молодежь, давно «опознала» и полюбила Фарли Моуэта, писателя безусловно честного, страстного, влюбленного в Природу вообще, а в природу Севера, где она сохранила свою изначальную чистоту, в особенности; в человека вообще, а в человека Севера, который, как считает Моуэт, смог еще сохранить свою природную «чистоту» и жизнь в гармонии с Природой, в особенности. Автор многих правдивых и поэтому горьких книг о поругании (капиталистической «цивилизацией») девственной природы, а главное – человеческой и человечной природы людей Севера, он одним из первых открыл на это глаза многим «благонамеренным и благоуспокоенным» канадцам. Его читают, ему верят.

  Известный в Канаде как яростный обличитель всяческого, в том числе самого «цивилизованного», варварства, Фарли Моуэт при этом не мрачный апокалиптический пророк, не «сосуд скорбей человеческих» и не мягкотелый, абстрактный альтруист – нет, его даже называют индивидуалистом, но его «индивидуализм» – это скорее уверенность в себе человека, отстаивающего свои принципы, то самое горьковское «добро с кулаками», которое сродни «индивидуализму» Джека Лондона, Хемингуэя, Маяковского. И подобно Маяковскому Моуэт мог бы сказать о себе: «На хорошее и мне не жалко слов!» Когда Моуэт пишет о «хорошем», перед нами встает веселый, доброжелательный, а порой даже немного сентиментальный человек, и строки его полны то подлинной лирики, то доброго, чисто канадского юмора (в лучших традициях его знаменитого земляка – юмориста Стивена Ликока).

  В 1966—1969 годах Фарли Моуэт предпринял два путешествия по Советской Сибири. В сумме, по собственным подсчетам, он проехал по Сибири 46 тысяч километров, исколесив (используя и «бесколесные» средства транспорта – от реактивного лайнера до собачьей упряжки) ее во всех направлениях, от Новосибирска до Магадана и от Байкала до поселка Черский на берегу Ледовитого океана. Он побывал на гигантских предприятиях и в оленеводческих бригадах, беседовал с людьми всевозможных возрастов, профессий и национальностей. Особый интерес он проявлял к жизни коренных народов советского Севера и имел возможность познакомиться с самыми различными ее сторонами, как всегда, внутренне готовый «все разоблачить». И действительно, написал очередную разоблачительную книгу – «Мое открытие Сибири». В этой, на мой взгляд, лучшей из всех написанных об СССР иностранными авторами книге Моуэт разоблачает, по его собственному выражению, «почти невероятную нищету информации на Западе о другой половине арктического мира», не говоря уж о тех время от времени публикуемых в западной прессе россказнях о Советской Сибири, которые просто противно повторять.

  Рассказав о сибирских городах, заводах, стройках, встречах с новыми друзьями, среди которых самым близким ему стал известный советский писатель Юрий Рытхэу, Моуэт делает вывод: «Неоспоримо одно: свершения советских людей в Сибири несравненны по великолепию замысла и исполнения!» И, верный себе, заключает книгу размышлениями о том, что считает самым важным, – о судьбе коренных северян: «…некогда забытые народы при Советской власти получили возможность не только выжить как сильный и жизнеспособный элемент общества, но и сохранить свое глубокое и утонченное самосознание людей, связанных с природой. Их корни не были нарушены. Они остаются гордой и неотъемлемой частью природного цикла жизни».

 ...Моуэт пересказывает дневники Хирна, но делает это с присущей ему деликатностью и уважением к образу мысли другого человека. Моуэт не раз и в других книгах высказывал свое преклонение перед упорством и стойкостью Хирна – «Марко Поло Бесплодных земель», как он характеризует Хирна в книге «Канадский Север». Он старается не вставать между Хирном и читателем, не вкладывать в его уста свои мысли. Но Хирн – это не Моуэт, это дитя своего века (и к тому же «весьма молодое»: когда он отправился в путешествие на Коппермайн, ему было лишь 24 года), его мировоззрение – продукт идей, господствующих в ту эпоху в соответствующих социальных слоях. Поэтому в дневниках Хирна нередко сквозят европоцентризм (абсолютно не присущий Моуэту), нежелание понять индейцев, пренебрежительное отношение к их обычаям и чувство расового превосходства, присущее «белым» колонизаторам...


................................................


               Записки последнего советского посла.


                Фарли Моуэт.

  На моем пути в Канаде встречалось немало выдающихся личностей, страстно влюбленных в природу, в человека, беспощадно разоблачающих и обличающих всяческое варварство, отстаивающих свои принципы в жестокой борьбе за честный, цивилизованный человеческий мир. С большим удовлетворением я вспоминаю свои встречи и беседы с одним из представителей такой когорты людей — канадским писателем Фарли Моуэтом. Талантливый писатель, посвятивший свои произведения народам Севера, хорошо известен не только в Канаде, но и нашему читателю. Многие его произведения переведены на русский язык. В них писатель рассказывает о жизни народов Севера, помогает читателю понять и оценить внутренний мир этих коренных жителей тундры.

Фарли Моуэт родился в Канаде в городе Бельвиль в 1921 году. Многие годы он прожил в канадской провинции Ньюфаундленд. Будучи подростком, много путешествовал по канадскому Северу со своим дядей, который был орнитологом. Окончив биологический факультет Торонтского университета, он посвятил жизнь изучению природы и людей народов Севера. Им написано более двадцати книг. В Советском Союзе были переведены на русский язык и изданы «Кита на заклание», «Люди Оленьего края», «Отчаявшийся народ». Моуэт неоднократно бывал в Советском Союзе и по его собственному подсчету, проехал по Сибири и регионам российского Севера 46 тыс. километров. Он посетил Новосибирск, Магадан, Байкал, побережье Ледовитого океана. Его встречали на предприятиях, в оленеводческих бригадах, он беседовал с людьми всех возрастов, профессий и национальностей.

Все наши встречи с писателем, в общем-то, касались проблем Арктики и Севера. Его рассказы о судьбе народов этих далеких и суровых районов были доходчивы и убедительны. Мне запомнились многие эпизоды из его рассказов.

Вот один из них — из жизни знакомого ему племени. Однажды, говорил он, зима выдалась особенно суровой. Наступала пора метелей. Снег засыпал хижины, и люди не могли даже сходить за ивовыми прутьями, чтобы поддержать огонь в очагах. Олений жир, которому следовало гореть и освещать жилища, давно уже был съеден людьми. Запасы оленьего мяса, которые были сделаны перед уходом оленей на юг, также исчезли. Сначала стали умирать от голода собаки. И люди были уже недалеки от этого. Наконец метель стала утихать. Старики едва могли подняться с лежанок. Женщины и дети, разрывая сугробы вблизи жилищ, выискивали обрывки старых шкур, из которых они делали похлебку. Так люди надеялись перебиться до весны. Но дни тянулись медленно, снег лежал тяжело и твердо, а дни, казалось, становились холоднее и холоднее. Съедены были даже последние собаки, а олени не появлялись. Стали умирать дети. И тогда было принято решение уйти на юг, куда пришли жить белые люди, в надежде на то, что они поделятся с ними едой. По пути многие, как старики, так и молодые, умерли.

Добравшись до хижины белого человека, всех охватила радость. Они зашли в хижину. Голодные люди уловили запах теплого жира, их взгляды устремились к мешкам с мукой. Они заулыбались — подумали, что белый человек понял их беду и поможет им! Но радость угасла. Еду, объяснили им, можно получить только в обмен на песцовые шкурки. Узнав, что люди пришли с пустыми руками, белый человек разгневался. Сняв со стены винтовку, он распахнул дверь и приказал незваным пришельцам уходить. Люди поняли, что ждать больше нечего. Возвращаться в обратный путь было еще труднее. Немногим это удалось, с горечью говорил Моуэт.

Интересны рассказы Фарли Моуэта о женщинах Севера. Их ценят не только за внешнюю красоту, но, прежде всего, за умение выделывать шкуры и кожи, шить из них одежду, переносить по полтораста фунтов на спине летом или вдвое больше тащить за собой по снегу зимой. Характер женщины не имеет никакого значения, ибо мужчины-эскимосы умеют усмирять самых строптивых.

Даже женам и дочерям вождя не положено приступать к еде, пока все мужчины, включая слуг, не закончат трапезу. Поэтому в голодное время женщинам нередко не достается ни крошки. Естественно, они питаются тайком, но делают это с величайшей предосторожностью: разоблачение грозит сильными побоями.

Брачной церемонии, как таковой, у них нет, и пары составляются по сговору родителей. Девочек просватывают в раннем детстве, но никогда не за ровню по возрасту. Поэтому часто можно встретить сорокалетних мужчин с женами десяти-двенадцати лет, а то и меньше.

Разводы довольно частые. Причинами служит невоздержанность к алкоголю, а чаще — отсутствие необходимых, по мнению мужей, достоинств у жен или же их дурной нрав. Процедура развода проста — хорошая взбучка, а потом женщину прогоняют из дома.

Вернувшись из поездки по Советскому Союзу, Моуэт с интересом рассказывал мне о сибирских городах, заводах, стройках, встречах с людьми. «Свершения Советского Союза в суровых районах Севера несравненны по великолепию и замыслу. Некогда забытые народы при Советской власти получили возможность не только выжить как сильный и жизнеспособный элемент общества, но и сохранить свое глубокое и утонченное самосознание людей, связанных с природой». Выступая с лекциями в канадских университетах, Моуэт получал массу вопросов, как в СССР удалось создать на Севере города подобно Норильску? Этот город, считают канадцы, является «одним из современных чудес света».

Фарли Моуэт подарил мне несколько своих книг с дарственной надписью, которые я читаю и бережно храню в своей библиотеке.

А.А.Родионов. "СССР - Канада. Записки последнего советского посла."


.....................................................


               

                Совесть нации.

                ( интервью)

  Фарли Моуэт — один из самых «читаемых» писателей Канады, патриарх современной канадской литературы, ученый-исследователь и натуралист, ветеран второй мировой войны. Он принадлежит к той, обычно, немногочисленной группе творческой интеллигенции, которая есть в каждой стране и которую принято называть «совестью нации». Фарли Моуэт — автор десятков книг, изданных в более чем 40 странах. В числе его произведений, переведенных в разные годы на русский язык, книги «Не кричи «Волки!», «Собака, которая не хотела быть просто собакой», «Кит на заклинание», «От Ариев до Викингов, или Кто открыл Америку», «Когда мы рыбачим»...

  Все новые произведения Моуэта имели в Канаде большой успех. За исключением одной книги, которая вышла в свет в 1984 году и называется «Море истекает кровью». О том, почему это произошло, как это связано с сегодняшним днем и отношением канадцев, да и нас всех, к окружающему миру, — моя беседа с Фарли Моуэтом.

  В Вашей книге «Не кричи «Волки!» Вы убедительно показываете, что, в определенном смысле, жизнь стаи волков более упорядочена и человечна, чем жизнь человеческих сообществ, поскольку в природе царит целесообразность и разумность. Как Вы рассматриваете в контексте этих основополагающих законов природы ежегодную охоту на тюленя в Канаде, которая начинается в это время года и в ходе которой забивается до 350 тысяч тюленят?

— Так называемая «охота» на тюленя на самом деле не имеет ничего общего с охотой. Это бойня. Так называемый «примитивный человек» охотился, чтобы добыть пищу, жить, выжить... И тогда это было разумно и целесообразно. Другое дело современный, как я его называю, «индустриальный человек», который охотится ради наживы. У меня это вызывает чувство отвращения. Более того, представляется чрезвычайно опасным. На мой взгляд, это один из тех ключевых индикаторов, который принято называть «канарейкой в шахте» и который указывает, что люди, населяющие планету, попали в беду.

Когда и как зародились у вас эти протестные настроения?

— Еще в 1940-х годах, когда работал в Арктике и своими глазами увидел, что мы, люди, сделали там с северным оленем карибу, с волком. Лет десять спустя я отправился в морские провинции на Атлантическом побережье Канады. Там я увидел, что мы делаем не только с тюленем, но и с рыбой. Книга «Море истекает кровью» вышла в 1984 году (отрывки из этой книги были опубликованы в журнале «Иностранная литература в 1986 г.). В ней я попытался рассказать о том, что сделали люди с живой природой в районе реки Святого Лаврентия и залива Святого Лаврентия. Все факты, изложенные в книге, подтверждались документально. И она провалилась, «пошла на дно» как кусок свинца, брошенный в воду. Никто не хотел читать ее. Никто не хотел признать, что человек — самый деструктивный элемент живой природы, когда-либо населявший эту планету.

Вы называете охоту на тюленя «индустриальной бойней». А мне приходилось слышать, дескать, этот промысел — составляющая канадской культуры.

— Бред сивой кобылы, по другому не скажешь. Это откровенная ложь, выдуманный предлог, оправдывающий очевидную бойню, которая приносит жалкую экономическую выгоду жителям Ньюфаундленда и районов, прилегающих к заливу Святого Лаврентия. Заявления, что малообеспеченные жители этих районов выигрывают от этого, просто смехотворны. Федеральное правительство Канады и провинциальные власти разрешают охоту потому, что это им выгодно. Так они покупают голоса избирателей в морских провинциях Канады. Это — единственное объяснение.

Недавно я побывал на пресс-конференции, организованной в Парламенте Канады Международным фондом защиты диких животных. Выступавшие ученые говорили о том, что в результате глобального потепления в местах, где выводятся тюленята и где ежегодно устраивается это «действо», интенсивно тает морской лед, в результате чего 75% родившихся тюленят погибают до того, как там появляются «охотники». В связи с этим мой следующий вопрос: насколько устойчив этот промысел?

— Сейчас он стал еще менее устойчивым, чем был раньше, поскольку в результате климатических изменений в Канаде и России исчезают традиционные щенные залежки гренландского тюленя и хохлоча. В результате происходящих процессов в районах залежек погибает в два-три раза больше тюленят, чем во время ежегодной бойни. Сочетание деструктивных факторов угрожает этим видам.

Недавно я прочитал книгу «Дикая живая природа, охрана окружающей среды и благосостояние человека: опыт США и Канады» известных американских ученых-экологов Ричарда Тайбера и Николаса Пейна. Они, в частности, пишут о «культе некомпетентности», который преобладает в государственных природоохранных органах в разных странах мира. Проявляется ли этот «культ» здесь, в Канаде?

— Тут не столько не компетентность, сколько жадность. Я имею в виду не только алчность, жажду власти или желание получить выгодное место. Я имею в виду стремление политиков не столько использовать окружающий нас мир, сколько воспользоваться этим миром для извлечения личной пользы, выгоды.

Я знаю о существовании Института Фарли Моуэта. Чем он занимается?

— Я отказался от идеи попытаться изменить природу человека и его поведение. Я задался вопросом: «Что же реально могу сделать?» Единственное, что пришло мне в голову, так это защитить небольшой кусочек земной поверхности, живой ткани нашей планеты — всего-навсего 250 акров земли и прибрежной зоны на острове Кейп-Бретон в провинции Новая Шотландия. Так родился экологический институт Фарли Моуэта. Моя супруга Клэр и я создали эту структуру, нашли на нее деньги. Так что в обозримом будущем никто и ничто не будет угрожать жизни на этом маленьком кусочке Земли. Вот все, что я реально могу сделать. Но, думаю, лучше, чем бездеятельность.

Интересное совпадение: у нас нет 250 акров, всего полтора акра земли, но мы с супругой недавно организовали на этом участке экологический сад, — прибежище для всего живого, что есть в нашей округе...

— Тот, кто делает это, в контакте с реальностью, знает и понимает, что происходит, вносит свой посильный вклад. Сегодня все заговорили о глобальном потеплении и его последствиях, и люди начинают испытывать страх. Мы так долго и так бездумно манипулировали окружающим нас миром, что поверили в безнаказанность, наконец начинаем бояться. Это хороший признак. Может быть, мы все же изменим свое поведение.

Ваше творчество знают и любят в России. Что бы Вы хотели передать через «Москвичку» Вашим российским читателям?

— Дружеские пожелания россиянам и всем тем, с кем мне довелось встретиться во время трех поездок по Советскому Союзу. Я не был там после распада Советского Союза, но хочу сказать, что и в те годы на меня произвела огромное впечатление жизнеутверждающая энергия ваших людей. Я чувствовал себя среди них своим, мы были как братья. Я полюбил их, скучаю по ним и жалею, что я уже не так молод, что я не могу вновь приехать в Россию и повторить все сначала.

(Вадим Фотинов. Оттава, март 2007 г.)




                8 мая 2014 г.
 

 
 В Канаде в возрасте 92 лет скончался популярный писатель, биолог и защитник окружающей среды Фарли Моуэт.
 Он умер в своем доме в городе Порт-Хоуп в провинции Онтарио. Свои соболезнования семье покойного направил премьер-министр Канады Стивен Харпер.


...............................................


Книги:

«Отчаявшийся народ»
«Испытание льдом»
«Не кричи: „Волки!“»
«Проклятие могилы викинга»
«Кит на заклание»
«Собака, которая не хотела быть просто собакой»
«Люди оленьего края»
«Вперед, мой брат, вперед!» 
«В стране снежных бурь»
«Следы на снегу» («Путешествие на Коппермайн», сборник рассказов «Уводящий по Снегу»)
«Мое открытие Америки»
«Трагедии моря» 
«Шхуна, которая не желала плавать»
«Змеиное кольцо»
«От Ариев до Викингов, или кто открыл Америку»

Фильмы:

«Идущий по снегу»
«Не кричи: "Волки!"» 


Рецензии