Источники информации о катакомбной Церкви

Источники
информации о катакомбной Церкви.


До издания этой книги в 1982 году в США на английском языке было очень мало публикаций, основанных на надежных источниках информации, о катакомбной Церкви. В академических кругах только одна книга хотя бы попыталась приблизиться к этой теме (Вильям К. Флетчер, "Русская Православная Катакомбная Церковь", издательство Оксфордского университета, Лондон, 1971 год), и она подпорчена чрезмерным доверием к советским правительственным источникам, далеким от "объективности", на которую они претендуют.

В случае с катакомбной Церковью и самой "объективности" (если этот мифический идеал вообще достижим) недостаточно. Катакомбная Церковь – это живой организм, к тому же гонимый, и она редко появляется на поверхности "объективной" жизни. Точную ее картину могут предоставить только действительные участники ее жизни, а сведения о ней в советской прессе и научном мире (часто сильно искаженные или намеренно – в пропагандистских целях, или просто от незнания) нужно оценивать, сверяясь с той картиной, которую представили настоящие свидетели и участники.

Главные источником о жизни катакомбной Церкви можно было разделить на три основные категории.

1) Официальные заявления и неофициальные письма катакомбных иерархов и священников, отделившихся от митрополита Сергия в 1927 году и нескольких последующих годах.

2) Личные свидетельства верующих, принадлежавших к катакомбной Церкви в период до Второй Мировой войны, а потом прибывших на Запад.

3) Письма и рассказы о жизни катакомбной Церкви, которые начали появляться в семидесятые годы и описывали состояние катакомбной Церкви после Второй Мировой войны. Рассказы в советских новостях этого периода, описывающие раскрытие нелегальных ячеек катакомбных верующих – это тоже один из главных источников, если учитывать их очевидные преувеличения.

Почти все эти источники на русском языке. Главным их сборником до сегодняшнего дня была книга протопресвитера Михаила Польского "Новые мученики российские" (двухтомник, Джорданвилль, 1948 и 1957 годы и третий том в рукописи), а сейчас также книга Льва Регельсона "Трагедия Русской Церкви" (Париж, 1977 год), которая основывается, в основном, на официальных документах. Но есть много других источников – в рукописях и малодоступных печатных изданиях.

Далее идет список источников, которые использовались при составлении этой книги. С большинством авторов составители имели личное общение (в списке они отмечены звездочками), и некоторый материал был взят прямо у них. Где присутствует выраженный уклон в сторону сергианства или антисергианства, это отмечено в нижеследующем описании источников ради сбалансированного взгляда на эти источники. В том, что эти авторы рассказывают правду, насколько они ее знают и помнят, у составителей нет ни малейших сомнений.


АНАСТАСИЙ,+ архимандрит З. (1915-). Родственник святых архиепископов Пахомия и Аверкия и член семьи новомучеников. Он испытал церковную жизнь в Советском Союзе до Второй Мировой войны, а поле этого стал келейником архиепископа Иоасафа в Канаде, который умер у него на руках. Отошел от дел и сейчас живет в Калифорнии.

АНДРЕЙ,+ архиепископ Ново-Дивеевской обители (; 1979 г.). До монашества – отец Адриан Рымаренко. Послушник Оптинских старцев Анатолия и Нектария и активный пропагандист оптинского духа, бывший сам тогда белым священником. Он много пострадал за веру (сидел в тюрьме, подвергался издевательствам), в течение многих лет тайно ежедневно совершал литургию, живя в укрытии, где творил молитву Иисусову и давал пастырские наставления. Он укрывал оптинского монаха-мученика Викентия и других. Вместе со своей супругой Евгенией Григорьевной оставил бесценные воспоминания о знаменитом оптинском старчестве. После бегства из Советского Союза посвятил остаток жизни "восстановлению православного образа жизни" (название его книги). Основал Ново-Дивеевскую обитель в штате Нью-Йорк и закончил свою жизнь архиепископом.

АНДРЕЕВ,+ Геннадий (Хомяков). Современный писатель, автор рассказов. Был в заключении на Соловках и в других зловещих заведениях ГУЛага, которые описал в своей книге "Трудные дороги" (Мюнхен, 1959 г.).

АНДРЕЕВ,+ Иван Михайлович. См. предисловие.

АНФИСА,+ монахиня (; 1974 г.). Келейница игумении Иулиании в Калистого, Калифорния. Она засвидетельствовала мученичество епископа Феофана Соликамского (; 1919 г.) и многих других, главным образом на Новгородчине. Епископа Феофана разъяренная революционная толпа протащила, сатанински смеясь и хихикая, к берегу замерзшей Камы и привязала к шесту. Шест с епископом медленно погрузили в прорубь и несколько минут держали в ледяной воде. Когда его вытащили, он был покрыт тонкой корочкой льда. Это повторялось несколько раз, пока он не умер смертью мученика. Пораженные ужасом верующие стояли, беспомощные перед этой бесноватой толпой, вдохновленной идеями Ленина. (Этот рассказ повторяется также в кратком варианте жития игумении Руфины Харбинской.)

АРЕНСБУРГЕР,+ мистер и миссис. Профессора в Монтерее, Калифорния. Они предоставили свидетельства о гонениях в Эстонии, написали рассказ о новомученике Никифорове-Волине. Это был талантливый молодой писатель, который, встретив странствующего паломника катакомбной Церкви, так вдохновился его бесконечными рассказами духовного опыта катакомбной Церкви, что посвятил всю свою жизнь литературному переложению этого феномена, за что был арестован в 1940 году, изгнан и под конец присоединился к сонму новомучеников. Две его главные книги – "Дорожный посох" и "Земля-именинница" – были самыми популярными текстами в публикациях православного самиздата, они вновь возжигают в сердцах последних христиан исконное стремление к Небесной Отчизне.

АРИАДНА,+ игумения обители Владимирской Божией Матери в Сан-Франциско. Преемница святой игумении Руфины из Харбина (; 1925 г.). Жившие ранее в Харбине (Маньчжурия) и Шанхае, и она, и игумения Руфина предоставили много сведений о новомучениках.

АССУР,+ Иван. Сын новомученика Владимира Ассура, который был православным педагогом и автором одной из первых книг о Православии на немецком языке (Берлин, 1928 г.). При аресте взял с собой только евангелие и пошел на мученическую смерть.

ВАРВАРА,+ (Цветкова). Игумения Гефсиманской обители в Иерусалиме. Перед своим изгнанием из Советской России в двадцатые годы вместе с группой Богословов-интеллектуалов, таких как Бердяев, она поддерживала знакомство со многими церковными деятелями, старцами и праведниками, пророчествовавшими о будущем православной России и умершими во время гонений.

ВАРВАРА,+ монахиня Леснинской обители (; 1972 г.). Предоставила богатую информацию о новомучениках Российских, напечатав в церковной прессе различные свидетельства, описывающие ужас жизни при советском режиме. Из-под ее пера вышли рассказы о новомученике епископе Андрее Уфимском и страданиях новомучеников Раифского монастыря.

КОНСТАНТИН,+ (Зайцев) архимандрит в Джорданвилле (; 1975 г.). Прославленный церковный мыслитель и писатель еврейского происхождения. Он был редактором П.Б. Струве в Париже, а потом в Шанхае при архиепископа Иоанне (Максимовиче), который крестил его в Православную веру. Последние двадцать пять лет своей жизни отвечал за все публикации в Джорданвилле, которые до его кончины превосходили все другие периодические издания по объему информации о новомучениках. Искусственное замалчивание либеральными теологами его глубокого вклада в распространение Православия в свободном мире очень помешало распространению славы новомучеников.

КОНУС,+ Сергей. Благочестивый мирянин из Бостона, Массачусетс, близкий к церковным, монашеским кругам. Он был знаком с праведниками в Крыму и Новом Афоне и собрал много материалов о новомучениках.

ДЕПУТАТОВ,+ протопресвитер Николай. Получил степень по Богословию в Духовной школе в Харбине и написал работу о епископе Феофана Затворнике. С юности увлекся собиранием старых духовных книг, которые привели его к поискам здравого смысла и духовной жизни, что в свою очередь сформировало его вкус и чутье на истинно духовных людей. Остаток своей жизни посвятил записи проявлений Божественного в людях, которых знал лично или через знакомых. Среди прочих материалов дал описание праведного исповедника епископа Анатолия, американского святого. Затем, живя в Австралии, продолжал писать для церковных журналов. Автор "Богопознания" (Братство преподобного Германа Аляскинского, 1975 год).

ЭРАСТОВА,+ послушница Мария. Недавно обращенная в Православие в Советском Союзе. Ее жизнь изменилась после встречи с современными исповедниками, такими как матушка Евгения Четверухина.

ФЛЕТЧЕР, Вильям К., автор труда "Русская Православная Катакомбная Церковь". Эта работа имеет большое значение в православной литературе, потому что демонстрирует академическому миру существование катакомбной Церкви и новомучеников. В его подходе и "объективности" по этому вопросу есть, однако, серьезные недостатки. Флетчер просто не очень хорошо разбирается в Православии или церковной истории и допускает время от времени элементарные фактические ошибки. Например, он считает традиционный православный календарь (ведущий летоисчисление от сотворения мира) новым сектантским изобретением (см. стр. 244 его книги). Он также много заимствует из советских источников, в которых факты намеренно искажены, из-за чего книга его становится односторонней и неровной. Так, автор не понимает оппозицию митрополиту Сергию с его декларацией 1927 года, слепо повторяя за советскими источниками определение политических мотивов как "раскол". Более того, он неправильно делит местные проявления оппозиции на разобщенные и изолированные группы. В его пользу говорит то, что он цитирует эмигрантские источники, но все же и здесь ему не хватает проницательности, и он больше доверяет "научным" советским источникам. Сегодняшнее Православие в СССР просто невозможно понять рационалистическому ученому, чуждому духу Православия. Тем не менее, эта книга представляет значительную ценность благодаря своим источникам, и понимающий православный может поправить одностороннее ее представление. Вооруженному пониманием советские источники ясно свидетельствуют о продолжающемся существовании катакомбной Церкви и мужестве ее членов.

ГАВРИИЛА,+ монахиня Ново-Дивеевской обители. Была духовной дочерью епископа Андрея Уфимского, когда тот был в Казани. Была свидетельницей разрушения Зилантова монастыря в Казани и женской монашеской общины, основанной епископом Андреем для местных татарских девочек.

ГЕРАСИМ,+ (Шмальц) архимандрит на Аляске (; 1969 г.). Русский монах оптинской традиции, он был тесно связан со многими представителями духовенства, ставшими потом жертвами коммунизма. Он приехал на Аляску в 1916 году как миссионер, и всю оставшуюся жизнь очень страдал при мысли о том, что происходит на его любимой Родине. Через переписку со своей сестрой (позднее монахиней Платонидой) получал информацию о разрушении монастырей в России. Таким образом, мы имеем описание новомучеников его Свято-Тихоновской пустыни под Калугой. Его твердое отстаивание гонимого традиционного сознания Православной Церкви в Америке вдохновило подъем истинного Православия в этой стране и способствовало канонизации преподобного Германа Аляскинского.

ГРОТОВ,+ профессор Сергий из Римского университета. Также известен под псевдонимами Нестеров и Алексей Ростов, создатель "Nuestro Pais" ("Наша страна") и Владимирского календаря. Религиозный человек, в молодости прошел через обычные испытания арестами, ссылками и концлагерями за свою оппозицию сергианству. Там он встречался со многими вождями Церкви. Был близким другом И.М. Андреева, с которым сотрудничал во многих проектах. После выезда из Советского Союза много писал о страданиях верующих при коммунистическом иге.

ГУРИЙ,+ иеромонах в Джорданвилле. Осиротевший ребенком в Советском Союзе, был в Америке священником в братстве Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Он рос в благочестивой семье, гонимой за веру. Верующему молодому человеку было настолько тяжело переносить повседневные испытания советской действительностью, что однажды он дал обет Богу не есть, пока Сам Бог не освободит его от этой безысходности. Несколько недель он страдал от голода, а спасением для него стал приход немецких войск. В благодарность за это чудесное избавление он дал слово пред Богом стать монахом. Отец Гурий предоставил материал для книги отца Михаила Польского.

ИРТЕЛЬ,+ Сергий (схиепископ Феодор). Будучи послушником в Валаамском и Псково-Печерском монастырях, на себе испытал участь гонимого христианина. Поддерживал связь с гонимыми монахами и мирянами и сохранил много воспоминаний об этих людях.

ИВАНОВА,+ Галя. Духовная дочь епископа Аркадия, сейчас живет в Афинах, в Греции. Владыка Аркадий настоял на том, чтобы ее семья покинула Россию, предвидя в начале двадцатых годов ужасные проявления сатанинской природы воинствующего коммунизма. Она сохранила портрет епископа Аркадия и его прекрасные стихи о перенесении страданий и желании добра страдающему из-за любви ко Христу человечеству.

ИУЛИАНИЯ,+ игумения (Варвара – в схиме), прежде из Калистого, Калифорния. (; 1971 г.) Во время ужасных гонений в двадцатые годы она стала духовной дочерью архиепископа Феодора из Свято-Даниилова монастыря и активно участвовала в помощи гонимым священникам. Была активным членом сестричества мироносиц при храме Христа Спасителя в Москве. Ее непосредственной обязанностью было обеспечивать высланных и арестованных епископов продуктами питания и одеждой. Она трудилась под руководством митрополита Кирилла Казанского, который получал средства от американской благотворительной организации для помощи голодающим священнослужителям. Эти женщины сформировали организацию, действовавшую по всему Советскому Союзу, и могли сообщать старшим епископам о местонахождении других старших иерархов. В тридцатые годы ее приговорили к смертной казни, но в последнюю минуту заменили на пять лет каторги. Она всегда помнила об этих своих предсмертных переживаниях. В Соловецком концлагере ей удалось связаться со многими епископами и тайно помогать им, сохранив при этом для нас полное описание нечеловеческих испытаний, которые пришлось перенести этим последователям апостолов. После Второй Мировой войны приехала в Соединенные Штаты, но не могла успокоиться, сердце ее осталось в гонимыми православными в России. Она строго раскритиковала тон первых двух томов отца Михаила Польского, потому что ее собственный опыт общения с сергианскими священниками в России был благоприятным. Представила материал для нескольких волнующих рассказов о новомучениках, которые были опубликованы в пятидесятые годы в журнале "По стопам Христа" отцом Николаем Виегласом в Беркли.

КИТЕР,+ (фон) Наталья Георгиевна, немецкого происхождения. Первоначально безразличная к религии, Наталья обратилась к вере по молитвам новомученика епископа Стефана. Она стала духовной дочерью странствующего схиепископа и новомученика Петра (Зверева), который в свою очередь возмужал при духовном влиянии святого праведного Иоанна Кронштадтского. Поддерживая связь с гонимым духовенством, она стала ревностной труженицей ради Христа, помогая, где только могла. Под ее влиянием ее мать постриглась в монахини и почила в святости. Она сотрудничала с церковными братствами и посвятила всю свою жизнь служению православным священникам, будучи принципиальным оппонентом обновленчества. Она оставила много рассказов о новомучениках, среди них о епископе Стефане, епископе Петре, иеромонахе Варнаве и схиепископе Макарии. Умерла в Германии в июле 1981 года и завещала все свои бумаги Братству преподобного Германа Аляскинского.

КЕЛЕР,+ Людмила. Сестра келейника и иподиакона новомученика архиепископа Иоанна Латвийского. Она – живой свидетель мученичества многих православных христиан в странах Балтии. Ее недавние визиты в Советский Союз говорят о том, что вера в Бога в России сейчас сильнее, чем когда-либо, и только равнодушие православных на Западе мешает им видеть силу новомучеников.

КОНЦЕВИЧ,+ Елена. Церковная писательница. Племянница церковного писателя Сергея Нилуса, обретшего запись беседы преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым. И она на всю жизнь сохранила такое же рвение к православной литературе, как у него. Она была связана с оптинскими старцами и подлинной оптинской традицией, а позднее стала горячей сотрудницей в трудах своего мужа И.М. Концевича. В юности хотела поступить в обитель схиигумении Софии Киевской, о которой недавно опубликовала книгу. До наших дней, уже в глубокой старости, она продолжала свою литературную деятельность, записывая сведения о новомучениках, таких как священномученик Митрофан, епископ Иерофей и других.

КОНЦЕВИЧ,+ И.М., профессор. (; 1965 г.) Ученик оптинских старцев и один из самых знаменитых церковных писателей двадцатого века, который помог передать истинное православное понимание святости. Он написал монументальный труд "Оптина пустынь и ее время", который раскрывает духовную атмосферу, воспитавшую новомучеников Российских. Эта работа была задумана как третья часть трилогии: первая часть – "Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси", второй должна была быть работа об учениках старца Паисия (Величковского). Особенно важно его "Определение старчества" (см. "Православное слово", № 95, ноябрь-декабрь 1980 г.), в котором он дает Богословское определение православного старчества, такого редкого сегодня (см. отца Николая Загоровского, стр. 370-382 и старца Нектария Оптинского, стр. 309-310).

КОВАЛЕНКО,+ Александра. Дочь священника-мученика Гавриила (Польский, т. II) и автор рассказа о епископе Василии, викарии в Полтаве (Польский, т. II), выдающемся иосифлянском иерархе, авторе многочисленных сохранившихся посланий против декларации митрополита Сергия. Епископ Василий высоко почитался архиепископом Андреем Ново-Дивеевским.

КРАВЧИНА,+ отец Григорий. Дальний родственник архиепископа Андрея Ново-Дивеевского, служил на приходе в Монтерее, Калифорния. В Почаевской лавре, в Польше и в годы войны в Германии был свидетелем многих чудесных событий в жизни гонимых христиан. Один крестьянин под влиянием коммунистической пропаганды отказался идти в церковь и не работать в Ильин день, сказав: "Если Бог существует, то пусть святой Илья на своей колеснице мне это докажет". Едва он закончил грузить сено на свою повозку и поехал через железнодорожный переезд, как на него наехал поезд, отрезав ему голову, которая покатилась с путей, как мяч. У отца Григория сохранились такие живые воспоминания о Почаевской лавре, когда игуменом там был архимандрит Виталий, позднее архиепископ Джорданвилльский (; 1960 г.).

ЛЕОНИД,+ игумен (Гесс) в Летбридже, Канада (; 1981 г.). Был монахом Киевского Свято-Троицкого монастыря, основанном праведным старцем Ионой. Отец Леонид оставил несколько писем, описывающих мученичество монахов своего монастыря, творимые над ними злодейства. Некоторых сбросили с моста в Днепр, стреляя по ним вдогонку. Других раздели, и солдаты издевались над ними. В то же время Бог сотворил великие чудеса на киевщине. Перед тысячами людей, включая неверующих и евреев, церковные купола стали чудесным образом золотыми, фрески засияли обновленными красками, лучи света играли на куполах, и слышно было пение невидимых хоров. В одном случае колодец сверхъестественным образом отражал будущее тех, кто смотрел в него.

ЛЕОНТИЙ,+ архиепископ Сантьяго. См. главу о нем в этой книге.

ЛЕВИТИН-КРАСНОВ,+ Анатолий. Диакон «Живой Церкви» в тридцатые годы, сейчас православный, но либеральных взглядов, высланный из Советского Союза в семидесятые годы. Автор следующих книг, в которых засвидетельствовал реальность новомучеников" "Лихие года", Париж, 1977 г., "Рук твоих жар", Израиль, 1980 г.

ЛОПУШАНСКАЯ,+ Елена Николаевна (Лопе) (; 1972 г.). Секретарь епископа Дамаскина, памяти которого посвятила всю свою жизнь. Она была выдающейся церковной писательницей, известной, главным образом, своими работами "Епископы-исповедники" (о митрополите Кирилле, архиепископе Пахомии, епископе Дамаскине), "Русские мироносицы", опубликованной в "Православной Руси", 1949, и "Последние киевские епископы" (рукопись). Получив прекрасное образование в России, она посвятила жизнь литературным трудам. Считала своим священным долгом сохранить для последующих поколений и молодежи в свободном мире правильное понимание церковных вопросов в том духе, как их понимали отцы последних времен, например, епископ Дамаскин. Она публиковала свои замечательные рассказы о гонимой Русской Церкви, когда только могла, но, к несчастью и к ее великому ужасу, из-за политических споров церковных журналов ее голос, по большей части, не был услышан. Она возлагала надежды на архиепископа Леонтия. Ее бесценные, из первых уст, рассказы о гонимой Русской Церкви, дышат духом древних катакомб и заслуживают того, чтобы их напечатали. Она очень сокрушалась, когда о ситуации с гонимой Русской Церковью судили категорично и с точки зрения закона.

ЛЁВИНА,+ Валентина Валериановна. Прежде профессор Гавайского университета. Дочь священника-мученика Валериана, который был связан со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Жила в Сакраменто, Калифорния.

МАКОВСКАЯ,+ Олимпиада Анатольевна (; 1976 г.). Духовная дочь схиепископа Антония Киевского, дружила со многими новомучениками и церковными деятелями в Советском Союзе. Была поэтессой, сохранила идеалы Святой Руси и делилась своими переживаниями, особенно касающимися Киева. Вдохновила многих обращенных в Православие и была близкой подругой Елены Лопушанской.

МАКУШИНСКИЕ,+ иподиакон Алексий и Зинаида. Духовные чада братьев-священников Исмаила и Михаила Рождественских. В детстве иподиакон Алексий пел в хоре Свято-Андреевского собора в Кронштадте и прислуживал святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Они были стойкими членами иосифлянской катакомбной Церкви и до прихода немцев поддерживали постоянную связь с катакомбными священниками, помогая им сохранять полую секретность.

МАРИЯ,+ монахиня (Стахович). Тайно пострижена последним валаамским старцем иеросхимонахом Михаилом (; 1963 г.). Она – живой свидетель жестоких гонений, которые переносили валаамские монахи за свою стойкую приверженность старому календарному стилю и отказ принять дух обновленчества или склониться перед ним, так как считали его почти равным безбожному игу в России. Близкий родственник монахини Марии игумен Рафаил, валаамский монах, был вместе с группой других монахов заживо замурован в тюрьме Воронежского ГПУ.

МАСИЧ,+ отец Николай (; 1973 г.). Молодым человеком он пострадал от гонений за свою веру. Сидел в тюрьмах в Сарове, Санаксаре и в Темниковском концентрационном лагере. Ему приходилось заготавливать лес в том самом месте, где подвизался преподобный Серафим Саровский. Он знал многих праведников, закончивших жизнь новомучениками. Оставил рассказ о праведном Иосифе-молчальнике на Кубани ("Благовестник", № 12, 1968) и Григории Крестоносце.

МАШИНА,+ Ирина. Прежде духовная дочь епископа Аркадия и новомученика епископа Аверкия Житомирского. Жила в Ново-Дивеевской обители в Нью-Йорке. Ее воспоминания о жизни тайных катакомбных братств – это редкий вклад в литературу о новомучениках. Ее сын не выжил бы, если бы не единство и любовь членов катакомбной Церкви, тайно его сохранявших.

МИХАИЛА,+ монахиня (Кудинова). Последняя оставшаяся в живых монахиня, постриженная в Оптиной пустыни в 1918 году. Шестнадцатилетней девушкой во время Первой Мировой войны она поступила солдатом в женский корпус, чтобы защищать Родину. Потеряла левую руку, и в госпитале ее выхаживали члены Царской Семьи. Когда разразилась революция, она уехала к своему брату, отцу Иннокентию, в Оптину пустынь, где старцы с согласия настоятельницы Шамординской обители постригли ее в монахини, дав ей имя главы Небесного воинства, поскольку она была солдатом на войне. Перед отъездом из России она повидалась со старцем в миру Георгием из Чекряка, который вскоре после этого, в 1919 году, претерпел мученичество. С отступлением Белой армии ее эвакуировали на Запад, и, в конце концов, она осела в Бразилии, где вела монашескую жизнь вместе со своим братом, отцом Иннокентием. Затем жила в обители Новое Шамордино в Австралии, сохранила в сердце любовь к новомученикам и почитание их, со многими из которых лично встречалась.

МИТРОФАН,+ архимандрит, Сан-Франциско. Сын священника-мученика, он жил в Воронежской области, где был духовно связан с праведной Феоктистой Михайловной и другими подвижниками. Женился на дочери святого священника-мученика Митрофана, которая была любимым духовным чадом оптинского старца Нектария. Как верный слуга Христов, перенес жестокие гонения от безбожников. Его, однако, очень утешала и укрепляла связь с истинно Божиими людьми. Это было то самое качество истинности, которое он позднее признал в архиепископе Иоанне (Максимовиче), тогда правящем епископе Парижском и Западно-Европейском, и которое вдохновило его посвятить остаток своей жизни служению блаженному архипастырю. Отец Митрофан – автор полного жития священника-мученика Митрофана Воронежского, а также рассказа о блаженной Феоктисте, Христа ради юродивой.

МОСТЫКО,+ Николай и Мария. Они были связаны с епископом Онуфрием и другими праведными рабами Божиими в Советском Союзе. Уехав из СССР, работали в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Мистер Мостыко был иподиаконом и, как и его жена, чтил память новомучеников.

НАБОК,+ (Васильков) (; 1963 г.). Пламенный защитник церковного сознания в Советском Союзе. Он был связан со многими новомучениками и предоставил много сведений отцу Михаилу Польскому. Также оставил рукопись, озаглавленную "Профессор Платонов". Умер в Германии. См.: "Отец Геннадий" ("Православная Русь", №4, 1971 г.).

НЕКТАРИЙ,+ архимандрит. Бывший член катакомбной Церкви, он стал монахом в Джорданвилле, где лично набрал в типографии и отредактировал оба тома книги "Новые мученики российские" отца Михаила Польского. Обогатил эту книгу многими материалами из собственного опыта, сам претерпел мученичество за веру. Его духовный отец, новомученик игумен Варсонофий, был основателем катакомбной Церкви на юге России; его жестоко избивали в Саровском концлагере, изувечив и сделав инвалидом на всю жизнь. Здесь его посетил из вышнего мира преподобный Серафим и дал ему такое утешение, что всю оставшуюся жизнь он чувствовал неземное счастье и был исполнен пламенной любви к своим врагам.

НЕКТАРИЙ,+ епископ Сиэттлийский (Концевич). Брат И.М. Концевича. С детства был духовным сыном оптинского старца Нектария, который пророчил, что он будет "служить нам", одновременно попросив его мать подготовить его к таком поприщу. Во время жестоких гонения христиан он был вверен духовному попечению еще одного оптинского воспитанника архиепископа Андрея Ново-Дивеевского, под чьим руководством вырос в пастыря стада Христова. Его мать (в монашестве Нектария) была постоянно связана с оптинскими старцами и многим другим помогла установить с ними связь. Она была свидетельницей разрушения Оптиной пустыни и многих других ужасов советской системы. И она, и епископ Нектарий предоставили подробные рассказы о целом ряде новомучеников – то, что они видели собственными глазами, особенно в районе Харькова. Епископ Нектарий был викарным епископом Западной епархии Соединенных Штатов.

НЕСТОРОВ,+ (см. Гротов).

НИКАНДР,+ архимандрит (; 1979 г.). Валаамский старец, который умер духовником Леснинской обители во Франции. Он дал бесценную информацию о мучениках Валаамского монастыря, схваченных на Валаамских подворьях в Петербурге и в Москве. До последнего вздоха хранил и преумножал дух Валаама, передавая его своим духовным дочерям во Франции.

НИКОН,+ архиепископ Вашингтонский и Флоридский (; 1979 г.). Автор обширной биографии митрополита Антония (Храповицкого), в которой дал правдивое и подробное описание того, как безбожники захватили Святую Русь. В этой книге упоминаются сотни церковных деятелей и дается много информации о новомучениках. Архиепископ Никон был вдохновителем Братства преподобного Германа Аляскинского и проповедником идеалов Святой Руси. Он предоставил сведения об архиепископе Пахомии, епископе Андрее Уфимском, митрополите Кирилле и епископе Иерофее.

ОВЕРТ,+ Сергей. Собирал мемуары и сведения о новомучениках у пожилых русских эмигрантов, особенно о "феодоровцах", о носивших белые кресты и отказывавшихся работать на безбожную власть.

ПАВЛЮСИК, матушка Александра. Супруга отца Георгия, который был тесно связан со многими новомучениками в Советском Союзе до того, как они бежали в свободный мир во время Второй Мировой войны. Их вклад – свидетельство о епископе Онуфрии.

ПОЛЬСКИЙ, отец Михаил (; 1960 г.). Автор книги "Новые мученики российские", три тома, на русском языке. Отец Михаил в Советском Союзе был бесстрашным священником, гонимым, ссылаемым в разные концлагеря, включая Соловки, где он вместе со многими епископами подписал знаменитый протест духовенства с Соловков. Он знал многих праведных епископов, о которых позднее и составил трехтомник. Убедившись, что в Советском Союзе будет преобладать политика сергианства, он отправился на юг в надежде уйти за границу, чтобы трудиться в свободной Русской Зарубежной Церкви. Ему удалось бежать из красного ада в начале тридцатых годов через Иерусалим, где митрополит Анастасий назначил его в Лондон как защитника канонической позиции Русской Зарубежной Церкви. После Второй Мировой войны он был священником в соборе в Сан-Франциско при архиепископе Тихоне, где собрал свою мартирологию вместе со своими редакторами, монахами Джорданвилля. Его третий том содержит много материала, посвященного насильственной репатриации казаков в конце Второй Мировой войны. Ее публикация была временно отложена, чтобы разделить два периода новомучеников. Кончина отца Михаила в 1960 году помешала публикации третьего тома. Когда вышли первые два тома, некоторые свидетели условий советской Церкви раскритиковали то, что он поспешно разделил всех священников только на две группы, когда в действительности большинство епископов надеялись, что сергианство не выживет, и поэтому они официально никогда не отделялись от митрополита Сергия. Некоторые люди, также пострадавшие за Христа при коммунистическом иге в России, считали, что отец Михаил слишком поспешил зачислить в разряд сергиан тех, кто не осмелился выразить свой протест против декларации. Вдобавок, многих выдающихся иерархов, которые точно были против сергианства, отец Михаил или пропускает, или пытается бросить тень недоверия на них. Некоторые, например, епископ Петр Воронежский, чьи письма сохранились и напечатаны, зачисляются отцом Михаилом в иосифлянские епископы, но этому нет свидетельств. Мы можем определенно сказать, как утверждают эти свидетели (архиепископ Андрей, монахиня Ксения, Наталья Китер, игумения Иулиания, монахиня Вероника и архиепископ Леонтий), что русское духовенство в целом решительно отвергало дух сергианства. Только маленькая группа личных приверженцев митрополита Сергия (наиболее заметные – Алексий и Николай) подписали декларацию и таким образом сформировали ядро Московской Патриархии. По этой причине свободная Русская Церковь, Синод епископов за пределами России, не имела союза с Московской Патриархией, но по духу осталась в единстве с верующими в Советском Союзе.

РЕГЕЛЬСОН, Лев. См. главу о нем.

РОСТОВ,+ см.: Гротов.

САМОЙЛОВИЧ.+ Жила в обители Владимирской Божий Матери в Сан-Франциско. Она была религиозной с юности, которую провела на полтавщине, в местах, описанных в произведениях Н.В. Гоголя. Там она стала свидетельницей закрытия Советами церкви в монастыре святой Матроны. Было объявлено, что в такой-то день церковь будет разрушена. Двери и окна забили досками и проведение служб запретили. Однажды ночью вся округа увидела свет внутри храма, словно там был пожар. Но так как гражданам было строго запрещено приближаться, то смотрели издали. Случилось чудо, которое засвидетельствовали многие люди. Из церкви по двое выходили святые. Люди ясно видели святых Владимира и Ольгу, Бориса и Глеба, Антония и Феодосия, Димитрия и Георгия и других, торжественно проходящих через церковные двери и исчезающих в темноте. После того как сотни таких пар святых покинули церковь, свет внутри погас, она была лишена святости. На следующее утро, когда власти взрывали церковь, люди знали, что святые ее оставили.

СЕРАФИМ,+ (Филимонов). Настоятель Свято-Успенского скита в Нортвилле, Альберта, Канада. Поскольку он был из семьи староверов, ему потребовалось приложить много усилий, чтобы стать монахом в этом монастыре. Это факт, а также то, что ему пришлось пережить много страданий от советского атеизма, в том числе тюремное заключение, дали ему способность понимать и осознавать, кто является истинными исповедниками Христовыми.

СЕРАФИМ (Вербин). Архимандрит. (; 1962 г.). Он поступил в Глинский монастырь в очень юном возрасте и стал там монахом. Оставил целый том, описывающий разрушение великого Глинского монастыря, а также сведения о гонениях на христиан и о новомучениках, особенно о новом святом – архимандрите Геннадии, погибшем на Колыме.

ШАТИЛОВА. Монахиня Мария (; 1975 г.) из Ново-Дивеева. Духовная дочь новомученика Андрея Уфимского. Переписывалась в с архиепископом Феофаном Полтавским. Свидетельствовала, как над епископом Андреем издевались охранники во время его заключения в Средней Азии. Они заставляли его во время ужасной жары стоять на солнце с непокрытой головой, чтобы вызвать солнечный удар. В таких условиях он за один день потерял все волосы.

ШОРЕЦ.+ Архиепископ Герасим (; 1968 г.). Во время Второй Мировой войны эмигрировал из Литвы, а потом участвовал в церковной жизни в свободном мире и напечатал сведения о гонении верующих и новомучеников.

ЩУКИН.+ Отец Серий (; 1978 г.). Священник, умер в Канаде. Когда он был молодым человеком, то отправился в Оптину пустынь получить совет у старца Нектария касательно того, как ему следует жить христианской жизнью в нехристианском обществе. Составив в уме сложные планы создания тайных мирских братств, он приблизился к старцу и спросил, что ему следует делать. Старец Нектарий спокойно ответил: "Шаг за шагом". Отец Сергий ушел обескураженный, но все же последовал совету Старца, и после многих лет страданий он был посвящен в чтеца самим патриархом Тихоном и, наконец, стал священником. Позднее эмигрировал на Запад. Предоставил интересное описание жизни катакомбной Церкви (в котором самого себя описал в третьем лице под именем Павел). Следил за сведениями, касающимися Православия в Советском Союзе и лично расспрашивал Сергия Курдакова, как тот стал православным христианином (см. "Православное слово", № 59, ноябрь-декабрь, 1974 г.).

СКЛЯРОВ.+ Протоиерей Александр и его матушка Рипсимия. Живые свидетели разрушения святых мест в Белгороде. Он был духовным сыном новомученика епископа Никодима и отца Николая Загоровского. Они были одним из основных источников для книги отца Михаила Польского "Новые мученики российские".

СТЕПАНОВ,+ отец Николай (; 1964 г.). Свидетельствовал о новомучениках, особенно на Кубани. Он выбрал профессию хирурга. Поступление в семинарию значительно осложнило бы ему жизнь из-за антирелигиозного советского режима. Но, поскольку он был верующим, преследований избежать ему не удалось. Он сидел в разных концлагерях, включая Соловки, где, работая хирургом, был еще и тайным священником. В последние годы своей жизни преподавал в семинарии. Тоже свидетельствовал о новомучениках.

ТАВИФА.+ Монахиня Леснинской обители (; 1971 г.). Она предоставила сведения о разрушении Раифского монастыря в Казани и была одной из послушниц в женской монашеской общине, основанной новомучеником епископом Андреем. Оставила сведения о том периоде жизни епископа Андрея, когда он был архимандритом.

ТИМОФИЕВИЧ,+ доктор Анатолий П. (; 1976 г.). Доктор в Ново-Дивеевской обители. Он был духовно окормляем в Киево-Печерской лавре и стал свидетелем ее ужасного разорения. Будучи талантливым писателем, оставил ряд рассказов от первого лица о жизни праведников и новомучеников, которых встречал в своей жизни. Эти рассказы – настоящие жития святых XX века, описывающие Святую Русь в полной ее славе. Посетил Саровский и Дивеевский монастыри как раз перед их закрытием в 1927 году одновременно с архиепископом Леонтием, тогда молодым монахом. У него были тесные связи с людьми в Сарове и Дивееве, которые доверили ему сохранить чудотворный портрет-икону преподобного Серафима, написанный при жизни святого. Благодаря доктору Анатолию и архиепископу Андрею эта икона благополучно прибыла в Америку и сейчас хранится в Ново-Дивеевской обители.

ТКАЧЕВЫ,+ Тихон и Фекла. Жили в Детройте, штат Мичиган. Они были духовными детьми старицы Агафии из Белоруссии, благодаря молитвам которой спаслись и получили свободу, и смогли засвидетельствовать об этой великой современной святой.

ТОЛСТАЯ,+ Александра Львовна. Дочь великого русского писателя Льва Толстого и основательница Фонда Толстого в Нью-Йорке. В письме Брежневу в защиту заключенных писателей Синявского и Юлия Даниэля описала, как один бывший солдат на своем смертном одре на ферме Толстого рассказал следующее. В молодости он был красноармейцем и вместе с другими охранял здание, где умирал Ленин. Они должны были охранять территорию площадью в несколько квадратных километров, чтобы не слышно было страшных криков умирающего Ленина, и имели приказ стрелять во всех, кто попытается приблизиться. Эти крики полного отчаяния на смертном одре были так мистически ужасны, что он с содроганием вспоминал их всю свою жизнь и был глубоко уверен, что это крики души, предчувствовавшей вечные муки в аду.

УРУОВА,+ Наталья. Княгиня (; 1964 г.). С детства жила духовной жизнью, что было весьма редко для представителей высшего общества ее времени. После Второй Мировой войны, потеряв всех своих шестерых детей (три ее сына были замучены за веру во Христа), она написала свою полную биографию. Ее книга – волнующее свидетельство той цены, которую должны были заплатить православные христиане, чтобы быть в спасительном окружении истинной Православной Церкви. Благодаря своему духовному воспитанию, она легко уловила фальшь сергианской позиции и в своей книге от первого лица рассказала, как митрополит Сергий лично, без всякого давления со стороны властей, предлагал, какие церкви закрыть или взорвать и каких священников арестовать. Поэтому не кажется странным, что ее книгу "Материнский плач Святой Руси" затруднительно было опубликовать. Это плачь матери над ее мертвыми катакомбными детьми. Она предоставила сведения о следующих новомучениках – митрополите Иосифе, ребенке Сергие и старце Анатолие, священнике Владимире, игумении Антонине, священнике Александре, который привлек небесный огонь, совершая литургию на пеньке посреди леса, и архиепископе Варлааме. В последние дни своей жизни она писала проникновенные стихи, отражающие безнадежное положении православных христиан в свободном мире. Ей было ясно, что они теряют дух истинного Христианства – Православия. Архиепископ Аверкий, ее духовный отец, доверил ее мемуары Братству преподобного Германа Аляскинского для публикации, выразив надежду, что эта книга покажет новообращенным пример святого мученичества.

ВАГИН,+ Евгений. См. главу о нем.

ВЕРОНИКА,+ монахиня (Котляревская) (; 1952 г.). Актриса в миру, обратилась в Православие через художественное движение, почитавшее культурное прошлое России, во время революции. Тесно сблизилась с выдающимися православными верующими и из-за ее близкой связи со святыми Свято-Александровской Невской лавры сама была арестована в святую ночь и долгие годы страдала в лагерях Сарова, Санаксара, Темникова. Во время Второй Мировой войны попала в Европу и провела последние годы своей жизни монахиней в Париже, где Елена Концевич, подружившаяся с ней благодаря их общему интересу к патристике, убедила ее написать мемуары о страданиях Русской Церкви. Эти мемуары были опубликованы "Русской жизнью" в 1954 году в Сан-Франциско, однако добрая их часть была утеряна из-за церковной межюрисдикционной политики. И лишь фрагменты из этих мемуаров печатались, в основном, И.М. Андреевым во Владимирском календаре. К сожалению, ее свидетельство о том, что патриарх Алексий I несет прямую ответственность за святую ночь, было опущено из-за сергианского духа в свободном мире. Когда она жила в Советском Союзе, то была вместе с епископами Григорием и Стефаном, которые официально не признали митрополита Сергия, но не стали отделяться от его духовенства. Только когда она прибыла в Париж и столкнулась с позицией митрополита Евлогия, поняла, что иосифляне правы.

ФОН МЕКК,+ Галина, мирянка из высшего общества. Она претерпела преследования и рассказала о своих испытаниях в книге "Какими я их помню". Особенно волнителен рассказ о казни неизвестного святителя.

УЭЛШ,+ Александр Дамианович (; 1968 г.). Профессор в Монерее, Калифорния. Он засвидетельствовал о многих зверствах, творимых на харьковщине. Не один год проработал в химической лаборатории, которую Советы устроили в закрытой церкви святого Илии в Харькове. Эта церковь была построена богатым евреем, пережившим великое чудо, спасшее его жизнь, в знак благодарности Всевышнему. Александр свидетельствовал, что, какими бы веществами химики ни занимались, каждое утро, приходя на работу, они вдыхали дивное благоухание ладана, словно в церкви ночь напролет ангелы творили службу. Это чудо было известно не только работникам лаборатории, но всем в городе, и длилось годами.

КСЕНИЯ.+ Монахиня обители Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Франциско. Духовная дочь новомученика епископа Петра (Зверева) Воронежского. Засвидетельствовала зверства, творимые в Воронеже, и вместе со своей сестрой сохранила для потомства целый ряд писем, расшифрованных ей, которые епископ Петр и другие узники Соловков писали, закодировав. Также сохранила весь поэтический акафист преподобному Герману Соловецкому, написанный епископом Петром, когда он мучился на том месте, где подвизался преподобный и где были осквернены его останки. Он написал акафист на большом числе почтовых открыток, перемешав его с другими записями, чтобы скрыть от чиновников-атеистов истинное содержание. Епископ Петр мученически пострадал там в Голгофском скиту.


Рецензии