Подвиг разведчика. Роберт Клейн

Жизнь замечательных людей: Роберт Клейн
(Советский разведчик немецкой национальности)

Интересна жизнь и судьба  Роберта Клейна (1913 - 1990 года).  Капитан, начальник разведки 1-й Украинской партизанской дивизии, Герой Советского Союза, - из  поволжских немцев.  Его подвиги после войны замалчивали, «вымарывали» имя Роберта Клейна из рассказов о боевых операциях народных мстителей».  И лишь в книге «Рейд за Сан и Вислу» (Москва, 1960 год) Пётр Петрович Вершигора*   наконец смог воздать  должное заслугам Роберта Клейна. Затем о дерзновенном "партизане Роберте", рассказали боевые соратники Касым Кайсенов, Д. И. Бакрадзе, писатель Аркадий Эвентов. Составим на основе их воспоминаний и рассказов в них самого Клейна картину жизни и судьбы этого замечательного человека.

Роберт Клейн родился в 1913 году в селе Миллер Каменского уезда Саратовской губернии – на территории,  где впоследствии недолго просуществует автономная республика немцев Поволжья. После окончания автомеханического техникума он , тогда белокурый стройный молодой человек,  работал на машинно-тракторной станции, в октябре 1932 года был призван в армию (РККА) и поехал исполнять гражданский долг за тысячи километров от отчего дома, на Дальний Восток.

Однажды на пустынной дороге красноармеец Клейн помог исправить автомобиль  самого Василия Блюхера (1890 – 1938), командующего Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. Тот не забыл смышленого грамотного бойца. Клейну присвоили звание старшины, перевели на базу по ремонту военной техники, а еще через два года направили на учебу в бронетанковое училище – в Ульяновск (Симбирск) . В этом городе –– курсант Клейн встретил Галину, свою будущую жену. У них родятся дочь и сын.

Службу в должности командира взвода начал на Украине. Однако осенью 1938 года его арестовали. Несколько месяцев Kлейн находился под стражей по подозрению в участии в «антисоветском заговоре».  Сотрудники НКВД выясняли, не является ли он участником «антисоветского заговора», который возглавлял бывший маршал, а ныне «враг народа» Блюхер. Выяснили, что нет: направление в училище способных кандидатов – обычная практика, увлекается техникой с детства.

В 1941 году командир разведроты танкового полка старший лейтенант Роберт Клейн принимает первый бой у Белой Церкви. Потом будет отступление к Днепру, участие в обороне Киева. Именно тогда Клейн совершает свой первый подвиг. Требовалось на другом берегу Днепра взять «языка», причем – непременно офицера. Предпринимавшиеся ранее попытки выполнить задание командования успеха не принесли. Вызвался идти в ближний тыл врага Клейн и пятнадцать отважных красноармейцев его роты. «Знали ли пятнадцать моих "братьев", что я, их командир,- немец? Конечно, знали. Но им известно было и то, что я - советский человек, коммунист и готов, как и они, если потребуется, жизнь отдать за Родину.»  Клейну пригодились и знание немецкого языка, и уже накопленный опыт войскового разведчика.

 В операции за "языком"  не понесли никаких потерь. Два  немецких офицера  были захвачены в плен. Роберта Клейна представили к награждению орденом Ленина. Награду Клейн не получил:  был ранен.  Зато весть о представлении к награде  помогла избежать депортации его жене и детям (дочь и сын).

Раненый Клейн оказался на оккупированной немцами территории:  фашисты из Киева прорвались в Борисполь. Лежал Клейн пластом, рядом с подсолнухами. Нога перебита - ни подняться, ни уползти. Захотелось пить, а воды нет. Разум стал мутиться. Сутки лежал. И вдруг вышла на огород  дивчина - хозяйская дочка. Увидела раненого. "Солдатику, тикай",- шепчет.- Немец у нас во дворе". А раненый свое: "Пи-ить". Глянула она на его рану страшную, тихо ойкнула... и убежала. Ну, думает Клейн, конец. Небо у него в глазах черным-черно стало: потерял сознание. А через полчаса приходит в себя и чует - весь воротник мокрый. Это девчонка та самая зубы ему разжала и в рот воды льет... Берет та дивчина серп и начинает кукурузу жать. Жнет и кладет бодылья прямо на раненого. Целую скирду поналожила. Шуршат сухие листья. А затем словно ветерок подул - шепчет она: "Солдатику, ты живой?"-  "Живой",- отвечает Клейн. "Когда возможность будет, я опять приду и тебя сховаю.

 «Никогда в жизни не забуду я свою спасительницу - девушку Катерину, ее мать - пожилую крестьянку, всю их семью, принявшую меня, как родного сына и брата,- рассказывал Роберт Клейн  писателю Аркадию Эвентову.  - Пробыл я у них до весны сорок второго. Прятали они меня, где и как только могли, выдавали за родственника, отыскали поблизости какого-то фельдшера, тоже верного, советского человека. Он меня и лечил. Словом, сделали все, что было в их возможностях, не посчитались с тем, что свои жизни ставили под удар. Долго не был я в состоянии встать. А когда к весне с грехом пополам рана зажила, то оказалось, что левая нога стала у меня короче правой.»
Весной настало время расставаться Клейну с его спасителями. Захваченная фашистами украинская земля полнилась слухами о непокоренных людях - партизанах. Воспрянул духом раненый танкист.

Теперь , понял он, для него самый правильный путь - к партизанам. Но вступить на него нужно с толком и не с пустыми руками. «Найду-ка я здесь, в Борисполе, надежных людей, сколочу с ними подпольную группу, и сделаем все, что только сможем, во вред оккупантам, на пользу Красной Армии. А уж потом двинем на Малую землю, в партизанский лес.» Когда рана зажила, он и еще несколько красноармейцев, также прятавшихся в селе, приступили к поиску местных партизан.
Помог случай. В соседнем селе остановился на отдых механик из так называемых «фольксдейче», командированный в город Переяслав. Клейн ликвидировал этого немца и заодно местного полицая, в доме которого тот заночевал. После этого в гараже Переяславского гебитскомиссариата приступает к работе «герр Крейс». Мастер на все руки, он приводит в порядок всю имеющуюся советскую автотехнику, приобретает полное доверие местных оккупационных властей (часто играет в карты с самим гебитскомиссаром у него дома) и вскоре становится начальником гаража.
Наконец, Клейну удалось наладить связь с партизанами из отряда имени Чапаева. Он представил им документы, что он советский командир-танкист. Ему поверили не сразу, дали задание «спалить гараж». Клейн и его соратники гараж сожгли, а двенадцать лучших автомашин перегнали в лес... Когда из Центра пришел ответ, подтвердивший личность капитана Роберта Клейна как смелого офицера такого-то полка, ему поверили окончательно.
Начались задания: уничтожение или захват военного имущества противника и т.д. Узнав, что недалеко остановилась колонна мотоциклистов и автомашина с полковником, кавалеристы во главе с Робертом Клейном окружают и захватывают оберста-генштабиста с важными документами. Вот откуда у Клейна оказалась форма германского полковника и пистолет с дарственной надписью Гудериана.

   Для начала устроился работать в бывшей МТС, в маленьком городке Переяславе. Затем, осмотревшись, предложил свои услуги гаражу Переяславского гебитскомиссариата. Тем временем искал и находил преданных Родине советских людей, которые в силу разных трагических обстоятельств очутились на территории, захваченной ненавистным врагом.
   Постепенно сколачивалась боевая группа, которую ему , командиру Красной Армии, можно было в нужный момент, не колеблясь, привести в действие.

   «Раздобыл я себе подходящий аусвайс, на русском значит удостоверение. Аусвайс помог мне втереться в доверие к новой власти. Она на оккупированной земле создавала свою администрацию, пыталась налаживать хозяйство и, конечно, обратила внимание на меня, немца, поверила в мою придуманную биографию. И вот он поставлен на пост начальника гаража гебитскомиссариата в Переяславе.»
О том, что произошло дальше, рассказывает Касым Кай-сенов в своей книге "Из когтей смерти".

   Казах Касым Кайсенов воевал на Украине. Он был в числе первых организаторов партизанских отрядов в Киевской области. Партизанский отряд под командованием Кайсенова, отряд "Васи" - так любовно называли Касыма его боевые соратники,- прошел по всей Украине от Киевщины до Закарпатья, совершая одну за другой дерзкие, крупные операции.

   Роберт Клейн создал в гараже подпольную организацию.  Это были свои, п роверенные и надежные люди.   Касым Кайсенов, очевидец этой встречи, вспоминает далее, что тогда партизанские командиры, все обсудив, договорились гараж в Переяславе уничтожить, а часть машин вместе с подпольщиками доставить в лес. Гараж переяславского гебитскомиссариата был уничтожен.  Казах и немец стали братьями по оружию, по судьбе, по цели и смыслу жизни.

Роберт Клейн провел десятки смелых по замыслу и дерзких по исполнению операций в тылу гитлеровцев. Одна из них была осуществлена в сентябре 1943 года.

  ...Рассвет на Черкасском шоссе, что ведет к Днепру. Блестевший лаком "оппель-адмирал", неприметно вынырнувший из леса, приглушенно, но солидно сигналя, догонял и обгонял немецкие автоколонны, танки, артиллерию. 1-й и 2- й Украинские фронты развертывали тогда стремительное наступление к Днепру. Фашисты торопились поскорее перебраться на его правый берег и там организовать оборону.

В штабе партизанского движения Украины Клейн получил задачу задержать отход 4-й танковой армии противника, не допустить занятия ею заранее подготовленного рубежа обороны на правом берегу Днепра   и тем самым облегчить войскам Воронежского фронта форсирование реки. И вот советский капитан, начальник разведки партизанского отряда Клейн превращается ся в полковника гитлеровского генерального штаба с особыми полномочиями фюрера: ордена на кителе, снятом с действительного полковника гитлеровской ставки. Через плечо - добротный планшет, там немецкая карта, и бинокль. На пистолете, спрятанном в кобуре,- дарственная надпись генерала Гудериана.

Рядом с ним  шофер, партизаном А.В. Тканко, надевшим мундир вахмистра, оно едут в г. Черкассы в "оппель-адмирале.   Поспели вовремя. Переброска немецких танков, самоходок, зенитных батарей и автомашин через реку только началась.
 "Оппель-адмирал" остановился возле переправы гитлеровцев через Днепр. Клейн вышел из машины, вызвал к себе начальника переправы и, отрекомендовавшись уполномоченным фюрера, приказал:

- За Днепр ни одной машины не пропускать! Армия должна удержать плацдарм на левом берегу реки и ждать подходящие с запада резервы. Отсюда по плану фюрера начнется новое наступление...
 Начальник переправы кинулся было исполнять неожиданный приказ ставки, но вдруг опомнился, заподозрив что-то неладное и  потребовал от Клейна документы и письменное подтверждение приказа. Наступила критическая минута. Тканко уже полез под брезент за ручными гранатами. Но тишину вдруг прорезал яростный крик Клейна:
- Именем фюрера!- сказал "полковник" и, выхватив пистолет,  в упор застрелил начальника переправы.

Сраженный в упор, начальник переправы рухнул замертво. Чтобы у фашистов рассеялись последние сомнения, "полковник", прежде чем опустить пистолет в кобуру, подержал его на виду так и столько времени, сколько нужно было гитлеровцам получше разглядеть серебро на рукоятке.

   - Разойтись! Выполнять приказание! - скомандовал "полковник". Фашисты, сообразив, что тут не до шуток, старались как можно лучше ему угодить.
   Шесть часов распоряжался Клейн вражеской переправой. Вызвав по радио авиацию и перерезав провод, ведущий к заложенным под переправу зарядам взрывчатки, он уехал. Вскоре наши бомбардировщики нанесли удар. Враг понес огромные потери.
За эту и другие операции Клейну присвоят звание Героя Советского Союза 4 января 1944 года:  «за образцовое выполнение специальных заданий командования в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения на Украине». А его родственники получат разрешение покинуть спецпоселение в Алтайском крае.

Далее со слов боевого соратника Александр Васильевич Тканко.    А. В. Тканко и Р. А. Клейн породнились на левобережье Днепра, в тылу оккупантов. До войны учительствовавший на Украине, А. В. Тканко к тому времени, когда они впервые встретились, был уже подполковником, не раз смотрел смерти в глаза. Во главе группы десантников Тканко спустился с парашютом у леса, где находилась база отряда Р. А. Клейна. Десантники соединились с партизанами в один отряд.

Во время рейда ковпаковцев по польской земле Роберт Клейн с местными партизанами взрывает здание дома отдыха для высших офицеров рейха вместе с их обитателями, вновь добывает очень ценные документы. При прорыве из кольца окружения в районе Варшавы был вторично тяжело ранен, но  все же сумел выйти к своим.
Родина наградит его, помимо Золотой Звезды Героя, орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Через 20 лет после окончания войны польские власти отметят Роберта Александровича высшими польскими наградами за воинские заслуги: золотыми крестами «Виртути Милитари» и Грюнвальда.  А орден Трудового Красного Знамени Клейн получит за мирный труд в Орле. 

«Приехал он в Орел летом 1946 года (уволен из Советской Армии по инвалидности), высокий, решительный, до предела переутомленный», – рассказывали о нем местные старожилы. Писатель Аркадий Эвентив увидел Клейна таким: «Он заметно прихрамывал.  Годы и испытания избороздили его лицо. Но прямой, ясный и цепкий взгляд светлых глаз, волевая складка губ да глубокая ямочка на подбородке сохранились не тронутыми временем».

 За работу бывший разведчик взялся энергично. Сумел быстро поднять производственную базу автохозяйства, которое возглавил.

Однажды в оттепель автомашины со свеклой для сахарного завода на противоположном берегу реки (он простаивал, не было сырья) скопились у переезда: вода пошла поверх льда. Начальник управления Клейн распорядился снять вентиляторные ремни, закрыть капоты телогрейками и сам повел колонну. Через 10 минут все машины были на месте...
Работал заведующим орловским автотрестом.

Умер Роберт Клейн в 1990 году. Похоронен на Троицком кладбище города  Орла.
На памятнике, установленном на его могиле, нет надписи «Герой Советского Союза». Таково было его желание.
Скромный,  думал о своих потомках. И хотя имя его замалчивалось некоторое время, подвиг его не забыт. 
В Орле, на  набережной  Дубровинского, на доме, в котором в 1971-1990 годах жил Р.А.Клейн, 7 мая 2015 года была открыта мемориальная доска.

Познакомившись с биографией этого замечательного человека, подумала: жизнь, достойная экранизации, достойная памяти.

*Пётр Петрович Вершигора (1905—1963) — активный участник  партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, генерал-майор, Герой Советского Союза (7 августа 1944). Писатель, жил после войны в Москве, работал заведующим военным отделом редакции журнала "Знамя". Его имя носят улицы Киева, Донецка и  других городов Украины.


Рецензии
Сквозь завесу словесных кружев мне удалось разглядеть ваши глаза.

Арсений Нестеров   19.04.2016 23:50     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Арсений.
Сквозь завесу - название улицы
именами героев называют.

Валентина Томашевская   24.04.2016 11:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.