Палочка - это мой коготь

МИХАИЛ БАГДАСАРОВ: «ПАЛОЧКА - ЭТО МОЙ КОГОТЬ»
Укротитель тигров о человеческой природе и тигриной породе
Родился я в Баку в многонациональном дворике пролетарского района. Отец работал проводником, мама - домохозяйка, шестеро детей. Я благополучно трудился линотипистом, пока однажды соседка не пригласила меня в цирк. И все. Я влюбился в него сразу. Бросил все, пошел работать униформистом. Дома меня ругали - манеж под¬метаешь, позоришь семью. Однажды из-за недосмотра ассистентов тигры Назаровой вышли из клетки, и мне пришлось водворять хищ¬ников обратно. После этого я попал в аттракцион к знаменитой дрес¬сировщице, и меня приняли в комсомол. Прошел школу у Маргариты Назаровой, Константина Константиновского, Вальтера Запашного, Ирины Бугримовой. Уже появился опыт, определенное мастерство, но мне не давали работать самостоятельно почти 15 лет, потому что я не был коммунистом. Как я рвался в партию - вы представить не можете! Но когда я отказался в обмен на это написать пасквиль на знакомого, мне сказали: «Ноги твоей не будет в партии!» Много лет я пробыл на вторых ролях. Наконец, когда смог работать по-настоящему, сделал аттракцион «Давид Сасунский» и «Тигры-шоу», стал народным артистом России. Мне еще бы лет 15 прожить, чтоб воплотить все замыслы в жизнь. Слишком поздно состоялась раскрутка, так мало времени дано...
И КНУТ, И ПРЯНИК
Цирк - довольно консервативный вид искусства, как балет и театр. Он настолько устоялся в своих формах, что развивается по тем классическим канонам, что и другие такие же виды искусства. Элементы модернизма, поиски новых жанров, синтез старых и новых форм не меняют основной его сути. И это прекрасно. Цирк неизменен и узнаваем так же, как воспоминания детства. Он поражает детское воображение смелостью, ловкостью, красотой акробатов, храбростью дрессировщиков, потрясающими возможностями человеческого тела, соприкосновением к живой природе. Увидеть воочию хищников, как они подчиняются человеку - какое сердце не замирало в восторге! Я работал с львами, шакалами, гиенами, леопардами, пумами. Но тигры - особая любовь. В царстве кошачьих они - самый чистый подвид. Говорят, что я сам больше похож на тигра и внешне, и по характеру. У нас полное доверие и взаимопонимание. Я один из немногих дрессировщиков, кто может встать к тигру спиной. Но никогда не верьте, что дрессировщик не боится входить в клетку. Войти-то любой дурак может, но оттуда еще надо нормально выйти. Восемь лет назад в Челябинске меня порвала тигрица Уссури – жестоко порвала, еле выкарабкался на этот свет.
                ( окончание на сайте   ufafira.site)


Рецензии