Почему ты не уничтожила эту бумажку?

 


Эта новелла из серии историй цикла «Чёртова дюжина моих лет в милиции».

Несколько лет тому назад  в интернете я нашла итоги опроса сотрудников полиции по поводу того, какие фильмы про сотрудников полиции ( милиции) им нравятся больше всего. Возможно, вы удивитесь, но на первом месте оказался не сериал «Место встречи изменить нельзя», не «Ментовские войны» и не «Тайны следствия», а «Глухарь». О посетивших меня эмоциях говорить не стоит.

В некоторых своих произведениях я рассказывала истории, имевшие место в период моей работы следователем милиции. После окончания университета я была направлена на работу в один из райотделов милиции, где и проработала 13 лет.

Это был казус, поскольку  я была невоеннообязанная по зрению, о чём у меня имелся соответствующий документ. Впрочем, работа мне нравилась, хотя я и сейчас считаю, что  к работе «в погонах» женщин допускать нельзя. Для этого есть мужчины. А женщина должна быть женщиной. Нежной, любимой и любящей, матерью и женой, Но без погон.

Довелось мне расследовать одну кражу с базы райпо. В то время райпо ( районные потребительские общества) слыли довольно богатыми организациями.  Зимней ночью из склада на территории базы райпо украли дорогостоящий товар. Зимние пальто с меховыми воротниками. По тем временам – вещь дорогая и дефицитная. Сумма ущерба была внушительная. Впрочем, вора нашли буквально на следующий день. Ранее судимый, не местный. Обворовал склад, а потом с охапкой этих самых пальто пришёл в квартиру своих случайных знакомых. Всю ночь пил с ними, а утром его задержали рядом с ворохом краденых пальто.
На меня он произвёл неприятное впечатление. Своих «подопечных» я никогда не делила на «приятных» и «неприятных». В отношениях соблюдала дистанцию, конфликтных ситуаций не создавала, поэтому была удивлена его фамильярному обращению ко мне на «ты». Но это были цветочки. Всем своим поведением он показывал явную неприязнь ко мне. В причинах этого я так и не разобралась. Возможно его статус не допускал паритетных отношений с женщиной, в его понятии, «бабой». Впрочем, это не суть так важно.

Доказательства его вины были бесспорными. Собрали сведения о его личности, и я стала готовить дело к окончанию расследования. И тут из ИВС мне сообщают, что он настаивает на встрече со мной.

Пришла. И очень удивилась. Совсем другой человек! Обращается на «Вы», смотрит преданно в глаза.  И делает явку с повинной. Дескать, за несколько месяцев до    совершения кражи со склада райпо он совершил кражу денег и ценностей из киоска «Союзпечать» в нашем городке.

Люди старшего поколения помнят эти киосочки. Помимо газет и журналов там продавались сигареты и всякая мелочь. Значки, открытки. К слову сказать, многие газеты и журналы в то время были жутким дефицитом. Мне киоскёры оставляли весь дефицит потому, что я была их «оптовым» покупателем. Помимо газет я покупала и толстые журналы, в которых в те времена  печатали то, что позже появилось в продаже в виде книг. 
 
Никакой сигнализации на этих киосках в то время не было. Обворовывали их частенько. И чаще всего набеги на них совершали воспитанники спецучилища, располагавшегося ранее на территории нашего района. Сейчас  статус училища «смягчили», а в те времена направляли туда ребят очень проказливых. Помню, читала личное дело одного из них. В 11 лет он топором отрубил голову своей бабушке. А таких, как он, там содержался не один десяток. Как правило, весной  эти лихие ребятки уходили в бега.

Вот и страдали тогда киоски «Союзпечати». Забирали они оттуда не только сигареты и деньги. Открытки, значки, сувениры. Ту мелочь, которая интересна именно детям. По  развитию они и были детьми, только с повадками разбойников.

Из этого киоска, помимо денег и сигарет, также были похищены мелкие товары, что сразу дало возможность предположить версию о совершении кражи несовершеннолетними, тем более, в тот период времени как раз имел место побег из училища.

А тут явка с повинной. Допросила я этого гражданина, и он мне всё подробно рассказывает. Когда, где, каким способом, и что украл. Всё совпадает. А мне не нравится.

Необходимо уточнить, что эти события имели место к окончанию года, поэтому возникновению таких явок с повинной не стоило удивляться так же, как мы не удивляемся кучам мусора, вылезающим на свет  после таяния снега.

Ну, как положено, сделала я с ним выход на место происшествия, где он в подробностях рассказал, как совершал кражу, и что украл. И допустил неточность. В киоске выручка была спрятана слева под прилавком. А он показал, что деньги были найдены им в правом углу.

Эта деталь вызвала у меня большие сомнения в правдивости его слов. Эта и ещё. На кой ляд ему нужна  явка с повинной?  Конечно, сейчас в кинофильмах показывают, как это делается и для чего это делается. Впрочем, и я понимала тогда, но всё равно не понимала его истинных мотивов.

Поскольку сомнения продолжали терзать меня, я обратилась, скажем так, к одной особе, которая осуществляла надзор за нашей работой. Эта особа довольно безапелляционно сказала мне что-то типа, чтобы я дурью не маялась.

Я вздохнула, не стала маяться дурью, завершила расследование по делу, составила обвинительное заключение и стала подшивать дело.

В конце каждого уголовного дела к корочке подклеивался конверт, в который вкладывались документы подследственного, если он был арестован. У этого гражданина тоже имелись личные документы, в том числе и паспорт в кожаной обложке. По правилам, никакие обложки не допускались к вложению с документами.

Я сняла обложку с его паспорта, и на пол упала небольшая бумажонка. Медицинская справка. Согласно справочке, этот гражданин в тот период времени, когда в нашем городке была совершена эта злополучная кража из киоска «Союзпечать», находился за несколько тысяч километров в больнице с переломами обеих ног.

Вот тебе и доказательство  правильности моих сомнений. Что делать? Обвинительное заключение изготовлено, дело подшито, сроков расследования не осталось. В то время со сроками расследования было очень строго.
 
Взяла я дело в охапку и пошла к прокурору. Прокурор у нас тогда был очень приятный дядечка. Он потом в Израиль уехал.  К массе его достоинств можно было отнести также   умение рассказывать  еврейские анекдоты и умение для связки слов применять ненормативную лексику.  Последнее достоинство выглядело несколько пикантно, будто он сожалеет, когда произносит такие слова.

Я пришла, рассказала ему о случившемся и стала ждать вердикта. Он произнёс несколько слов для связки остальных слов и сказал, чтобы я оставляла дело. Своим постановлением он потом прекратил это дело в части кражи из киоска в отношении этого лица.

Я вернулась в отдел милиции. Там уже все знали о случившемся. В полутёмном коридоре меня выловил один из приехавших «для помощи в раскрытии» на конец года товарищей в форме с двумя большими звёздами. И, применив много слов для связки с остальными, прямым текстом сказал:
-Почему ты не уничтожила эту бумажку?

Прошло много лет. Я знаю много достойных и порядочных людей, работающих сейчас в полиции.
Но я боюсь однозначно ответить, как поступили бы в подобной ситуации те, для кого знаковым в своей работе является фильм «Глухарь».



Рецензии
Да, Ватсон был тупой,а я еще тупее - я так и не поняла причем сигареты и чай и как он узнал почти точно о краже в киоске.
Столько всяких мыслей возникло о Вашей работе за именно 'чертову дюжину " милицейских лет.Всегда удивлялась как люди добровольно выбирают профессии, где имеют дело только с негативом, например,медики, или юристы. К одним идут только с болью, к другим со сварами и преступлениями. Ага, одни вылечивают, далеко не всегда, другие восстанавливат справедливость, тоже далеко не всегда, но при этом сплошной каждодневный бр-р-р.

Элла Рахманова   23.04.2023 07:36     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Признательная Вам А.Д.

Александра Зарубина 1   26.04.2023 13:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.