День рожденья! Праздник детства. Часть 2

Маме моей местный наробраз доверил школу в Парахино. Физику и математику, 5-10 классы.Это ей надо было из нашей деревни идти полями и перелесками 4 км в одну сторону. Боже, мой сценарий!
Да ладно, молодость, дорога красивейшая, если только не распутица и лютый мороз. И волки зимой. А вот это серьезно.
И у меня это же самое было, только в глухих архангельских лесах.
КОПИРКА!

Чудовищный учительский коллектив встретил молодую училку, да еще ленинградку, да еще после ВУЗа,да с красным дипломом, в штыки. Щас мы её! Ой, знакомо!

Но. Там была отдушина, одна единственная, но какая...
Бронислава Ильинична Вайсберг. Учитель русского и литературы. Счастливы те, кто учился у нее. Эта роскошная женщина была женой ссыльного Наума Израилевича Вайсберга, окончившего институт кинематографии как сценарист и режиссер и высланного с семьей в 24 часа товарищем Сталиным, как лицо неблагонадежное, к ****ей матери, в новгородскую жопу. Слава богу, не в Якутию.
 
В Окуловке был огромный бумагоделательный комбинат. Наум там быстро пошел в гору, как любой еврей, и стал со временем всеми уважаемым главным инженером.
Бронислава, получив литературное образование то ли в Киеве, то ли в Одессе, поехала по советскому распределению в Галицию, в закарпатскую деревню (я потом по этим местам дважды прошлась с рюкзаком) как училка русского и литературы. На место бывшей, которую бандеровцы распилили на козлах обычной двуручной пилой, а оскверненные останки развесили на деревьях. Это 1950-1952 гг.

Броня в ужасе кинулась на первую попавшуюся грудь. Эта грудь случилась у маленького кругленького лысого проверяющего из области - Наума Израильевича Вайсберга, тогда еще не лишенного прав. Кой *** его туда занесло, но для Брониславы это был выигрышный лотерейный билет. Кому охота быть изнасилованной бандой, а потом распиленной на козлах?

Красавицу Броню Наум увез в шикарную квартиру в Днепропетровск, окружил её роскошью и заботой. Она родила ему, в благодарность, з.амечательных девчонок: Ёлку и Наташку - близнецов. Они их отмечали краской, чтобы различать. (Мы не различали).

А потом, по указке тов.Сталина, евреев поперли везде и отовсюду. Наума лишили престижной работы в кинематографии, и семья очутилась в новгородском кошмаре.

Бронислава, в свою очередь, приняла на свою роскошную грудь мою растерянную мать. Это был глоток воздуха! Мы обрели друзей в их лице.  Моя мать была счастлива. А отец легко сошелся с Наумом, как с любым другим.
 
Когда мы перешагнули порог их уютного гнезда в Окуловке, и мамка увидела пианино, она зарыдала навзрыд. Добирались мы до них трудно: на подводе и долго пешком. Обратно нас Наум отправил с шофером на "виллисе" - деревня ахнула, бабы на мамку затаились.
Мама работала в двух школах: дневной и вечерней. Днем с обычными школьниками, вечером - с их отцами, шпаной и зэками. Не теми, что были в Подпорожье. По ночам проверяла тетради. Она плакала ежедневно, а утром стискивала зубы и шла на работу. Работала на износ. Стала почти прозрачной.

Мама моя была не просто добросовестным учителем, она была человеком из другого мира, загадочного, притягательного. У нас часто бывали её ученики, они много разговаривали, мама давала книги, ставила на патефон классику. Девочки рассматривали фотографии, трогали легкие платья из крепжоржета и крепмарикена, замшевые и лаковые туфельки, которые здесь ну, никак. Ахали. Жалкий наш скарб, чудом привезенные ленинградские вещички приводили их в трепет.
Блин, всё как у меня в моей ссылке! Не хватает только замшевой юбки!

Я вспоминаю мамины рассказы о прошлой жизни в Ленинграде, держу в руках уцелевшие фотографии: коттедж на Серебке, кабинет деда, гостиная, бабушкин рояль "Стейнвей", статуэтка балерины в фуэте, Пушкин за столиком - я ищу сейчас эти статуэтки из моего детства по всем антикварным лавкам Витебска, увы, "Портрет незнакомки", пёс Бумка, роскошный шпиц. Пропал, съели его в блокаду.

Я помню, как моя мама водила своих учеников в поход. И взяла меня. Мы построили шалаш на берегу реки, ребята ловили рыбу, девочки от меня, орущей, отгоняли комаров. Ребята были взбудоражены, очарованы, они никогда не знали, что можно ходить в походы, петь у костра, спать в шалаше (не было палаток).

Новгородщина - роскошная русская природа:перелески, луга, разнотравье, овраги, взгорки, березы, клены, дубки, речки малые, земляника - сказка русская, сердце заходится...
И сюда с танками, автоматами, с закатанными рукавами, смеясь?! На землю русскую? На мотоциклах, с огнеметами, избы жечь? ССуки!

Родители мои, оба, принадлежали работе. Зине они выхлопотали паспорт, она уехала, меня отдали в ясли (тогда еще были), потом в садик, из которого я сбегала к отцу в правление. Потом, отчаявшись, они наняли мне местную няньку, которая, между рюмками, меня научила неформалке.
- О! - спрашивают - кто это там матерится на березе?
- Да это дочка главного инженера.


Рецензии
"Новгородщина - роскошная русская природа: перелески, луга... ... земляника - сказка русская, сердце заходится... И сюда с танками, автоматами, с закатанными рукавами, смеясь?! На землю русскую? На мотоциклах, с огнемётами, избы жечь? ССуки!" Спасибо! Аж глаза мокрые стали... Читаю Вас, Лидия, на рекламе, временами слёзы капают, слабый стал после смерти моей Людмилки... Гениальный фильм "Битва за Севастополь"! Только русские умеют такие фильмы снимать! Америкосов, после развала Союза, после Украины, НЕ-НА-ВИ-ЖУ!!! Гитлеру не удалось, теперь они хотят поработить Россию, твари! Р.Р.

Роман Рассветов   30.07.2017 16:40     Заявить о нарушении
Ром, не плачьте. Я Вас очень и очень... Вы понимаете. Мне страшно представить, что мой Сережа уйдет. А что с Россией делают - сердце рвется!
Вас буду читать.

С уважением,

Лидия Нилова

Лидия Нилова   30.07.2017 17:07   Заявить о нарушении
Спасибо! Р.

Роман Рассветов   30.07.2017 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.