О времени и снеге

     Стоял один из тех немногих за последние зимы дней, когда в полной мере осознаёшь необходимость дворников. На Москву упал снег. По каналам вещания звучали штормовые предупреждения. Белые горы выросли посреди улиц, снегоуборочная техника не справлялась. Казалось, что кто-то незримый сдувает белые хлопья с земли, они поднимаются вверх, а потом с новой силой беспорядочными снежными вихрями бьют в лица людей, окна, по крышам, как газ занимают всё свободное пространство и мешают дышать. Природа явно негодовала. Снег выпал даже на севере Алжира, полностью парализовав автомобильное движение. Солнечная активность превышала все допустимые нормы, по планете пронеслась волна мощных землетрясений, на Таиланд и ряд других стран обрушился небывалой силы цунами, унеся с собой жизни нескольких сотен тысяч людей.

     Снежный поток хлестнул меня по лицу. Рядом со мной под навесом остановки, ёжась от холода, стояла горстка людей. Мимо, проявляясь из снежного тумана и уходя обратно в него, ползли машины. Двигателей слышно не было – только вьюга. Троллейбус затерялся где-то в белой пустыне и никак не хотел приезжать. Но вот спасение – маршрутка.

     Пока я ехал, вьюга немного поутихла. От института можно было различить очертания памятника на Октябрьской площади. На этом месте, на протяжении долгого времени удивительно мирно уживались между собой здание МВД, памятник Владимиру Ильичу и церквушка с ангелом при входе. Там, посреди снежной бури, под порывами ветра и сейчас стоял забытый и оклеветанный вождь. В хорошую погоду на скамейках вокруг памятника сидели студенты, пили пиво, обсуждали студенческую жизнь; его мрамор били роликами и скейтами; к вечеру людей становилось больше, они пили, дрались, кричали, что они эльфы. А вождь ждал...

     Знакомая дорога со временем перестаёт замечаться. Можно идти, ехать, ждать сигнала светофора и даже общаться с людьми, но при этом думать о чём-то своём. Я поднялся по лестнице и быстрым шагом пошёл по коридору, соединяющему два соседних корпуса. В обиходе его называли просто «переход».

     Всё-таки время – это самое дорогое, что есть у человека. Оно летит даже быстрее, чем кончаются деньги в кошельке. Прислушайтесь. Оно тут. Рядом. Раз, два, три ...

     Мы топтали пол перехода на протяжении более четырёх лет. Я не помню, как впервые шёл по нему, зато помню первый день учёбы.
     Первокурсников собрали в аудитории, куда поочерёдно приходили неизвестные нам тогда ещё люди и рассказывали: что наша кафедра самая лучшая; что нам повезло; что из нас сделают настоящих профессионалов, но за это от нас требуется серьёзное отношение к занятиям, трудолюбие; и, само собой разумеется, что мы должны забыть о самом существовании компьютерных игр и прочих развлечений; и так далее, и так далее. Самое удивительное не то, что нам это рассказывали, а то, что мы этому верили.
     Во второй учебный день, который я уже практически не помню, в том самом переходе меня догнал парень невысокого роста, с тёмного цвета волосами и короткой стрижкой. Его скруглённое лицо заканчивалось сильными скулами и достаточно острым подбородком. Серые глаза горели весёлым огоньком и улыбались. Румяные щёки да и всё остальное в нём говорило о доброте и здоровье. На нём была синяя, немного потрескавшаяся куртка из кожзаменителя и чёрные джинсы. Он вытянул указательный палец вперёд и прищурился – так, что его облик сильно напомнил мне самурая:
     – Группа ИТ? – спросил он.

     Так мы познакомились с Виктором.

     Я спешил – меня ждал мой научный руководитель, а я, как всегда, немного опаздывал. В конце перехода я догнал человека. Невысокого роста, в чёрной кожаной куртке, с сумкой через плечо. Он повернулся ко мне. Несмотря на мороз, лицо его было бледным, взгляд серьёзный; было видно, что я прервал ход его мыслей.
     – Здорово!
     – Привет!
     – Как она?
     – Так себе. У тебя?
     – Потихоньку. Работаешь?
     – Да.
     – Как курсовая?
     – Пока не сдавал.
     – Понятно. Кстати, вот - возвращаю диск. Спасибо.
     – Не за что. Давай, удачи.
     – Счастливо.

     Виктор пошёл по коридору налево, а я направо.

     Тогда, на собрании, мы верили в будущее. Ближайшее будущее. Верили, что по окончании института станем настоящими специалистами своей области. И теперь верим. Верим, что на работе освоим и сделаем то, что так и не удалось в институте.

     Всё-таки время – это самое дорогое, что есть у человека. Слышите? Оно тут. Рядом. Уходит.
     ... четыре, пять, шесть ...



  (имена и названия частично изменены)

  (Москва, 2005)


Рецензии
Не стоит возвращаться туда, где когда-то тебе было хорошо.
В прошлом году была у меня апелляция в Питере. До обеда. А поезд - вечером. В общем, времени, которое, согласен - самое дорогое, был вагон. И что-то захотелось мне заехать в институт.
Заехал. Кафедра, несмотря на то, что был самый разгар дня, почему-то оказалось закрытой. В бывшей столовой стоял киоск, В КОТОРОМ МОЖНО БЫЛО КУПИТЬ ПОРОШКОВОЕ ПЮРЕ или лапшу Доширак в БИЧ-ПАКЕТАХ. На лесхозе висели стенды о саженцах с закрытой корневой системой по латышскому варианту "Brika". Те самые, что висели и в моё время...
Время... Оно уже ушло. Убежало. Улетело. На тридцать лет вперед. Уже нет страны, в которой я когда-то родился. А здесь... Висят те же самые наглядные пособия, что и 30 лет назад. Неужели нынешних студентов учат тому же самому, чему когда-то учили и нас?!
Да, вполне возможно. Если им нужен диплом, а не знания.
Примерно с такими мыслями, я спустился на первый этаж, вышел из здания и парком пошел к "Лесной". Там, в студгородке Политеха, почти напротив метро, ещё работала старая студенческая столовая. Из-за нового современного интерьера "старой" её можно было назвать довольно условно. Но кормили там по-прежнему, вкусно. Первое, второе... И компот! И цены для Питера щадящие. Столовая всё-таки не простая. Студенческая.
P.S. А недели две назад случайно узнал, что у моей бывшей Альма-Матер приостановили действие обучающей ВУЗовской лицензии...
P.P.S. Да, вот здесь, мне показалось, небольшая описка - штурмовые предупреждения. Наверное, штОрмовые?
И вот здесь -
– Как она?
– Так себе. У тебя?
Может, как онО? Мне показалось, что одного из собеседников, судя по ответу второго, интересует не какая-то общая знакомая для них обоих женщина, а просто - как у собеседника обстоят дела: Как оно?

Константин Кучер   20.04.2016 12:11     Заявить о нарушении
Константин, интересная зарисовка! Очень близко - не так давно тоже был в своём вузе, грустно. И он тоже потерял самостоятельность, слившись с одним из гигантов.
Отдельное спасибо за указание на опечатку со штурмом/штормом! Исправил.
Во втором случае имел в виду именно "она" - "жизнь". Согласен, что обычно в таком вопросе используется средний род. Вот сейчас задумался, что в жизни собеседник может уточнить "кто она?", а читатель не имеет такой возможности. Так что действительно имеет смысл присмотреться. Может, заменю на "оно".
Спасибо за обратную связь!

Станислав Каварский   24.04.2016 10:59   Заявить о нарушении
Не за что, Станислав. Искренне рад, если какая-то из моих подсказок Вам пригодилась.

Константин Кучер   24.04.2016 14:03   Заявить о нарушении